"Зарубежное военное обозрение" 08'1995
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВМС ИСПАНИИ
Капитан 1 ранга Ю. КРАВЧЕНКО
Командование ВМС в рамках общей программы развития вооруженных сил страны планирует достаточно серьезные мероприятия по качественному совершенствованию корабельного состава разнородных сил флота с целью повышения его боевых возможностей. Компания "Эмпреса насьональ Басан" (г. Эль-Ферроль) совместно с французской "DCN Интернэшнл" разработала проект новой дизель-электрической подводной лодки, получившей обозначение "Скорпен" (S90). Основные проектные тактико-технические характеристики ПЛ: подводное водоизмещение 1565 т (надводное - 1425 т, стандартное -1265 т), длина 61,7 м, ширина 6,2 м, рабочая глубина погружения 300 м; энергетическая установка (два дизель-генератора мощностью по 1100 кВт и гребной электродвигатель мощьностью 3800 л. с.) обеспечивает наибольшую подводную скорость 20 уз в течение 2 ч (надводная - 12 уз), дальность плавания под водой 550 миль при скорости 4 уз (под РДП - 6500 миль при 8 уз); вооружение - шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов (боекомплект 18 противокорабельных ракет "Гарпун" или "Экзосет" SM-39, а также торпед типа F17 мод.2). Экипаж 26 человек (в том числе шесть офицеров).
Автономность по запасам 50 сут. Сообщается, что данная ПЛ при наличии двух экипажей сможет находиться в море в среднем до 240 сут в году (с одним экипажем - 180 сут). Она будет обладать сравнительно малым уровнем шумности. Кроме того, предусматривается возможность размещения на ПЛ энергетической установки гибридного типа с включением в ее состав дизеля с замкнутым циклом работы В этом случае полное водоизмещение достигнет 1670 т (стандартное - 1465 т. )за счет врезки в корпус дополнительной секции длиной 8 м. Дальность подводного плавания в результате возрастет до 750 миль при скорости хода 4 уз.
Новые подводные лодки заменят четыре в достаточной степени устаревшие ПЛ типа "Дельфин" (французский проект S60 "Дафнэ"), вошедших в состав регулярных сил флота в период с 1973 по 1975 год. Предполагается, что заказ на строительство головной лодки проекта S90 будет выдан промышленности в 1995 - 1996 годах, а спуск на воду и передача ее флоту ожидаются соответственно в 1999-м и 2003-м. Строительство будет вестись на верфи в г. Картахена.
После передачи военно-морским силам в декабре 1994 года шестого (и последнего) фрегата FS6 "Канариас" типа "Санта Мария" (американский проект "Оливер X, Перри") началась подготовка судостроительных мощностей компании "Эмпреса насьональ Басан" к строительству серии из четырех фрегатов проекта F100 (см. рисунок). Его основные проектные тактико-технические характеристики: полное водоизмещение 4514 т, наибольшая длина 127,8 м, ширина 15,5 м, осадка 4,5 м; главная энергетическая установка комбинированная (схема CODOG. два дизеля и две турбины), максимальная скорость хода 29 уз, дальность плавания 5000 миль при скорости 18 уз, автономность по запасам 21 сут; вооружение - восемь ПКР "Гарпун" (две четырехконтейнерные НУ), установка вертикального пуска Mk41 (32 контейнера) для ЗУР "Си Спарроу" или "Стандарт" SM-1, 127-мм артиллерийская установка MR45, 20-мм зенитный артиллерийский комплекс "Мерока", 324-мм торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами, вертолет S-70 "Си Хок".
Эскиз фрегата проекта F100
Корабли, основным предназначением которых, как предполагается, станет обеспечение ПВО соединений в море, будут иметь современные систему боевого управления и средства обнаружения целей, создаваемые совместно с Германией (фрегаты проекта 124) и Нидерландами (проект LCF) в рамках программы TFC-AAW. Заключить контракт на строительство головного корабля намечается в 1996 году, передать его флоту - в 2001-м, а завершить строительство серии - в 2004-м. Возможно, что будет построено только два таких корабля.
Минно-тральные силы, имеющие в настоящее время в своем составе 12 устаревших тральщиков американской постройки середины 50-х годов, должны получить четыре новых тральщика - искателя мин, проект которых создан на базе английских кораблей типа "Сэндаун". Головной противоминный корабль (бортовой номер М51, наименование пока не присвоено) заложен на верфи в г. Картахена в 1995 году, передача его флоту ожидается в 1998-м, а окончание строительства серии - в 2001-м.
Основные тактико-технические характеристики тральщика: водоизмещение 530 т, длина 54 м, ширина 10,7 м, осадка 2,15 м; дизельная двухвальная энергетическая установка (два дизеля типа MTU 12V396 ТВ84 мощностью по 3700 л. с. и два электромотора по 200 л. с.) обеспечивает наибольшую скорость хода 15 уз, скорость при ведении тральных работ 7 уз (под электромоторами), дальность плавания 2000 миль при 12 уз. Вооружение - 40-мм одноствольная артиллерийская установка "Бофорс". Поиск мин будет осуществляться с помощью ГАС миноискания типа 2093 и подводного противоминного управляемого аппарата типа SAES испанского производства (разработан на базе французского РАР-104). На тральщике - искателе мин планируется установить автоматизированную систему боевого управления семейства NAUTIS английской компании "GEC Маркони нэйвл системз".
В 1995 году в г. Картахена ожидается закладка на стапеле десантно-вертолетного корабля-дока. Согласно проекту он будет иметь следующие ТТХ: полное водоизмещение 12 000 т (с заполненной доковой камерой - 16 000 т ), длина 160 м., ширина 25 м. и осадка 5,9 м.; дизельная двхвальная энергетическая установка мощностью 19 000 л. с. обеспечит наибольшую скорость хода 20 уз, дальность плавания 6000 миль при 12 уз. Корабль может принять на борт до 600 морских пехотинцем и 30 танков. Десантно-высадочные средства - четыре катера типа LCU Mk9 в доковой камере и шесть катеров LCVP Mk3 на верхней палубе, а также шесть средних десантно-транспортных вертолетов. Вооружение ДВКД: два 12-ствольных 20-мм зенитных артиллерийских комплекса "Мерока" (дальность стрельбы до 5,5 км, досягаемость по высоте 2 км, общая скорострельность 9000 выстр /мин) и четыре одноствольные 20-мм артиллерийские установки.
Корабль имеет вертолетную площадку (60 Х 25 м) и ангар для размещения и обслуживания шести вертолетов. Площадь грузовой,, палубы для колесной и гусеничной техники 1400 м2, доковой камеры - 750 м2. Объем помещений для средств и предметов МТО 400 м3 , для боезапаса 30 м3. На корабле будет располагаться госпиталь на 100 коек с двумя операционными.
Для вспомогательного флота ВМС Испании на верфи в г. Картахена строится универсальный транспорт снабжения "Патиньо". Основные тактико-технические характеристики судна: полное водоизмещение 16850 т, длина 166 м, ширина 22 м. осадка 7,9 м; дизельная двухвальная энергетическая установка мощностью 26240 л. с. (два дизеля типа MAN V16V-40/45) позволяет развивать наибольшую скорость хода 21 уз, дальность плавания 13 000 миль (при 12 уз); вооружение - два 20-мм ЗАК "Мерока". две 20-мм артустановки "Эрликон" и три вертолета SH-3D "Си Кинг". Численность экипажа 143 человека, летно-технического персонала - 24.
Новый универсальный транспорт снабжения может принять на борт следующие виды снабжения: 6815 т дизельного и 1798 т авиационного топлива, 182 т пресной воды, 100 т продовольствия, 240 т боеприпасов, 25 т авиационных буев и 9 т запасных частей. Судно в состоянии передавать в море на ходу топливо и другие запасы одновременно трем кораблям. Передача его флоту ожидается во второй половине текущего года.
Проекты десантно-вертолетного корабля-дока и универсального транспорта снабжения "Патиньо" разрабатывались компанией "'Эмпреса насьональ Басан" совместно с голландскими "Ройял шелд" и "Невесбу". которые построят аналогичные корабли (с некоторыми отличиями в вооружении и радиоэлектронных средствах) для ВМС Нидерландов.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI