"Зарубежное военное обозрение" 02'1995

РЕЗЕРВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США

Полковник С.ПЕЧУРОВ, кандидат военных наук

Соединенные Штаты Америки одними из первых в мире встали на путь формирования профессиональных вооруженных сил. В настоящее время они практически полностью укомплектованы военнослужащими, проходящими службу по контракту. Глобальные обязательства, которые возложили на себя США, предполагают содержание как регулярных вооруженных сил, так и подготовленных резервов. Это объясняется, с одной стороны, необходимостью жесткого контроля за развитием военно-политической обстановки, готовностью к ведению войн и военных конфликтов любого масштаба, а с другой - невозможностью содержать развернутые почти во всех регионах мира вооруженные силы. Для этого есть ряд веских причин: сведение до минимума вероятности широкомасштабной войны, ограниченность ресурсов, трудности с комплектованием вооруженных сил, оснащенных новейшими оружием и военной техникой, требующими высококвалифицированных кадров. Тем не менее военно-политическое руководство США пытается найти оптимальный выход из сложившегося положения.
В статье дается анализ подходов американских специалистов к решению проблем обеспечения баланса между регулярными и резервными компонентами вооруженных сил.
В соответствии с Разделом 10 Свода законов резервные компоненты представляют собой базу для мобилизационного развертывания и усиления группировок регулярных войск, доукомплектования соединений и частей до штатов военного времени и восполнения потерь в ходе боевых действий. Требования, которые предъявляются к резервам, в сжатом виде сформулированы в докладе председателя Совета по вопросам развития резервных компонентов Деборы Р.Ли, сделанном в 1994 году: "Они должны быть боеспособными, быстромобилизуемыми, приемлемыми по затрачиваемым средствам и соответствовать стоящим перед ними задачам".
Резервными компонентами американских вооруженных сил являются: сухопутные войска и ВВС национальной гвардии, резервы видов вооруженных сил, а также береговая охрана, которая при объявлении мобилизации переподчиняется ВМС. Они делятся на организованный и индивидуальный резерв. К первому относятся сухопутные войска и ВВС национальной гвардии, а также резервы видов вооруженных сил, которые организационно сведены в соединения, части и подразделения, аналогичные по структуре регулярным войскам. Индивидуальный резерв представлен лицами, имеющими военную подготовку и прослужившими определенный срок в регулярных формированиях или в организованном резерве.
Комплектование резервных компонентов осуществляется по территориальному принципу. Их личный состав в течение года проходит боевую подготовку в виде индивидуальных и групповых занятий (как правило, по выходным дням), привлекается к летним лагерным сборам, войсковым и командно-штабным учениям. Продолжительность подготовки зависит от военно-учетной специальности и уровня профессионализма.
В период службы резервисты получают денежное довольствие, пользуются теми же льготами и привилегиями, что и личный состав регулярных войск. Для поддержания боевой и мобилизационной готовности резервных формирований на требуемом уровне имеется особая категория лиц - постоянный состав организованного резерва, предназначенный для обеспечения повседневной деятельности подразделений и частей (организация и проведение боевой подготовки, обслуживание техники и т.п.), быстрого их перевода с мирного положения на военное. К ним относятся военнослужащие регулярных войск, организованного резерва, гражданские служащие и военно-технические специалисты.
Резервы видов вооруженных сил подчиняются министерствам и штабам сухопутных войск, ВВС и ВМС, ответственным за их боевую и мобилизационную готовность, оснащение оружием и военной техникой. Войска национальной гвардии имеются во всех платах и в мирное время находятся в распоряжении губернаторов, по решению которых могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, борьбы с беспорядками, защиты частной собственности. В случае мобилизации или введения чрезвычайного положения гвардейцы в составе своих подразделений и частей переводятся в регулярные силы. Общее руководство резервами видов вооруженных сил осуществляет помощник министра обороны но резервам. Численность вооруженных сил США по состоянию на начало 1995 года в тыс. человек приведена ниже. Регулярный компонент:
сухопутные войска ....................... 541
ВВС ..................................... 426
ВМС ..................................... 470
морская пехота .......................... 174
Итого ................................... 1611
Резервный компонент:
сухопутные войска национальной гвардии .. 405,9
ВВС национальной гвардии ................ 114,7
резерв сухопутных войск ................. 260
резерв ВВС .............................. 81,5
резерв ВМС .............................. 113,4
резерв морской пехоты ................... 42,2
Итого ................................... 1017,7
Следует принять во внимание тот факт, что из всех резервных компонентов на долю национальной гвардии и резерва сухопутных войск всегда приходилась значительная часть их личного состава - в настоящее время около 2/3. Поэтому вопросы, связанные с данным компонентом вооруженных сил, по мнению американских военных экспертов, в наибольшей степени отражают суть проблем, которые стоят перед резервами в целом, а пути и методы их решения приемлемы также для резервов ВВС и ВМС.
С момента образования США как государства они вели войны, полагаясь в основном на различные виды резервных компонентов - милицию в первые годы независимости, добровольческие формирования в XIX веке, резервистов (наряду с кадровыми военными) в военных конфликтах на протяжении XX века". А такой резервный компонент, как национальная гвардия, ведет свою историю с 1636 года, то есть еще до образования Соединенных Штатов. Из 40 политических деятелей, поставивших подпись под Конституцией США, 23 имели военный опыт в действующей армии или милицейских добровольческих формированиях.
Хорошо отлаженная система призыва позволила американскому руководству во время второй мировой войны в довольно короткий срок (с июня 1940 года до середины 1941-го) увеличить сухопутные войска более чем в 5 раз - с 264 тыс. до 1455,5 тыс. человек. Кроме того, из 16 млн. прошедших службу в вооруженных силах в период с 1941 по 1946 год большую часть составляли резервисты - гражданские лица, быстро обученные, экипированные и направленные на фронт.
Во время войны в Корее (начало 50-х годов) в вооруженные силы США было мобилизовано около 1 млн. национальных гвардейцев и резервистов. При этом, как подчеркивают американские военные историки, требовались меньшие финансовые затраты и незначительное время на их доподготовку по сравнению с призывниками, так как в большинстве своем они были ветеранами, имевшими опыт участия во второй мировой войне.
Берлинский кризис начала 60-х годов послужил причиной призыва на службу и включения в состав регулярных войск 148 тыс. национальных гвардейцев и резервистов. Кубинский кризис (1962), чуть было не спровоцировавший ядерный конфликт между США и СССР, потребовал призыва 14 тыс. резервистов ВВС. Личный состав резервных компонентов участвовал практически по всех силовых акциях США за рубежом, в том числе в Гренаде (1983), Ливии (1986), Панаме (1989). В последнее время часть резервистов, в основном из подразделений обеспечения, привлекалась для выполнения "миротворческих миссий", например в Гаити. В годы войны с Вьетнамом было отмобилизовано всего не более 35 тыс. резервистов, что объясняется крайней непопулярностью среди американцев этой военной кампании. Массовый призыв резервистов мог даже привести к ускоренному выводу войск из Вьетнама под давлением общественного мнения в США. Поэтому было принято решение не отмобилизовывать резервные компоненты, но и не чинить препятствий тем резервистам, которые изъявят желание добровольно идти на службу в регулярные войска.
Фактический провал с призывом резервистов в годы войны в Индокитае привел к тому, что при анализе уроков этой военной кампании подверглись переоценке роль, предназначение и задачи резерва в рамках обновленной стратегии "национальной безопасности". Уже в 1970 году министр обороны страны М.Лэйрд дал указание разработать предложения по сокращению (после окончания войны) регулярных войск и "расширению возможностей боевых и обеспечивающих формирований национальной гвардии и резерва". Дж.Шлессинджер, пришедший ему на смену, выступил в 1973 году с официальным заявлением о том, что результатом переосмысления роли и места регулярных и резервных компонентов стала новая концепция создания так называемых "всеобщих (тотальных) сил", которая подразумевает "интеграцию регулярных войск, национальной гвардии и сил резерва". Данная концепция, послужившая основой строительства американских вооруженных сил, за истекший период не претерпела существенных изменений.
После окончания вьетнамской кампании была значительно сокращена численность вооруженных сил (с 3,1 млн.. человек в 1968 году до 1,9 млн. в 1973-м), а в течение 1973 - 1975 годов произошел переход к добровольному принципу их комплектования, включая резервные компоненты. Эта мера на фоне "сохраняющейся глобальной ответственности США за обеспечение демократии во всем мире" вынудила американское руководство изыскивать такие формы и методы военного строительства, которые в условиях финансовых ограничений (как следствие некоторого снижения военных расходов после войны) позволили бы содержать приемлемые по количеству и качеству вооруженные силы. На первых порах профессионализация армии привела не только к резкому снижению интеллектуального уровня ее личного состава, что рассматривалось в качестве первостепенной проблемы, но и к хронической недоукомплектованности войск. В частности, отмечалась недопустимо низкая укомплектованность резервных компонентов - к концу 70-х годов она достигла 70 проц.
Заслуживает внимания разработанная и внедренная в вооруженных силах в середине 70-х годов концепция комплектования сухопутных войск формированиями типа "раунд-аут" (round-out) на бригадном уровне, предусматривавшая объединение регулярных и резервных компонентов сухопутных войск в единое целое. Суть концепции сводится к тому, что в некоторые регулярные дивизии сухопутных войск входят три бригады: две регулярные, укомплектованные кадровым личным составом, и одна резерва или национальной гвардии. Это позволило увеличить боевой состав: количество дивизий было доведено до 16 (ранее имелось 13) без наращивания численности личного состава регулярных сухопутных войск .
В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (во время конфликта, войны и т.п.) формирования типа "раунд-аут" должны были доукомплектовываться до полного штата и включаться в соединения регулярных войск . Эти и другие меры способствовали укреплению данного компонента вооруженных сил и постепенному росту его численности. К концу 80-х годов в сухопутных войсках почти 40 проц. личного состава были резервистами (национальная гвардия), а отдельные регулярные дивизии предполагалось доукомплектовывать бригадами типа "раунд-аут". Еще большая доля резервистов (до 3/4 личного состава формирований) приходилась на обеспечивающие компоненты. Как отмечали зарубежные специалисты, такой баланс регулярных и резервных компонентов вооруженных сил США в целом удовлетворял потребности страны с точки зрения обеспечения национальных интересов. И это несмотря на то, что американское военное руководство так и не смогло решить проблему выравнивания уровней подготовки и обеспечения оружием и военной техникой резервистов и регулярных войск. В результате к концу 80-х годов сухопутные войска были представлены 28 дивизиями, из них 10 - национальной гвардии.
Между тем кардинальные изменения в военно-стратегической обстановке на рубеже 80 - 90-х годов, уменьшение вероятности развязывания глобальной (в том числе ядерной) и коалиционной обычной войны в Европе как следствие распада СССР и Организации Варшавского Договора привели военно-политическое руководство США к выводу о необходимости пересмотра основополагающих взглядов на проблемы строительства своих вооруженных сил. Так, в 1990 году министерством обороны США и комитетом начальников штабов была представлена новая концепция "базовых сил", согласно которой акцент в подготовке вооруженных сил был перенесен с необходимости ведения глобальной войны с СССР и его союзниками на вероятность крупномасштабных региональных конфликтов против неопределенных противников. Суть этой концепции изложил бывший президент США Дж.Буш в выступлении перед сотрудниками института Аспина в начале августа 1990 года. Согласно новым подходам американского военно-политического руководства к строительству вооруженных сил в основу стратегического планирования положен так называемый пакетный принцип их функционально-стратегического деления. Он предполагает наличие четырех компонентов (пакетов) боевых сил (стратегические, атлантические, тихоокеанские, чрезвычайные) и четырех обеспечивающих (силы и средства перевозок, обеспечения из космоса, восстановления военного потенциала, исследований и разработок). Причем резервам во всех указанных компонентах, за исключением стратегического пакета, отводится роль боевых формирований.
Существенным в данных условиях является тот факт, что наряду с признанием американским руководством уменьшения до минимума вероятности развязывания глобальной войны началось сокращение финансовых средств на оборону, что привело к разработке планов реорганизации вооруженных сил, в том числе и уменьшения их численности. Естественно, встал вопрос об очередном пересмотре роли и задач резервных компонентов, численность которых к 1990 году достигла своего пика -1,2 млн. человек. В соответствии с предложениями, выдвинутыми на рубеже 1990 - 1991 годов министром обороны Р.Чейни, в течение пятилетнего периода предполагалось сократить регулярные вооруженные силы более чем на 20 проц., а резервные компоненты - почти на 20 проц. Число дивизий регулярных сухопутных войск намечалось уменьшить за тот же период с 18 до 12, а резервных - с десяти до шести. Соответствующие сокращения намечались также в ВМС и ВВС.
В основу пересмотра структуры вооруженных сил и резервных компонентов были положены конкретные сценарии возможных войн и конфликтов, разработанные в министерстве обороны. По мнению американских аналитиков, вооруженные силы США были способны вести военные действия и победить в двух одновременно начавшихся крупных региональных конфликтах, что считалось более вероятным, или в глобальной войне (рассматривалось тогда как маловероятное, но вполне реальное событие). При этом время предупреждения о военном столкновении с СССР, все еще подразумевавшемся в качестве главного противника, могло составить до 1,5 лет. Поэтому в соответствии с принципом воссоздания - основным в стратегии "национальной безопасности" - предусматривалась возможность (в случае глобального длительного конфликта) формирования в составе резерва, помимо шести имевшихся, еще двух так называемых кадрированных дивизий национальной гвардии (не считая соединений, создаваемых в случае всеобщей мобилизации) , укомплектованных в мирное время резервистами на 20 - 25 проц . ( Командование сухопутных войск США считало необходимым укомплектовать эти дивизии на 70 проц. штата аналогичных регулярных формирований.)
На разработку сценариев, как и на военное планирование в целом, существенное воздействие оказал конфликт в зоне Персидского залива. Первое со времени вьетнамской войны стратегическое развертывание американских вооруженных сил было сопряжено с некоторыми трудностями и вскрыло ряд проблем, в том числе касавшихся резервных компонентов Прежде всего следует отметить факт первой, как подчеркивают американские аналитики, полномасштабной мобилизации резервистов за последние десятилетия, объявленной президентом США Дж.Бушем 22 августа 1990 года. За шесть месяцев было призвано 245 тыс. резервистов (около 32 проц. - в формирования национальной гвардии и более 67 проц. - в резервы сухопутных войск, ВВС и ВМС). Из них свыше 106 тыс. переброшено в зону Персидского залива, а 16 тыс. - в другие регионы (за пределы континентальной части 3 страны) . По сообщению западной прессы, из 390 военнослужащих США, погибших в ходе военных действий в зоне Персидского залива, 72 человека (или 18 проц.) были резервистами.
Несмотря на значительное количество резервистов, участвовавших в данном конфликте (группировка насчитывала 545 тыс. человек), а также ставшие достоянием общественности позитивные оценки их роли в войне, они не в полной мере оправдали возлагавшиеся на них надежды (особенно резервисты сухопутных войск). Кроме того, не были выдержаны нормативы, касавшиеся, в частности, продолжительности после мобилизационных мероприятий по боевому слаживанию подразделений и частей. Так, на интенсивную подготовку трех бригад национальной гвардии типа "раунд -аут" (48-я и 25-я пехотные, 155-я бронетанковая), предназначенных для доукомплектования переброшенных в зону залива дивизий регулярных сухопутных войск, отводилось 28 - 40 сут, но и по истечении этого срока указанные формирования не были готовы к выполнению боевых задач. Реально же потребовалось от 90 до 185 сут. Произведенные сразу по завершении конфликта комплексные расчеты готовности формирований сухопутных войск к выполнению боевых задач подтвердили вывод о том, что резервным дивизиям для этого надо было бы уже не менее одного года.
В отличие от резервных компонентов сухопутных войск к аналогичным структурам ВМС и ВВС особых претензий со стороны командования не предъявлялось, что объясняется не только более высокой боеготовностью резервистов данных видов вооруженных сил, но и спецификой задач, которые они решали в ходе конфликта.
Результаты проведенного анализа наряду с новыми положениями стратегии "национальной безопасности" США привели к очередной переоценке роли и задач резервных компонентов. Прежде всего было констатировано, что поскольку резервным бригадам для готовности к выполнению боевых задач требуется, как минимум, 90 сут послемобилизационной подготовки, а дивизиям - около года, то вопрос об их применении может быть поставлен только в длительных по времени крупных региональных конфликтах или в глобальной войне. Поэтому нереальным является включение боевых резервных компонентов в пакет чрезвычайных сил, предназначенных для оперативного реагирования в случае кризиса.
Однако резервные компоненты призваны выполнять не только боевые, но и обеспечивающие функции. Например; в сухопутных войсках США на их долю приходится до 30 проц. формирований боевого и около 80 проц. тылового обеспечения. В вооруженных силах имеются части и подразделения, находящиеся только в организованном резерве (в частности, железнодорожные подразделения) . Опыт войны в зоне Персидского залива показал сравнительно высокую эффективность обеспечивающих подразделений в составе резервных компонентов. В этой связи американским специалистам было предложено изучить вопрос о целесообразности возложения на последние только подобных функций. Однако такая точка зрения не нашла поддержки ни у командования, ни у американских законодателей. Один из аргументов в пользу сохранения за резервными компонентами определенных боевых задач сводился к тому, что "нецелесообразно пренебрегать богатым опытом резервистов, многие из которых в прошлом отдали лучшие годы служению стране в регулярных войсках". Приводились и другие, более веские доводы. В частности, делалась ссылка на национальную гвардию, которая должна выполнять комплекс боевых задач в конфликтах "ниже уровня войны", в том числе в рамках операций по установлению мира, борьбе с терроризмом и наркобизнесом и т.п.
В пользу сохранения за резервными компонентами всего спектра задач, включая некоторые боевые (после форсированной доподготовки) , говорят и приводимые американскими аналитиками расчеты, связанные с затратами на военнослужащих регулярных войск и резервистов. Так, на содержание личного состава регулярных войск и резерва ( по 100 тыс. человек) в 1993 финансовом году потребовалось соответственно 3,945 млрд. и 915,4 млн. долларов, то есть резервист обходится казне в 4 раза дешевле, чем солдат регулярных войск. Более того, в 1992 финансовом году на резервные компоненты сухопутных войск было израсходовано только 5 проц. всего бюджета сухопутных войск. Поскольку национальной гвардии вменено в обязанность выполнение ряда задач в пределах территории штата, где дислоцируются ее формирования, часть средств (10 проц.) на ее обеспечение выделяется из местного бюджета. ( Окончание следует)
1. С целью еще большего увеличения количества соединений регулярных сухопутных войск некоторые американские специалисты предложили не получившую, однако, поддержки концепцию "двойного раунд-аута", то есть когда две бригады дивизии из трех - резервные.
2 Следует отличать формирования типа "раунд-аут" от "раунд-ап" (round-up). Последние предназначены не для доукомплектования регулярных соединений, а для их усиления.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz