ЗВО - 06'1995

НОВЫЙ ПОЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ

Полковник С.АЛЕКСЕЕВ, кандидат военных наук

Проекции вертолета W-3U Саламандра

Боевой вертолет W-3U "Саламандра" создан в инициативном порядке специалистами польского завода WSK - PZL - Swidnik (расположен вблизи г. Люблин). Базовой моделью для этой машины послужил легкий многоцелевой транспортный вертолет "Сокол", серийное производство которого ведется с 1985 года. На этапе проектирования перед разработчиками стояла задача создать достаточно эффективную, обладающую сравнительно высокой боевой живучестью и в то же время недорогую боевую машину, что и определило выбор массогабаритных характеристик, а также варианты оснащения соответствующим вооружением и бортовым оборудованием.
На вертолет предполагается возложить выполнение следующих боевых задач: огневая поддержка сухопутных войск, борьба с вертолетами и низколетящими самолетами противника, десантирование воинских подразделений. При огневой поддержке сухопутных войск основное его предназначение - борьба с танками. Кроме того, он сможет использоваться и для поражения других бронированных объектов, нанесения ударов по боевым порядкам противника, малоразмерным и площадным целям, а также для постановки минных заграждений.
Конструктивно вертолет выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами и трехопорным неубирающимся колесным шасси. Он имеет цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок модульной конструкции с кабиной экипажа (два человека, сидения расположены рядом), грузовой кабиной и хвостовой балкой, переходящей в профилированный киль, на котором установлены рулевой винт и неуправляемый стабилизатор. Большие сдвижные двери по обеим сторонам фюзеляжа обеспечивают удобный доступ к грузовой кабине, а передние сдвижные с каждой стороны - к кабине экипажа. В конструкции вертолета использованы легкие алюминиевые сплавы, а также другие металлы и стеклоэпоксидные композиционные материалы (в частности, из них изготовлены лопасти обоих винтов).
Лопасти несущего винта включают лонжероны D-образного профиля с пенообразным и сотовым (в хвостовой части) наполнителями. Их передние кромки покрыты стальными накладками и снабжены нагревательными элементами противообледенительной системы. На втулке несущего винта установлен демпфер маятникового типа, значительно снижающий уровень вибрации в кабинах. Шасси имеет три опоры: две главные одноколесные и переднюю, со спаренными колесами. Ширина колеи шасси 3,4 м, база 3,65 м.
Силовая установка включает два газотурбинных двигателя PZL-10W (разработан на основе советского ГТД ТВД-10В), мощность каждого из которых на максимальном продолжительном режиме работы составляет 574 кВт (780 л. с.), на крейсерском - 515 кВт (700 л. с.), на взлетном - 662 кВт (900 л. с.) и максимальном чрезвычайном (в течение 2,5 мин) - 846 кВт (1150 л. с.). Воздухозаборники двигателей снабжены пылезащитными фильтрами. По мнению польских специалистов, достоинством вертолета W-3U с точки зрения эксплуатации является расположение двигателей и главного редуктора на фюзеляже (подредукторной плите). Благодаря этому монтаж (демонтаж) силовой установки и регулировка соосности валов соединения "двигатель - редуктор" производятся вне фюзеляжа. Исключается также влияние деформации последнего на соосность валов. На главном редукторе крепятся агрегаты, втулка несущего винта, автомат перекоса и гидроусилители.
Емкость двух внутренних топливных баков 1860 л. Их наполнение (со скоростью до 500 л/мин) осуществляется через две заливные горловины, снабженные сигнализацией, сообщающей о заполнении емкостей. В случае необходимости в грузовой кабине может быть установлен дополнительный бак (1100л).
Гидравлическая система состоит из двух независимых подсистем - основной и резервной, благодаря чему падение давления в одной из них не сказывается на работе другой. Переключение питания с основной подсистемы на резервную происходит автоматически в момент падения давления в первой до 7 МПа. Установленные на главном редукторе и приводимые им насосы обеспечивают питание системы даже в случае выхода из строя двигателей.
Источниками электроэнергии являются генератор постоянного (30 В, 9 кВт) и трехфазный генератор переменного (115 В, 40 кВ'А) тока, а также две кадмиево-никелевые аккумуляторные батареи (25 В, 25 А-ч).
В состав бортового оборудования W-3U входят: прицельно-навигационная РЛС (дальность действия до 200 км), автопилот (стабилизирует крен и тангаж вертолета), две УКВ и одна KB радиостанция, радиокомпас, радиовысотомер и комплект приборов с механической индикацией.
Основным штатным вооружением вертолета является встроенная спаренная 23-мм пушка GSz-23L (боезапас 250 патронов). Стрельба может вестись короткими очередями (по 10 - 20 патронов), средними (20 - 50) и длинными (50 - 80) с темпом 3000 - 3400 выстр./мин. Для размещения подвесного вооружения на специальных кронштейнах устанавливаются четыре пилона (по два с борта). Его варианты выбираются в зависимости от конкретной боевой задачи: четыре или восемь ПТУР 9М114 в сдвоенных пусковых установках; четыре ПТУР 9М114 и два пусковых устройства НАР калибра 80 или 57 мм-четыре ПТУР 9М114 и четыре УР 9М32М класса "воздух - воздух" малой дальности стрельбы; четыре бомбовые кассеты ZR-8; четыре кассетные установки "Платан", снаряжаемые минами. Для наведения оружия используется прицел PKW.
ПТУР 9М114 (калибр 130 мм, дальность стрельбы до 5000 м, скорость полета 350 - 400 м/с, бронепробиваемость 280 мм от 60° до нормали) имеет радиолокационную систему наведения. Пусковое устройство В-8 снаряжается десятью НАР S-8 калибра 80 мм (дальность стрельбы 1500 - 4000 м, максимальная скорость полета 650 м/с, масса 11,65 кг), а пусковое устройство "Марс" - 16 НАР S-5 калибра 57 мм (1000 - 4000 м, 640 м/с, 3,9 кг). УР 9М32М (калибр 72 мм, скорость полета 500 м/с, дальность стрельбы 500 - 4000 м, масса 9,8 кг) оснащены ИК головками самонаведения. Бомбовая кассета ZR-8 содержит восемь трубчатых направляющих, снаряжаемых малокалиберными осколочными бомбами (по 13 - 15, их диаметр 67 мм, радиус поражения живой силы до 40 м, масса 0,8 кг). В кассетной установке "Платан" имеется шесть трубчатых направляющих с шестью или девятью минами каждая.
Вертолет W-3U "Саламандра"" может быть принят на вооружение ВВС Польши, а также поставляться в другие страны.
Основные ТТХ вертолета W-3U "Саламандра" приведены ниже.
Экипаж, человек                                          2
Масса, кг:
 максимальная взлетная                                6400
 пустого вертолета                                    3300
 нормальная взлетная                                  6100
 максимальной полезной нагрузки                       2100 (10 - 12 десантников с оружием)
 на наружной подвеске (в кабине)
Скорость (на высоте 500 м), км/ч:
 максимальная                                          240
 крейсерская                                           215
Скороподъемность у земли, м/с                            9
Практический потолок, м                               5100
Статический потолок, м:
 с учетом влияния земли                               3000
 без учета                                            1900
Дальность полета с максимальной боевой нагрузкой, км   500
Максимальная продолжительность полета, ч              около 4
Размеры, м:
 длина без несущего и рулевого винтов                 14,2
 длина с вращающимся рулевым винтом                   15,3
 высота без рулевого винта                             4,2
 высота с вращающимся рулевым винтом                   5,14
 диаметр несущего винта                               15,7
 диаметр рулевого винта                                3,0

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz