"Зарубежное военное обозрение" 09'1995
ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ПАКИСТАНА
Полковник. Ю. ПОЧУЕВ
Военно-воздушные силы Пакистана начали создаваться сразу же после провозглашения в 1947 году независимости страны. Основой их стали две эскадрильи бывших ВВС Британской Индии, на вооружении которых имелось некоторое количество устаревших английских истребителей-бомбардировщиков "Хокер-FВ.2" и военно-транспортных самолетов "Дакота". До 1954 года Великобритания оказывала помощь Пакистану в строительстве его военно-воздушных сил путем поставок авиационной техники, содействия в обучении личного состава, направления в страну инструкторов и советников.
После заключения в мае 1954 года пакистано-американского соглашения о взаимном обеспечении безопасности главным поставщиком вооружения Пакистану стали США. Они экспортировали боевые и транспортные самолеты, вертолеты, бортовое и наземное радиолокационное, навигационное и связное оборудование, оказывали помощь в создании системы МТО ВВС и подготовки летных кадров и инженерно-технического персонала. Начиная с 1965 года пакистанское руководство предприняло шаги по поиску новых источнике получения оружия. В частности, к настоящему времени пакистанские ВВС имеют на вооружении американские тактические истребители F-16, французские истребители "Мираж" различных модификаций, а также штурмовики А-5 и истребители F-5, F-6 и F-7 китайского производства, которые стали основой самолетного парка.
Ниже, по данным иностранной прессы, раскрываются организация, боевой состав, система подготовки кадров и перспективы развития ВВС Пакистана.
ВВС страны являются самостоятельным видом вооруженных сил и предназначены для выполнения следующих основных задач: завоевание и удержания превосходства в воздухе, оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, изоляция района ведения боевых действий, прикрытие войск и важных объектов от ударов авиации противника, ведение воздушной разведки, обеспечение выброски воздушных десантов, транспортировка личного состава, а также грузов в интересах всех видов вооруженных сил. Непосредственное руководство осуществляет начальник штаба (.командующий). который несет ответственность за состояние боевой готовности и развитие ВВС, также за решение всех возложенных на них задач. Штаб ВВС (г. Равалпинди) планирует и организует оперативную и боевую подготовку, определяет организационно-штатную структуру соединений и частей, разрабатывает планы применения и оперативного развертывания ВВС.
Организационно ВВС состоят из трех авиационных командований (высшие объединения) - Северного, Центрального, Южного и командования противовоздушной обороны (г. Равалпинди). Основное тактическое соединение - авиационная база, включающая авиационное крыло, отдельные авиационные эскадрильи, а также подразделения боевого и тылового обеспечения. Авиационное крыло является тактической частью, состоящей из штаба и двух - четырех авиационных эскадрилий. На вооружении эскадрильи имеются, как правило, однотипные самолеты, количество которых зависит от ее предназначения (в истребительно-бомбардировочной 10-20 самолетов, в истребительной - 20).
Северное авиационное командование (штаб в г. Пешавар) включает авиационные базы Пешавар, Камра, Мианвали и Чаклала (г. Исламабад) я состав которых входят 33-е (F-16), 36-е (А-5) и 37-е (F-7P) авиационные крылья, а также 35-е авиакрыло самолетов транспортной авиации.
Центральное авиационное командование (г. Саргодха) объединяет авиационные базы Саргодха и Рафики (г. Шоркот): 34-е (F-7P) и 38-с (F-16) авиационные крылья.
Южное авиационное командование (г. Месрур) включает авиабазы Месрур (г.Карачи) и Самунгли (г. Кветта) в составе 31-го (F-7P, F-6) и 32-го ("Мираж-3 и -5") авиационных крыльев соответственно.
Командование противовоздушной обороны (г. Равалпинди) осуществляет общее руководство силами и средствами ПВО ВВС, предназначенными (совместно с другими видами вооруженных сил и национальной гвардией) для противовоздушной обороны административно-политических центров, наиболее важных военно-промышленных объектов, коммуникаций, а также группировок войск и сил флота. Противовоздушная оборона организуемся по секторам ПВО, на которые разделена вся территория страны: Центральный (г. Саргодха), Южный (г. Карачи), Северный (г. Чаклала) и Западный (г. Кветта). Командирам секторов подчинены эскадрильи ЗУР и радиотехнические крылья ПВО.
На вооружении подразделений ПВО состоят зенитные управляемые комплексы французского производства "Кроталь" и китайского - SA-2 (С-75). В эскадрилье ЗУР "Кроталь", как правило, имеется восемь ПУ, а в эскадрилье ЗУР SA-2 (С-75) - шесть. В радиотехнические эскадрильи входят мобильные РЛС: (MPDR-45, VPDR-90) и стационарные (AN/TPS-43E, AN/FPS-20, AWS-1, AR-1, AR-15, S-330, S-404, S-650).
В боевом составе ВВС, по данным иностранной печати, имеется десять авиационных крыльев: 18 эскадрилий боевой и 14 эскадрилий вспомогательной авиации, а также семь эскадрилий зенитных управляемых ракет. Всего насчитывается около 500 самолетов, из них 350 боевой и 150 - вспомогательной авиации.
Боевая авиация включает восемь истребительно-бомбардировочных эскадрилий (34 самолета F-16, 21 "Мираж-ЗЕ", 58 "Мираж-5", 50 А-5), девять истребительных (120 F-7P, 70 F-6) и одну разведывательную ( "Mиpaж-ЗRP", рис. 1).
Вспомогательная авиация представлена двумя эскадрильями транспортной авиации (12 самолетов С-130, два F-27 "Фоккер", три Боинг 707), шестью учебными (около 150 самолетов FT-5, FT-6, рис. 2, FT-7, Т-ЗЗА, Т-37В, "Mиpaж-ЗRP"), одной эскадрильей связи (восемь Цессна, шесть "Мушак"), а также пятью эскадрильями транспортных вертолетов (до 35 SA-315, -316 и -321).
В составе семи эскадрилий ЗУР насчитывается всего до 30 пусковых установок ЗУР "Волга" и "Кроталь", а также около 100 ПЗРК "Мистраль".
ВВС комплектуются личным составом по добровольному принципу. Подготовка летного и технического состава осуществляется в летных и специальных военных учебных заведениях.
Рядовой и сержантский состав ВВС Пакистана готовится из призывников возрасте от 16 до 28 лет. Начальная военная подготовка проводится в авиационной школе в г. Кохат в течение шести месяцев. Младшие авиационные специалисты (авиатехники, специалисты по вооружению, радиомеханики, электрики) продолжают подготовку в учебном центре в течение последующих 6-12 месяцев. Срок действительной службы рядового и сержантского состава ВВС зависит от вида контракта и может составлять 12-18 лет.
Унтер-офицерский состав комплектуется из числа наиболее грамотных солдат и сержантов, прослуживших в армии не менее четырех лет. Первичное унтер-офицерское звание присваивается после окончания соответствующих курсов школ при учебных центрах и офицерских училищах. Как правило, унтер-офицеры служат до сроков, необходимых для получения пенсии (24 - 32 года).
Подготовка офицерских кадров ВВС включает три основных периода обучения: базовая общеобразовательная и военная подготовка; специализированная военная подготовка в училище; совершенствование военных и профессиональных знаний. Базовую общеобразовательную и военную подготовку будущие офицеры получают в основном военном учебном заведении пакистанских ВВС - училище в г. Рисалпур, которое готовит летчиков для различных родов авиации. Срок обучения три года. Инженеры и техники обучаются в инженерно-авиационном колледже в г. Карачи (четыре года). Переподготовка выпускников училища ВВС и повышение квалификации летчиков строевых частей осуществляются в авиационном командном училище в г. Саргодха.
Высшее военное образование офицеры получают в штабном и инженерно-авиационном колледже в г. Карачи. Командные кадры высшего звена ВВС готовятся в национальном колледже обороны в г. Равалпинди.
Продвижение офицеров по службе и присвоение им очередных воинских званий производятся с учетом выслуги лет, профессиональной подготовки и наличия вакантных мест. Для офицерского состава существуют постоянные и временные звания: постоянные присваиваются строго в соответствии с выслугой лет в предыдущем звании, временные - при назначении офицера на должность, штатная категория которой выше его постоянного звания.
В рамках программы развития ВВС предусматривается дальнейшее повышение их боевых возможностей путем совершенствования системы управления и организационно-штатной структуры, наращивания численности и боевого состава, принятия на вооружение современной авиационной техники и средств ПВО как за счет закупки за рубежом, так и путем собственного производства силами национальной авиапромышленности. По взглядам пакистанского командования, основным направлением наращивания боевого потенциала ВВС является оснащение их самолетами современных типов. Вместе с тем отказ США от военных поставок, в частности тактических истребителей F-16, ограничил возможности осуществления планов пополнения парка боевой авиации. В этой связи Исламабад вынужден искать альтернативных поставщиков авиационной техники.
Особое значение придается укреплению и расширению существующих военно-технических связей с Китаем. Гак, в 1993 году Пакистан получил из КНР десять истребителей F-7 (всего планируется поставить 40). Одновременно продолжаются активные работы по совместному производству легких самолетов "Мушак" и учебно-боевых "Каракорум-8" (рис. 3).
Несмотря на сложное финансовое положение, предполагается приобрести в странах Европы и США боевую технику, бывшую в эксплуатации. В частности, до 2000 года в США намечено закупить 70 истребителей F-16A и патрульные самолеты Р-ЗС "Орион", во Франции 40 истребителей "Мираж-2000".
Важным направлением повышения боевых возможностей ВВС является также модернизация и своевременный ремонт состоящей на вооружении авиационной техники, в частности французских самолетов "Мираж-3 и -5", а также китайских F-5, F-6 и F-7, на заводах авиационно-технического комплекса в г. Камра. Предусматривается установка на этих самолетах современного навигационного оборудования и электронных систем управления оружием. Принимаются меры для достижения проектной мощности предприятия в г. Камра по ремонту авиационных двигателей к самолетам F-16 (к 1995 году - до 24 двигателей в год). Развитие военно-воздушных сил Пакистана зависит от финансовых возможностей и перспектив закупки авиационной техники за рубежом, поскольку страна не располагает собственной промышленной базой для ее производства.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI