ЗВО - 12'1994
ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Полковник А.КРАСНОВ, доктор военных наук, профессор
После распада Советского Союза и прекращения глобального противоборства между двумя системами - социалистической и капиталистической - соотношение и расстановка сил в мире существенно изменились. Западные военные специалисты полагают, что глубокий экономический кризис, продолжительная политическая борьба и общая социальная напряженность в странах СНГ надолго ослабили бывшего главного противника. Поэтому вероятность развязывания крупномасштабной войны против России, хотя и существует, но лишь потенциально, на первый же план выходят региональные войны и вооруженные конфликты, которые могут возникать в различных регионах земного шара.
Необходимо отметить, что, несмотря на очевидность происшедших изменений, зарубежные аналитики не сразу осознали их влияние на требования к воздушной разведке. На страницах иностранной печати некоторое время высказывались лишь отдельные, подчас противоречивые взгляды, мнения и прогнозы.
Сейчас большинство авиационных экспертов США и других стран НАТО полагают, что основные принципы воздушной разведки, разработанные в период глобального противостояния для условий ведения войны с главным противником и локальных конфликтов, во-многом не соответствуют современному положению дел. В связи с этим назрела необходимость пересмотра ряда концептуальных установок, на которые опирались ВВС при организации и ведении воздушной разведки.
Основой для таких суждений является прежде всего принципиальное отличие региональных войн от локальных (конфликтов). В локальных войнах вооруженная борьба ведется между двумя или несколькими странами в ограниченном по площади районе, а в региональных - между несколькими крупными государствами либо их коалициями. Это, несомненно, сказывается на количественных и качественных характеристиках личного состава и техники участвующих в них сторон. Среди объектов разведки будут фигурировать не только отдельные соединения, части и иррегулярные полувоенные отряды, но также крупные формирования войск. Для ее ведения потребуется иной состав сил и другая организация.
Особенностями региональных войн являются непредсказуемость их возникновения и тесная взаимосвязь с вооруженными конфликтами. Довольно многочисленные, трудно контролируемые и прогнозируемые по их последствиям, последние могут приводить к возникновению новых очагов напряженности, разрастаться до масштабов региональной войны. Не всегда будет иметь место и конфронтационный период. А это значит, что военные ведомства стран не располагают достоверными данными, когда, где (в горных ли районах, обширных пустынях или тропиках) и с кем придется воевать. В таком случае противник становится интегрированным, а следовательно, и более неопределенным.
<Нелинейное> поле боя, открытые фланги, незащищенный тыл и очаговый характер действий сторон, когда бои возникают то в одном, то в другом месте, характерны гхрежде всего для вооруженных конфликтов, и, если воздушная разведка вовремя не представит объективных данных об обстановке, это чревато самыми серьезными последствиями.
По мнению военного руководства ведущих западных стран, для выявления дестабилизирующих факторов и возможных угроз <жизненно важным интересам> США и НАТО воздушная разведка должна иметь следующие показатели: высокие мобильность и готовность к экстренной переброске ее средств в районы оперативного предназначения на большие расстояния в короткие сроки; возможность вести наблюдение в различных физико-географических и климатических условиях; способность добывать данные из мест нарастания напряженности в отсутствие состояния войны (конфликта), но при наличии фактических предпосылок к ним.
Изменения в требованиях к воздушной разведке находят свое выражение в содержании разведывательных задач. Способы и тактические приемы останутся практически без изменений, так как их арсенал достаточно богат и разнообразен. Речь идет лишь о совершенствовании тактики по мере создания новых самолетов, усиления системы ПВО противника и под влиянием других факторов. Однако, не ртказываясь от опыта, накопленного в многочисленных локальных конфликтах, военные теоретики отмечают необходимость дальнейшего расширения круга разведывательных задач. Они формулируются применительно к периоду, когда еще нет непосредственной угрозы, а также отсутствуют определенный противник и предпосылки к переброске вооруженных сил в угрожаемые районы и к последующему развязыванию военных действий.
К задачам разведки, которые должны решаться в период, предшествующий региональным войнам, относятся: выявление признаков подготовки к ним; добывание данных о работе и продукции, выпускаемой крупными предприятиями военно-промышленного комплекса, системах энергоснабжения и других объектах инфраструктуры; вскрытие объектов системы ПВО; сбор данных о физико-географических и климатических условиях различных регионов.
Районы возникновения региональных войн прогнозируются исходя из возможной дестабилизации международной обстановки на региональном уровне. К ним американские политологи и аналитики относят так называемые традиционные <зоны нестабильности>: Ближний Восток, район Персидского залива, Южную и Северо-Восточную Азию, Балканы, а также некоторые регионы бывшего Советского Союза. Они должны находиться под постоянным наблюдением всех видов разведки, а период ее ведения может быть очень продолжительным и даже вообще не иметь временных рамок.
Задачи разведки рекомендуется решать в соответствии с нормами международного права без нарушения границ сопредельных государств. Однако, как признается, такое не всегда возможно. Гораздо важнее то обстоятельство, что высшему военному руководству предоставляются объективные данные, позволяющие своевременно и адекватно реагировать на кризисы в <горячих точках> планеты.
С момента переброски контингентов войск в район конфликта до начала военных действий задачами воздушной разведки могут быть уточнение конкретных объектов ударов и их классификация по степени значимости. В число приоритетных целей входят центры управления, мобильные пусковые установки оперативно-тактических ракет, позиции ЗРК. Кроме того, активно проводится доразведка уже выявленных ранее целей и слежение за деятельностью противника на аэродромах, коммуникациях, в районах сосредоточения войск. Она осуществляется для того, чтобы первый массированный удар был достаточно мощным и сразу бы лишил противную сторону возможности к сопротивлению.
На последующих этапах развития региональных войн (сдерживание сил вторжения противника и наращивание собственной боевой мощи, разгром противостоящей стороны, обеспечение послевоенной стабильности) задачами воздушной разведки по-прежнему остаются поиск и доразведка целей, участие в разведывательно-ударных действиях и контроль результатов ударов.
Несколько по-иному подходят зарубежные военные аналитики к определению задач воздушной разведки в вооруженных конфликтах (отдельных акциях), не разрастающихся до масштабов войны, но сопряженных с применением военной силы. Здесь они опираются на довольно большой опыт участия вооруженных группировок США и НАТО при локализации и разрешении конфликтов в Панаме, Гренаде, Сомали, Югославии и других странах. При этом принимается во внимание, что к их ликвидации привлекаются не крупные войсковые формирования, а отдельные соединения и части. Они окружают, уничтожают и блокируют основные группировки противостоящей стороны, противодействуют пополнению живой силой и боевой техникой, обороняют тыловые базы и пункты снабжения от диверсий в опасных зонах. Менее масштабными являются и действия авиации, которая может наносить удары по объектам лишь эпизодически, а ведет преимущественно воздушную разведку (наблюдение).
Задачи разведки в таких условиях заключаются в следующем: поиск мест сосредоточения группировок противника и постоянное слежение за их действиями; выявление подхода резервов; установление характера и степени повреждения объектов инфраструктуры в зоне конфликта; уточнение положения своих войск.
Однако, по опыту вооруженных конфликтов, возможности выполнения воздушной разведкой перечисленных задач вызывают у командования США серьезные опасения. В первую очередь это касается сложности выявления трудно различимых с воздуха малочисленных полувоенных отрядов, бандформирований, складов и отдельных образцов боевой техники. И особенно важно учитывать ряд политических, социальных, экономических и военно-тактических факторов, без которых невозможно прогнозировать развитие событий в потенциально взрывоопасных районах, а следовательно, и адекватно реагировать на возникающие конфликтные ситуации. По этим причинам даже самые точные и достоверные данные воздушной разведки нуждаются в проверке и перепроверке с использованием сведений, полученных от местных органов власти, населения и из других источников.
Проведение миротворческих акций под эгидой ООН по поддержанию мира и стабильности в <горячих точках>* поставило перед воздушной разведкой некоторые принципиально новые задачи. Исходя из опыта применения сил НАТО по урегулированию югославского кризиса, к их числу военные аналитики относят: слежение за разъединением враждующих сторон, вскрытие районов действия противоправных группировок, их боевого состава и вооружения; выявление провокационных действий и подготовки той или иной стороны к нарушению перемирия; контроль за проведением морской и воздушной блокады района конфликта; определение и уточнение мест доставки гуманитарных грузов; обеспечение выбора и прокладки безопасных маршрутов; создание буферных зон; контроль за восстановлением разрушенной инфраструктуры.
Многообразие новых задач воздушной разведки, существенно дополнивших ранее известные, а также специфика их выполнения в региональных войнах и вооруженных конфликтах сопряжены с рядом проблем, которые раньше не возникали или имели второстепенное значение.
Обеспечению быстрой переброски средств воздушной разведки в заданный регион придается большое значение. Западные эксперты признают, что структура разведки, сложившаяся во времена <холодной войны>, не соответствует существующей геополитической ситуации и усиливающейся нестабильности обстановки в различных регионах. Вот почему, по их мнению, нужно разработать новую, которая позволит вести воздушную разведку неизвестной заранее территории, а также будет интегрироваться с другими видами разведки и функционировать в интересах многонациональных формирований, когда не решены вопросы совместимости систем управления. Такой разведывательной системой страны НАТО пока не располагают. Необходимо создать и более гибкие огранизационные формы применения разведывательных частей, способных действовать автономно, в отрыве от своих баз, решая широкий круг задач.
В сложившихся условиях усилия военного руководства направлены на поиск путей преодоления разобщенности средств разведки. Одним из них является разработка высокоинтегрированной системы для автоматизированного распределения сил и средств разведки по регионам и направлениям в соответствии со степенью военной угрозы, количеством и приоритетностью объектов, включая предварительную подготовку и постановку заданий экипажам самолетов-разведчиков.
Другой путь решения данной проблемы состоит в дальнейшей интеграции систем разведки воздушного и космического базирования, причем в интересах не только стратегического звена, но также оперативного и даже тактического. Первый опыт успешного применения такой комбинированной воздушно-космической системы, основанной на совместном применении американских разведывательных спутников и самолетов-разведчиков стратегической авиации, был приобретен в ходе войны в зоне Персидского залива. По оценкам специалистов, данная система просто незаменима в ситуациях, когда нельзя спрогнозировать место возникновения военной угрозы или район ожидаемых действий достаточно обширен. Положения, касающиеся участия войск в миротворческих операциях, внесены в устав армии США FM-100-5 в 1993 году.
Наряду с этим изучаются возможности сосредоточения усилий воздушной разведки нескольких стран в зоне конфликта, порядок управления и ввода данных в системы управления.
В рамках высокоинтегрированной системы разведки представляется возможным ее совмещение с самыми разнообразными источниками информации. Например, перед началом войны в Ираке командование многонациональных сил (МНС) сопоставляло данные воздушно-космической разведки с результатами опроса ученых и специалистов, недавно посещавших Ирак, а также представителей фирм, строивших там различные объекты.
В качестве еще одного пути решения данной проблемы рассматривается повышение гибкости применения и универсализация средств разведки, из которых можно быстро образовывать нестандартные организационно-штатные структуры, адаптированные к условиям конкретной обстановки в том или ином регионе. Для этого более всего подходят авиационные крылья смешанного состава с высоким уровнем укомплектованности и профессиональной обученно-сти всех специалистов. В их состав включены военно-транспортные самолеты и самолеты-заправщики для самостоятельного и быстрого перебазирования в удаленные районы, в том числе и со слаборазвитой инфраструктурой. Такому маневру будет способствовать наличие постоянно развернутых в Западной Европе и зоне Тихого океана группировок разведывательной авиации США.
Проблема достаточности считается одной из самых серьезных на ближайшее десятилетие. Сегодня она решается на фоне снижения военных расходов, что придает ей особую остроту. Как отмечают зарубежные военные обозреватели, не было еще ни одной войны или вооруженного конфликта, когда средств разведки оказывалось бы достаточно. При планировании воздушной разведки в зоне Персидского залива, по предварительным расчетам штаба ВВС США, требовалось развернуть шесть эскадрилий тактических самолетов-разведчиков RF-4C, однако удалось сформировать только 1,5. В результате ежесуточное количество вылетов экипажей превышало нормативы, и за один вылет им приходилось фотографировать до 30 объектов вместо шести-восьми, что приводило к большой физической перегрузке летчиков и, как следствие, к ухудшению качества решения разведывательных задач.
Недостаточное количество самолетов-разведчиков восполнялось беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Они поставляли информацию главным образом о стационарных объектах, определяли степень их разрушения после авиационных ударов, а также применялись для поиска иракских мобильных пусковых установок ОТР. Естественно, что в последнем случае результаты были значительно ниже, чем при использовании пилотируемых самолетов-разведчиков. - .?
Интеграция разведывательных систем и тщательное планирование разведки, по оценке западных специалистов, позволят решать задачи меньшими силами. Командование ВВС США предлагает более рациональный путь сокращения до разумного минимума сил разведки, то есть уменьшение количества типов самолетов-разведчиков и отбор самых эффективных. Правда, специалисты подходят к этому весьма осторожно, так как в войне против Ирака использовался комплекс средств воздушной разведки: стратегические самолеты-разведчики TR-1 (рис. 1), тактические RF-4C и беспилотные летательные аппараты. К решению разведывательных задач привлекались, кроме того, экипажи боевых самолетов.
Какой же самолет-разведчик является наиболее рациональным? Тот, отвечают зарубежные эксперты, который можно использовать в любом регионе при вылете с авиабаз, расположенных на континентальной части США. Такой стратегический разведчик (условное наименование <Аврора>, предполагаемый вид показан на рис. 2) создается в США. Ожидается, что он будет способен действовать на гиперзвуковых скоростях полета (М = 5-6) на высотах около 36 км, а значит, быстро получать необходимые данные и быть малоуязвимым для средств ПВО противника.
Однако такие самолеты, предназначенные для крупномасштабных войн, по оценке западных экспертов, не смогут выполнять все задачи разведки и будут слишком дорогими для локальных конфликтов. Именно высокими эксплуатационными расходами объяснялось снятие с вооружения предшественника <Авроры> - самолета SR-71. Поэтому они должны быть дополнены самолетами оперативно-тактического назначения, и в первую очередь имеющими низкий уровень демаскирующих признаков.
В условиях сокращения бюджета ВВС США и других западных стран, а также уменьшения числа самолетов проблема достаточности средств разведки может быть решена, как полагают военные специалисты, путем массовой разработки дешевых БЛА. По их прогнозам, в ближайшее время в западных странах будет выпущено до 30 тыс. аппаратов различных типов, причем пик производства придется на 2000 год. При этом подчеркивается, что, несмотря на сокращения ассигнований на военные цели, США располагают достаточными финансово-экономическими ресурсами для создания указанного количества БЛА в намеченные сроки. Причем, как сообщается в печати, разрабатываются разведывательные БЛА двух типов: первый предназначен для ведения разведки в тактической зоне в интересах дивизий и бригад с передачей видеоинформации в реальном масштабе времени; а второй - в отдаленных регионах.
Проблема повышения достоверности информации становится особенно актуальной при разведке подвижных малоразмерных объектов, их опознавании и контроле результатов авиационных ударов. Подтверждением этого служит опыт войны в зоне Персидского залива. С положительной стороны разведка показала себя тогда, когда требовались данные о стационарных объектах, а с отрицательной, когда нужна была достоверная информация о подвижных целях. Так, ей не удалось установить точные численность и местонахождение ракетных комплексов Ирака, наносивших удары по объектам в Израиле и Саудовской Аравии на протяжении всей войны. Борьбу с ними, и то не всегда эффективную, вели самолеты ударной авиации МНС.
Не меньшую сложность представляет опознавание объектов и войск враждующих сторон, особенно в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях ООН. Дело не только в искусной маскировке и дезинформации, но и в том, что стороны нередко применяют одну и ту же боевую технику советского производства. Ведь танки, ракетные комплексы и самолеты, по данным зарубежной печати, закупают у России более 40 стран. Поэтому авиации обеих сторон приходится опираться только на систему опознавания <свой - чужой>, эффективность которой не всегда достаточно высока. В настоящее время создаются специальные маяки, работающие в ИК диапазоне, и различные оптико-электронные средства, которые будут использоваться для обозначения своих войск.
Что касается малой достоверности контроля результатов авиационных ударов, особенно массированных, то зарубежные аналитики ссылаются на опыт минувших войн, и в частности на официальный отчет о сборе данных в войне на Ближнем Востоке в 1991 году, подготовленный комитетом по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США. В нем говорится, что <самым большим недостатком в области разведки была неточность в оценке нанесенного противнику ущерба, который часто значительно преувеличивался>.
Пути повышения достоверности информации специалисты видят в повышении выучки не столько экипажей, сколько личного состава, занимающегося сбором и суммированием информации, а также в усилении организующей роли и ответственности руководства за предоставляемые данные.
С высоким уровнем профессиональной обученности личного состава частей разведывательной авиации связывается решение всех других проблем, стоящих перед ней. Новым здесь является направленность подготовки офицеров штабов и летных экипажей. Если раньше основной упор делался на изучение <потенциальных целей русских> и их ПВО, то в настоящее время главное внимание уделяется развитию у личного состава так называемого <глобального мировоззрения>, то есть готовности к ведению разведки в любом регионе или, точнее, в <зоне нестабильности>. По мнению руководителей ВВС западных стран, такое <мировоззрение>, с одной стороны, будет способствовать более обоснованной оценке состояния разведываемой страны и степени непосредственной угрозы, а с другой - поможет летным экипажам быстрее <врастать> в обстановку, увереннее отыскивать и идентифицировать объекты в малознакомом регионе.
Вопросы обучения личного состава подвергаются тщательному анализу, и в свете новых требований вносятся изменения в процесс подготовки. В частности, обучаемые, знакомятся с особенностями полетов в районах, с различающихся физико-географическими и климатическими условиями, изучают инфраструктуру в <зонах нестабильности>, образцы военной техники развивающихся стран, демаскирующие признаки типовых объектов разведки.
Большее внимание стало уделяться поддержанию личного состава частей в высокой степени боевой готовности к немедленной переброске в угрожаемые районы при возникновении кризисных ситуаций. Для этого разрабатываются сценарии (варианты), которые затем оптимизируются по соответствующим критериям, и на их основе проводятся повседневные тренировки.
Отодвигать изложенные выше проблемы на последующий период западные военные специалисты считают крайне опасным, так как сложность и стоимость их решения постоянно возрастают. По-видимому, такими же соображениями руководствуется и министерство обороны США при распределении ассигнований согласно военному бюджету, полагая, что хорошо поставленная разведка будет служить надежным гарантом от неожиданных, безнаказанных и безответственных действий со стороны какого бы то ни было тоталитарного государства или сил международного терроризма.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI