ЗВО - 01'1988

БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ

Полковник Б.САФОНОВ, кандидат технических наук

В ходе военных приготовлений, осуществляемых за рубежом, в первую очередь в странах НАТО, ведется совершенствование всех соедств вооруженной борьбы. В сухопутных войсках важное место занимают боевые машины пехоты (БМП), первые образцы которых были приняты на вооружение в 70-х годах и получили в настоящее время широкое распространение.
Иностранные военные специалисты рассматривают БМП как боевое и транспортное средство пехотного отделения, предназначенное для повышения огневых возможностей пехоты, обеспечения ее подвижности в условиях боевой деятельности и защищенности от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. БМП должны осуществлять тесное и непрерывное взаимодействие с другими боевыми средствами сухопутных войск, прежде всего с танками.
Состоявшие на вооружении гусеничные и колесные бронетранспортеры имели недостаточный уровень защиты, а их вооружение в основном было рассчитано на самооборону.
Первой страной в НАТО, начавшей разработку БМП, была ФРГ. Суть западногерманской концепции боевой машины пехоты сводится к следующему. БМП - это не усиленный бронетранспортер, а новое боевое средство. Пехота должна вести бой в основном на боевых машинах пехоты, спешиваясь лишь в тех случаях, когда использование этих машин невозможно или нецелесообразно. При этом подчеркивается, что танк и БМП являются боевыми машинами-партнерами, действующими в одном боевом порядке и оптимальным образом распределяющими боевые задачи между собой. Для того чтобы обеспечить возможность такого использования, БМП должна обладать повышенным уровнем защиты, близким к уровню защиты танка, и эффективным вооружением. Для стрелков необходимо создать условия, позволяющие им использовать свое личное оружие.
Реализация данной концепции привела к созданию (в конце 60-х годов) и принятию на вооружение бундесвера БМП "Мардер". Всего поставлено более 2100 единиц.
В качестве основного вооружения этой неплавающей машины применяется 20-мм автоматическая пушка Rh-202 с двухленточным питанием, смонтированная в надбашенной установке. С ней спарен 7,62-мм пулемет. В низкопрофильной башне размещены командир машины и наводчик, имеющие дублированные приводы управления оружием.
Бронирование БМП "Мардер" было рассчитано на защиту от снарядов малокалиберных пушек, осколков снарядов и мин больших калибров. Высокая подвижность машины обеспечивается за счет использования шестицилиндрового дизельного двигателя мощностью 600 л.с., гидромеханической трансмиссии, индивидуальной торсионной подвески с телескопическими гидроамортизаторами, гусениц с резинометаллическими шарнирами.
Десантная группа БМП "Мардер" может вести огонь из машины через четыре амбразуры (две с каждого борта), а командир десанта - из установленного на крыше корпуса 7,62-мм пулемета с дистанционным управлением.
В начале 80-х годов была осуществлена модернизация БМП "Мардер", направленная главным образом на повышение огневой мощи путем совершенствования дневных и ночных приборов наблюдения, разведки целей и прицеливания, а также установки съемного ПТРК "Милан", усиления защиты от обычных средств и оружия массового поражения. При этом масса машины возросла до 30 т.
Была выполнека конструктивная проработка, изготовлены и испытаны образцы БМП "Мардер" с 25-мм автоматической пушкой, для которой создан оперенный подкалиберный снаряд повышенного могущества. Прошла также испытания машина с башней LWT-3, стабилизированной в трех плоскостях наведения (вооружена 20-мм автоматической пушкой).
В 1985 году министерство обороны ФРГ объявило об изменении номенклатуры боевых бронированных машин, разрабатываемых для бундесвера на 90-е годы. В числе приоритетных работ числится создание новой боевой машины пехоты, которая должна поступить в сухопутные войска в 1996 году. Общая потребность в таких машинах оценивается в 2500 единиц. Возможно, это будет совершенно новый образец, хотя не исключается и вероятность дальнейшего развития БМП "Мардер". Имеются предложения по разработке новой БМП на базе танков "Леопард-1 и -2".
В 1973 году на вооружение французских сухопутных войск была принята легкая плавающая БМП АМХ-10Р. В надбашенной установке смонтированы 20-мм автоматическая пушка М693 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Сварной корпус из алюминиевого сплава обеспечивает только противопульную защиту. Для ведения огня пехотинцами предусмотрены люки в крыше корпуса. В бортах амбразур нет.
На машине установлены многотопливный дизельный двигатель водяного охлаждения "Испано-Сюиза" (мощностью 280 л. с), гидромеханическая трансмиссия, индивидуальная торсионная подвеска и гусеницы с резинометаллическими шарнирами. В целом конструктивно АМХ-10Р близка к традиционному бронетранспортеру, отличаясь от последнего лишь более мощным вооружением. Машина является базовой для семействе колесных и гусеничных образцов различного военного назначения.
В США к разработке собственной БМП приступили позже западноевропейских партнеров по НАТО. Американские специалисты считали, что пехота может выполнять свои боевые задачи, только действуя в пешем строю, а доставку ее к полю боя целесообразно осуществлять на сравнительно дешевых бронетранспортерах ("боевых такси").
К тому же США располагали большим парком таких машин. Считалось также, что часть этих машин при необходимости может быть приспособлена для выполнения задач, возлагаемых на БМП.
После довольно продолжительных поисков и разработок к началу 70-х годов на базе БТР М113А1 был создан образец БМП, позже получивший обозначение AIFV. Машину не приняли на вооружение армии США, но после доработки она была закуплена и производилась по лицензии в Бельгии и Нидерландax. В сухопутных войсках Нидерландов она получила обозначение YPR-765), Всего им было поставлено около 1,5 тыс. таких БМП и различных машин на ее базе. На ней применено разнесенное бронирование корпуса и башни. В одноместной бронированной башне установлены 25-мм автоматическая пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.
Создание БМП "Брэдли" для американской армии началось в 1972 году. Она предназначалась для совместных действий пехоты с танками в войне любой интенсивности в составе смешанных танкопехотных групп. Мотопехота на БМП помогает танкам в обнаружении и уничтожении противотанковых средств, отсечении пехоты противника от танков, способствует преодолению танками препятствий или их обходу. В наступлении пехота на БМП, используя маневренность, защиту и огонь собственного оружия, а также огневую поддержку артиллерии, подходит как можно ближе к переднему краю. Спешивание пехоты и ведение боя в пешем строю производятся только тогда, когда дальнейшее продвижение на машине становится невозможным.
Хотя к разработке боевой машины пехоты американские специалисты приступили еще в середине 60-х годов, БМП М2 "Брэдли" была принята на вооружение армии США только в 1981 году. Всего сухопутным войскам планируется поставить около 3600 единиц.
В двухместной бронированной башне БМП установлена 25-мм автоматическая пушка с внешним цепным приводом автоматики, стабилизированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм пулемет. На башне монтируется сдвоенная установка для запуска ПТУР "Toy", перезаряжание которой производится изнутри машины через специальный люк. Корпус и башня машины изготовлены из брони на основе алюминиевых сплавов с локальным усилением наиболее ответственных деталей стальными броневыми листами высокой твердости. Бортовые детали корпуса выполнены в виде разнесенной конструкции с заполнением промежутков между стальными листами и несущим алюминиевым корпусом полиуретановой пеной.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса. Восьмицилиндровый двигатель соединен с гидромеханической трансмиссией. Подвеска ходовой части торсионная, с большим ходом опорных катков, гусеницы со съемными резино-подушками. Преодоление водных преград осуществляется на плаву со скоростью 7 км/ч (за счет перематывания гусениц).
Первые партии БМП "Брэдли" поступили в сухопутные войска США в 1982 году. Затем была разработана программа ее поэтапной модернизации. Уже с мая 1986 года машина выпускается под индексом М2А1. К мероприятиям по модернизации первой очереди относятся: использование новой сдвоенной пусковой установки ПТРК "Toy", позволяющей вести стрельбу ракетами всех модификаций, включая "Тоу-2"; усовершенствование конструкции пушки (увеличена длина ствола и усилена казенная часть); применение дополнительного бронирования корпуса и башни с использованием новых материалов и, возможно, динамической защиты; изменение системы герметизации и подачи очищенного воздуха с целью защиты экипажа от химических и бактериальных средств, а также от радиоактивной пыли. Подача очищенного воздуха трем членам экипажа обеспечивается фильтровентиляционной установкой, а шесть стрелков спешиваемой части расчета при необходимости должны пользоваться индивидуальными средствами защиты.
В последующем предполагается осуществить дополнительные меры по повышению живучести, включающие перекомпоновку систем питания силовой установки топливом, изменение размещения боеукладок (вынести из обитаемого отделения за дополнительное бронирование боеприпасы к 25-мм пушке, ракеты "Тоу-2", все пиротехнические средства). Предусматривается локализация заброневого действия осколков за счет дополнительного внутреннего бронирования, в том числе с использованием материала кевлар.
В сухопутных войсках Великобритании основным средством транспортировки пехоты до сих пор является гусеничный БТР "Троуджен". В 1986 году началось производство боевой машины пехоты MCV-80 "Уорриор", созданной фирмой "ГКН-Сэнки". Всего планируется закупить 1048 машин, из которых около 30 проц. будут представлять собой различные варианты, выполненные на базе данной БМП (командно-штабные, ремонтно-эвакуационные и инженерные машины, 81-мм самоходный миномет, самоходный ПТРК, подвижной артиллерийский пункт управления).
По своей компоновке английская БМП подобна американской машине М2 "Брэдли". Моторно-трансмиссионное отделение занимает переднюю правую часть сварного корпуса, изготовленного из алюминиевой брони. Двухместная башня выполнена из стальныx листов, между которыми помещен наполнитель. В ней установлена 30-мм автоматическая пушка "Рарден" и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Из пушки можно вести огонь бронебойными подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами.
БМП MCV-80 "Уорриор" оснащена восьмицилиндровым V-образным дизельным двигателем, смонтированным в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией. Подвеска ходовой части торсионная. Машина неплавающая, оборудована фильтровентиляционной установкой.
Работы по созданию боевых машин пехоты ведутся и в других капиталистических странах. Так, в Италии уже были продемонстрировани опытные образцы БМП VCC-80. Ее корпус и башня изготовлены из алюминиевой брони с усилением лобовой части корпуса стальными листами. 25-мм автоматическая пушка установлена в двухместной башне. По бортам корпуса имеются амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия. Разрабатываемая в настоящее время в Японии БМП "88" будет вооружена 35-мм автоматической пушкой "Эрликон" и пусковыми установками ПТУР (с лазерной системой наведения). Комбинированное вооружение (40-мм пушку и ПТРК RBS-56 "Билл") намечено использовать и на шведской боевой машине пехоты, начало испытаний опытных образцов которой запланировано на 1988 год. Производство БМП KIFV налажено в Юйной Корее. Сухопутным войскам уже поставлено более 100 единиц. Внешне эта машина напоминает американскую AIFV. В ее конструкции широко применены узлы и агрегаты зарубежных бронированных машин. Аргентинская боевая машина пехоты VCTR создана на базе западногерманской БМП "Мардер". Швейцарская БМП "Торнадо" осталась в стадии опытного образца.
Судя по материалам иностранной печати, развитие БМП за рубежом шло главным образом с ориентировкой на создание легких машин для пехотного отделения, имеющих соответствующий этому уровень защиты. Западные военные специалисты выделяют некоторые тенденции этого разеития.
Во-первых, у машин наблюдается рост массы, обусловленный необходимостью улучшения защиты. Отмечается, что некоторое увеличение массы у неплавающих БМП, хотя и ведет к снижению показателей подвижности, не вызывает больших осложнений. У плавающих же машин (например, М2 "Брэдли") это влечет за собой потерю плавучести и требует введения в конструкцию дополнительных приспособлений, что порождает новые проблемы, связанные с надежностью, боеготовностью, сложностями эксплуатации и снабжения и т. д.
Во-вторых, происходит увеличение калибров автоматических пушек, используемых в качестве основного вооружения. Это вызывает рост размеров машин и ухудшение условий размещения боевого расчета.
В-третьих, просматривается стремление освободить БМП от задачи обязательной борьбы с танками противника и возложить ее на другие специализированные машины.
В-четвертых, стремление наилучшим образом использовать многочисленное эффективное вооружение, устанозленное на БМП , приводит к уменьшению численности спешиваемой и возрастанию неспешиваемой частей боевого расчета машины.
Обращает на себя внимание и тот факт, что за рубежом до настоящего времени с достаточной полнотой и ясностью не определены отличительные признаки БМП как класса бронетанковой техники. Это в определенной степени отражает отсутствие среди западных экспертов единства в понимании предназначения, роли и места БМП в системе вооружения сухопутных войск. Более того, некоторые из них считают, что желание повысить боевые возможности пехоты за счет совершенствования легких гусеничных бронетранспортеров привело к появлению сомнительного гибрида, который должен выполнять роль как транспортного, так и боевого средства. Фактически же машина оказалась не слишком приспособленной ни к той, ни к другой роли, и в настоящее время на Западе широко распространено мнение о необходимости иметь сильно бронированные транспортные средства пехоты и отдельно машины для различных систем оружия.
Необходимость разработки БМП, имеющей такой же уровень защиты, как у танка, подчеркивается сейчас многими иностранными специалистами. Во второй половине 70-х годов в западной печати появились предложения о целесообразности создания боевых машин пехоты на базе танков. В 1981 году в связи с испытаниями американской БМП М2 "Брэдли" английский журнал РУСИ писал: "Как сможет БМП М2 транспортировать пехоту в районе переднего края, если она уязвима практически для всех видов оружия, из которого огонь ведется прямой наводкой? Если требуется атакующая машина для целого пехотного отделения, то разве она не должна иметь такой же уровень защиты, какой обеспечивается для четырех человек танкового экипажа?" Острая критика в адрес БМП М2 "Брэдли" в последнее время даже усилилась. Так, представители главного бюджетно-контрольного управления конгресса США подчеркивают, что главными недостатками этой машины, скрытыми в свое время министерством армии, являются слабая броневая защита и низкая живучесть, недостаточно эффективное вооружение и слишком широкий - круг возлагаемых на нее боевых задач. По мнению некоторых иностранных специалистов, логичной альтернативой недостаточно защищенным БМП легкого типа считаются тяжелые БМП, которые должны создаваться с использованием корпусов и основных узлов танков. В этом случае может быть получена более мощная броневая защита (в том числе за счет отказа от тяжелой башни), и машина будет в состоянии действовать под огнем противника вместе с танками. Такие БМП не будут амфибийными, но смогут преодолевать водные преграды с помощью соответствующих переправочных средств.
Западные специалисты подчеркивают, что при создании данных машин должен быть сделан выбор: либо тяжелая БМП - постоянное транспортное средство, в котором пехотинец имеет свое место, либо это специальная машина, в которую он "втиснут для участия в атаке". Сторонники тяжелой БМП отмечают, что до сих пор ее конструкция обычно связывается с более высокой стоимостью, однако к оценке такой машины следует подходить прежде всего с точки зрения возможности более полного решения основных задач на поле боя, поскольку на практике БМП типа М2 "Брэдли", видимо, будут не способны выполнять их. Вместе с тем совершенно очевидно, что тяжелая броня не сделает ни танк, ни БМП неуязвимыми для огня противника, но зато повысит шансы каждого из них противостоять ему и усилит весь боевой порядок. Необходимо также учитывать, что в этом случае для двух машин тяжелого семейства будут использоваться общие силовая установка, трансмиссия и ходовая часть, поэтому механики-водители и специалисты по обслуживанию и ремонту будут проходить одинаковый курс обучения. В то же время у тяжелых машин стоимость эксплуатации и расход топлива будут выше, они сильнее будут разрушать дорожую сеть, менее приспособлены к автономным действиям и к воздушным переброскам. Но все это, по мнению ряда иностранных специалистов, менее важно, так как мощная защита тяжелых БМП позволит им успешно выполнять основную задачу — обеспечивать тесное взаимодействие пехоты с танками.
В конце 70-х годов в США рассматривался вопрос о целесообразности создания боевой машины пехоты на шасси танка Ml "Абрамс", которая должна иметь близкий к нему уровень защиты. Однако предложенный проект не был реализован. Израильские специалисты вынашивали идею получения тяжелых боевых машин пехоты путем переделки некоторой части устаревших танков "Центурион" в данный вариант. Вместе с тем, судя по сообщениям зарубежной печати, многие западные специалисты все же не разделяют точку зрения в отношении целесообразности создания тяжелых БМП. Об этом, в частности, свидетельствуют продолжающиеся работы в ряде капиталистических стран по созданию боевых машин пехоты в традиционном варианте. Хотя, естественно, не исключено появление и тяжелых БМП, имеющих прежде всего высокий уровень защиты.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz