"Зарубежное военное обозрение" 06'1995

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ НАТО

Полковник В. КОСТЕНЮК

В последние годы альтернативная (то есть не военная, но обязательная) служба приобретает все большую актуальность. По признанию западных военных специалистов, наряду с расширением добровольно-контрактной системы комплектования вооруженных сил во многих странах используются различные виды воинской повинности, допускающие службу без оружия. Это объясняется тем, что не все молодые люди морально готовы к выполнению задач, предусматривающих использование различных форм и методов вооруженного насилия. Имеется множество причин для обоснования отказа служить в армии с оружием в руках - от духовно-нравственных ограничений религиозного или политического характера до обыкновенного малодушия. В результате этого значительное число молодых людей уклоняется от военного призыва.
Данные обстоятельства вынудили военно-политическое руководство и парламенты ряда государств, прежде всего европейских, создать институт альтернативных видов службы, что позволяет определенной части призывной молодежи выполнять гражданский долг в областях, не связанных с вооруженными силами. Во Франции, Германии и Италии альтернативная служба была введена свыше 30 лет назад. Различные ее виды практикуются и в других странах Западной Европы. Исключение составляют лишь Великобритания, имеющая полностью профессиональную армию, и Швейцария, вооруженные силы которой комплектуются на основе милиционной системы.
Многие зарубежные эксперты, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что альтернативная служба возможна при наличии ряда объективных условий: полное или частичное комплектование вооруженных сил на основе закона о воинской повинности, избыток призывного контингента или невозможность его эффективного использования в интересах вооруженных сил, высокий уровень законности и правопорядка, значительная роль в обществе пацифистского движения и рост антивоенных настроений.
Призывники, выбравшие альтернативную службу, делятся на две категории. К первой относятся так называемые "отказники" - лица, официально подписавшие письменные заявления об отказе служить в вооруженных силах по религиозным, политическим или этическим мотивам. При прохождении альтернативной службы они ставятся в довольно жесткие условия: служат максимальный срок, лишены многих льгот, предоставляемых военнослужащим, выполняют наиболее трудоемкие и непрестижные работы.
Во вторую категорию включены военнообязанные, имеющие, как правило, высшее и специальное образование и открыто не отказывающиеся от выполнения воинского долга, но заявившие перед призывом о готовности проходить службу по своей специальности за рубежом в относительно неблагоприятных природно-климатических и социально-бытовых условиях. А так как они проходят ее обычно вне вооруженных сил и без оружия, то объективно входят в разряд лиц, выбравших альтернативную службу. Число граждан, относящихся к вышеуказанной категории, составляет, например, в Италии и Франции 10-12 проц. общего числа призывников, в Германии - до 35, Турции - 30 проц. (см. таблицу).

УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ В АРМИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
СтраныЧисленность ежегодно проходящих альтернативную службу,
тыс. человек (процент от годового призывного контингента)
Сроки службы, месяцы
Всего"Отказники"АльтернативнаяДействительная
Франция25-27 (10-11)7,5 (3)До 2010
ГерманияБолее 100 (35)Более 100 (35)1512
Италия30-32 (11-12)4-5 (до 2)До 2412
ТурцияБолее 150 (30)Не учитываются1818

Разница в количественных показателях объясняется особенностями антивоенных общественных настроений, неодинаковой социальной значимостью военной службы в решении ряда экономических проблем, сложнейшей из которых является безработица, исторически сложившимися традициями в области военного строительства и военно-патриотического воспитания.
При всем многообразии подходов к организации службы без оружия в различных странах можно выделить некоторые наиболее общие ее черты:
- активное участие военных ведомств в разработке и совершенствовании законодательства об альтернативной службе, рассмотрении и удовлетворении индивидуальных ходатайств призывников, их распределение между заинтересованными министерствами;
- добровольный и обоснованный выбор призывниками невоенных форм службы;
- сохранение статуса военнослужащего с учетом специфики его использования и зачет альтернативной службы в срок действительной военной службы;
- использование данной категории лиц в государственных сферах, испытывающих дефицит в квалифицированной и неквалифицированной рабочей силе;
- финансово-материальное обеспечение альтернативной службы заинтересованными государственными структурами, в частности различными министерствами;
- неблагоприятные условия службы и работы, сопоставимые с тяготами и лишениями военной службы, при некотором сокращении льгот, предоставляемых военнослужащим.
В соответствии с законодательством ряда западных стран официальный отказ от несения службы с оружием в руках должен быть аргументированно обосновываться и базироваться на убеждениях религиозного, политического или этического характера. Решение подобных вопросов возлагается на специальные правовые комиссии, непосредственно не связанные с призывом. Например, в Германии члены таких комиссий (всего их восемь) имеют возрастной ценз 32 года и выдвигаются ответственными государственными или общественными организациями. Председатели комиссий назначаются министром обороны из числа опытных юристов либо административных работников. Во Франции мотивированные заявления об отказе от военной службы рассматриваются министром обороны после представления их соответствующей комиссии. Такой подход, по мнению правительственных экспертов этих стран, обеспечивает объективность и компетентность рассмотрения ходатайств об освобождении от службы в вооруженных силах или замене ее другими формами. Например, во Франции ежегодно до 25 проц. заявлений кандидатов в "отказники" признаются необоснованными.
Наиболее широкое применение в европейских странах НАТО нашли такие виды альтернативной службы, как трудовая повинность, служба помощи развивающимся странам и служба в интересах обороны (см. рисунок).
Во Франции статус лиц, отказывающихся нести военную службу с оружием в руках, был установлен в 1963 году и в последующем существенно не менялся. "Отказники" выполняют различные по своей значимости работы в государственных и общественных учреждениях под патронажем министерства социального обеспечения. Ежегодно до 7,5 тыс. призывников, не пожелавших брать в руки оружие, направляются в психиатрические лечебницы, дома престарелых, государственные службы социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, где выполняют обязанности санитаров, сиделок, рабочих, разносчиков и другие работы, на которые даже в условиях безработицы трудно найти желающих.
Франция имеет самую развитую систему вневойсковой службы, предусматривающую наряду с отбыванием трудовой повинности службу на заморских территориях по оказанию помощи развивающимся странам в качестве специалистов (более 7 тыс. человек).
Несмотря на достаточно жесткие условия альтернативной службы в Германии, количество "отказников" здесь неуклонно растет практически в 2 раза и составило в 1993 году 130 041 человек (в 1983-м - 68 343). Они направляются на работу в основном в сферу социального обеспечения и здравоохранения (более 90 тыс. человек). Единственным видом вневойсковой службы, засчитываемой в срок военной, является использование молодежи призывного возраста в области гражданской обороны, где созданы специальные подразделения по ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. В настоящее время в правительственных кругах Германии активно дискутируется вопрос о возможности использования "отказников" для службы в полиции, пожарных частях и учреждениях по охране окружающей среды.

Виды альтернативной службы

Законодательство Италии, где отмечается рост числа молодежи, отказывающейся служить в вооруженных силах по идейным мотивам, предусматривает следующие виды альтернативной службы: двухгодичная в развивающихся странах (2 - 3 тыс. человек ежегодно); работа на гражданских должностях по разнарядкам местных органов власти (более 5 тыс.); прохождение службы на вспомогательных должностях в корпусе карабинеров, пожарной охране, полиции и жандармерии (всего до 25 тыс.).
Особые формы вневойсковой службы практикуются в Турции, для которой характерен избыток призывного контингента. В частности, в ходе призывной кампании районные комиссии проводят широкую агитацию среди призывников, имеющих высшее или среднее специальное образование, с целью привлечь их на работу в качестве учителей начальных классов в юго-восточных провинциях, охваченных войной с курдами. Добровольцы, которым гарантируются значительные льготы, после обязательной пятинедельной военной подготовки передаются в распоряжение министерства образования. И хотя за отказ служить в армии предусмотрена уголовная ответственность, в настоящее время от призыва скрывается более 150 тыс. молодых турок, опасающихся направления в район боевых действий.
Турецкое законодательство предоставляет призывникам возможность официально откупиться от военной службы*. Размер выкупа 3,5 тыс. американских долларов (для работающих за рубежом турецких граждан - 8,5 тыс.). Тех призывников, которые не располагают такими суммами, обычно направляют на предприятия военной и горнорудной промышленности, а также на строящиеся объекты, где они выполняют тяжелую неквалифицированную работу (в пределах срока службы).
Многие политические деятели Европы считают введение института альтернативной службы весомым завоеванием западной демократии. Авторитет системы вневойсковой службы основывается на выполняемых ею различных социальных функциях, важнейшей из которых признается реализация таких демократических прав, как свобода выбора и свобода убеждений. При этом высоко оценивается фактическое сокращение числа людей, уклоняющихся от несения срочной военной службы. В то же время обеспечивается принцип справедливости, позволяющий призывать практически всех военнообязанных, кроме освобождаемых от службы в армии, даже при наличии избытка призывного контингента.
Замена для части призывников действительной военной службы трудовой повинностью расширяет возможности использования людских ресурсов (как правило, избыточных), обеспечивая высокую экономическую эффективность их применения. Наконец, это позволяет решать некоторые государственные задачи в оборонной и невоенных сферах.
В то же время имеется большое число противников альтернативной службы, которые рассматривают ее как один из способов, позволяющих молодым людям избежать выполнения своего воинского долга. Судя по условиям прохождения альтернативной службы, закрепленным в военном законодательстве, правительства западных стран не стремятся поощрять официальных и скрытых "отказников". Наоборот, сроки прохождения такой службы по сравнению с обычной увеличены в 1,5 - 2 раза. Кроме того, хотя оплата этого контингента и военнослужащих действительной военной службы практически одинакова, призывники, отказавшиеся брать в руки оружие, лишаются возможности выбирать место службы, а также вид предстоящей деятельности.
Альтернативная служба, судя по мнению бывшего генерального инспектора бундесвера Ульриха де Мезьера, должна рассматриваться как следствие слабости демократических государств, смирившихся со своим поражением в борьбе за призывников и пытающихся извлечь из этого хоть какую-нибудь пользу - сохранить частичный контроль над значительным контингентом молодых людей, не желающих служить в армии.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz