ЗВО - 06'1995
ЯДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ США
Полковник Н.РУЗАЕВ
В конце сентября 1994 года президент США утвердил представленный министерством обороны доклад "Обзор ядерной политики и состояние ядерных сил" (Nuclear Posture Review) - итоговый документ, разработанный ведущими гражданскими и военными экспертами Пентагона, госдепартамента, министерства энергетики, совета национальной безопасности и других правительственных ведомств. Он был подготовлен под руководством первых заместителей министра обороны и председателя КНШ. В докладе дан обстоятельный анализ существующих и потенциальных ядерных угроз Соединенным Штатам, определены роль и место ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности, намечены основные направления развития ядерных сил, инфраструктуры, обеспечивающей их надежное функционирование, сформулированы подходы к проблеме дальнейшего ядерного разоружения. Иными словами, в нем содержатся основные положения новой американской ядерной стратегии.
Оценка угроз США и внешнеполитическая часть ядерной стратегии наиболее четко сформулированы в так называемой концепции "взаимной гарантированной безопасности", изложенной министром обороны У. Перри в его речи в Центре им. Г. Стимсона (военный министр США в период второй мировой войны). Суть этой концепции заключается в следующем.
Характер ядерных угроз США кардинальным образом изменился. Распад СССР и ликвидация Варшавского Договора резко снизили вероятность не только глобальной ядерной конфронтации, но даже обычной крупномасштабной войны в Европе. В то же время оставшийся у России значительный ядерный потенциал по-прежнему представляет опасность для США. В связи с этим ядерное оружие продолжает оставаться основой обеспечения американской национальной безопасности. Как заявил У. Перри, "Соединенные Штаты хотят иметь надежный заслон на случай, если в России произойдет отказ от реформ и к власти придет враждебный им военный режим, который получит в свое распоряжение все еще имеющиеся там 25 000 единиц ядерного оружия". Более конкретно принцип ядерного сдерживания сформулирован в ежегодном докладе министра обороны президенту и конгрессу США "О состоянии и перспективах развития американских вооруженных сил" (февраль 1995 года). В нем определены главные задачи ядерных сил на перспективу: "...сдерживание враждебного правительства России путем угрозы ее важным объектам, представляющим ценность для российского военно-политического руководства, и поддержание резерва стратегических сил для обеспечения сдерживания других ядерных держав".
Основная задача ядерного сдерживания осталась прежней. Вместе с тем наряду со старыми, хотя и несколько изменившимися угрозами безопасности США, появились новые, против которых традиционные, апробированные в годы "холодной войны" способы и методы борьбы не эффективны. К ним американское руководство относит распространение в мире оружия массового поражения, ядерных технологий, увеличение числа так называемых "пороговых государств", способных в короткое время освоить производство ядерного оружия. При этом потенциальным источником распространения ядерного оружия и технологий министр обороны США называет располагающие ими государства, которые образовались после распада СССР. Данное утверждение основывается на том, что политическая и социальная нестабильность в них, сложное экономическое положение, обвальный рост преступности, с одной стороны, создают предпосылки для потери контроля над запасами ядерного оружия и расщепляющимися материалами, а с другой - способствуют "утечке" специалистов в области ядерных технологий в страны "третьего мира".
В связи с этим основные усилия во внешнеполитической деятельности американского руководства сосредоточиваются на решении новой задачи -сокращении ядерного арсенала России, особенно оперативно-тактических средств в силу, как отмечал У. Перри, "опасности их свободного перемещения из-за небольших размеров, позволяющих разместить данные средства в багажнике легкового автомобиля". Кроме того, будут решаться и другие задачи - полное ядерное разоружение государств СНГ, имеющих ядерное оружие, ускорение процесса демонтажа снимаемых с вооружения в России ядерных боеприпасов, повышение безопасности транспортировки и хранения боеприпасов и расщепляющихся материалов, организация их совместного "российско-американского учета" через режим "ядерной прозрачности".
Материальной основой концепции "взаимной гарантированной безопасности" является национальная программа "Совместное снижение угрозы со стороны бывшего Советского Союза", известная также, как программа Нанна-Лугара Она финансируется из бюджета министерства обороны США и направлена на оказание содействия в быстром и безопасном ядерном разоружении Украины, Белоруссии и Казахстана, ускоренном сокращении ядерного арсенала России, предупреждении неконтролируемого поступления расщепляющихся материалов из государств СНГ в страны "третьего мира", конверсии военной промышленности бывшего СССР, и прежде всего предприятий ядерного комплекса, а также в подготовке и обучении военных специалистов в рамках военного обмена. По словам У. Перри, "нет лучшей возможности тратить средства, ассигнованные на национальную безопасность, чем помочь в уничтожении ядерных вооружений и ядерной промышленности бывшего врага... Это тоже оборона, но иными средствами". К началу 1995 года на реализацию программы Нанна-Лугара было израсходовано около 900 млн. долларов. Наиболее важными проектами, по мнению американских экспертов, являются следующие:
- содействие России в строительстве специальных хранилищ, производстве контейнеров и специальных транспортных средств в целях обеспечения безопасности хранения и транспортировки ядерных боеприпасов и их компонентов;
- налаживание более совершенного контроля за запасами ядерных материалов, расширение контактов между американскими и российскими предприятиями ядерного комплекса для усиления "ядерного контроля и системы отчетности";
- реализация режима "ядерной прозрачности", предполагающего периодический обмен данными между Россией и США об их ядерных арсеналах.
Что касается дальнейшего сокращения ядерных вооружений, то позиция Пентагона остается достаточно сдержанной - никаких новых переговоров по вопросу о сокращении стратегических наступательных вооружений, пока не будет ратифицирован Договор СНВ-2.
Из вышесказанного следует, что основным содержанием концепции "взаимной гарантированной безопасности" является традиционное ядерное сдерживание на случай резкого изменения политической ситуации в Российской Федерации и одновременно "содействие" в быстром сокращении ее ядерного арсенала с организацией тщательного контроля за ядерным комплексом России. Весьма образно эту проблему охарактеризовал У. Перри, выступая в феврале этого года на конференции "Американского легиона": "Советский ядерный комплекс подобен гидре - многоголовому чудовищу из греческой мифологии; бесполезно просто отсекать боеголовки, нужно уничтожить само чудовище, иначе появятся новые".
По взглядам американских стратегов, чтобы быть действенным, ядерное сдерживание должно отвечать, по крайней мере, двум требованиям. Во-первых, быть "убедительным" (правдоподобным), что достигается поддержанием в высокой степени боеготовности стратегических наступательных сил и системы их боевого управления. Во-вторых, создавать максимальную неопределенность по поводу возможной реакции Вашингтона на ядерную или другую угрозу любого противника. Ссылаясь именно на это требование, американское руководство отказывается брать на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. В то же время США как участник Договора о нераспространении ядерного оружия обязались не использовать его против неядерной страны, подписавшей этот документ, если только она не выступит партнером ядерной державы.
"Убедительность" ядерного сдерживания реализуется путем поддержания в боеготовом состоянии стратегической триады: МБР, стратегической бомбардировочной авиации и ПЛАРБ. Как подчеркивается в новой ядерной стратегии, наличие наземного, воздушного и морского компонентов гарантирует стабильность и живучесть стратегических наступательных сил (СНС). Планируется что к 2003 году с учетом выполнения договоров СНВ-1 и -2 американские СНС будут включать до 500 МБР "Минитмен-3" с моноблочной головной частью на трех ракетных базах, 66 бомбардировщиков В-52Н и 20 В-2 (94 бомбардировшика В-1В должны быть переориентированы для решения неядерных задач), 14 ПЛАРБ типа "Огайо" с 24 БРПЛ "Трайдент-2" каждая. Оперативно-тактические ядерные средства могут быть размещены на самолетах тактической авиации, многоцелевых атомных подводных лодках (крылатые ракеты морского базирования). Надводные корабли, в том числе авианосцы, оснащать ядерным оружием не намечается. Предполагается, что сухопутные войска станут безъядерным видом вооруженных сил, а имеющиеся запасы ядерных боеприпасов к ОТР "Ланс" и атомной артиллерии будут уничтожены.
В основу модернизации стратегических наступательных сил США положен принцип "воссоздания", который У. Перри назвал "страховкой (заслоном) на случай резких изменений политической обстановки в Российской Федерации". Этот принцип заключается в выборе таких направлений развития стратегических сил, характера и сроков их сокращений, которые позволят на любом этапе быстро увеличить количество ядерных боеприпасов на стратегических носителях. В ядерной стратегии определено, что решение о наращивании ядерного арсенала страны американское руководство примет в случае резкого ухудшения отношений с Россией в результате прихода к власти правительства, враждебного Соединенным Штатам, или невыполнения российской стороной Договоров СНВ-1 и -2. Оно может быть осуществлено за счет доведения количества боевых блоков на МБР "Минитмен-3" и БРПЛ "Трайдент-2" до полной технически возможной комплектации (три заряда для "Минитмен-3" и восемь и более для "Трайдент-2"). Кроме того, не исключается при необходимости обратный перевод в ядерный статус бомбардировщиков В-1В. Сохраняется и будет поддерживаться на должном уровне вся инфраструктура разработки и производства ядерных боеприпасов, а также систем управления ракетных комплексов.
Важным элементом военно-технической составляющей ядерной стратегии является и программа повышения безопасности эксплуатации ядерного оружия, его сохранности. Это планируется обеспечить путем сокращения мест хранения ядерных компонентов, ужесточения режима, исключающего несанкционированный доступ к ядерному оружию, в том числе за счет разработки новых, более стойких кодоблокировочных устройств и оснащения ими всех ядерных систем. Кроме того, в США разработана и будет внедрена технология оценки состояния ядерных боеприпасов, находящихся на длительном хранении, без проведения ядерных взрывов.
Дальнейшее развитие получит система боевого управления стратегическими силами. Предусмотрены модернизация глобальной системы оперативного управления, а также создание автоматизированной системы подготовки данных при планировании использования СНС, что позволит к концу столетия практически внедрить систему многовариантного гибкого (адаптивного) планирования боевого применения американских СНС в реальном масштабе времени.
Другим эффективным направлением уменьшения ядерной опасности Соединенным Штатам считается национальная программа "Противодействие распространению оружия массового поражения". Она представляет собой комплекс мероприятий во внешнеполитической и в военной областях по предотвращению применения ядерного, химического и бактериологического оружия, а в случае невозможности их выполнения предусматривает обеспечение надежной защиты группировок вооруженных сил США и их союзников. Американское руководство настойчиво выдвигает программу борьбы с ОМП в качестве приоритетной, используя для достижения своих целей методы дипломатического, экономического и даже открытого военного давления. Министерство обороны, курирующее эту программу, одновременно разрабатывает и комплекс чисто военных мер по предотвращению распространения ОМП, вплоть до включения объектов, на которых оно производится, в перечень первоочередных целей, намеченных для поражения в случае принятия политического решения, сводящегося к силовым действиям. Особые задачи возлагаются на разведывательное обеспечение этой программы, предусматривающее добывание упреждающей информации о возможных разработках и производстве ОМП в странах "третьего мира".
Таким образом, пересмотр ядерной политики Пентагона после окончания "холодной войны", который, кстати сказать, впервые проводился за последние 15 лет, по существу, не внес кардинальных изменений в ядерную стратегию США. "Ядерное сдерживание" осталось краеугольным принципом обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов, а акцент, сделанный на ядерном разоружении России и недопущении распространения ОМП, вызван в первую очередь новыми реалиями военно-политической обстановки в мире и открывшимися в связи с этим для США возможностями повысить уровень своей безопасности за счет не силовых и нетрадиционных действий.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI