Особенность земельной структуры военной промышленности ФРГ состоит в крайне низкой степени "милитаризации" крупнейшей земли Северный Рейн-Вестфалия. Исключением являются только машиностроительные предприятия в этом регионе, которые выполняют около 1/4 заказов бундесвера. Остальные отрасли очень мало связаны с военным производством. Практически все военное судостроение сосредоточено в двух землях на севере ФРГ. На Бремен приходится свыше 55 проц. заказов ВМС ФРГ, на Шлезвиг-Гольштейн - более 40. Доля военной продукции в общем объеме производства обрабатывающей промышленности федеральных земель приведена ниже.
Бремен ................ 3,6%
Саар .................. 0,6%
Бавария ............... 2,1%
Северный Рейн-Вестфапия 0,4%
Шлезвиг-Гольштейн ..... 1,6%
Гамбург ............... 0,2%
Баден-Вюртемберг ...... 0,8%
Нижняя Саксония ....... 0,2%
Гессен ................ 0,6%
Рейнланд-Пфапьц ....... 0,2%
В середине 50-х годов, с началом формирования бундесвера, перед федеральным правительством вплотную встал вопрос об оснащении национальных вооруженных сил боевой техникой и оружием. Германская военная промышленность была не в состоянии самостоятельно решить эту задачу, что стало одной из важнейших причин сотрудничества ФРГ с союзниками по Североатлантическому блоку в области военного производства. Помимо решения проблемы оснащения бундесвера, данное сотрудничество должно было также продемонстрировать верность новой Германии Демократическим идеалам, ее стремление развивать отношения со странами НАТО. С течением времени вопрос военно-промышленного сотрудничества не стал менее актуальным. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время в ФРГ около 70 проц. крупных проектов министерства обороны реализуется в рамках данного сотрудничества.
За последние четыре десятилетия изменились и причины, побуждающие ФРГ к столь масштабной военно-промышленной кооперации. Ее военная индустрия теперь в состоянии освоить производство любых типов вооружения. Однако такая продукция, особенно новейшие ее образцы, непрерывно дорожает. По этой причине в условиях постоянного сокращения военных бюджетов все больше проектов по финансовым соображениям становятся невыполнимыми для отдельных стран, что способствует увеличению масштабов военно-промышленного сотрудничества. Кроме того, все страны - участницы международных проектов закупают разрабатываемые образцы. За счет этого расширяется гарантированный рынок сбыта, а значит, увеличивается объем выпуска вооружений и снижаются издержки производства на единицу продукции. В ходе разработки межгосударственных проектов происходит также взаимный технологический обмен.
В настоящее время вопросы военно-промышленного сотрудничества решаются при помощи уже существующих координирующих органов в рамках НАТО и ЕС, а также на основе межгосударственных соглашений. В качестве примера можно привести заключенное в 1973 году между правительствами США и ФРГ соглашение о принципах взаимного сотрудничества в области исследований, разработок, производства, приобретения и обслуживания военной техники. Оно было дополнено в 1983 и 1985 годах и до сих пор является правовой базой сотрудничества двух стран.
Начиная с 1978 года США и ФРГ реализовали множество совместных проектов, однако пока трудно говорить о равноправном взаимодействии. Американские поставки военной продукции в эту страну в последнее время в среднем в 3 раза превышали германские поставки в США. Нередко министерство обороны Соединенных Штатов Америки отдает предпочтение американским фирмам, даже если производимые ими образцы вооружения уступают немецким.
Одним из многочисленных примеров является создание американской авиационной системы опознавания "свой - чужой". Концерном "Сименс" была разработана аналогичная система. По оценкам экспертов, она отличалась от американской большей эффективностью и устойчивостью к помехам. Без сравнительных испытаний, о которых ранее была достигнута договоренность, США объявили немецкую систему слишком дорогой, приняли решение о производстве собственной, а затем со ссылкой на необходимость стандартизации вынудили ФРГ принять ее на вооружение.
Для ФРГ участие в военно-промышленном сотрудничестве с союзниками по НАТО не только имеет преимущества, о которых говорилось выше, но и связано с определенными трудностями. Если в 50 - 60-х годах ФРГ охотно уступала партнерам ведущие позиции при выполнении совместных проектов, то в настоящее время уровень развития ее военной технологии позволяет самой претендовать на лидерство. Это вызывает определенные трения и разногласия.
Достаточно сложным является вопрос согласования детального плана совместной разработки вооружения, особенно финансовые и технические аспекты. Неспособность быстро решить данную проблему приводит к затягиванию сроков выполнения проекта, а значит, и к его удорожанию. Так, подготовительная фаза разработки ракеты ASRAAM длилась семь лет, вертолета РАН-2 - десять. Что касается вертолета, то за это время стоимость его разработки значительно возросла. Если вначале Германия планировала выделить 800 млн. марок, то теперь - уже 2,32 млрд. Удорожание разработки было связано с желанием французской стороны установить на вертолете двигатели и электронику собственного производства. Эти и другие проблемы привели к тому, что сроки поступления РАН-2 в войска отодвинулись с 1992 года на 1999-й. Соответственно с 3,2 млрд. до 6 млрд. марок возросла и стоимость 212 вертолетов, которые планирует закупить Германия (в аналогичной ситуации оказалась и Франция). По подсчетам экспертов, отказавшись от разработки РАН-2 и закупив вместо него такое же количество американских вертолетов "Апач", ФРГ сэкономила бы около 3,5 млрд. марок.
Одной из важнейших причин высокой конкурентоспособности германской военной продукции является большое внимание, уделяемое немецкими фирмами научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. На проведение НИОКР расходуется ежегодно 5-6 проц. средств, выделяемых па оборону. В 1993 году они превысили 2,8 млрд. марок, что примерно на 4 проц. меньше, чем в 1992-м (без учета инфляции). Сфера НИОКР аккумулирует в себе значительное количество рабочей силы - около 25 проц. непосредственно занятых в военном производстве. Территориальная структура распределения заказов в данной области примерно соответствует территориальной структуре военной промышленности: около 2/3 приходится на Баварию, 14 проц. - на Баден-Вюртемберг и 6 проц. - на Северный Рейн-Вестфалию, то есть юг ФРГ является центром не только военной промышленности, но и военной науки.
Государство создает благоприятные условия для проведения военных НИОКР. Оно выделяет дотации научно-исследовательским учреждениям, гарантирует компенсацию даже в случае неудачного завершения проекта. В то же время фирмы затрачивают и собственные средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Опыт показывает, что данные затраты примерно равны сумме заказов, получаемых ими от государства на проведение военных НИОКР.
Многие немецкие эксперты достаточно пессимистично оценивают шансы развития военной науки в ФРГ в условиях постоянно сокращающихся расходов на НИОКР оборонного характера и военных расходов в целом. По всей видимости, к концу тысячелетия в данной области Германия уступит лидирующие позиции своим конкурентам. Для того чтобы избежать этого, предлагаются различные варианты:
- Еще большая активизация научно-технического сотрудничества в военной области с другими странами.
- Ликвидация обособленности военных НИОКР. Для экономии средств там, где это целесообразно, военные и гражданские исследования должны проводиться совместно. Опыт других стран подтверждает высокую эффективность этого варианта.
- Завершение проектов на стадии создания опытного образца в условиях сокращающегося финансирования. Таким образом, серийное производство будет начато только в случае необходимости. Однако реализация этого предложения связана с преодолением больших трудностей.
В ближайшее время на развитие военного производства в ФРГ будут оказывать влияние три основных фактора. Во-первых, будет продолжаться сокращение расходов на закупку военной техники и вооружения, что приведет к значительному уменьшению их выпуска (по данным федерального союза немецкой промышленности, в 1995 году производственные мощности сократятся по сравнению с 1989-м в 5 раз). Достигнув относительно низкого уровня, внутренний спрос на военную продукцию затем стабилизируется. Во-вторых, не будет ослабевать конкурентная борьба как на европейском, так и на мировом рынке вооружений. При этом позиции германских военных фирм вряд ли улучшатся. В-третьих, развитие военной индустрии ФРГ будет сдерживаться законодательно закрепленными ограничениями на экспорт военной продукции.
* Разрешительный комитет является специальным парламентским органом, в состав которого входят представители всех фракций бундестага - члены комитета по бюджетным вопросам.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI