"Зарубежное военное обозрение" 06'1995

ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ФРГ

Капитан П. МОРОЗОВ, кандидат экономических наук

В настоящее время военная промышленность Федеративной Республики Германии представляет собой совокупность высокотехнологичных производств, обеспечивающих почти всем необходимым одну из наиболее боеспособных армий в Европе - бундесвер. Масштабы военного производства в стране относительно невелики. В нем занято около 200 тыс. человек, то есть менее 1 проц. трудоспособного населения. Продукция военного назначения не превышает 1 проц. общего объема производства обрабатывающей промышленности.
В Германии основным потребителем военной продукции является государство. Ежегодно оно закупает от 70 до 90 проц. общего объема ее выпуска и осуществляет контроль за этой сферой производства.
Военные закупки постоянно контролируются бундестагом, а также министерством обороны и подчиненными ему органами. Парламентский контроль осуществляется в первую очередь в ходе утверждения федерального бюджета на следующий год. После первого чтения в парламенте проект бюджета передается в его комитеты. Статьи расходов министерства обороны проходят экспертизу в двух комитетах: по бюджетным и военным вопросам. Министр обороны обязан по требованию депутатов обосновать необходимость реализации проекта, целесообразность выделения средств по нему и предполагаемую эффективность их использования. Таким образом, парламент контролирует не производство военной продукции, а расходование государственных средств. С 1981 года в практику работы парламента вошло обязательное утверждение разрешительным комитетом* всех военных проектов стоимостью свыше 50 млн. марок.
После утверждения бюджета парламентский контроль за реализацией военных проектов продолжается. По требованию комитетов бундестага министерство обороны обязано представить доклад о ходе работ по созданию любой системы оружия. Например, только по вопросу производства самолета "Торнадо" было заслушано 12 докладов. Министерство обороны контролируется также комитетом бюджетного контроля. Органом, осуществляющим непосредственный надзор за расходованием бюджетных ассигнований, является федеральная счетная палата. Она проводит проверку реализации военных проектов, по итогам которой составляет отчет.
Министерство обороны ФРГ не только осуществляет контроль за военным производством, но и занимается его организацией. По причине сокращения военных расходов система органов этого ведомства, решающих вышеназванные задачи, в последние годы претерпела значительные изменения. Последняя реформа завершилась к середине 1992 года. В результате была изменена структура главного управления вооружений министерства обороны (ГУВМО) и сокращены штаты. Теперь в его состав входят два управления - военной техники и менеджмента, а также два отдела - по общим вопросам и связям с зарубежными странами. Однако функции главного управления остались прежними: планирование разработок, производства и поставок вооружений; организация НИОКР военного назначения; контроль за реализацией проектов создания систем оружия, а также решение технико-экономических и финансовых вопросов в этой области; взаимодействие с национальными фирмами в реализации проектов межгосударственного военно-промышленного сотрудничества. Его исполнительным органом является федеральное ведомство военной техники и закупок, отвечающее за стандартизацию, разработки, испытания, производство и поставки оружия, качество продукции, техническое обслуживание.
Руководство каждым военным проектом осуществляет группа специалистов, в которую обязательно входят представители штабов и видов вооруженных сил, главного управления вооружений и федерального ведомства военной техники и закупок. Таким образом, государство в лице парламента и министерства обороны осуществляет действенный контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, выполняет организационные функции в сфере военного производства.
В ходе восстановления военной промышленности федеральное правительство во многом под влиянием Л. Эрхарда, занимавшего в то время пост министра экономики, отказалось от прямого государственного участия в военном производстве. В то же время были созданы хорошие условия для выполнения заказов министерства обороны частными фирмами.
В 1953 году был утвержден действующий по сей день документ - "Порядок ценообразования при проведении государственных закупок". В нем отмечалось, что закупки министерства обороны могут производиться "по специальным ценам" только в порядке исключения, однако лишь около 1/3 закупок осуществляется по рыночным ценам, а остальные - по "специальным", в которые включаются все индивидуальные издержки производства на конкретном предприятии плюс соответствующая им прибыль. Таким образом, фирмы, получившие военные заказы, могут в определенной степени увеличить свою прибыль за счет роста издержек производства и соответственно цены на единицу вооружения.
Закупки по "специальным ценам" позволяют подрядчикам министерства обороны ФРГ, выпускающим не только военную, но и связанную с ней технологически гражданскую продукцию, в случае снижения спроса на последнюю и соответственно объема ее выпуска включать возросшие издержки производства в цену выпускаемой военной техники. Так, фирма, испытывающая трудности со сбытом гражданской продукции, может компенсировать это за счет манипуляций с ценами на военные изделия.
В настоящее время производителей военной продукции можно условно разделить на пять групп.
- Первая - предприятия крупнейшего военного концерна "Даймлер-Бенц". В конце 80-х - начале 90-х годов этот автомобильный гигант, приобретя фирмы MTU, AEG, "Дорнье", МВВ и "Фоккер", постепенно превратился в многопрофильный технологический, в том числе военно-промышленный, концерн. Члены совета директоров пришли к выводу, что узкая специализация на производстве автомобилей вследствие нестабильности спроса на них в будущем может поставить концерн в трудное положение. Поэтому была произведена диверсификация деятельности фирмы за счет приобретения предприятий аэрокосмической, электротехнической и военной промышленности, а также двигателестроения.
- Вторая - ряд крупных концернов, производящих военную продукцию ("Сименс", "Рейнметалл" и т. д.).
- Третья - дочерние фирмы иностранных военных концернов (SEL, "Бодензеегеретеверк", IVECO и другие).
- Четвертая - относительно небольшие фирмы, имеющие богатый опыт в одной из сфер военного производства (например, "Хеклер унд Кох", "Вегманн").
- Пятая - несколько тысяч мелких и средних фирм, занимающихся в основном производством комплектующих деталей.
Для военной промышленности ФРГ в целом в течение всего послевоенного периода был характерен процесс концентрации производства. Примером этого может служить авиастроение. В 50-х годах только производством фюзеляжей занималось полтора десятка самостоятельных фирм, а сейчас практически все самолетостроение сосредоточено в руках супергиганта "Даймлер-Бенц". Этот процесс вызван постоянной борьбой на рынке вооружений, в которой слабые фирмы поглощаются более сильными. В настоящее время, когда количество военных заказов постоянно сокращается, данная тенденция усиливается. Другой причиной концентрации производства является стремление фирм, занимающих ведущие позиции в какой-либо военно-промышленной сфере, полностью сконцентрировать в своих руках технологически взаимосвязанные производства, а также не снижать выпуск военной техники ниже определенного уровня, поскольку иначе не имеет смысла финансировать НИОКР в объеме, позволяющем удерживать лидирующие позиции в мире. В качестве примера можно привести руководство концерна "Рейнметалл", которое, исходя из этих соображений, приобрело фирму "МаК систем".
Несмотря па продолжающуюся концентрацию военного производства, малые и средние предприятия (с числом занятых до 500 человек) играют значительную роль в снабжении бундесвера, в том числе военной техникой и оружием. На их долю приходится выполнение свыше 25 проц. заказов министерства обороны ФРГ. Помимо этого, они составляют большую часть субподрядчиков, поскольку при выполнении крупных заказов до 80 проц. работ приходится на предприятия-субподрядчики.
Государство оказывает этим фирмам целенаправленную поддержку. В принятом в 1986 году "Положении о порядке распределения заказов бундесвера" закреплен ряд мер, стимулирующих деятельность средних и мелких предприятий. В частности, фирмы, претендующие на получение заказа, должны указать в заявке, какая его часть будет выполняться субподрядчиками, в том числе средними и мелкими. Эти данные учитываются при предоставлении заказа и фиксируются в договоре, заключаемом между министерством обороны и подрядчиком. Имеется также и должностное лицо, следящее за выполнением положения, - вице-президент федерального ведомства военной техники и закупок, который является одновременно уполномоченным по вопросам конкуренции и соблюдения интересов средних и мелких фирм.
Существующая на сегодняшний день в ФРГ система учета военных заказов по отраслям не позволяет точно определить структуру военного производства. Учет производится по принципу "основной сферы деятельности" генерального подрядчика. Например, при получении фирмой "Краусс-Маффей" заказа на производство танков "Леопард-2" данный заказ был зафиксирован в машиностроительной отрасли, так как основная сфера "Краусс-Маффей" - машиностроение. Если бы основной сферой было транспортное машиностроение, то и весь заказ касался бы транспортного машиностроения. В результате применения таких методов учета оценка того, в какой степени та или иная отрасль германской промышленности задействована в выполнении военных заказов, может быть только приблизительной. Например, по имеющимся статистическим данным, на электротехническую промышленность приходится выполнение не более 20 проц. заказов бундесвера, то есть ее доля сильно занижена по изложенным выше причинам. На самом же деле практически во всех современных системах оружия (самолет "Торнадо", танк "Леопард-2", фрегат F122 и т. д.) доля оборудования, выпущенного в этой отрасли, составляет от 40 до 60 проц. общей стоимости единицы вооружения. Аэрокосмическая промышленность занимает наиболее значительное место в военном производстве и наряду с судостроением относительно сильно милитаризована - свыше 34 проц. объема ее производства приходится на военные заказы (в судостроении - 10,4 проц.). В остальных отраслях доля военной продукции крайне низка и составляет не более 1,5 проц.
Перспектива развития отраслевой структуры военной промышленности определяется предстоящими изменениями планов использования бундесвера, основными направлениями совершенствования военной техники, а также размерами финансовых средств, выделяемых на оборону.
В связи с прекращением конфронтации между Востоком и Западом меньше внимания, чем раньше, будет уделяться танковым войскам. Реализация планов использования подразделений бундесвера в акциях ООН по поддержанию мира, а также включение его частей в состав "сил быстрого развертывания" НАТО потребует значительного увеличения мобильности войск. Это приведет к сохранению имеющегося объема заказов в авиастроительной промышленности или к меньшему их сокращению по сравнению с другими отраслями.
Вследствие ограниченности средств на военные закупки усилится тенденция увеличения в военном производстве доли отраслей с масштабным использованием высоких технологий. Уже сейчас бюджетные ограничения вынуждают министерство обороны ФРГ осмотрительно подходить к решению вопросов о закупках новых систем оружия. При этом значительно дешевле обходится повышение боевых возможностей уже имеющихся образцов вооружения, что означает в основном оснащение их новым, более совершенным оборудованием, созданным преимущественно на предприятиях, обладающих высокими технологиями.
Помимо вышеуказанных факторов, на отраслевую структуру военного производства влияет конкурентоспособность продукции отдельных отраслей на мировом рынке, а также государственная политика в области регулирования экспорта военной продукции.
Важным аспектом структуры военной промышленности ФРГ является ее территориальная, то есть земельная, структура. Следует отметить, что вследствие практически полного прекращения военного производства на востоке Германии новые федеральные земли при оценке земельной структуры не учитываются.
Производственные мощности военной промышленности распределены по территории ФРГ неравномерно. Около 2/3 военных закупок приходится на две земли на юге страны - Баварию и Баден-Вюртемберг. В частности, в Баварии удовлетворяется около 80 проц. военных потребностей в продукции авиастроения и свыше половины - машиностроения, в Баден-Вюртемберге выполняется около 60 проц. военных заказов, приходящихся на транспортное машиностроение, и свыше 40 проц. - на электротехническую промышленность.
Юг ФРГ традиционно и, как видно из вышеприведенных данных, небезосновательно считается "кузницей" оружия для бундесвера. Особое положение этих двух земель при распределении заказов объясняется не только наличием высокоразвитой промышленности, способной освоить производство любой военной продукции, но и тем, что здесь находятся заводы многих военных фирм с мировым именем (например, "Мессершмитт -Бельков - Блом", "Дорнье", MTU, "Краусс-Маффей").
Особенность земельной структуры военной промышленности ФРГ состоит в крайне низкой степени "милитаризации" крупнейшей земли Северный Рейн-Вестфалия. Исключением являются только машиностроительные предприятия в этом регионе, которые выполняют около 1/4 заказов бундесвера. Остальные отрасли очень мало связаны с военным производством. Практически все военное судостроение сосредоточено в двух землях на севере ФРГ. На Бремен приходится свыше 55 проц. заказов ВМС ФРГ, на Шлезвиг-Гольштейн - более 40. Доля военной продукции в общем объеме производства обрабатывающей промышленности федеральных земель приведена ниже.
Бремен ................ 3,6%
Саар .................. 0,6%
Бавария ............... 2,1%
Северный Рейн-Вестфапия 0,4%
Шлезвиг-Гольштейн ..... 1,6%
Гамбург ............... 0,2%
Баден-Вюртемберг ...... 0,8%
Нижняя Саксония ....... 0,2%
Гессен ................ 0,6%
Рейнланд-Пфапьц ....... 0,2%
В середине 50-х годов, с началом формирования бундесвера, перед федеральным правительством вплотную встал вопрос об оснащении национальных вооруженных сил боевой техникой и оружием. Германская военная промышленность была не в состоянии самостоятельно решить эту задачу, что стало одной из важнейших причин сотрудничества ФРГ с союзниками по Североатлантическому блоку в области военного производства. Помимо решения проблемы оснащения бундесвера, данное сотрудничество должно было также продемонстрировать верность новой Германии Демократическим идеалам, ее стремление развивать отношения со странами НАТО. С течением времени вопрос военно-промышленного сотрудничества не стал менее актуальным. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время в ФРГ около 70 проц. крупных проектов министерства обороны реализуется в рамках данного сотрудничества.
За последние четыре десятилетия изменились и причины, побуждающие ФРГ к столь масштабной военно-промышленной кооперации. Ее военная индустрия теперь в состоянии освоить производство любых типов вооружения. Однако такая продукция, особенно новейшие ее образцы, непрерывно дорожает. По этой причине в условиях постоянного сокращения военных бюджетов все больше проектов по финансовым соображениям становятся невыполнимыми для отдельных стран, что способствует увеличению масштабов военно-промышленного сотрудничества. Кроме того, все страны - участницы международных проектов закупают разрабатываемые образцы. За счет этого расширяется гарантированный рынок сбыта, а значит, увеличивается объем выпуска вооружений и снижаются издержки производства на единицу продукции. В ходе разработки межгосударственных проектов происходит также взаимный технологический обмен.
В настоящее время вопросы военно-промышленного сотрудничества решаются при помощи уже существующих координирующих органов в рамках НАТО и ЕС, а также на основе межгосударственных соглашений. В качестве примера можно привести заключенное в 1973 году между правительствами США и ФРГ соглашение о принципах взаимного сотрудничества в области исследований, разработок, производства, приобретения и обслуживания военной техники. Оно было дополнено в 1983 и 1985 годах и до сих пор является правовой базой сотрудничества двух стран.
Начиная с 1978 года США и ФРГ реализовали множество совместных проектов, однако пока трудно говорить о равноправном взаимодействии. Американские поставки военной продукции в эту страну в последнее время в среднем в 3 раза превышали германские поставки в США. Нередко министерство обороны Соединенных Штатов Америки отдает предпочтение американским фирмам, даже если производимые ими образцы вооружения уступают немецким.
Одним из многочисленных примеров является создание американской авиационной системы опознавания "свой - чужой". Концерном "Сименс" была разработана аналогичная система. По оценкам экспертов, она отличалась от американской большей эффективностью и устойчивостью к помехам. Без сравнительных испытаний, о которых ранее была достигнута договоренность, США объявили немецкую систему слишком дорогой, приняли решение о производстве собственной, а затем со ссылкой на необходимость стандартизации вынудили ФРГ принять ее на вооружение.
Для ФРГ участие в военно-промышленном сотрудничестве с союзниками по НАТО не только имеет преимущества, о которых говорилось выше, но и связано с определенными трудностями. Если в 50 - 60-х годах ФРГ охотно уступала партнерам ведущие позиции при выполнении совместных проектов, то в настоящее время уровень развития ее военной технологии позволяет самой претендовать на лидерство. Это вызывает определенные трения и разногласия.
Достаточно сложным является вопрос согласования детального плана совместной разработки вооружения, особенно финансовые и технические аспекты. Неспособность быстро решить данную проблему приводит к затягиванию сроков выполнения проекта, а значит, и к его удорожанию. Так, подготовительная фаза разработки ракеты ASRAAM длилась семь лет, вертолета РАН-2 - десять. Что касается вертолета, то за это время стоимость его разработки значительно возросла. Если вначале Германия планировала выделить 800 млн. марок, то теперь - уже 2,32 млрд. Удорожание разработки было связано с желанием французской стороны установить на вертолете двигатели и электронику собственного производства. Эти и другие проблемы привели к тому, что сроки поступления РАН-2 в войска отодвинулись с 1992 года на 1999-й. Соответственно с 3,2 млрд. до 6 млрд. марок возросла и стоимость 212 вертолетов, которые планирует закупить Германия (в аналогичной ситуации оказалась и Франция). По подсчетам экспертов, отказавшись от разработки РАН-2 и закупив вместо него такое же количество американских вертолетов "Апач", ФРГ сэкономила бы около 3,5 млрд. марок.
Одной из важнейших причин высокой конкурентоспособности германской военной продукции является большое внимание, уделяемое немецкими фирмами научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. На проведение НИОКР расходуется ежегодно 5-6 проц. средств, выделяемых па оборону. В 1993 году они превысили 2,8 млрд. марок, что примерно на 4 проц. меньше, чем в 1992-м (без учета инфляции). Сфера НИОКР аккумулирует в себе значительное количество рабочей силы - около 25 проц. непосредственно занятых в военном производстве. Территориальная структура распределения заказов в данной области примерно соответствует территориальной структуре военной промышленности: около 2/3 приходится на Баварию, 14 проц. - на Баден-Вюртемберг и 6 проц. - на Северный Рейн-Вестфалию, то есть юг ФРГ является центром не только военной промышленности, но и военной науки.
Государство создает благоприятные условия для проведения военных НИОКР. Оно выделяет дотации научно-исследовательским учреждениям, гарантирует компенсацию даже в случае неудачного завершения проекта. В то же время фирмы затрачивают и собственные средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Опыт показывает, что данные затраты примерно равны сумме заказов, получаемых ими от государства на проведение военных НИОКР.
Многие немецкие эксперты достаточно пессимистично оценивают шансы развития военной науки в ФРГ в условиях постоянно сокращающихся расходов на НИОКР оборонного характера и военных расходов в целом. По всей видимости, к концу тысячелетия в данной области Германия уступит лидирующие позиции своим конкурентам. Для того чтобы избежать этого, предлагаются различные варианты:
- Еще большая активизация научно-технического сотрудничества в военной области с другими странами.
- Ликвидация обособленности военных НИОКР. Для экономии средств там, где это целесообразно, военные и гражданские исследования должны проводиться совместно. Опыт других стран подтверждает высокую эффективность этого варианта.
- Завершение проектов на стадии создания опытного образца в условиях сокращающегося финансирования. Таким образом, серийное производство будет начато только в случае необходимости. Однако реализация этого предложения связана с преодолением больших трудностей.
В ближайшее время на развитие военного производства в ФРГ будут оказывать влияние три основных фактора. Во-первых, будет продолжаться сокращение расходов на закупку военной техники и вооружения, что приведет к значительному уменьшению их выпуска (по данным федерального союза немецкой промышленности, в 1995 году производственные мощности сократятся по сравнению с 1989-м в 5 раз). Достигнув относительно низкого уровня, внутренний спрос на военную продукцию затем стабилизируется. Во-вторых, не будет ослабевать конкурентная борьба как на европейском, так и на мировом рынке вооружений. При этом позиции германских военных фирм вряд ли улучшатся. В-третьих, развитие военной индустрии ФРГ будет сдерживаться законодательно закрепленными ограничениями на экспорт военной продукции.
* Разрешительный комитет является специальным парламентским органом, в состав которого входят представители всех фракций бундестага - члены комитета по бюджетным вопросам.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz