ЗВО - 12'1994

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БОЕВЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ МАШИН

Полковник О.ИВАНОВ, кандидат военных наук

Боевые разведывательные машины (БРМ) - это гусеничные или колесные бронированные машины с пушечным (пулеметным) вооружением, оснащенные специальным оборудованием для ведения войсковой и других видов разведки. Они могут использоваться также для борьбы с живой силой и огневыми средствами противника.
Войсковая разведка считается одним из важных видов боевого обеспечения оперативно-тактического звена сухопутных войск НАТО. Она осуществляется штатными или временно созданными подразделениями, включающими наблюдательные пункты и посты, подвижные дозоры и отряды на танках, БРМ и автомобилях, пешие разведывательные группы.

Многоцелевой автомобиль М998 <Хаммер> (США)

В сухопутных войсках Соединенных Штатов Америки в настоящее время для ведения войсковой разведки используются БРМ МЗ <Брэдли>, БТР М113АЗ и многоцелевой автомобиль высокой проходимости М998 <Хаммер> (4x4).

Модернизированная БРМ МЗА2 <Брэдли> (США)

В 1981 году на вооружение сухопутных войск США принята БРМ МЗ <Брэдли>, созданная на базе БМП М2 <Брэдли>. Эта машина прошла несколько этапов модернизации: в 1985 году появилась модификация МЗА1, в 1988-м -МЗА2, и с 1995-го планируется постепенное ее совершенствование до уровня МЗАЗ.

Компоновочная схема американской БРМ МЗ <Брэдли>: 1 - механик-водитель; 2 - комплект защитной одежды экипажа; 3 - разведчики-наблюдатели; 4 - люк разведчика-наблюдателя; 5 - грузовой ящик; 6 - боекомплект 25-мм автоматической пушки; 7 - пулемет М60

Конструктивно МЗ идентична БМП М2 <Брэдли>. Несколько изменена лишь компоновка десантного отделения, в котором размещаются два разведчика-наблюдателя, боеукладка для десяти ПТУР ТОУ, мотоцикл, РЛС наземной разведки AN/PPS-15 и другое оборудование. Кроме того, на машине отсутствуют амбразуры по бортам кормовой части корпуса и дополнительное бронирование днища.
В двухместной бронированной башне установлена 25-мм автоматическая пушка М242, с которой спарен 7,62-мм пулемет М240. Основное вооружение стабилизировано в двух плоскостях наведения, что позволяет вести прицельный огонь с ходу. В случае выхода из строя электропривода управления вооружением предусмотрено ручное управление, которое возложено на командира машины. Он может вести наблюдение с помощью оптического прибора кругового обзора (имеет четырехкратное и 12-кратное увеличение для осуществления разведки и пуска ПТУР), который сопряжен с комбинированным (дневным и ночным) прицелом наводчика. В прибор вмонтирован модуль тепловизо-ра, ас каждой стороны установлено по перископу, что обеспечивает обзор местности в секторе 120°. Башня имеет круговое вращение (угловая скоро-,сть 60 град/с) за счет электрогидравлического привода поворотного механизма. На ней смонтировано восемь дымовых гранатометов. На левой стороне башни расположена пусковая установка ПТУР ТОУ (две направляющие с ракетами). В середине 80-х годов эта ПУ была модернизирована с целью обеспечения стрельбы ракетами ТОУ-2.
Машина оснащена восьмицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом VTA-903T и гидромеханической трансмиссией НМРТ-500, которые выполнены в едином блоке, размещенном в передней части корпуса (справа от механика-водителя). Подвеска ходовой части торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первом, втором, третьем и шестом катках. Гусеницы оснащены съемными резиновыми подушками.
БРМ МЗ оборудована приборами ночного видения, радиостанциями AN/VRC-12 и AN/PRC-77, фильтровентиляционной установкой и автоматической системой пожаротушения. Водные преграды преодолеваются на плаву за счет перематывания гусениц.

Рис. 4.

Схема расположения электронных приборов в информационно-управляющей системе <Ивис> на американской БРМ МЗАЗ <Брэдли>: 1 - навигационный блок; 2 - электронный блок дисплея; 3 - радиоэлектронный блок; 4 - радиостанция; 5 - дисплей командира машины; 6 - навигационный дисплей механика-водителя; 7 -функциональная ЭВМ; 8 - датчики навигационной системы НАВСТАР

В отличие от МЗ БРМ МЗА1 оснащена унифицированной ПТУР ТОУ-2 и новой фильтровентиляционной установкой М13А1, которая подает по трубопроводам очищенный воздух всем пяти членам экипажа, а стрельба из автоматической пушки будет вестись новыми удлиненными 25-мм бронебойными подкалиберными снарядами. На крыше люка над десантным отделением размещсны четыре перископических прибора. Посадочные места разведчиков перенесены под люк и регулируются по высоте. Подверглись реконструкции боеук-ладка как для ПТУР, так и для 25-мм боеприпасов. Кроме того, упрощено крепление укладок, сделана мягкая обивка сиденья механика-водителя, изменена укладка двух маскировочных сетей, бак с водой емкостью 38 л заменен двумя по 19л.
Модификация МЗА2 отличается повышенным уровнем броневой защиты за счет использования навесной стальной брони на лобовых и бортовых проекциях корпуса и башни, установки съемных блоков динамической защиты (на период боевых действий) и наличия внутреннего подбоя из кевлара и специальных осколочно-улавливающих экранов в боевом и десантном отделениях, что привело к увеличению боевой массы машины до 29,9 т. Мощность двигателя повышена с 368 до 441 кВт (с 500 до 600 л.с.).
В 1995 году в США планируется начать серийное производство БРМ МЗАЗ, в которой будут установлены: мультиплексная система (единая шина данных), объединяющая электронные системы управления и контроля в информационно-управляющую систему <Ивис> (рис. 4); электронный баллистический вычислитель с лазерным дальномером на двуокиси углерода и датчиками; приемник космической радионавигационной системы НАВСТАР; тсшювизионный прибор наблюдения механика-водителя; автономная навигационная система. Кроме того, будут использоваться комбинированная защита от ОМП и динамическая защита, основанная на новых принципах, а также приняты меры по повышению противоминной стойкости.
Одновременно в США продолжаются начатые в 1988 году работы, связанные со следующим этапом модернизации БРМ МЗ, в результате чего появится МЗА4 <Брэдли>. Обсуждается возможность установки на ней автоматической пушки увеличенного калибра (до 50 мм) и форсированного двигателя мощностью 551-735 кВт (750-1000 л.с.), а также усиления броневой защиты и улучшения маскировки.
Кроме того, в США рассматривается концепция создания перспективной БРМ FSV. Предполагается, что это будет высокомобильная боевая машина, выполненная по технологии <'стелт> (концепция малозаметного танка), оснащенная вооружением для поражения легких бронированных целей, надежной всепогодной системой разведки (как днем, так и ночью) и компьютеризированной системой управления, связи и радиоэлектронной борьбы. Новая БРМ должна преодолевать водные преграды, десантироваться парашютным способом и иметь большой запас хода. Ее создание планируется завершить после 2000 года.

БРМ <Лукc> (Германия)

В сухопутных войсках Германии для ведения войсковой разведки в 1975 году на вооружение принята БРМ <Луке> (8Х8, рис. 5), разработанная фирмой <Тиссен - Хеншель>. Всего заказано 408 машин, производство которых завершено. Эта БРМ является одной из самых тяжелых колесных машин бундесвера (масса 19,5 т). Лобовая броня корпуса и башни обеспечивает защиту от 20-мм снарядов. Экипаж четыре человека. Механик-водитель располагается в передней части корпуса слева. Командир и наводчик размещаются в двухместной башне с разнесенной броней. Оба могут вести огонь из 20-мм пушки (фирмы <Рейнме-талл>), которая имеет двойное питание, причем стреляные гильзы и звенья ленты экстрактируются наружу. 7,62-мм пулемет, расположенный над люком командира, может использоваться для стрельбы по наземным и воздушным целям. Обзор местности обеспечивают 12 перископов. Слева на башне установлен прожектор дневного и ИК света, перемещающийся в вертикальной плоскости вместе с пушкой. Приводы наведения вооружения по горизонтали и вертикали элсктрогидравлические. Машина оснащена азимутальным указателем, а также радиостанцией SEM-25.
Характерной особенностью БРМ <Луке> является размещение четвертого члена экипажа, выполняющего обязанности радиста и второго механика-водителя, позади башни слева. Он может управлять машиной при движении задним ходом. Приборы наблюдения аналогичны имеющимся у основного механика-водителя.
Моторно-трансмиссионное отделение, размещенное в кормовой части корпуса, изолировано от боевого газонепроницаемой сварной перегородкой и снабжено автоматической системой пожаротушения. Силовой агрегат состоит из двигателя (фирмы <Даймлер-Бенц>) и четырехступенчатой гидромеханической коробки передач. БРМ способна двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью (по шоссе - 90 км/ч). Все восемь колес управляемые, но при движении по дорогам управление машиной осуществляется поворотом только четырех передних. В левой части корпуса имеется дверь для входа и выхода экипажа.
БРМ <Луке> плавающая. Движение на воде обеспечивается двумя поворотными гребными винтами с приводом от механизма отбора мощности через коническую передачу. Перед входом в воду над носовой частью корпуса поднимается волноот-ражательный щит и включаются три водооткачивающих насоса (два расположены в боевом отделении и один - в моторно-трансмиссионном).
Программой модернизации БРМ <Луке> А2 предусматривалась установка независимых танковых прицелов, новых шин низкого давления, радиостанции и теп-ловизионных приборов.
Отрицательной стороной БРМ <Луке> западные эксперты считают недостаточно мощное основное вооружение. Поэтому фирма <Эрликон> предложила установить на том же шасси новую башню с 35-мм автоматической пушкой KDE.

БРМ <Цобел> (Германия и Франция)

Вместе с тем военные специалисты Германии и Франции ведут совместную работу по созданию легкого разведывательного плавающего айтомобиля <Цобель>, предназначенного для оснащения разведывательных подразделений сухопутных войск этих стран. В данном проекте участвуют две фирмы - немецкая <Крупп Мак> и французская <Па-нар>. В качестве прототипа выбран легкий бронеавтомобиль <Цобель> (разработан <Крупп Мак> в 1991 году с учетом требований бундесвера).
Конструктивной особенностью этой машины является переднее расположение гребных винтов. В состав ее разведывательного оборудования предполагается включить: телевизионную и тепловизионную камеры, лазерный дальномер, навигационное оборудование и средства связи. Возможны также другие варианты оснащения (РЛС обнаружения наземных целей, ПТРК, ЗРК и т.д.).
Сухопутным войскам Германии, по оценкам военных специалистов, необходимо 330 таких машин. Заинтересованность в их приобретении высказала также Великобритания. Начать серийное производство плавающего автомобиля <Цобел> намечается в 1997 году.

БРМ <Симитэр> (Великобритания)

В сухопутных войсках Великобритании в 1993 году находилось более 1000 БРМ различных модификаций: <Феррет> (FV701, колесная формула 4x4), <Фоке> (FV721, 4x4) и <Симитэр> (FV107, рис. 7, выполнена на базе легкого танка <Скорпион>). Ведется разработка перспективной БРМ (программа <Трей-сер>), которой намечается заменить легкий танк <Скорпион> и БРМ <Фоке> в частях и подразделениях войсковой разведки. В 1992 году ведущая фирма <Виккерс> определила прототипы будущей БРМ, причем в 1993-м планировалось создать опытный образец, систему вооружения и разведывательное оборудование.
Министерство обороны Великобритании планирует провести всесторонние испытания опытных образцов новой БРМ и начать подготовку к серийному производству. Принять ее на вооружение намечается в 2003 году.
Одновременно с созданием БРМ по программе <Трейсер> в Великобритании активизировались разработки комплекта радиоэлектронною оборудования для ведения разведки (программа VERDI - Vehicle Electronics Research and Development Initiative). Он будет включать средства разведки и обнаружения, аппаратуру системы управления огнем и обеспечивающее оборудование. При этом предполагается использовать уже готовые компоненты и технологии (средства обнаружения целей на поле боя и прицеливания, процессоры и т.д.), что должно обеспечить стандартизацию основной аппаратуры боевой машины.

БРМ AMX-10RC (Франция)

В сухопутных войсках Франции в 1993 году находилось около 4560 БРМ различных модификаций, в том числе VBL, VBC-90(G), AML-60, ERC-90 и AMX-10RC.
БРМ AMX-10RC, принятую на вооружение в 1976 году, в печати иногда именуют боевой машиной огневой поддержки разведывательных подразделений (рис. 8). Корпус и башня (из алюминиевого сплава) обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков снарядов. Экипаж четыре человека.
Механик-водитель располагается в передней части корпуса слева и ведет наблюдение за местностью при закрытых люках через три смотровых прибора перископического типа (средний может быть заменен бесподсвсточным прибором ночного видения). Три других члена экипажа размещаются в башне: командир и наводчик справа от пушки, а заряжающий слева (он пользуется тремя перископами, которые позволяют вести наблюдение в трех направлениях: вперед, влево и назад).
Командир имеет возможность для кругового обзора, обеспечиваемого шестью перископическими приборами наблюдения, смотровыми приборами перископического типа и панорамным перископическим прицелом М389 с двух- и восьмикратным увеличением соответственно. В распоряжении наводчика находятся телескопический прицел М504 с десятикратным увеличением, лазерный дальномер М550 и устройство М553, корректирующее нарушение выверки прицела.
Система управления огнем SOTAS снабжена различными датчиками, которые вводят в баллистический вычислитель следующие данные: дальность, замеренную лазерным дальномером; горизонтальную и вертикальную скорости перемещения цели; угол крена машины; скорость ветра; температуру воздуха (два последних параметра вводятся вручную).
Для стрельбы ночью БРМ AMX-10RC оснащена низкоуровневой телевизионной аппаратурой D1VT 13 LLLTV. Она состоит из ТВ камеры, установленной на маске пушки слева, электронного блока, блока управления и двух телевизионных экранов - командира и наводчика. Электронный блок проецирует прицельную марку на экран монитора, баллистический вычислитель вводит поправки и перемещает прицельную марку так же, как и при стрельбе в дневных условиях. Контрольно-проверочная аппаратура позволяет быстро определять неисправный узел в каждом блоке.
Двигатель, установленный в задней части корпуса, такой же, как и на БМП АМХ-10Р. Через гидротрансформатор, имеющий блокировочный фрикцион, он соединен с коробкой передач, которая обеспечивает предварительный выбор-одной из четырех передач для движения вперед и назад, отбор мощности на два водометных движителя, а также поворот за счет планетарных механизмов и дисковых тормозов с гидравлическим приводом. Поворот машины осуществляется за счет торможения колес одного из бортов.
Гидропневматическая подвеска позволяет регулировать клиренс в соответствии с дорожными условиями. Минимальный клиренс составляет 210 мм, при движении по дорогам - 350 мм, на пересеченной местности - 470 мм, а при преодолении водных преград - 600 мм.
В качестве основного вооружения используется 105-мм полуавтоматическая пушка с вертикальным клиновым затвором, ствол которой снабжен термоизо-лирующим кожухом и двухкамерным дульным тормозом. Из 38 выстрелов, имеющихся в боекомплекте, 12 размещены в башне и готовы к стрельбе.
По требованию заказчика БРМ AMX-10RC может поставляться без системы кондиционирования воздуха, обогревателя, фильтровентиляционный установки, ночного прицела, навигационной аппаратуры или оборудования, обеспечивающего движение на воде.

БРМ ERC-90 (Франция)

На вооружении сухопутных войск Франции с 1979 года находится БРМ ERC-90 (6x6), которая поставлялась также некоторым странам Южной Америки и Африки. Экипаж три человека. Боевая масса (в зависимости от типа вооружения) 8-10 т. Выпускаются два варианта этих БРМ: плавающие и неплавающие. Некоторые машины в качестве движителя используют колеса, что обеспечивает скорость на плаву до 4,5 км/ч (при оснащении БРМ водометным движителем она возрастает до 9,5 км/ч).

БРМ <Фиат> типа 6616 (Италия)

В сухопутных войсках Италии ведение войсковой разведки возложено на отдельные бронекавалерийские дивизионы, оснащенные БРМ <Фиат> типа 6616 (4x4). Машина поступила в войска в 1972 году. В ходе модернизации ее боевая масса возросла до 8 т, длина увеличилась, а высоту удалось несколько уменьшить. Вооружение (20-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет) изменений не претерпело, однако отсутствует гранатомет для постановки дымовых завес. По требованию заказчика на башне перед командирским люком могут быть размещены ПУ ПТУР ТОУ и <Милан> или 106-мм безоткатное орудие.

БРМ VEC 3562 (Испания)

Сухопутные войска Испании наряду с устаревшей бронетанковой техникой американского и английского производства оснащены разработанными на базе БРМ В MR-600 машинами VEC 3562 (6x6), имеющими боевую массу 13,75 т и экипаж пять человек, принятыми на вооружение в 1978 году.
Корпус машины сварен из броневого сплава легких металлов с частичным разнесением брони. Шестицилиндровый дизельный двигатель 9157/8 <Пегасо> мощностью 228 кВт (310 л.с.) обеспечивает ей скорость до 100 км/ч. С помощью гидропневматической подвески можно менять клиренс машины. Механик-водитель располагается в передней части корпуса слева перед двухместной башней. За ней справа по борту предусмотрено место для четвертого члена экипажа, а пятый размещается в кормовой части корпуса справа. Все они имеют приборы наблюдения.
В качестве основного вооружения используется 25-мм автоматическая пушка, с которой спарен 7,62-мм пулемет. Боекомплект пушки 170 выстрелов: 135 кумулятивных и 35 подкалиберных. Кроме того, имеются два трехствольных дымовых гранатомета.

БРМ <87> (Япония)

В сухопутных войсках Японии основной БРМ, принятой на вооружение в 1987 году, является <87> (6x6), разработанная фирмой <Комацу сэйсакусё> на базе командно-штабной машины <82>. Закрытый корпус сварен из стальной брони. В передней его части справа находится отделение управления, а в кормовой - моторно-трансмиссионное. В бронированной вращающейся башне размещаются командир и наводчик. В состав экипажа входят также радист и наблюдатель, места которых располагаются за боевым отделением. БРМ <87> оснащена 25-мм автоматической пушкой и 7,62-мм спаренным с ней пулеметом. На бортах башни смонтированы дымовые гранатометы. В качестве силовой установки используется десятицилиндровый дизельный двигатель мощностью 308 л.с. Машина неплавающая. Всего для сухопутных войск Японии планируется закупить около 70 таких БРМ.
Военное руководство зарубежных стран, рассматривая войсковую разведку как важнейший вид боевого обеспечения войск, предпринимает усилия по повышению тактико-технических характеристик БРМ и оснащению их современными электронными средствами (ТВ камеры, тешгавизоры, лазерные дальномеры, навигационные средства, а также новая аппаратура радиосвязи).

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz