Система управления вертолетом дублированная. Исполнительные механизмы полностью автоматической системы стабилизации и автопилота совмещены с блоками бустерной системы управления. Проводка механической системы управления имеет тройное электрическое резервирование. Предусмотрена установка электродистанционной системы управления [26] рулевым винтом. Летно-технические характеристики вертолета приведены ниже.
Масса,кг:
пустого вертолёта с оборудованием 2530
топлива во внутренних баках 750
максимальной боевой нагрузки на подкрыльевых пилонах 1000
взлётная для выполнения боевой задачи 3700
максимальная взлётная 4100
Скорость полёта,км/ч: {1}
при пикировании 315
максимальная в горизонтальном полёте на уровне моря 260
крейсерская 250
Максимальная скороподъёмность на уровне моря, м/с 10,6
Статический потолок,м:
без учёта влияния земли 2390
с учётом влияния земли 3290
Максимальная дальность полёта с внутренним запасом топлива, км 630
Продолжительность полёта, ч:
с восьмью ПТУР "Тоу" и резервом топлива на 20 мин 2,5 {2}
максимальная без резерва топлива 3
В зарубежной печати отмечается, что основным штатным противотанковым вооружением вертолета А-129 <Мангуста> являются американские ПТУР <Тоу> (до восьми ракет), пусковые установки которых находятся на внешних подкрыльевых узлах подвески. На них же предусмотрена возможность подвески современных американских ПТУР <Хеллфайр>. Всего на крыле вертолета имеются четыре узла, рассчитанные на подвеску и другого оружия, включая неуправляемые авиационные ракеты (НАР) калибра 70 мм (в ПУ по 7 и 19 направляющих) и стрелково-пушечное (рис. 5). В случае необходимости под фюзеляжем вертолета (в носовой части) может быть размещена подвесная турельная установка с 12,7-мм пулеметом или пушкой. В целях снижения требования к точности выдерживания летчиком линии визирования оружия в процессе прицеливания предусмотрена возможность автоматического перемещения пилонов (с подвешенным на них вооружением) по углу места в пределах от 2° вверх до 10° вниз. На внутренних подкрыльевых узлах подвески могут устанавливаться подвесные топливные баки.
Наведение ПТУР <Тоу> на цель (максимальная дальность стрельбы 3750 м, бронепробиваемость более 500 мм) осуществляется стрелком с использованием гиростабилизированного оптического прицела М-65 (летчик при этом обеспечивает совмещение продольной оси вертолета с направлением на цель). Прицел, находящийся в носовой части фюзеляжа, имеет два поля зрения: широкое - с углом 30° и двукратным увеличением, которое используется для поиска и обнаружения цели, и узкое - с углом 4,6° и 13-кратным увеличением - для распознавания и сопровождения цели, а также неведения на нее ракеты. Кроме того, вертолет оснащен комплексной [27] нашлемной прицельной системой IHADSS (Integrated Helmet and Display Sighting System), используемой как для прицеливания, так и для пилотирования вертолета. Она включает нашлемные прицелы летчика и стрелка, а также устройства отображения информации.
Для обеспечения применения оружия ночью на одной платформе с прицелом М-65 в ближайшей перспективе будет смонтирована ИК станция переднего обзора (ее испытания начались в мае 1987 года). Предусматривается использование на нем и другого современного прицельно-навигационного оборудования, в том числе лазерного дальномера - целеуказателя (необходим также для применения ПТУР <Хеллфайр> с лазерной полуактивной головкой самонаведения) и лазерного приемника слежения за целью для ее сопровождения при подсветке лазерами, размещаемыми на других (воздушных или наземных) средствах.
Пилотирование вертолета в ночных условиях, в том числе в режиме следования рельефу местности, осуществляется с помощью системы ночного видения летчика PNVS (Pilot Night Vision System), включающей ИК станцию переднего обзора, находящуюся в носовой части фюзеляжа над прицелом.
По мнению зарубежных экспертов, одним из наиболее интересных технических решений на вертолете <Мангуста> (наряду с такими нетрадиционными, как отсутствие в трансмиссии редукторов двигателей, размещение элементов управления несущим винтом внутри его вала и другими) является объединенная цифровая мультиплексная система IMS (Integrated Multiplex System) американской фирмы <Харрис>. Данная система обеспечивает [28] управление и связь между всеми системами электронного оборудования (включая систему управления оружием), распределение электроэнергии и управление силовой установкой, функционирование системы управления полетом и повышение устойчивости, автоматический расчет параметров полета, а также автоматическую регистрацию отклонений от нормы в работе различных бортовых систем и механизмов в целях облегчения их технического обслуживания на земле.
Основу системы IMS составляют две центральные ЭВМ с устройствами сопряжения, каждая из которых способна независимо полностью обеспечить ее работу (рис. 6). Данные от различных бортовых датчиков поступают в устройства сопряжения, а из них в ЭВМ для выполнения расчетов в реальном масштабе времени.
Полученные данные отображаются на многофункциональных индикаторах со стандартными многофункциональными панелями управления в графическом и буквенно-цифровом виде, что облегчает летчику и стрелку получение различной информации, включающей навигационную карту района с отображением точек маршрута, параметры полета, состояние и выбор оружия, выбор радиоаппаратуры и режима ее работы, предупреждающую сигнализацию. В памяти ЭВМ может храниться до 100 точек маршрута или до 10 планов полета, в каждом из которых содержится в среднем 10 точек маршрута, 100 заданных частот и режимов работы радиоаппаратуры.
В зарубежной печати отмечается, что система IMS по сравнению с обычным оборудованием вертолета обеспечивает снижение рабочей нагрузки на экипаж примерно в 3 раза, повышение выживаемости вертолета при выполнении боевой задачи в 3 раза и сокращение времени на техническое обслуживание бортовых электронных средств в 4 раза.
В целях снижения уязвимости вертолета от управляемых ракет с радиолокационными или лазерными системами наведения на нем планируется установка американских обнаружительных устройств (приемник предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-39(V)2 и приемник предупреждения о лазерном облучении AN/AVR-2), а также средств радиоэлектронного подавления (станция AN/ALQ-136 для постановки активных помех РЛС управления огнем ЗРК и зенитной артиллерии, станция AN/ALQ-144 для осуществления РЭП в ИК диапазоне и автомат выброса противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек).
Как сообщается в иностранной прессе, фирмой <Агуста> параллельно с доводкой основного противотанкового варианта вертолета А-129 <Мангуста> прорабатывались и другие его варианты. В 1985 году между фирмами <Агуста>, <Уэстленд хеликоптерз> (Великобритания) и <Фоккер> (Нидерланды) было подписано соглашение о проведении совместных исследований по созданию на базе данного итальянского образца перспективного боевого вертолета, предварительно получившего наименование <Тональ>. В следующем году к этому соглашению присоединилась также испанская фирма <Конструксьонес аэронаутикас СА>. Италия намеревается закупить 90 таких вертолетов, Великобритания - 125, а Нидерланды и Испания - по 70 единиц.
{1} Эта и последующие летные характеристики даны в условиях МСА:+20°С на высоте 200 м при взлетной массе 3700 кг (кроме тех, где указаны другие условия).
{2} Полет на дальность 100 км в основном на предельно малых высотах, 90 мин барражирования в зоне ожидания (включая 45 мин в режиме висения) и возвращение на базу.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Статья предоставлена: http://www.zw-observer.narod.ru