"Зарубежное военное обозрение" 08'1995

ПРОЕКТ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА США НА 1996 ФИНАНСОВЫЙ ГОД

Подполковник Е. СОБОЛЕВ

В 1996 финансовом году (начнется 1 октября 1995 года) предполагается продолжить сокращение военного бюджета США. На его объем и структуру значительное влияние оказывает дефицит федерального бюджета. Основной задачей финансовой политики американской администрации с 1992 года (избрание президентом страны Б. Клинтона) стало сокращение бюджетного дефицита. Планируется, что в текущем финансовом году он достигнет наименьшего по сравнению с 1992 годом уровня - 192,5 млрд. долларов (доходы- 1346,4 млрд., расходы - 1538,9 млрд.). Однако в проекте на 1996 год снова предусматривается увеличение бюджетного дефицита до 196,7 млрд. долларов (доходы - 1415,6 млрд., расходы - 1612,1 млрд.). Это связано с ростом доли расходов на прямые выплаты отдельным лицам (социальные программы) и выплаты процентов по государственному долгу при сокращении расходов на оборону и ряд других федеральных программ.
Основой финансирования военных приготовлений в Соединенных Штатах является военный бюджет - централизованный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении правительства и официально предназначенный для обеспечения деятельности вооруженных сил. В США им является федеральная программа "Национальная оборона", которая включает следующие компоненты: бюджет министерства обороны; финансовые средства на военные программы министерства энергетики (разработка и производство ядерных боеприпасов) и федерального управления по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА), а также на содержание центрального аппарата, "разведывательного сообщества", службы воинской повинности, сил боеготового резерва судов морских перевозок; отчисления в пенсионный фонд ЦРУ.
По программе "Национальная оборона" на 1996 финансовый год запрашивается 257,8 млрд. долларов. что на 5,7 млрд. меньше уровня 1995-го (табл. 1). Эти средства представляют собой тот объем финансирования, в пределах которого министерства и ведомства могут заключать контракты и осуществлять платежи в течение периода времени, определенного соответствующими законами об ассигнованиях.

ВОЕННЫЕ АССИГНОВАНИЯ США
(в 1994 - 1996 финансовых годах)
Ассигнования199419951996 [проект]
Министерству обороны251,4252,6246
Министерству энергетики10,910,311,2
Другим федеральным ведомствам10,60,6
Итого263,3263,5257,0

Суммы приведены в млрд. долларов в текущих ценах

Наибольшему сокращению в 1996 финансовом году подвергнется бюджет министерства обороны, который будет уменьшен на б,б млрд. долларов и составит 246 млрд. В то же время ассигнования на военные программы министерства энергетики увеличиваются на 0,9 млрд. долларов (запрошено 11,2 млрд.). Это произойдет за счет увеличения средств на ликвидацию последствий от ядерных взрывов и улучшение качества хранения ядерных отходов. В структуре ассигнований, выделяемых другим федеральным ведомствам, изменений не будет.
Основная часть денежных сумм, запрашиваемых по программе "Национальная оборона", приходится на долю министерства обороны (95,4 проц.). Их распределение (табл. 2 и 3) показывает, что в 1996 финансовом году произойдет некоторое сокращение финансирования всех видов вооруженных сил, прежде всего по статьям "Закупки оружия и военной техники (О и ВТ)" и "Содержание военнослужащих".

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АССИГНОВАНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
(в 1994 - 1996 финансовых годах)
Статьи199419951996 (проект)
Содержание военнослужащих71,470,468,7
Боевая подготовка и МТО войск88,392,191,9
Закупки оружия и военной техники44,144,639,4
НИОКР34,635,434,3
Военное строительство65,56,6
Жилищное обеспечение3,53,44,1
Другие статьи (включая компенсационные поступления)3,51,21
Итого251,4252,6246

Суммы приведены в млрд. долларов в текущих ценах

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АССИГНОВАНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
(в 1994 - 1996 финансовых годах)
Виды вооруженных сил199419951996 (проект)
Сухопутные войска62,661,759,2
ВМС75,97772,9
ВВС74,773,572,6
Управления и ведомства19,621,522,3
По всем видам вооруженных сил18,918,919
Итого251,4252,6246

Суммы приведены в млрд. долларов в текущих ценах

По статье "Закупки оружия и военной техники" в 1996 финансовом году запрашивается 39,4 млрд. долларов, что на 5,2 млрд. меньше, чем в 1995-м. Это объясняется завершением некоторых программ по приобретению вооружений и продолжающимся сокращением вооруженных сил.
По данной статье для сухопутных войск запрашивается 6,3 млрд. долларов (из них на закупку авиационной техники - 1,1 млрд.), что на 0,5 млрд. меньше по сравнению с предыдущим годом. Основное внимание при этом уделяется приобретению 24 вертолетов огневой поддержки АН-64 "Апач" модификации "Лонгбоу" (около 350 млн.) и 60 многоцелевых вертолетов 11Н-60л. "Блэк Хок" (около 340 млн.). Основными программами поставок ракетного оружия (676 млн. долларов) являются: 150 тактических ракет АТАСМБ (почти 130 млн,), 858 ПТУР "Джавелин" (около 170 млн.) и 364 ПТУР "Хеллфайр" модификации "Лонгбоу" для вертолетов АН-64 (до 200 млн;). На закупки боевых машин предусматривается выделить 1,3 млрд. долларов, модернизацию 128 танковМ1А2 - около 600 млн., приобретение О и ВТ по другим программам - 795 млн., в том числе одноканальной аппаратуры УКВ радиосвязи SINGARS - около 400 млн.
Для военно-морских сил по этой статье запрашивается 13,1 млрд. долларов, что на 3,3 млрд. меньше, чем в 1995-м, из них на приобретение авиационной техники - 3,9 млрд. Основными будут программы поставок 24 истребителей F/А-18С и D "Хорнет" (1,2 млрд.), 12 учебных самолетов Т-45TS (330 млн.) и семи модернизированных штурмовиков AV-8B "Харриер-2" (270 млн.). В конце 1996 года планируется также закупить опытную партию самолетов Ч-22 "Оспрей". На приобретение ракетного, торпедного и другого вооружения по бюджету запланировано ассигновать 1,787 млрд. долларов, в том числе: 12 стратегических ракет "Трайдент-2" (около 470 млн.) и 217 оперативно-тактических ракет "Томахок" (до 269 млн.). 5,1 млрд. долларов запрашивается на кораблестроительные программы, из них: три эсминца - 3 млрд., атомная многоцелевая подводная лодка типа "Си Вулф" - 1,6 млрд. На остальные программы выделяется 2,4 млрд. долларов, морской пехоте - 474 млн.
Для военно-воздушных сил на приобретение О и ВТ в 1996 финансовом году предполагается ассигновать 16,6 млрд. долларов (на 208 млн. меньше, чем в 1995-м), из них на закупки авиационной техники - 6,2 млрд. Самой крупной будет программа приобретения восьми военно-транспортных самолетов С-17 (около 2,6 млрд.), На закупки ракетного оружия запрашивается 3,7 млрд. долларов, в том числе около 314 млн. на 460 ракет AMRAAM класса "воздух- воздух". 6,8 млрд. долларов ассигнуется по остальным программам, в том числе на систему воздушной разведки и целеуказания "Джистарс" и систему обучения J PATS.
На закупки О и ВТ для других учреждений и ведомств министерства обороны США в 1996 финансовом году планируется выделить 1,7 млрд. долларов, что на 150 млн. меньше, чем в 1995-м. Они пойдут в первую очередь на приобретение радиоэлектронных систем управления и связи. Кроме этого, 746 млн. долларов предполагается выделить на закупки оборудования для уничтожения химического оружия.
Особое внимание в 1996 финансовом году будет уделено повышению эффективности борьбы с оперативно-тактическими и тактическими ракетами. В частности, на программу закупок для сухопутных войск 3PK "Пэтриот" последней модификации запрашивается 280 млн. долларов, противоракетного комплекса морского базирования на базе многофункциональной системы оружия "Иджис" с ЗУР "Стандарт-2" для ВМС - 265 млн. и противоракетного комплекса перехвата системы ПРО на ТВД - 452 млн. Все закупки будут осуществляться под централизованным руководством управления ПРО министерства обороны США.
Первое место по объему финансирования в 1996 финансовом году, как и в предыдущие годы, занимает статья "Боевая подготовка и МТО войск". Ее доля в бюджете Пентагона составит 37,4 проц. (в 1995-м - 36,5) . Всего по этой статье запрашивается 91,9 млрд, долларов. Она включает затраты на боевую и специальную подготовку личного состава, медицинское и культурно-бытовое обслуживание военнослужащих, ремонт и обслуживание О и ВТ, а также недвижимого имущества, транспортировку и складирование грузов, закупки горюче-смазочных материалов. Приоритет данной статьи свидетельствует о том значении, которое военное руководство придает поддержанию высокого уровня боеготовности вооруженных сил при сокращении их численности. Так, при общем снижении военного бюджета в текущих ценах на 2,2 проц. уменьшение ассигнований по этой статье запланировано в размере всего 0,2 проц., что объясняется стремлением американского командования обеспечить способность вооруженных сил к быстрому отмобилизованию, развертыванию и ведению эффективных боевых действий в различных конфликтах. Повышенное внимание уделяется подготовке и МТО подразделений сухопутных войск и морской пехоты, на которые придется основная тяжесть участия в локальных войнах, а также совершенствованию системы складирования военной техники. В 1996 финансовом году запланировано увеличить им ассигнования на 0,5 и 0,2 млрд. долларов соответственно.
Уменьшение объемов финансирования по статье "Содержание военнослужащих" обусловлено в первую очередь предполагаемым сокращением в 1996 финансовом году численности регулярных вооруженных сил США до уровня 1,5 млн. человек. Из регулярных вооруженных сил предполагается уволить 38 тыс. человек (2,4 проц. общего состава) и из организованного резерва - 38 тыс. (3,9). В целом ассигнования на содержание военнослужащих (основной оклад, различные надбавки, средства на продовольственно-вещевое снабжение, перевозки военнослужащих и их багажа) в 1996 финансовом году составят 68,7 млрд. долларов (уменьшатся по сравнению с предыдущим на 2,4 проц.). Но, несмотря на это, планируется увеличить денежное содержание военнослужащих на 2,4 проц., что поможет сохранить соответствие с уровнем доходов занятых в гражданском секторе и будет способствовать привлечению на военную службу высококвалифицированных специалистов. Удельный вес этой статьи в последнее время стабилен и составляет около 1/3 общих ассигнований Пентагону. По объему финансирования она идет после статьи "Боевая подготовка и МТО войск".
Следующей по объему выделяемых ассигнований является статья "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)". Ассигнования в данной области в 1996 финансовом году уменьшатся на 1,1 млрд. долларов (3,1 проц.) и составят 34,3 млрд. Это объясняется изменением структуры НИОКР и увеличением доли гражданских учреждений в проведении фундаментальных и прикладных исследований до 50 проц. за счет передачи им НИОКР двойного назначения. Но общая доля НИОКР в федеральном бюджете повысится на 0,15 млрд. и составит 72,9 млрд. долларов. Особое внимание будет уделяться исследованиям в области следующих технологий: двойного назначения, "стелт" и информационных.
Приоритетность в распределении средств на НИОКР по видам вооруженных сил по сравнению с прошлым годом не изменится. Первое место по-прежнему будут занимать ВВС, которым выделяется 12,7 млрд. долларов, или 37 проц. всего объема ассигнований, что на 0,5 млрд. больше, чем в 1995 году. Эти средства пойдут в первую очередь на модернизацию О и ВТ (5,4 млрд. долларов), а также на технические и промышленные разработки (4,5 млрд.). Увеличение запрашиваемых средств связано прежде всего с разработками по программе перспективных технологий "Джаст" (150 млн. долларов), а также с созданием истребителя F-22 (2,3 млрд.), перспективной МБР, спутников раннего обнаружения пусков баллистических ракет и ракет средней дальности. На модернизацию многоцелевых истребителей F-15 "Игл" планируется выделить 128 млн. долларов, F-16 "Файтинг Фалкон" - 172 млн., стратегического бомбардировщика В-2 - 500 млн.
Управления и ведомства министерства обороны должны получить 8,8 млрд. долларов (25,7 проц.), что на 180 млн. меньше, чем в 1995 году. Приоритет здесь отдается таким направлениям, как экспериментальные (3 млрд.) и поисковые (1,4 млрд.) разработки. Больше всего средств планируется выделить на НИОКР в области ПРО на ТВД (1,7 млрд.) и создание системы национальной ПРО (1,2 млрд.).
ВМС выделяется 8,3 млрд. долларов (24,2 проц.). Это на 450 млн. меньше, чем в 1995 году. Ведущими направлениями НИОКР являются технические и промышленные разработки (2,3 млрд.), модернизация находящихся на вооружении систем (2,7 млрд.) и демонстрационные испытания (1,6 млрд.). Значительный уровень ассигнований связан с дальнейшим финансированием по программам создания истребителя F/А-18Е и F "Хорнет" (618 млн.) и многоцелевого самолета Ч-22 "Оспрей" (712 млн.), а также с началом совместных с ВВС работ по программе "Джаст" (152 млн.), модернизацией истребителей F-14 "Томкэт" (169 млн.).
Сухопутным войскам в 1996 году планируется ассигновать 4,5 млрд. долларов, или 13,1 проц. (на 1,03 млрд. меньше, чем в 1995-м). На технические и промышленные разработки предполагается направить 1,1 млрд. Большое внимание уделяется модернизации армейской авиации (разработка вертолета RAH-66А "Команч" - 374 млн. долларов) и бронетанковой техники (БМП "Брэдли" - 111 млн.), а также созданию новых противотанковых средств.
По статье "Военное строительство" запрашивается 6,6 млрд. долларов, что на 1,1 млрд. больше, чем в 1995 году. По видам вооруженных сил эти ассигнования распределяются следующим образом: сухопутные войска - 473 млн. (на 76 млн. меньше, чем в 1995 году), ВМС - 488 млн, (на 91 млн. больше), ВВС - 496 млн. (на 17 млн. меньше), управления и ведомства министерства обороны - 857 млн. (на 355 млн. больше). Основной прирост ассигнований по данной статье происходит за счет программы по закрытию и перестройке военных баз. В 1996 финансовом году на эти цели запрашивается 3,7 млрд. долларов, что на 1,1 млрд. больше, чем в 1995-м.
Большое внимание в проекте бюджета министерства обороны на 1996 финансовый год уделяется повышению жизненного уровня военнослужащих, что находит отражение в статье "Жилищное обеспечение". На 1996 финансовый год по ней запрашивается 4,1 млрд. долларов, что на 0,7 млрд., или 20,6 проц., больше уровня 1995-го. Эти ассигнования предназначены для улучшения жилищных условий военнослужащих.
Анализ ассигнований по линии министерства обороны на 1996 финансовый год показывает, что их снижение вызвано сокращением численности вооруженных сил, окончанием ряда программ по оснащению войск О и ВТ и началом развертывания новых программ с учетом требований концепции "Армия XXI века", а также изменением подходов к военно-промышленным разработкам, в которых основное внимание планируется уделить развитию технологий двойного назначения. Сокращение финансовых средств вынуждает военное руководство искать пути их экономии. С этой целью запланирован комплекс мероприятий, включающих следующие функциональные и структурные изменения в министерстве обороны: совершенствование системы закупок О и ВТ, реорганизация финансово-отчетных органов, создание командования управления контрактами, передача общих функций тылового обеспечения управлению тыла, совершенствование хранения и распределения запасов МТО, принятие мер по их сокращению.
Кроме бюджета министерства обороны, значительные средства на военные цели выделяются некоторым гражданским министерствам и ведомствам, например министерству энергетики - 11,2 млрд. долларов: разработки, испытания и производство ядерных боеприпасов - 3,6 млрд. (31,8 проц.); проведение мероприятий, связанных с восстановлением окружающей среды и захоронением отходов - 6 млрд. (53,6); производство ядерных материалов и другие военные программы - 1,4 млрд. (12,8); хранение ядерных отходов - 0,2 млрд. (1,8). Уровень финансирования разработок и производства ядерных боеприпасов в последние годы отличается стабильностью и составляет около 3,5 млрд. долларов в год. Вместе с тем увеличиваются ассигнования на восстановление окружающей среды и захоронение отходов (с 3,2 млрд. долларов в 1991-м до 6 млрд. в 1996-м), а также их удельный вес в общем объеме выделяемых министерству энергетики финансовых средств (с 27,3 до 53,6 проц.).
Ассигнования в рамках военного бюджета на военные программы других министерств и ведомств в 1996 финансовом году составят 0,6 млрд. долларов. Эти средства планируется выделить службе воинской повинности, ФБР (на проведение контрразведывательной деятельности за рубежом) и центральному аппарату "разведывательного сообщества". Кроме того, предусмотрены отчисления Федеральному управлению по действиям в чрезвычайных условиях и ЦРУ, а также денежные компенсации лицам, облученным при проведении ядерных испытаний и в ходе добычи ядерных материалов. На подготовку системы государственного управления к действиям в условиях чрезвычайной обстановки, гражданскую оборону и другие программы в 1996 финансовом году запрашивается 203 млн. долларов.
Часть затрат военного характера проходит по гражданским разделам федерального бюджета. Это в первую очередь программы военной помощи иностранным государствам (по классификации ООН они относятся к категории "военных") и бюджет НАСА (14,3 млрд. долларов), около 1/4 которого, по оценкам американских специалистов, предназначено для военных целей.
Ассигнования на военную помощь иностранным государствам планируются в размере 5,8 млрд. долларов. Большая их часть направляется на программу "Финансирование вооружений, закупаемых иностранными государствами" (3,3 млрд.). К основным странам-получателям относятся Израиль и Египет. Бюджет Пентагона содержит запрос о выделении 371 млн, долларов (на 7,3 проц. меньше по сравнению с 1995 финансовым годом) на оказание помощи России и бывшим советским республикам по обеспечению безопасности при транспортировке, хранении и уничтожении ядерного, химического и другого оружия массового поражения, предотвращению распространения его компонентов и технологий производства, проведению конверсии военных предприятий и расширению контактов между вооруженными силами США и этих стран.
В ходе обсуждения военного бюджета конгресс, в котором большинство составляют сторонники укрепления вооруженных сил, может изменить объем запрашиваемых ассигнований. В частности, спорными вопросами являются финансирование операций по поддержанию мира, разработок технологий двойного назначения, мероприятий по проведению военной конверсии, охране окружающей среды, предотвращению распространения оружия массового поражения и средств их доставки.
Кроме ассигнований, вторым показателем, характеризующим военный бюджет, являются расходы, то есть денежные средства, которые фактически затрачиваются в данном финансовом году для оплаты принятых финансовых обязательств как прошлых лет, так и текущего финансового года. Они показывают реальное выполнение программ, на которые ранее были выделены денежные средства (табл. 4) . Как и в структуре ассигнований, большая часть расходов в 1996 году приходится на министерство обороны - 250 млрд. долларов (95,6 проц.), что на 10,2 млрд. меньше, чем в 1995-м, Снижение объясняется сокращением ассигнований как в предыдущие несколько лет, так и в 1996 финансовом году (табл. 5 и 6).

ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ США
(в 1994 - 1996 финансовых годах)
Расходы199419951996 {проект}
Министерство обороны268,6260,2250
Министерство энергетики11,910,510,8
Другие федеральные ведомства1,10,90,6
Итого281,6271,6261,4

Суммы приведены в млрд. долларов в текущих ценах.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ
(в 1994 - 1996 финансовых годах)
Статьи199419951996 (проект)
Содержание военнослужащих73,170,566,2
Боевая подготовка и МТО войск87,988,491
Закупки оружия и военной техники61,854,748,6
НИОКР34,83534,5
Военное строительство55,65,7
Жилищное обеспечение3.33,53,9
Другие статьи (включая компенсационные поступления)2,72,50,1
Итого268,6260,2250

Суммы приведены в млрд. долларов в текущих ценах.

Самой большой по объему является статья "Боевая подготовка и МТО" - 91 млрд. долларов, что на 2,6 млрд. больше, чем в 1995 году. Это еще раз подтверждает особое внимание, которое в США уделяется повышению уровня боевой подготовки вооруженных сил в условиях продолжающегося сокращения финансирования министерства обороны.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ПО ВИДАМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
(в 1994 - 1996 финансовых годах)
Виды вооруженых сип199419951996 (проект)
Сухопутные войска6562,659,4
ВМС85,78977,35
ВВС74,4173,572,6
Управления и ведомства19,621,321,7
По всем видам вооруженных сил23,921,919
Итого268,6260,2250

Суммы приведены в млрд. долларов в текущих ценах.

Расходы по статье "Содержание военнослужащих" планируются в размере 66,2 млрд. долларов, что на 4,3 млрд., меньше, чем в предыдущем. Это объясняется структурной перестройкой вооруженных сил и сокращением их численности.
По статье "Закупки O и ВТ" расходы в 1996 финансовом году составят 48,6 млрд. (на 6,1 млрд. меньше по сравнению с 1995-м), что отражает тенденцию к снижению объемов закупок старых образцов О и ВТ в связи с окончанием их поставок по ранее заключенным контрактам и развертыванием программ по закупке новых систем вооружений.
Расходы на НИОКР планируются в размере 34,5 млрд. долларов (на 0,5 млрд. меньше, чем в 1995 году). Это наиболее стабильная статья в бюджете министерства обороны. и обычно она составляет около 13,5 проц. всех расходов Пентагона.
Расходы на военное строительство и жилищное обеспечение в 1996 финансовом году возрастут незначительно и составят 5,7 и 3,9 млрд. долларов соответственно. В то же время затраты по другим программам военного ведомства США сократятся до 0,1 млрд. долларов (в 1995 году - 2,5 млрд.).
Военные расходы министерства энергетики достигнут 10,8 млрд. долларов (увеличение на 0,3 млрд.), других учреждений и ведомств - 0,6 млрд. (уменьшение на 0,3 млрд.). Расходы Федерального управления по действиям в чрезвычайных условиях планируются в размере 214 млн, долларов.
На оказание помощи России и другим бывшим советским республикам по программе "Сокращение угрозы от бывших советских республик" предполагается затратить 361 млн. долларов, что на 40 млн. больше, чем в 1995 финансовом году.
Планируемое сокращение военных расходов в 1996 финансовом году является следствием резкого снижения ассигнований на оборону в 1991 - 1994 финансовых годах (на 39,5 млрд.) и характеризует стремление руководства США к сокращению расходной части федерального бюджета и снижению за счет этого бюджетного дефицита. Предполагается, что доля военных расходов в 1996 финансовом году в валовом внутреннем продукте составит 3,5 проц., а в федеральном бюджете - 16,2 проц., что на 1,8 проц. меньше, чем в 1995-м.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что представленный на рассмотрение конгресса проект военного бюджета в условиях жесткой экономии средств позволит военно-политическому руководству иметь подготовленные и мобильные вооруженные силы, отвечающие основным требованиям военно-стратегической концепции об одновременном их участии в двух региональных конфликтах.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz