ЗВО - 12'1988

КАТЕРА ПРОЕКТА "СТАНДАРТ ФЛЕКС 300" ВМС ДАНИИ

Капитан 1 ранга Ф.Волгин

Эскиз катера проекта <Стандарт флеис 300> (места установки сменных модульных блоков заштрихованы)

Военно-морским силам Дании передан для проведения испытаний новый катер <Флювефискен>, строившийся по проекту <Стандарт флекс 300>. При разработке этого проекта датские специалисты впервые отошли от узкой специализации катеров (ракетные, торпедные, артиллерийские и другие) и предусмотрели возможность размещения на базе единого корпуса стандартных модульных блоков различных систем оружия и технических средств, которые будут заменяться в зависимости от решаемых задач (см. рисунок). Как отмечается в зарубежной печати, катера проекта <Стандарт флекс 300> могут использоваться в следующих вариантах: минный заградитель, тральщик, ракетный, торпедный или артиллерийский катер. На их переоснащение соответствующими модульными блоками вооружения затрачивается в среднем от 24 до 48 ч. В мирное время в варианте артиллерийского катера они будут привлекаться в основном для патрулирования в проливной зоне Балтийского моря, охраны территориальных вод и 200-мильной экономической зоны. В военное время при оснащении соответствующим вооружением эти катера смогут осуществлять минные постановки, поиск и уничтожение мин, вести борьбу с надводными кораблями и судами противника, используя ракетное, торпедное и артиллерийское оружие.
Водоизмещение катера около 300 т, длина 54 м, ширина 8,5 м, осадка 1,5 м. Корпус изготовлен из стеклопластика шведской фирмой <Карлскрунаварвет>, которая затем передала его для монтажа главной энергетической установки (ГЭУ) и других систем на датскую судоверфь <Ольборг верфт>, а также оказала ей помощь в создании производственных мощностей для строительства последующих катеров в серии (до 16 единиц). Использование стеклопластика позволило уменьшить массу корпуса по сравнению со стальным на 35 т. Применена комбинированная ГЭУ, состоящая из двух дизельных двигателей MTU 16 396ТВ94 и газовой турбины LM500. Шестнадцатицилиндровые дизельные двигатели (с V-образным расположением цилиндров) западногерманской фирмы <Моторен унд турбинен унион> работают на два внешних винта регулируемого шага и на полной мощности (3500 л. с. каждый) обеспечивают скорость хода 20 уз. Газовая турбина мощностью около 6000 л. с. задействуется совместно с дизельными двигателями на полном ходу на центральный винт фиксированного шага. При этом максимальная скорость хода достигает 30-35 уз. LM500 является новой разработкой американской фирмы <Дженерал электрик> и впервые применена на катерах этого проекта.
На катерах предусматривается размещение до четырех модульных блоков в различных комбинациях применительно к тем конкретным задачам, которые поставлены перед каждым из них. Модульный блок представляет собой платформу, на которой монтируется определенная система оружия или технических средств. Он закрепляется на палубе. Места установки рассчитаны на максимальные размеры основания модульного блока - 3,5X3X3,5 м. Через разъемы блоки подсоединяются к системам электропитания, воздушного и водяного охлаждения, а также к автоматизированной системе боевого управления, которая является единой для всех вариантов. Это в значительной степени упрощает интеграцию установленных модульных блоков в общую систему вооружения катера. При этом основные пульты управления катером, его ГЭУ, оружием и техническими средствами сосредоточены на командном пункте, расположенном на мостике. При размещении менее четырех модульных блоков вместо них на борт катера могут подниматься дополнительные запасы ГСМ и продовольствия, что увеличивает проектную автономность (7 сут).
Общий набор стандартных модульных блоков пока окончательно не определен, так как часть из них еще находится в стадии разработки. Для варианта артиллерийского катера уже созданы три модульных блока: носовая 76-мм универсальная артустановка <Компакт ОТО Мелара>, спасательный катер (надувной, полужесткой конструкции с подвесным мотором) и подъемное устройство для спуска и подъема катера на воду. При этом остается свободное пространство в кормовой части для взлетно-посадочной площадки вертолета.
Модульные блоки для других вариантов будут изготавливаться по мере серийного строительства катеров проекта <Стандарт флекс 300>. В их число включены ПКРК <Гарпун> с четырехконтейнерной пусковой установкой, ЗРК RAM (ASMD), торпедные аппараты для противокорабельных торпед, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, станция радиотехнической разведки. Вариант тральщика - искателя мин предполагает оснащение катеров буксируемой ГАС миноискания, самоходными телеуправляемыми подводными аппаратами для классификации и уничтожения мин, а также самоходными телеуправляемыми катерами-тралами. По данным иностранной печати, работы по техническому проектированию модульных блоков противоминного вооружения еще не закончены и их производство может быть развернуто в более поздние сроки.
Основным недостатком проекта катера со сменными модульными блоками, по оценке зарубежных специалистов, является необходимость создания специальной системы базирования, которая бы обеспечила складирование и обслуживании модулей, поддержание их в постоянной боевой готовности и установку на носители при получении конкретных задач, подготовку и размещение личного состава, в том числе предназначенного для эксплуатации и боевого применения эаскладированных систем после установки их на катер.
Программа испытаний катера Р550 <Флювефискен> была рассчитана до осени 1988 годэ, окончательный ввод его в боевой состав ВМС Дании намечен на 1989-й. После этих испытаний и с учетом их результатов не судоверфи <Ольборг верфт> начнется строительство шести катеров с темпом две единицы в год. К середине 90-х годов планируется построить 16 катеров данного проекта, которые заменят существующие типы <Сёлёвен>, <Дафне> и <Сунд>.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz