ЗВО - 12'1994

АМФИБИЙНЫЕ СИЛЫ ВМС США
(некоторые перспективы развития)

Капитан 1 ранга Ю.Кравченко

Значительные изменения, происходящие в последнее время в военно-морских силах США, связанные с принципиальным пересмотром взглядов на роль вооруженных сил в условиях формирования новой структуры межгосударственных отношений и переоценкой возможных в обозримом будущем угроз национальной безопасности страны, не могли не затронуть и амфибийные силы флота. Главным в их строительстве и использовании становится обеспечение во взаимодействии с другими родами сил на приемлемом уровне военного присутствия в <жизненно важных> для американской администрации районах мира. Руководство ВМС, помимо военно-политических аспектов, вынуждено также учитывать значительные изменения в финансовой политике, направленной на весьма существенное сокращение бюджетных ассигнований на развитие флота.
Зарубежные военные специалисты полагают, что вероятность проведения в будущем морских десантных операций оперативного и стратегического масштабов в определенной мере снизилась (Инчхонская в сентябре 1950 года была последней). Но вместе с тем в современных условиях возрастает роль группировок амфибийных сил с подразделениями морской пехоты на борту в качестве важного инструмента реагирования на кризисные ситуации в различных регионах мира. По данным центра анализа ВМС, из 207 случаев привлечения вооруженных сил США к урегулированию,региональных конфликтов и кризисных ситуаций в период с 1946 по 1990 год в 112 участвовали амфибийные силы (54,1 проц.) .
В настоящее время командование ВМС считает, что амфибийные силы должны обеспечить одновременное развертывание штурмовых эшелонов (Assault Echelons) 2,5 экспедиционных бригад морской пехоты (эбрмп) в любом регионе мира. Для сравнения следует отметить, что в 80-х годах, в период глобального военного противостояния США и Советского Союза, амфибийным силам ставилась задача переброски одновременно штурмовых эшелонов четырех эбрмп, то есть отмечается снижение этого показателя на 38 проц.
За последние два года произошли значительные изменения в корабельном составе амфибийных сил. В период с января 1993 года по декабрь 1994-го из боевого состава было выведено и предполагается вывести в резерв 21 десантный корабль (грузовой транспорт), а пополнился он только тремя (табл. 1).
Практически в полном составе покинули регулярный флот танкодесантные корабли (ТДК) типа <Ньюпорт> (рис 1). На начало 1995 года ожидается иметь в его составе только три корабля (всего в серии было 20) - LST1194 <Ла Мур-Каунти> и LST1196 <Харлан-Ка-унти> на Атлантике, LST1189 <Сан-Бернардино> на Тихом океане. Танкодесантные корабли были единственными в американском флоте, которые позволяли выгружать непосредственно на необорудованное побережье колесную и гусеничную технику.
Головной ТДК <Ньюпорт> вошел в состав регулярных сил флота в середине 1969 года, а завершилось строительство серии в 1972-м. Таким образом, срок службы кораблей этого типа составил 22-25 лет, что ниже установленных норм (30-35 лет). Это объясняется тем, что эксплуатационные затраты в достаточной степени морально устаревших кораблей в условиях значительных бюджетных ограничений и стремления командования обновить корабельный состав амфибийных сил не оправдывают в полной мере их содержания в боевом составе.
Выведены в резерв на консервацию три десантных вертолетоносца (ABB) типа <Иводзима> (серия из семи кораблей была построена в 60-е годы). Они заменены новыми универсальными десантными кораблями (УДК) типа <Уосп>. Следует отметить, что LPH12 <Инчон> в настоящее время проходит ремонт и модернизацию, после чего будет переклассифицирован в корабль управления минно-тральными силами (MCS).
Последние два десантных грузовых транспорта типа <Чарлстон> - LKA113 <Чарлстон> и LKA116 <Сент-Луис> были поставлены на консервацию в 1992 и 1993 годах соответственно.
В дальнейшем намечается вывести из состава регулярных сил пять десантных транспортов-доков (ДТД) типа <Энкоридж> (LSD36-40) и 11 десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа <Остин> (LPD4-10, 12-15). Предположительно, к 2003-2005 году будет выведен в консервацию первый из универсальных десантных кораблей типа <Тарава>.
Какие же новые десантные корабли будут поступать в состав регулярных сил? В настоящее время ведется строительство и передаются флоту УДК типа <Уосп> и ДТД типа <Харперс Ферри>.
Три универсальных десантных корабля - LHD1 <Уосп>, LHD2 <Эссекс> и LHD3 <Кирсейдж> - уже переданы флоту, а завершение строительства четвертого (LHD4 <Боксер>) ожидается в декабре текущего года. Всего в серии планируется иметь шесть таких кораблей (пятый - LHD5 <Батаан> и шестой - LHD6 <Бон Омм Ричард>), но, возможно, будут выделены средства и на седьмой.

ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА КОРАБЛЕЙ АМФИБИЙНЫХ СИЛ США
(январь 1993 года - декабрь 1994-го)
Тип корабля, бортовой номер, наименованиеДатаПримечание
Введены в состав регулярного флота
LHD 3 <Кирсейдж> (УДК, <Уосп>)16.10.93Атлантический флот
LSD 49 <Харперс ферри> (ДТД, <Уидби Айленд>).9.94Атлантический флот
LHD 4 <Боксер> (УДК. <Уосп>).12.94Тихоокеанский флот
Выведены из состава регулярного флота
LPH 3 <Окинава> (ABB, <Иводзима>)16.1.93Передан для продажи на слом
LST 1182 <Фресно> (ТДК, <Ньюпорт>)8.4.93Резерв (консервация) Тихоокеанский флот
LST 1180 <Мэнитоук> (ТДК, <Ньюпорт>)30.6.93Резерв (консервация) Атлантический флот
LPH 2 <Иводзима> (ABB, <Иводзима>)10.7.93Передан для продажи на слом
LST 1181 <Самтер> (ТДК, <Ньюпорт>)30.9.93Резерв (консервация) Атлантический флот
LST 1191 <Резайн> (ТДК, <Ньюпорт>)2.10.93Планируется для продажи Тайваню
LST 1185 <Шенектеди> (ТДК, <Ньюпорт>)10.12.93Планируется для продажи Тайваню
LST 1183 <Пеория> (ТДК, <Ньюпорт>)28.1.93Планируется для продажи Венесуэле
LKA 115 <Мобайл> (ДГТР, <Чарлстон>)4.2.94Резерв (консервация) Тихоокеанский флот
LST 1187 <Тускалуза> (ТДК, <Ньюпорт>)18.2.94Планируется для продажи Венесуэле
LKA 114 <Дархэм> (ДГТР, <Чарлстон>)25.2.94Резерв (консервация) Тихоокеанский флот
LST 1190 <Боулдер> (ТДК, <Ньюпорт>)28.2.94Планируется для продажи Тайваню
LKA 117 <Эль Пасо> (ДГТР, <Чарлстон>)21.4.94Резерв (консервация) Атлантический флот
LST 1188 <Сагино> (ТДК, <Ньюпорт>)2.6.94Планируется для продажи Австралии
LST 1197 <Бернстейбл-Каунти> (ТДК, <Ньюпорт>)3.6.94Продан Марокко в августе 1994 года
LST 1186 <Каюга> (ТДК, <Ньюпорт>)30.7.94Планируется для продажи Бразилии
LST 1193 <Фэйрфэкс-Каунти> (ТДК, <Ньюпорт>)17.8.94Планируется для продажи Астралии
LPH 7 <Гвадалканал> (ABB, <Иводзима>)31.8.94Передан для продажи на слом
LST 1192 <Спартанбург-Каунти> (ТДК, <Ньюпорт>)29.9.94Планируется для продажи Малайзии
LST 1184 <Фредерик> (ТДК, <Ньюпорт>)30.9.94Планируется для продажи Чили
LST 1198 <Бристоль-Каунти> (ТДК, <Ньюпорт>)30.9.94Планируется для продажи

В сентябре 1994 года в состав амфибийных сил вошел ДТД LSD49 <Харперс Ферри>. Он является головным в серии из четырех единиц (LSD50 <Картер Холл>, LSD51 <Оук Хилл>, LSD52 <Перл-Харбор>). Это так называемый грузовой вариант десантного транспорта-дока типа <Уидби Айленд> (LSD41 Cargo Variant) с большими возможностями по размещению на борту средств и предметов МТО. Объем хранилищ увеличен в 8 раз (1130 м ) с сохранением на прежнем уровне площади грузовой палубы. Новый ДТД может брать на борт два десантных катера на воздушной подушке типа LCAC или до 20 десантных катеров типа LCM-8. Завершение строительства серии ожидается в 1997 финансовом году.

Танкодесантный корабль LST1186 <Каюга>

Военно-морские силы намерены в ближайшее время приступить к строительству большой серии (10-12 единиц) новых десантно-вертолетных кораблей-доков. В январе 1994 года из нескольких представленных на конкурс проектов в рамках программы LX был выбран LX90. Головной корабль получил в ВМС обозначение LPD17. Контракт на разработку рабочих чертежей планируется подписать в 1995 финансовом году, а выделить средства на строительство первого корпуса в 1996-м. Ввод в состав регулярных сил флота двух ДВКД ожидается в начале 2002 года.
Новые корабли по своему внешнему виду и размерениям будут приближаться к хорошо зарекомендовавшим себя десантно-вертолетным кораблям-докам типа LPD4 <Остин>. Водоизмещение LPD17 (рис. 2) будет около 23 000 т, наибольшая длина - 208,4 м, ширина -31,4 м, осадка - 6,4 м. Он сможет принимать на борт 750 морских пехотинцев (экипаж 495 человек), два катера типа LCAC и четыре вертолета СН-46Е <Си Найт>. Размеры и прочностные характеристики палубы позволяют эксплуатацию одного - двух тяжелых транспортно-десантных вертолетов СН-53Е <Супер Стэльен>.
Площадь палуб для колесной и гусеничной техники составляет примерно 2325 м2 а объем помещений для средств и предметов МТО - 710 м3 (соответствующие показатели для ДВКД типа <Остин> - 1096 м2 и 1085 м3). Проект предусматривает размещение на корабле достаточно больших запасов топлива, боеприпасов и запасных частей для авиационной техники. Это позволит обеспечивать боевую деятельность не только штатных транспортно-десантных, но и ударных (многоцелевых) вертолетов с других кораблей амфибийно-десантной группы.

Танкодесантный корабль LST1186 <Каюга>
Эскиз десантно-вертолетного корабля-дока типа LPD17: 1 - ПУ ЗРК RAM; 2 -20-мм ЗАК Вулкан-Фаланкс>; 3 - антенна РЛС обнаружения надводных целей AN/SPS-67; 4 -антенна РЛС обнаружения надводных целей AN/SPS-64; 5 - антенна системы ТАС AN; 6 - ангар; 7 - антенна РЛС обнаружения воздушных целей AN/SPS-49; 8 - доковая камера; 9 - помещение для вспомогательных механизмов главной энергетической установки (ГЭУ)- 10 -помещения для ГЭУ; 11 - грузовые помещения; 12 - помещения для колесной и гусеничной техники

Основное вооружение корабля: два ЗРК RAM (Rolling Airframe Missile), три 20-мм зенитных артиллерийских комплекса <Вулкан - Фаланкс>, системы РЭБ AN/SLQ-32(V) и гидроакустического противодействия AN/SLQ-25 <Никси> (Nixie).
Современное состояние и планируемые изменения в боевом составе амфибийных сил ВМС США до 2008 года приведены в табл. 2.

СОСТОЯНИЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В БОЕВОМ СОСТАВЕ АМФИБИЙНЫХ СИЛ ВМС США
Тип десантного корабля1993199419951996199719981999200020012002200320042005200620072008
LHA1 <Тарава>5555555555555555
LHD1 <Уосп>2344466666667777
LPH2 <Иводзима>7542100000000000
LPD4 <Остин>1111111111111111119753000
LSD41 <Уидби Айпенд>8888888888888888
LSD49 <Харперс ферри>0133444444444444
LSD36 <Энкоридж>5555555555544210
LKA113 <Чарпстон>3000000000000000
LPD170000000002468101212
LST1179 <Ньюпорт>151430000000000000
Всего56524338383939393939393839363736

Командование флота стремится повысить боевую устойчивость десантных кораблей и амфибийно-десантных групп в целом при самостоятельном развертывании их в передовых зонах (районах). Так, в июне 1993 года на LSD41 <Уидби Айленд> успешно прошли испытания новой системы объектовой ПВО SSDS Мк1 (Ship Self Defense System). Целью программы является оптимальный подбор с последующей интеграцией и автоматизацией на более высоком уровне средств борьбы с воздушным противником, которые будут установлены на кораблях, не имеющих многофункциональной системы <Иджис>.
В качестве средств обнаружения и сопровождения воздушных целей в SSDS Мк1 предполагается использовать двухкоординатную РЛС AN/SPS-49(V)5, систему РЭБ AN/SLQ-32(V) 1, ИК систему AN/SAR-8 и РЛС зенитных артиллерийских комплексов, а также следующие огневые средства - 20-мм шестиствольные ЗАК <Вулкан - Фаланкс> Мк15 Mod. 12 и ЗРК RAM Мк31 Mod.O. С принятием на вооружение данной системы объектовой ПВО ею будут оснащаться универсальные десантные корабли типов <Уосп> и <Тарава>, ДВКД LPD17, ДТД <Уидби Айленд>, а также эскадренные миноносцы типа <Спрюенс>, фрегаты типа <Оливер X. Перри>, новые быстроходные универсальные транспорты снабжения типа АОЕ6 <Саплай>.
Изучаются также различные варианты усиления огневой мощи десантных кораблей с целью их эффективного воздействия на объекты противодесантной обороны противника. Актуальность этой проблемы в последнее время значительно возросла в связи с сокращением в составе сил флота кораблей, способных обеспечить огневую поддержку сил десанта. Последние два линейных корабля были выведены в резерв после окончания войны в Персидском заливе (1990-1991), а крейсера и эскадренные миноносцы имеют на вооружении артиллерийские системы калибра 127 мм (дальность стрельбы до 23 км, масса снаряда около 32 кг), что явно недостаточно для решения этой задачи.
В качестве одного из направлений рассматривается вооружение десантных кораблей реактивными системами залпового огня, в частности модернизированным вариантом армейской системы MLRS (Multiple Launch Rocket System). Она должна обеспечить более значительное по сравнению со 127-мм артустановками огневое воздействие по объектам противодесантной обороны противника (дальность стрельбы 40-45 км). Разрабатываемый для флота вариант получил обозначение ABRS (Assault Ballistic Rocket System). Изучаются также возможности разрабатываемой армейской системы ATACMS (Army TACtical Missile System) с дальностью стрельбы 110-295 км и массой боевой части ракеты 225-450 кг .
Командование военно-морских сил, учитывая реальное сокращение корабельного состава флота, приступило к практической отработке новых форм и способов боевого применения группировок амфибийных сил и экспедиционных формирований морской пехоты в передовых зонах и районах вооруженных конфликтов.

ВОЗМОЖНОСТИ АМФИБИЙНОЙ ГРУППЫ КОРАБЛЕЙ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ЭКСПЕДИЦИОННОГО БАТАЛЬОНА МОРСКОЙ ПЕХОТЫ
(варианты)
ВариантыДесантовместимоеть, человекПлощадь палуб, мОбъем хранилищ, мЗВертолеты СН46Катера LCAC
LHD1 <Уосп>189223603540453
LPD4 <Остин>7881096108541
LSD41 <Уидби Айленд>4541217144-4
Всего313446734769498
Норма для эбмп280057624529476
Процент111,981,1105,3104,3133
 
LHA1 <Тарана>171323602999421
LPD4 <Остин>7881096108541
LSD41 <Уидби Айленд>4541217144-4
Всего295546734228466
Норма для эбмп280057624529476
Процент105,581,193,497,9100
 
LPH2 <Иводзима>1489315115026-
LPD4 <Остин>7881096108541
LSD41 <Уидби Айпенд>4541217144-4
LSD49 <Харперс Ферри>45412171133-2
Всего318538453512307
Норма для эбмп280057624529476
Процент113,866,777,563,8116,7

В августе 1993 года в Средиземном море было развернуто оперативное соединение кораблей нового типа - объединенная оперативная группа 93.2 (Joint Task Group 93.2) в составе авианосной ударной группы (авианосец CV66 <Америка>, восемь боевых кораблей, два судна снабжения) и амфибийно-десантной группы - АДГ (LPH7 <Гвадал-канал>, LPD12 <Шривпорт>, LSD48 <Эшленд>) с экспедиционным батальоном морской пехоты (1700 человек) . На борту авианосца базировались экспедиционный отряд морской пехоты, группа транспортно-десантных вертолетов, подразделения управления и батальонной группы тылового обслуживания. Такая объединенная группа, по оценкам американских специалистов, позволит более оперативно реагировать на возникновение кризисной ситуации в районах развертывания.
Отрабатывается также организация амфибийно-десантной группы с включением в ее состав одного-двух судов-складов и оперативным взаимодействием с кораблями АУГ (Сомали, 1993).
Признано целесобразным формирование АДГ в составе трех десантных кораблей: универсального десантного корабля типа LHD1 <Уосп> или LHA1 <Тарава>, десантно-вертолетного корабля-дока (LPD4 <Остин> или LPD17) и десантного транспорта-дока (LSD41 <Уидби Айленд> или LSD49 <Харперс Ферри>). Ранее группы формировались на базе четырех-пяти кораблей.
Возможности кораблей таких амфибийно-десантных групп по размещению экспедиционного батальона морской пехоты (варианты) приведены в табл. 3. С учетом современного состояния и планируемых изменений в корабельном составе амфибийных сил представляется возможным формирование до 12 АДГ трехкорабельного состава, что позволит иметь приемлемый уровень оперативного напряжения сил при развертывании их в передовых районах.
Таковы в целом основные направления развития амфибийных сил американского флота, совершенствования форм и способов их боевого применения.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz