ЗВО - 06'1995

ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА АВИАЦИИ ВМС США

Капитан 2 ранга М.ЮРЬЕВ

В первой части статьи рассмотрены структура командования подготовки летного состава ВМС США, состав учебных авиакрыльев, этапы подготовки летчиков штурмовой, истребительно-штурмовой, истребительной авиации флота и морской пехоты, а также базовой патрульной авиации и вертолетов.
Подготовка офицеров - операторов систем оружия и бортовых технических средств заметно отличается от подготовки пилотов авиации ВМС как по количеству часов налета, так и по продолжительности теоретического курса.
По завершении единого курса наземной подготовки квалификационная комиссия отбирает кандидатов на летные специальности операторов. Главными критериями при этом являются успешное прохождение всех тестовых испытаний и состояние здоровья офицеров (в частности, ограничения по зрению для них менее жесткие, чем для пилотов).
Офицеры летного состава этой категории должны проходить начальную летную подготовку, одинаковую по срокам и содержанию для всех специальностей (рассчитана на 14 недель). В ходе ее изучаются такие теоретические дисциплины, как аэродинамика, навигация, устройство самолета и его бортового оборудования, основы техники пилотирования самолета и другие. Предусмотрен также курс подготовки на авиационных тренажерах в течение 25 ч. Затем офицеры приступают непосредственно к полетам на учебном самолете Т-34С. Первые ознакомительные и последующие контрольные полеты выполняются с летчиком-инструктором, а их общая продолжительность должна составлять не менее 8 ч. После этого офицер допускается к самостоятельному управлению данным самолетом, а сопровождающий его летчик-инструктор осуществляет пилотирование лишь во время взлета и посадки.
Начальный этап подготовки офицеров-операторов завершается, когда они имеют не менее 23 ч налета на самолете Т-34С. После этого квалификационная комиссия отбирает группу офицеров, которые в последующем будут обучаться в отдельном учебном подразделении на авиабазе ВВС Рандольф (штат Техас). По завершении курса они продолжат службу в качестве штурманов самолетов базовой патрульной авиации флота. Данная группа офицеров, минуя этап основной подготовки, переходит сразу же к завершающему, который будет рассмотрен ниже.
Общий график подготовки офицеров - операторов систем оружия и бортовых технических средств авиации ВМС представлен на рисунке.
Все остальные офицеры переходят к основному этапу летной подготовки, который проводится по единой программе в течение 14 недель на авиабазе Пенсакола (Флорида) на самолетах Т-34С и T-39N из состава 6 уакр.
Основной этап наряду с теоретическим курсом предусматривает тренажерную подготовку (30 ч). Практические полеты выполняются до достижения офицерами налета 55 ч.
По окончании основного этапа квалификационная комиссия определяет дальнейшую специализацию офицеров и они переходят к завершающему этапу подготовки, имеющему в зависимости от специальности свои особенности.
Подготовка офицеров - операторов систем оружия и бортовых технических средств авиации ВМС США на завершающем этапе проводится по шести основным специальностям: офицер - штурман турбовинтового и реактивного самолетов, офицер - штурман реактивного противолодочного самолета, офицер - оператор бортовых систем самолетов ДРЛО, офицер - оператор радиолокационной станции палубного истребителя, офицер - оператор бортовых систем радиоэлектронной борьбы, офицер - оператор систем бортового вооружения и обнаружения наземных и морских целей.
Подготовка по данным профилям отличается как продолжительностью, так и временем налета. Кроме того, каждая специальность требует различной теоретической подготовки.
Завершающий этап для штурманов турбовинтового и реактивного самолетов проводится в отдельном учебном подразделении на авиабазе ВВС США Рандольф (используются штатные учебные самолеты ВВС Т-43А). Он продолжается 22 недели, в течение которых офицеры наряду с теоретической подготовкой занимаются на тренажерах (72 ч). К концу обучения налет на самолетах Т-43А составляет 80 ч.
Продолжительность подготовки офицеров по данной специальности с учетом наземной подготовки должна быть 42 недели, в течение которых суммарный налет достигает 103 ч.
Завершающий этап подготовки штурманов реактивного противолодочного самолета (20 недель) предусматривает их обучение для палубных противолодочных самолетов S-3B "Викинг" на учебных самолетах T-39N и Т-2С. Офицеры наряду с теоретическим курсом отрабатывают задачи на тренажерах (50 ч) и выполняют практические полеты. К концу обучения налет составляет 63 ч, в том числе 13 ч на Т-2С и 50 ч на T-39N.
Подготовка офицеров по этой специальности рассчитана на 54 недели (суммарный налет 141 ч).
Завершающий этап обучения офицеров - операторов бортовых систем ДРЛО предусматривает подготовку операторов комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и систем наведения истребительной и тактической авиации для палубных самолетов ДРЛО Е-2С "Хокай". Ввиду уникальности бортового оборудования этих самолетов она проводится непосредственно в 120-й учебно-боевой авиаэскадрилье самолетов ДРЛО, которая базируется на авиабазе Ошеана (штат Вирджиния). На ее вооружении находятся палубные самолеты ДРЛО Е-2С и транспортные С-2А "Грейхаунд",. На данный этап отводится 22 недели, в течение которых офицеры наряду с прохождением теоретического курса занимаются на тренажерах (138 ч). Общий налет на самолетах Е-2С к концу обучения достигает 32 ч. При этом операторы в ходе подготовки не выполняют полеты с авианосца.

Подготовка офицеров - операторов систем оружия и бортовых технических средств авиации ВМС США

Продолжительность подготовки офицеров по данной специальности 56 недель (суммарный налет составляет ПО ч).
В ходе завершающего этапа программы для операторов РЛС палубного истребителя предусматривается подготовка операторов радиолокационного комплекса перехвата воздушных целей и систем управления ракетным оружием для палубных истребителей F-14A, В и D "Томкэт". Обучение офицеров проводится на самолетах Т-2С (17 ч) с целью овладения навыками пилотирования реактивного самолета в полете с летчиком-инструктором, выполняющим взлет и посадку, а также на T-39N по отработке задач самолетовождения при полете над морем и применению бортового радиолокационного вооружения и подвесного контейнера с разведывательным оборудованием системы TARPS.
На данный этап отводится 24 недели, в течение которых офицеры наряду с прохождением теоретического курса отрабатывают задачи на тренажерах (63 ч). Налет на самолетах к концу обучения составляет 77 ч. Полеты с авианосца операторы не выполняют.
Продолжительность подготовки офицеров по данной специальности 58 недель, при этом суммарный налет достигает 155 ч.
Завершающий этап обучения офицеров - операторов бортовых систем РЭБ проводится с целью подготовки операторов таких систем, установленных на самолетах РЭБ и РТР ЕА-6В "Проулер". Обучаемые совершают полеты на самолете Т-2С (10ч) с целью получения навыков пилотирования реактивного самолета с летчиком-инструктором, выполняющим взлет и посадку, а также на T-39N, позволяющем отрабатывать задачи самолетовождения при полете над морем и осваивать бортовое радиоэлектронное оборудование.
На данный этап отводится 20 недель: теоретический курс и занятия на тренажерах (80 ч). К концу обучения налет на самолетах составляет 70 ч (полеты с авианосца не отрабатываются).
Общая продолжительность подготовки офицеров-операторов по данной специальности 54 недели, в течение которых суммарный налет достигает 148 ч.
Завершающий этап обучения операторов систем бортового вооружения и обнаружения наземных и морских целей связан с подготовкой специалистов соответствующего профиля для палубных штурмовиков А-6Е "Интрудер" авианосной авиации флота и истребителей-штурмовиков морской пехоты F/A-18D "Хорнет". Их завершающая летная подготовка проводится на самолете Т-2С (12 ч) для приобретения навыков пилотирования реактивного самолета с летчиком-инструктором, выполняющим взлет и посадку, а также на T-39N с целью отработки задач самолетовождения при полете над морем и освоения бортового радиолокационного оборудования.
Продолжительность данного этапа 26 недель, в течение которых офицеры проходят теоретический курс и отрабатывают задачи на тренажерах (12 ч). Практический налет на самолетах к концу обучения на данном этапе достигает 81ч. Полеты с авианосца не предусмотрены. Летчики морской пехоты отрабатывают также приемы ведения воздушной разведки с применением подвесных контейнеров с разведывательным оборудованием.
Общее время подготовки офицеров по данной специальности составляет 60 недель, в течение которых суммарный налет достигает 159 ч.
По окончании полного курса подготовки пилоты и офицеры-операторы получают соответствующую квалификацию летного состава авиации ВМС и направляются для дальнейшей подготовки в учебно-боевые авиационные подразделения флота и морской пехоты, которые уже не входят в структуру командования подготовки летного состава.
Летный состав авиации береговой охраны (БОХР) США по завершении вышеуказанного курса направляется для дополнительной подготовки в авиационный учебный центр береговой охраны на авиабазу БОХР Мобил (штат Алабама).
В ВМС США имеются учебно-боевые авиаэскадрильи (учбаэ), предназначенные для подготовки летного состава флота и морской пехоты к дальнейшей летной работе на самолете или вертолете того типа, на котором офицерам предстоит служить. По американской терминологии, они называются авиаэскадрильями пополнения летного состава. Командиром учбаэ является опытный офицер в звании кэптен. Эскадрильи оснащены штатными боевыми вертолетами и самолетами, состоящими на вооружении авиации ВМС. В некоторых учбаэ на вооружении также имеются учебные и учебно-боевые самолеты. Состав и дислокация учбаэ ВМС США представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. УЧЕБНО-БОЕВЫЕ АВИАЭСКАДРИЛЬИ АВИАЦИИ ФЛОТА
Наименование эскадрилийАвиабаза (штат)Вооружение (тип самолета, вертолета)
128-я штурмоваяУидби-Айленд (Вашингтон)А-6Е "Интрудер", ТС-4С "Академ"
125-я истребитепьно-штурмоваяБофорт (Южная Каролина)F/A-18A, В, С и D "Хорнет"
101-я истребительнаяОшеана (Вирджиния)F-14A, В и D "Томкэт"
129-я РЭБУидби-Айленд (Вашингтон)ЕА-6В "Проулер"
120-я ДРЛООшеана (Вирджиния)Е-2С "Хокай", С-2А "Грейхаунд"
41-я контроля морской обстановкиНорт-Айленд (Калифорния)S-3A и В "Викинг"
30-я отдельная патрульнаяДжексонвилл (Флорида)Р-ЗС и ТР-ЗА "Орион"
1-я противолодочных вертолетовДжексонвипп (Флорида)SH-60F "Оушн Хок", SH-3H "Си Кинг"
10-я противолодочных вертолетовНорт-Айленд (Калифорния)SH-60F "Оушн Хок", SH-3H "Си Кинг"
40-я легких многоцелевых вертолетовМейпорт (Флорида)SH-60B "Си Спрайт"
3-я вертолетов тылового обеспеченияНорт-Айленд (Калифорния)CH-46D и HH-46D "Си Найт"

Таблица 2. УЧЕБНО-БОЕВЫЕ АВИАЭСКАДРИЛЬИ АВИАЦИИ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ
Наименование эскадрилийАвиабаза (штат)Вооружение
203-я штурмоваяЧерри-Пойнт (Северная Каролина)AV-8B и TAV-8B "Харриер-2"
101-я истребительно-штурмоваяМирамар (Калифорния)F/A-18A, В, С и D "Хорнет"
253-я отдельная заправочнаяЧерри-Пойнт (Северная Каролина)КС-130 "Геркулес"
204-я транспортно-десантных вертолетовНью-Ривер (Северная Каролина)СН-46Е "Си Нзйт", СН-53Е "Супер Стэльен", CH-53D "Си Стэльен"
302-я транспортно-десантных вертолетовТастин (Калифорния)MH-S3E "Си Дрэгон", СН-53Е "Супер Стэльен", CH-53D "Си Стэльен"
303-я вертолетов огневой поддержкиКэмп-Пендлтон (Калифорния)AH-1W "Супер Кобра", UH-1N "Ирокез"

В ходе подготовки пилоты и офицеры-операторы осваивают боевые самолеты и вертолеты, причем основное внимание уделяется боевому применению бортового вооружения, отработке тактики ведения маневренного воздушного боя, групповой слетанности, полетам на малых высотах с огибанием рельефа местности днем и ночью в различных метеоусловиях, дозаправке в воздухе и отработке взаимодействия членов экипажей.
Все полеты летчики выполняют самостоятельно (инструктор руководит их действиями с наземного поста управления или с борта авианосца). Инструкторы сопровождают их только на тех самолетах, где по штатному расписанию предусмотрен правый летчик (Р-ЗС, ЕР-ЗЕ, S-3B, ES-3A, Е-2С, КС-130, ТС-4С).
Для каждой учбаэ в зависимости от типов самолетов и вертолетов и поставленных перед ними задач характерны свои особенности подготовки летного состава по специальностям, например:
- 128 учбшаэ имеет авиаотряды из нескольких специализированных учебных самолетов ТС-4С, предназначенных для подготовки офицеров - операторов бортового вооружения палубных штурмовиков А-6Е;
- 203 учбшаэ морской пехоты - единственное подразделение авиации ВМС, предназначенное для подготовки в полном объеме пилотов самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, включая боевое применение оружия днем и ночью, а также взлет и посадку на палубу десантного корабля и авианосца;
- 302 учбаэ тдв морской пехоты занята подготовкой летчиков как морской пехоты для тяжелых транспортно-десантных вертолетов типа СН-53, так и пилотов авиации флота для вертолетов-тральщиков МН-53Е.
По итогам подготовки при достижении общего налета 270 ч офицер получает квалификацию летчика авиации ВМС с правом ношения нагрудного знака "Золотые крылья", который отличается символикой у пилотов и офицеров-операторов.
При наличии достаточных навыков в управлении самолетом квалификационная комиссия допускает пилотов авианосной авиации к полетам с авианосца. Получение такого допуска зависит не от конкретного налета часов, а от уровня мастерства. Перед отработкой взлета с катапульты и посадки на авианосец с применением аэрофинишера необходимо выполнить до десяти посадок с немедленным взлетом после касания палубы. Лишь после того как пилот совершил не менее 40 - 50 посадок в дневных условиях, он допускается к выполнению такого сложного элемента, как посадка в ночных условиях, что является проверкой морально-психологической готовности и летного мастерства.
В целом командование ВМС США, несмотря на сокращение бюджетных ассигнований на содержание сил флота, намерено сохранить высокий уровень подготовки летного состава. При этом особая роль отводится обучению летчиков авианосной авиации, которая играет все более важную роль в ходе боевых действий на удаленных ТВД со слаборазвитой аэродромной сетью.
На высоком уровне поддерживается также боевая готовность летного состава регулярных и резервных компонентов воздушных сил флота и морской пехоты. В частности, средний годовой налет летчиков всех специальностей в ВМС США достигает 270 - 290 ч, что, по мнению американских специалистов, должно обеспечить решение задач завоевания превосходства в воздухе и удержания господства на море в региональных конфликтах любой интенсивности.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz