"Зарубежное военное обозрение" 08'1995

УР КЛАССА "ВОЗДУХ - ПОВЕРХНОСТЬ"

Подполковник Е. ЕФИМОВ, кандидат технических наук;
майор А. ДВОРЕЦКИЙ

В 1982 ГОДУ фирмы "Бритиш аэроспейс" и "Маркони" (Великобритания), а также "Тексас инструментc" (США) представили заявки на участие на конкурсной основе в программе министерства обороны Великобритании по созданию запускаемого с самолетов оружия для подавления средств ПВО - ПРР ALARM и HARM соответственно. В 1991 году на вооружение была принята ракета ALARM. Ее масса около 200 кг, с пусковым устройством - 265 кг, длина 4 м.
Ракета ALARM оснащена твердотельной широкодиапазонной противорадиолокационной ГСН с аппаратурой программного управления, в которую вводятся характеристики РЛС противника. Очередность поражения целей зависит от выполняемой задачи и типов средств ПВО, ее можно менять перед взлетом самолета. Наиболее важным узлом в ракете считается блок управления выполнением боевой задачи, позволяющий выбирать траекторию полета. Он создан специалистами фирмы "Бритиш аэроспейс" на базе микроэлектронной вычислительной технологии, используемой в авиационной ПКР "Си Игл". Ракета ALARM функционирует в двух основных режимах: непосредственный пуск по цели и ее захват на траектории при спуске с раскрытым парашютом. В последнем случае УР после пуска немедленно переходит к набору высоты до 12 000 м. затем раскрывается парашют и ракета начинает поиск источника излучения и анализ радиолокационных сигналов. Как только выбрана цель, парашют сбрасывается, а ракета пикирует на нее. Если цель прекращает излучение, то УР удерживается на курсе с помощью блока наведения бортовой инерциальной системы навигации. ПРР ALARM могут быть оснащены самолеты "Торнадо", "Си Харриер", "Хок" и даже вертолеты "Линкс".
Состоящие на вооружении боевых вертолетов противотанковые управляемые ракеты первого поколения были оснащены ручными командными системами наведения по проводам. На них были установлены трассеры для облегчения оператору процесса сопровождения. Однако применение ручной командной системы наведения требовало наличия квалифицированных операторов, на подготовку которых затрачивались большие средства. Поэтому в противотанковом управляемом оружии второго поколения используется полуавтоматическая командная система наведения по линии визирования - SACLOS (Semi-Active Command-to-Line-of-Sight). Обязанность оператора в этом случае состоит только в удержании стабилизированного прицела на цели, а устройство сопровождения ракеты (гониометр), измеряя угловые отклонения ПТУР от линии визирования, с помощью вычислителя формирует команды управления. В 1972 году на вооружение вертолётов UH-1В армии США, участвовавших в боевых действиях в Южном Вьетнаме, поступили опытные образцы ПТУР ТОУ фирмы "Хьюз". К середине января 1973 года 124 ракеты из 162 пущенных поразили цели.
Система наведения SACLOS была использована также в ПТУР ХОТ, разработанной консорциумом "Евромиссайл". Противотанковые комплексы ТОУ и ХОТ оснащены ИК прицельными устройствами, которые позволяют применять ракеты ночью, при наличии дыма и легкого тумана. На более поздних вариантах ракет, например BGM-71D ТОУ-2, для повышения помехоустойчивости в дополнение к ксеноновым были установлены тепловые трассеры.
В начале 70-х годов западногерманская фирма МВБ разработала реактивную броню, которая при подрыве кумулятивной БЧ ракеты разрушает ее кумулятивную струю. В этой связи для повышения боевых возможностей противотанковых управляемых ракет они оснащаются дополнительным кумулятивным зарядом, который сначала вызывает срабатывание реактивной брони, после чего подрывается основной заряд. Такими боевыми частями тандемного типа оснащены ПТУР BGM-71E ТОУ-2 и ХОТ-2Т. На следующем этапе усовершенствования ПТУР производилась оценка возможности нанесения удара по более тонкой броне, расположенной на верхней части танка. Для этого ракета должна была совершать полет на некоторой определенной высоте над танком или пикировать на него на конечном участке траектории. Стабилизированная по крену ПТУР BGM-71F ТОУ-2В предназначена для выполнения полета на высоте 1 м над линией визирования цели и имеет два боевых заряда с самоформирующимися поражающими элементами - EFP (Explosively Formed Penetration), направление действия которых ориентированы под некоторым углом вниз.
Что касается дальнейших перспектив развития ПТУР, то предусматривается сокращение времени полета ракеты, а следовательно, продолжительности прерывания носителя (вертолета) вне укрытия. Это означает, что должна быть создана более скоростная ракета и, вероятно, последует отказ от применения системы наведения по проводам. Учитывая это, фирма "Хьюз-" решила финансировать разработку радиокомандной системы наведения для нового варианта ПТУР ТОУ, получившего наименование ТОУ-2С (или ТОУ-3).

Рис. 1. Компоновочная схема УР AGM-114А "Хеллфайр": 1 - лазерная ГСН; 2 - кумулятивная БЧ тандемного типа: 3 - секция управления: 4 - блок гироскопов; 5 - секция двигателя; 6 - рули управления; 7 - электронные блоки; 8 - термобатареи; 9 - баллон со сжатым воздухом; 10- Донный взрыватель 11 - взрыватель

Противотанковое управляемое оружие третьего поколения, оснащенное системой самонаведения, может применяться на большой дальности с автономным наведением после пуска и должно иметь более высокую вероятность попадания. чем оружие с системой SACLOS. Первой ПТУР третьего поколения, поступившей на вооружение вертолетов, является AGM-114A "Хеллфайр" фирмы "Рокуэлл" с лазерной головкой самонаведения (рис. 1). Она обладает сверхзвуковой средней скоростью полета и дальностью действия около 8 км (для сравнения: дальность действия ХОТ и ТОУ составляет 4 км). Вариант AGM-1 14B. предназначенный для морской пехоты США, дополнительно оснащён предохранительно-исполнительным механизмом. Вариант AGM-114F создается для армии США и должен быть снаряжен кумулятивной БЧ тандемного типа. Наличие цифрового автопилота позволяет использовать эту модификацию с высокоскоростных носителей (самолетов). В перспективе для ракеты "Хеллфайр" предполагается разработать тепловизионную ГСП, а также радиочастотную, работающую в миллиметровом диапазоне волн.

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ
Наименование и обозначение,
год принятия на вооружение
(страна-разработчица)
Стартовая масса, кгМасса БЧ, кгМакс. дальность стрельбы, кмМакс. cкорость, м/сСистема наведенияНосители
ТОУ BGM-71A и В, 1975 (США)193,54210Полуавтоматическая по проводамАН-1, UH-1
ТОУ BGM-71C, 1983 (США)1944210То жеТо же
ТОУ-2 BGM-71D, 1983 (США)21,564210- " -- " -
"Хеллфайр" AGM-114А, В и С 1985 (США)46-488-98300Автоматическая с полуактивной лазерной ГСНАН-64 "Апач"
АS-11, 1958 (Франция)304,53,5190Ручная по проводамSA-313B
AS-11B1, 1965 (Франция)3063,5190Полуавтоматическая по проводамSA-313B и С, SA-316В и SA-319B, SA-341F, UH-1B и D, AB-204B, АВ-205А, АВ-206А и -206В1
ХОТ 1978 (Франция, ФРГ)23,554280То жеSA-341 и SA-342M "Газель", ВО-105Р
ХОТ-2, 1985 (Франция, ФРГ)23,554280- " -То же

1. Боевая часть всех ПТУР кумулятивная.
2. Точность стрельбы (КВО) всех ПТУР составляет менее 10 м.
3. Максимальная дальность стрельбы ПТУР "Хеппфайр" AGM-114A, В и С дается при подсветке цели с разведывательного самолета.

В странах Западной Европы для замены ХОТ разрабатывается ПТУР большой дальности TriGAT/AS3G/PARS3 с тепловизионной ГСН. Фирма МВВ является основным подрядчиком по созданию варианта этой ракеты для применения с вертолетов. Она будет иметь возможность совершать крейсерский полет на высоте 80 м над поверхностью земли на дальность около 5 км, на конечном его участке производится атака цели с пикированием под углом 30°. Использование системы наведения с волоконно-оптическим кабелем (телевизионная камера установлена в носовой части ракеты) для обеспечения передачи на пульт оператора изображения местности, расположенной впереди ракеты, позволит увеличить дальность применения ПТУР в несколько раз. Ракета должна поступить на вооружение в 1998 - 1999 годах.
Основные характеристики противотанковых управляемых ракет приведены в табл. 1.
Боевые действия на Ближнем Востоке в 1967 году положили начало работам по созданию во многих странах НАТО специализированного вида оружия - противокорабельных управляемых ракет (ПКР). Зарубежные специалисты делят их на три подкласса: малой, средней и большой дальности действия (табл. 2).
ПКР малой дальности предназначены для борьбы с малотоннажными кораблями и судами, а также с быстроходными катерами, имеющими водоизмещение до 500 т и способными обеспечить самооборону от воздушного нападения на дальностях 5 - 7 км (в перспективе 10-15 км). В них используются боевые части полубронебойного, кумулятивного и осколочно-фугасного типов массой 20 - 70 кг, которые требуют практически прямого попадания ракеты в цель, поэтому точность наведения и эффективная дальность действия являются основными критериями при выборе систем наведения ракет этого подкласса.
В иностранной печати отмечается, что из состоящих на вооружении и разрабатываемых ПКР малой дальности в 90-х годах, по-видимому, останутся ракеты "Си Скьюа" (Великобритания), AS.15TT (Франция) и "Марте" Mk2 (Италия).

Рис. 2. Компоновочная схема ПКР "Си Скьюа": 1 - хвостовой стабилизатор; 2 - стартовый РДТТ; 3 - блок задержки включения маршевого двигателя; 4 - маршевый РДТТ; 5 - гироскопы и емкость с газом; 6 - радиовысотомер; 7 - электронный блок: 8 - сервоприводы рулей; 9 - термобатарея; 10 - носовые рули; 11 - боевая часть; 12 - электронные блоки ГСН; 13 - антенный блок полуактивной ГСН

ПКР "Си Скьюа" фирмы "Бритиш аэроспейс" находится на вооружении вертолетов ВМС Великобритании "Линкс" с 1981 гола. После успешного боевого применения ПКР во время вооруженного конфликта в Южной Атлантике из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов спрос на них значительно возрос и одновременно возник вопрос об увеличении количества типов возможных носителей. Ракета может быть использована с вертолетов "Си Кинг", Белл 212 и Белл 214ST, CH-60В "Си Хок", SA-365, AS-332, также с самолетов ;Дсфендср", ЕМВ-120 и других. Основные типы целей для ракеты - быстроходные сторожевые катера, катера на воздушной подушке и подводных крыльях. При этом, как отмечается в иностранной печати, вероятность поражения цели состовляет около 0,9.
Конструктивно ракета "Си Скьюа" (Рис.2) выполнена по аэродинамической схеме "поворотное крыло" .
В носовом отсеки размещены аппаратура полуактивной радиолокационной ГСН, электропривод рулей, термобатарея и боевая часть кумулятивного действия (масса 20 кг) , расчитанная на проникновение и подрыв внутри корпуса корабля. Аэродинамические и энергетические возможности обеспечивают ракете дальность до 22 км при полете на предельно малых высотах. Подсветка цели для ГСН осуществляется РЛС "Си Спрэй" ARI5979, работающей в диапазоне 8-10 ГГц. По заявлению разработчиков, энергетические возможности РЛС подсветки позволяют обнаружить цели на больших дальностях в любых погодных условиях и даже в случае применения противником мер радиоэлектронного подавления
Всепогодная ПКР AS.15TT разработана фирмой "Аэроспасьяль" для борьбы с небольшими кораблями. Она выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и оперением. В носовой части корпуса находится БЧ массой 30 кг. Двигательная установка состоит из стартового и маршевого РДТТ, расположенных соосно один за другим. Суммарное время работы двигателя 45,2 с, маршевая скорость ракеты на траектории 280 м/с. Радиокомандное наведение обеспечивается панорамной РЛС носителя "Агрион" фирмы "Томсон - CSF". Сигнал рассогласования в горизонтальной плоскости, измеренный РЛС носителя, в кодированном виде подается на ракету, где декодируется и преобразуется в сигналы управления рулями. В вертикальной плоскости траектория корректируется радиовысотомером. Маршевый участок полета проходит на высоте 3- 5 км., а примерно за 300 м до цели ракета снижается и поражает цель на уровне ее ватерлинии.
Итальянская ракета "Марте" Mk2, разработанная фирмами "Систель" и "Ото Мелара", в 1983 году была впервые представлена в виде полномасштабного макета на авиационно-космической выставке в Фарнборо. . Она выполнена по аэродинамической схеме с крестообразным поворотным крылом и неподвижным хвостовым стабилизатором. В носовой части установлены активная радиолокационная головка самонаведения "Тессо", созданная фирмой "Стисель" для ракеты "Отомат", инерциальный блок и радиовысотомер. Угол обзора ГСН в режиме поиска 60 град., в режиме наведения 30 град. Боевая часть полубронебойная с высокоэффективным взрывчатым веществом.. Двигательная установка состоит из стартового и маршевого РДТТ. Первые 14 км управление ПКР осуществляется инерциальной системой и радиовысотомером, а примерно за 6 км до цели включается активная ГСН.
Для борьбы с группами кораблей, способными вести как индивидуальную (на дальностях 10 - 15 км), так и коллективную (50 - 70 км) противовоздушную оборону, используются ПКР средней дальности действия. Большинство из них дозвуковые, с маршевым участком траектории, проходящим на предельно малой высоте (3 - 10 м). Запуск производится по целеуказанию с носителя на дальностях, превышающих зону действия активных средств ПВО кораблей. Системы наведения ПКР: наведение на маршевом участке траектории осуществляется инерциальными навигационными системами, а самонаведение на конечном участке обеспечивается активными радиолокационными ГСН.
Высокую эффективность в ходе боевых действий в Южной Атлантике и в войне между Ираком и Ираном продемонстрировала выпускаемая во Франции ракета средней дальности "Зкзосет" АМ.39. С помощью таких УР ВВС Аргентины уничтожили английские эсминец "Шеффилд" и контейнеровоз "Атлантик Конвейор". В ирано-иракском конфликте было зарегистрировано 12 попаданий иракских ракет "Экзосет" в различные суда. Ракета АМ.39 имеет нормальную аэродинамическую схему и оснащается БЧ осколочно-фугасного действия. Взрыватель ударного действия, с замедлением. Двигательная установка состоит из стартового и маршевого РДТТ, время работы которых равно 2 с и 130 - 150 с соответственно. В комбинированную систему самонаведения входят бесплатформенная инерциальная навигационная система и активная моноимпульсная радиолокационная ГСН ADAS, способная обнаруживать надводные цели при волнении моря 6 баллов на дальности 24 км. Рабочий диапазон частот активной радиолокационной ГСН составляет 8-10 ГГц. Антенна осуществляет поиск цели в секторе от -16 до + 16 град. по азимуту и от -10 до +10 град. по углу места. В случае применения противником эффективных мер радиоэлектронного противодействия ГСН может переходить в режим наведения на помеху. При сильном волнении моря возможен пролет ракеты над палубой корабля (особенно когда он находится между волнами). В этом случае ГСН выполняет функции радиовзрывателя, обеспечивая подрыв боевой части над палубой. Автономный полет осуществляется на предельно малой высоте с помощью радиовысотомера AHV-7, работающего в режиме непрерывного излучения с частотной модуляцией.
Пуск ракеты производится с высот 50-10 000 м без включения двигателя. Она планирует до высоты 10 - 15 м (рис. 3) и летит с постоянной скоростью, соответствующей числу М = 0,93. По мере приближения к цели высота может изменяться ступенчато: на среднем участке до 7 м, в конце участка поиска после захвата цели и определения элементов ее движения на участке самонаведения до 2 - 5 м, а затем остается неизменной. По мнению французских специалистов, такой профиль полета на конечном участке делает ракету малоуязвимой для средств противодействия. Обнаружение ее даже в начале участка поиска (за 12 - 15 км от цели), когда включается ГСН, является нелегкой задачей для корабельных РЛС. Решение усложняется тем, что ракета находится в зоне отражения радиолокационных сигналов от морской поверхности, а высота ее полёта по мере сближения с целью уменьшается.

Рис. 3. Траектория полета ПКР "Экзосет": 1 - пуск ракеты; 2 и 3-маршевый участок полета; 3 и 4 - поиск цели; 4 и 5 - участок самонаведения.

Испытания ПКР AM.39 показали, что вероятность поражения составляет 0,93. По их результатам были сделаны следующие выводы: во-первых, вероятность поражения малоразмерной цели уменьшается при пролете ракеты над палубой и подрыве БЧ по команде ГСН; во-вторых, наибольшая вероятность поражения в условиях применения противником средств радиоэлектронной) борьбы достигается при стрельбе залпом. Считается, что у "Экзосет" она выше, чем у ракет, осуществляющих на участке самонаведения набор высоты с последующим пикированием. 1
В апреле 1990 года норвежская фирма "Конгсберг вапенфабрик" после успешного завершения летных испытаний начала поставку ВМС США малыми сериями ПКР AGM-119B "Пингвин" Mk2. Все пуски, проведенные в ходе оценочных испытаний, были успешными. ВМС США планируют вооружить ракетами "Пингвин" легкие многоцелевые вертолеты SH-60B "Си Хок" корабельного базирования ( эскадренные миноносцы, фрегаты ). Дальность применения ракеты около 35 км., масса БЧ 120 кг. Фирма "Конгсберг вапенфабрик" предлагает ракету "Пингвин" Австралии, Испании и Японии для вертолетов SH-60 (S-70), находящихся на вооружении этих стран, а также Греции для вертолетов SH-2 "Си Спрайт" и "Линкс".
В 1989 году на вооружение истребителей F-16A и B ВВС Норвегии поступала ракета "Пингвин" Mk3 с дальностью стрельбы 40 км. Она предлагается и другим странам, имеющим самолеты F-16, в частности Греции и Турции. Фирма разработала также переходное устройство, которое позволяет оснащать ракетами самолеты F-I6C и D. Оно обеспечивает возможность использования видео-канала, связывающего пилон вооружения с кабиной, который обычно применялся для оружия с оптико-электронной системой наведения.
Ракета "Пингвин" Mk3 выполнена по аэродинамической схеме "утка", ее корпус состоит из трех основных отсеков - аппаратного, боевой части и двигательного. БЧ фугасно-полубронебойного типа способна, по заявлениям разработчиков, нанести серьезные повреждения кораблю класса эскадренный миноносец. Управление ракетой на маршевом участке траектории обеспечивается бесплатформенной инерциальной системой и радиовысотомером. Для наведения на конечном участке используется инфракрасная ГСН с относительна небольшой дальностью действия и узким сектором сканирования. Она может быть запрограммирована на обход ложных и уже пораженных целей (от одной до пяти), "пропускать" несколько объектов, чтобы поразить корабль, находящийся в центре или в конце группы. Ракета успешно применяется в узких проливах, фиордах и среди островов, где активные радиолокационные ГСН не могут использоваться из-за значительных изломов береговой линии. Для расширения области задач, решаемых ПКР "Пингвин" Mk3, норвежские специалисты изучают вопрос об оснащении ее лазерной ГСН, более мощной БЧ и модифицированным взрывателем.
В начале 70-х годов фирмой "Макдоннслл Дуглас" по заказу ВМС США разрабатана противокорабельная ракета "Гарпун" большой дальности действия. Проектно-конструкторские работы и летные испытания продолжались до лета 1978 года. Из 36 пусков 31 был признан успешным. Во время морских испытаний 17 ракет из 22 поразили цель, причем успешными оказались 100 проц. пусков с надводных кораблей, 75 проц. - с атомных многоцелевых подводных лодок и 63 проц. - с самолетов.
По данным военной печати, среди различных типов ПКР, состоящих на вооружении ВМС зарубежных государств, "Гарпун" получила наибольшее распространение. С момента начала серийного производства в 1975 году произведено более 5400 ракет, включая варианты, запускаемые с кораблей (RGM-84), подводных лодок (UGM-84), самолетов (AGM-84) и наземных пусковых установок (RGM-84, для выполнения задач защиты побережья). Вариантом AGM-84 вооружены самолёты Р-ЗС "Орион", А-6 "Интрудер", F/A-18 "Хорнет", S-3 "Викинг". Ракеты "Гарпун" состоят на вооружении двух эскадрилий бомбардировщиков B-52G боевого авиационного командования, на которое возложено выполнение задач в интересах Атлантического и Тихоокеанского флотов. Существенным отличием AGM-84 от других вариантов является отсутствие твердотопливного стартового ускорителя, благодаря чему у него меньшие стартовая масса и длина.
ПКР "Гарпун" AGM-84 выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имеет модульную конструкцию и унифицированный корпус, складывающееся крестообразное крыло и четыре руля. Конструктивно ракета состоит из четырех частей: приборного (головного) и хвостового отсеков, боевой части и маршевого двигателя.
В приборном отсеке помещается активная радиолокационная головка самонаведения PR- 53/DSQ-28, работающая в диапазоне 15,3-17,2 ГГц. Далее находится блок универсального наведения, за ним расположен радиовысотомер AN/APN-194, передающая антенна высотометра и преобразователь напряжения. Для защиты от средств радиоэлектронного подавления в ГСН предусмотрено изменение рабочей частоты по случайному закону. Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки, которая может поворачиваться в пределах 45 град. в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Дальность обнаружения эскадренного миноносца с вероятностью 0,95 при полете ракеты на малой высоте составляет 40 км в ясную погоду и 23 км в дождливую, а ракетного катера - 18 и 10 км соответственно.
В отсеке боевой части (масса 220 кг. длина 0.9 м) размещается фугасный заряд в бронированном корпусе. БЧ снабжена исполнительно-предохранительным механизмом, взрывателем ударного действия и неконтактным взрывателем. В отсеке маршевого двигателя установлены топливный бак и маршевый турбореактивный двигатель J402-CA-400. Он обеспечивает полет с крейсерской скоростью 270 - 290 м/с (М=0,8-0,85), хотя возможен полет с предельной скоростью 374 м/с (М=1,1). Хвостовой отсек включает механизмы и приводы четырех рулей управления. По сигналам автопилота механизмы через приводы обеспечивают поворот рулен до 30°.
С целью улучшения летно-технических характеристик и продления жизненного цикла фирма "Макдоннелл Дуглас" разработала программу краткосрочной и долгосрочной модернизации ПКР "Гарпун". С 1985 года ведутся работы над последним вариантом - D2. При его создании принято решение увеличить объем топливного бака, вследствие чего дальность полета возрастет почти в 2 раза (до 280 км).

Рис. 4. Время реакции корабельных средств противоракетной обороны в зависимости от высоты и скорости полета ПКР (А - при скорости полета ПКР, соответствующей М - 0,95; Б - при М = 3): 1 -эсминец, фрегат; 2- ракетный катер

В рамках мер, направленных на модернизацию ПКР "Гарпун", совершенствуется ее активная радиолокационная ГСН, которая должна обеспечить автоматическую классификацию цели по демаскирующим признакам с определением важнейшего корабля среди группы или соединения. Вместе с тем применение такой ГСН накладывает некоторые ограничения на боевые возможности ракет. Радиолокационное наведение на конечном участке траектории полета может оказаться неэффективным в результате уменьшения ЭПР целей (работы, направленные на снижение радиолокационной заметности боевых кораблей ведутся во многих странах). Последнее обстоятельство будет способствовать не только уменьшению дальности их обнаружения, но и увеличению эффективности корабельных систем постановки помех. В то же время характерные сигналы ГСН ракеты могут быть обнаружены системой обороны цели, и тем самым снизится значение фактора внезапности атаки. Серьезным недостатком радиолокационной системы наведения при пусках в условиях локального конфликта является то, что она может ошибочно направить ракету на свой корабль или корабли союзников. В сложной обстановке, как, например, при блокаде Персидского залива, существует большая вероятность ложной идентификации целей, о чем свидетельствует атака иракским истребителем американского фрегата "Старк" в 1987 году.
Проблема осложняется еще и тем, что большинство самолетов, несущих ПКР, которые запускаются за пределами визуальной дальности, используют бортовые РЛС, первоначально предназначавшиеся для применения в режиме "воздух -воздух" и не рассчитанные на обеспечение информации о таких целях, как корабли, а летчики могут не располагать знаниями корабельной тактики, необходимыми для анализа необработанных данных о движении кораблей.
Как отмечалось в зарубежной военной печати, режим инверсного синтезирования апертуры (Inverse Synthetic Aperture Radar) разработан фирмой "Тексас инструментс" для бортовой РЛС AN/APS-137 самолетов S-3B и должен обеспечить классификацию надводных целей, однако это не равнозначно идентификации. Более того, данная технология еще долгое время будет применяться далеко не всеми странами - союзницами США.
В этой связи работы по усовершенствованию ПКР "Гарпун" продолжатся, и, судя по заявлениям представителей фирмы "Макдоннелл Дуглас", существует потенциальная возможность дальнейшей модернизации многих узлов и деталей. Исследования зарубежных специалистов направлены на повышение защищенности ГСН за счет уменьшения времени ее работы и сопряжение с бортовой ЭВМ ракеты, что позволяет синтезировать эффективные алгоритмы выделения цели на фоне помех, а также на расширение условий работы ГСН (в некоторых случаях это связано с заменой активной радиолокационной системы самонаведения такой, которая использует другие физические принципы). Не исключена возможность появления тепловизионно-командных, оптико-корреляционных и иных типов систем наведения на конечном участке траектории.

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ
Наименование и обозначение,
год принятия на вооружение
(Страна-разработчица)
Старт. масса, кгМасса боевой части, кг (тип)Макс. дальн. стрельбы, кмМакс. скорость, число МСистема наведенияТочность стрельбы (КВО), мНосители
Малой дальности действия
"Си Скьюа", 1982 (Великобритания)14520 (проникающая)220,8Полуактивная ради олокационная3"Линкс" HAS. 2, "Си Кинг"
AS.15ТТ, 1985 (Франция)9630 (проникающая)150,8Радиокомандная по лучу РЛС3"Супер Пума", "Дофин"
"Mapте" Mk2, 1987 (Италия)34570 (проникающая)200,8Инерциальная и активная радиолокационная3"Си Кинг"
Средней дальности действия
"Пингвин" Мk3 AGM-119, 1987 (Норвегия)372120 (проникающая)400,8Инерциальная и инфракрасная5F-16
"Корморан" AS-34, 1977 (ФРГ)600165 (кумулятивная)370,9-1То же5F-104G, "Торнадо"
"Гaбриэль" Mk3, А и S, МКЗ А и S ЕR, 1983 (Израиль)340150 (проникающая)40-60 (До 80 - МКЗ А и S ЕR)0,7Инерциальная корректируемая и активная радиолокационная5F-4, A-4, "Кфир-С.2"
ASM- I, 1980 (Япония)610200 (проникающая)80-900,9Инерциальная и активная радиолокационная5F-1
"Экзосет" АМ39, 1979 (Франция)670165 (проникающая)50-700,93Инерциальная и активная радиолокационная5"Атлантик" Mk2, "Супер Этандар", "Мираж-2000"
"Корморан-2, (ФРГ)630Около 190 (кумулятивная)500,8Инерциальная и активная радиолокационная5"Торнадо"
Большой дальности действия
"Гарпун" АGМ-84А, 1977 (США)530220 (проникающая)1200,85Инерциальная и активная радиолокационная5А-6Е, Р-ЗС, S-3A, "Нимрод" MR.1, F-18, В-52
"Гарпун" AGM-84D, 1984 (США)526227 (проникающая)1500,85То же5А-6Е, Р-ЗС, S-3A, "Нимрод" MR.l, F-18, B-52
"Си Игл", 1985 (Великобритания)600230 (проникающая)1100,9-"-5"Буканир", "Торнадо", "Си Харриер", вертолет "Си Кинг"
RBS-15F, 1986 (Швеция)595200 (проникающая)Более 1000,9-"-5JA-37 "Вигген", JAS-39 "Гриппен"

Расширение боевых возможностей ПКР при преодолении средств противовоздушной и противоракетной обороны может быть достигнуто повышением скорости полета. При этом снижается время для атаки ПКР корабельными ЗРК (рис. 5). В рамках данного направления фирмы "Аэроспасьяль" (Франция) и МВВ (Германия) сотрудничают в разработке двух сверхзвуковых противокорабельных УР: ANS (Anti-Navire Supersonique) с дальностью стрельбы 200 км (должна поступить на вооружение в 1998 году) и ANL (Anti-Navire Leger) с дальностью 30 км.
Наличие высокоточной навигационной системы и цифровых процессоров позволяет программировать полет ракеты ANS по сложному профилю, включая выполнение маневров уклонения с перегрузкой 10. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель на жидком топливе обеспечивает при полете на большой высоте достижение скорости, соответствующей числу М = 2,5 и более и при полете над поверхностью моря числу М = 2. Для наведения на конечном участке траектории используется радиолокационная ГСН фирмы "Томсон - CSF". Ракета ANL массой 200 кг, работы над которой находятся на этапе исследований, будет оснащена относительно недорогим твердотопливным прямоточным воздушно-реактивным двигателем, обеспечивающим максимальную скорость М = 2. Применять обе ракеты предполагается как с самолетов, так и с вертолетов.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz