ЗВО - 06'1995

ПРИМЕНЕНИЕ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ И БОРЬБА С НИМИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПВО

Профессор А.КРАСНОВ, доктор военных наук;
Подполковник Н.БЕССАРАБОВ

В июне 1944 года с пусковых установок фашистского вермахта сошли первые самолеты-снаряды Фау-1. Они наносили удары по городам Англии, позднее - по объектам в Бельгии, применялись также и с самолетов-носителей. Тактика их применения была предельно проста. В отличие от пилотируемых самолетов, которые маневром могли уклоняться от воздушного боя с истребителями, Фау-1 жестко следовали по заданным программам, но использовались массированно. Как правило, налет начинался одновременным залповым пуском самолетов-снарядов со многих пусковых установок, а затем следовали пуски ракет через неравные промежутки времени (60 - 70 мин). Самолеты-снаряды оказались для истребителей трудными воздушными целями, так как для преодоления английской ПВО умело использовались сложные метеоусловия и проводились различные дезинформирующие мероприятия.
В послевоенные годы тактика применения крылатых ракет развивалась с учетом особенностей поступавших на вооружение ВВС и ВМС США оперативно-тактических ракет "Матадор", "Регулус", "Мейс" и межконтинентальной "Снарк". Дальность их полета достигала нескольких сот километров, а "Снарк" - 10 000 км (она имела и увеличенную скорость). Тем не менее тактика действий крылатых ракет в основном сохранила свои прежние черты. Полет к целям выполнялся по прямолинейным маршрутам на высотах не менее 300 - 500 м, так как еще не было технических возможностей для осуществления маневра и аппаратуры, обеспечивающей огибание рельефа местности.
В дальнейшем крылатые ракеты были отодвинуты на второй план более эффективными баллистическими. Кроме того, система ПВО, уже располагавшая всепогодными сверхзвуковыми истребителями и зенитными ракетными комплексами, также обогнала КР в своем развитии. Вскоре они были сняты с вооружения.
Крупный скачок в развитии тактики наметился только к концу 70-х годов, когда в США были созданы крылатые ракеты воздушного (AGM-86 ALCM) и морского (BGM-109 "Томагавк") базирования. Почти за 20 лет они использовались в военных конфликтах и различных учениях более 500 раз и зарекомендовали себя как надежное наступательное оружие, способное оказать значительное влияние на ход и исход боевых действий. Только во время войны в зоне Персидского залива (1991 и 1993 годы) было осуществлено до 350 пусков КР морского и воздушного базирования.
Крылатые ракеты, состоящие на вооружении в настоящее время, приобрели и принципиально новые, ранее недоступные им боевые свойства. Они могут выполнять запрограммированный маневр на траектории, осуществлять полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, а также обладают высокой точностью наведения и хорошей помехозащищенностью. Ведутся работы по дальнейшему уменьшению эффективной площади рассеяния (ЭПР), которая и раньше была невелика. Все эти новшества не могли не отразиться на тактике применения крылатых ракет, которая стала более разнообразной.
Основными вариантами применения КР, по мнению западных военных специалистов, являются массированный удар на широком или узком фронте и одиночные или групповые удары по ограниченному количеству объектов. Их отработку на учениях стран НАТО планируется осуществлять совместно с самолетами тактической, палубной и стратегической авиации. При этом они могут действовать одновременно по заранее распределенным целям, но чаще на ракеты возлагается задача подавления прикрытых ПВО объектов перед авиационными ударами. В частности, так применялись крылатые ракеты во время войны в зоне Персидского залива за 1 ч до подъема ударных групп авиации. Ими был нанесен массированный удар по стационарным объектам ПВО, государственного и военного управления.
Тактика применения современных крылатых ракет основывается на высокой плотности налета (в результате чего происходит перенасыщение пропускной способности системы ПВО противоборствующей стороны), использовании боевых свойств ракет и осуществлении различных мероприятий, дезинформирующих систему ПВО.
Судя по публикациям западной прессы, складывается следующая картина массированного удара ракет. Перед его началом (рис. 1) подводные лодки и надводные корабли - носители крылатых ракет морского базирования скрытно выходят на рубежи пусков, а самолеты-носители - к намеченным рубежам во фронтальных боевых порядках. Чтобы затруднить противнику прогнозирование ракетоопасных направлений, эти рубежи назначаются на обширных территориях, в акваториях морей и за пределами зон обнаружения РЛС его ПВО.
Для достижения высокой плотности налета пуск КР производится одновременно или через короткие интервалы времени. Далее ракеты выходят на расчетные маршруты и следуют к целям на высотах 60 - 100 м с огибанием рельефа местности (рис. 2) . В зависимости от важности и степени защищенности цели удар наносится одной или несколькими ракетами.
Полет к объектам на предельно малых высотах снижает эффективность действия РЛС. Для скрытности и внезапности они следуют по ломаным маршрутам, меняя курс каждые 100 - 200 км и обходя ранее выявленные сильные группировки ПВО. Возможность осуществления таких действий и маневров, равно как и высокая точность наведения, обеспечивается благодаря бортовым системам автоматизированного управления полетом. Последние позволяют периодически устранять накопленные ошибки в районах коррекции путем сравнения радиолокационного изображения местности с информацией, заложенной в память бортовых ЭВМ.

Рис. 1. Массированный удар крылатыми ракетами

Большое место в тактике КР занимают мероприятия, направленные на отвлечение сил и средств ПВО от ракет. Так действовали в Ираке отдельные демонстративные группы самолетов, имевших на борту беспилотные ложные цели AN/ADM TALD. Они имитировали полет КР на отвлекающих направлениях, что значительно усложняло воздушную обстановку. Действия ракет обеспечивались и специально выделенными самолетами - постановщиками помех из зон дежурства, расположенных над своей территорией. Новым в тактике становится использование некоторой части КР в качестве ложных целей, для чего на них предусматривается размещение средств постановки помех.
Таким образом, к настоящему времени тактика применения крылатых ракет определилась достаточно четко. По мнению военного руководства США и НАТО, они и в будущем останутся достаточно эффективной и относительно дешевой системой оружия. Дальнейшее совершенствование их тактики пойдет по пути расширения области боевого воздействия КР, расширения круга поражаемых объектов, вплоть до самых малоразмерных, и повышения возможностей по преодолению противодействия ПВО. Большие надежды в этом отношении возлагаются на новые малоразмерные ракеты, создаваемые с использованием технологии "стелт". Их испытания недавно проведены в США.

Рис. 2. Профиль полета крылатых ракет к объектам поражения

Тактика борьбы истребителей с крылатыми ракетами изменялась по мере развития КР и самих самолетов. Уже первые удары самолетов-снарядов по Лондону выявили необходимость массирования сил истребительной авиации на направлениях их налетов. Однако из-за малого времени предупреждения о подходе Фау-1 и невысоких собственных характеристик истребители были вынуждены нести дежурство в воздухе большими силами.
Такое положение создало напряженность в работе пунктов управления и потребовало перестройки их деятельности. Тактические приемы поиска самолетов-снарядов в основном не отличались от приемов поиска других воздушных целей. Сближение с обнаруженными Фау-1 английские истребители выполняли на прямолинейных курсах и несколько впереди, с последующим доворотом на цели, поскольку не обладали превосходством в скорости. Атаки проводились с больших дальностей (300 - 400 м), так как если самолет-снаряд взрывался в воздухе, то его осколки поражали истребители.
В первые послевоенные годы не произошло существенного развития тактики действия истребителей. Зарубежные военные обозреватели объясняют это отсутствием опыта борьбы с крылатыми ракетами "Регулус", "Снарк" и другими, так как они недолго находились на вооружении и широкого распространения не получили.
Появление КР нынешнего поколения придало развитию тактики могучий импульс. Перед истребительной авиацией возникли серьезные проблемы, в частности, как своевременно обнаружить КР, если они представляют собой низколетящие, малоразмерные цели, как поразить их, учитывая минимальные возможности действий истребителей по таким целям.
Для обнаружения крылатых ракет, как и других средств воздушного нападения, используются различные силы и средства наземной, морской, воздушной и космической разведки. По их данным должны прогнозироваться вероятные направления ударов КР, рубежи их пуска, где в дальнейшем будут сосредоточиваться усилия истребителей. Однако, по оценкам западных экспертов, современные РЛС ПВО способны обнаруживать крылатые ракеты на удалении 30 -40 км. Другие средства разведки также не обеспечивают эффективной глубины ее ведения, а те из них, которые имеют достаточную дальность, либо не в состоянии получить достоверные данные (загоризонтные РЛС), либо находятся еще в стадии совершенствования (РЛС космического базирования).

Рис. 3. Перехват истребителями носителей КР на дальних подступах к прикрываемой территории

Не менее трудно получить информацию о полете крылатых ракет для наведения истребителей. Она должна быть непрерывной, точной и иметь минимальное время запаздывания. Кроме того, нужно опознать ракеты среди ложных целей и на фоне помех. Эти требования являются необходимыми в условиях, когда радиолокационное поле на предельно малых высотах имеет явно выраженный очаговый характер, а время пребывания ракет в зонах обнаружения РЛС исчисляется секундами. Поэтому проблема своевременного обнаружения крылатых ракет и поныне считается нерешенной. Пути ее решения на современном уровне развития технологий зарубежные военные теоретики и инженеры видят в совершенствовании способов борьбы с носителями крылатых ракет до выхода их на рубежи пусков.
В качестве варианта рассматривается формирование специальных групп воздушного патрулирования - CMDCAP (Cruise Missile Defense Combat Air Patrol), выполняющих задачи обнаружения носителей КР и их немедленного уничтожения. По опыту проводимых ВВС США учений, в состав таких групп должны входить два - четыре истребителя F-15C, самолет ДРЛО и управления Е-ЗА и два-три самолета-заправщика. Истребители барражировали парами на предполагаемых направлениях полета самолетов - носителей крылатых ракет и действовали по командам экипажа самолета ДРЛО на удалении до 3000 км от береговой черты (рис. 3).
Казалось бы, что уничтожение КР после пуска не представляет особой сложности для истребителей, обладающих совершенными прицельными системами, мощным вооружением и высокой маневренностью. Однако большинство западных военных специалистов, анализируя тактику применения КР и ссылаясь на высказывания летчиков, участвовавших в их летных испытаниях, подчеркивают чрезвычайную сложность проблемы. Прежде всего это объясняется трудностями поиска истребителями малоразмерных целей, в первую очередь ракет, изготовленных с применением технологии "стелт".
По мнению западных аналитиков, борьба истребителей с крылатыми ракетами - дело сложное. Важнейшими фактороми успеха они считают не только опыт и мастерство летчиков-истребителей, но и высокий уровень профессиональной подготовки тех, кто управляет ими и обеспечивает боевые действия.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz