ЗВО - 02'1986
СРЕДСТВА МАСКИРОВКИ В АРМИЯХ СТРАН НАТО
Полковник Д.Сергеев
Последние годы западные военные специалисты часто подчеркивают возросшую роль и значение маскировки для достижения успеха при ведении боевых действий в современных условиях. По их мнению, это вызвано прежде всего появлением новейших средств разведки и наблюдения, а также образцов высокоточного управляемого оружия, что создает дополнительные трудности в плане введения противника в заблуждение и снижения своих потерь боевой техники и личного состава в случае применения упомянутого оружия.
В зависимости от масштабов решаемых задач зарубежные специалисты подразделяют маскировку на три вида: стратегическую, оперативную и тактическую. Первая является элементом обороны территории страны и включает скрытие важнейших сооружений с момента начала их возведения или строительства, которое осуществляется как в мирное, так и в военное время. Оперативная маскировка рассчитана на обеспечение своим войскам оперативной внезапности при решении боевых задач. Она включает радиомолчание, дезинформацию противника, скрытие перегруппировки войск, рассредоточения тыловых частей, создание ложных районов сосредоточения и т. д. Тактическая маскировка имеет целью в любое время года и суток скрыть от противника наличие на местности подразделений войск и боевой техники и отдельных сооружений, имитировать войсковую деятельность в определенных районах с одновременным соблюдением маскировочной дисциплины.
В военных уставах иностранных армий отмечается, что командиры всех степеней для снижения потерь должны принимать все меры к максимальному скрытию личного состава и военной техники от противника. Подчеркивается, что это имеет жизненно важное значение для войск при ведении современного боя с использованием эффективных высокоточных систем оружия.
Значительное внимание в армиях капиталистических стран уделяется индивидуальным средствам маскировки солдата. Для личного состава разработаны комплекты полевого обмундирования, состоящие из куртки, брюк, чехла и маскировочной сетки для каски, которые имеют специальную маскировочную окраску. Применяемые для этой цели краски, по мнению зарубежных специалистов, в некоторой степени уменьшают также вероятность обнаружения личного состава ИК средствами разведки противника. Снижение контрастности открытых частей тела на фоне местности обеспечивается нанесением на них слоя грима из маскировочных паст. Для <вписывания> солдата под окружающий фон используются ветки, трава и другие подручные материалы. В армки США в течение более чем 20 лет полевая форма имела оливково-серый защитный цвет. В 1981 году на оснащение американских сухопутных войск было принято новое полевое обмундирование (по 50 проц. нейлона и хлопка), имеющее камуфлирующую окраску (рис. 1). Соответствующая окраска применена и на всех. элементах экипировки, в том числе на бронежилете.
При разработке новых индивидуальных средств маскировки особое внимание за рубежом уделяется вопросу обеспечения их защиты от ИК средств разведки и наблюдения. В этих целях создаются новые красители и материалы для полевого обмундирования, накидок и других предметов экипировки.
Западные военные специалисты считают, что в настоящее время основным способом маскировки систем , оружия и военной техники на местности (кроме использования ее маскирующих свойств) является соответствующее окрашивание. Правильное его применение позволяет исказить разведывательные признаки, присущие этим образцам: форму и размеры, контрастность, внутренние тени и другие. До недавнего времени в армиях капиталистических государств применялись разные рисунки деформирующего окрашивания. Например, в сухопутных войсках США для маскировки боевой техники использовались рисунки с чередованием красок четырех цветов, причем для каждого вида техники составлялся свой характерный рисунок. В бундесвере отдавалось предпочтение маскировочному окрашиванию желто-оливковой краской. Только боевые разведывательные машины <Лукс> поставлялись в войска с двухцветной черно-зеленой деформирующей окраской.
После проведения ряда исследований американские и западногерманские специалисты пришли к выводу о необходимости перехода к разработанному в ФРГ новому типу маскировочного окрашивания - трехцветному, состоящему из зеленого, коричневого и черного цветов. Трехцветному окрашиванию подлежат боевые гусеничные и колесные машины (рис. 2), орудия полевой артиллерии, фургоны и контейнеры, а также незащищенная техника и оборудование. По мнению западных военных экспертов, новое трехцветное окрашивание в 1,5-2 раза снижает вероятность обнаружения противником объекта по сравнению с одноцветным. Предполагается, что армиям остальных стран блока НАТО будет предложено также перейти на трехцветное окрашивание боевой техники.
В зарубежной прессе сообщается, что американские специалисты успешно закончили разработку маскировочного покрытия, стойкого к отравляющим веществам и биологическим агентам. Оно стандартизовано в армии США и получило обозначение MIL-C-46168. Применявшиеся до настоящего времени лаки и эмали впитывали попадавшие на них химические вещества и биологические агенты, поэтому при проведении специальной обработки техники требовалось удалять всю краску, что приводило к значительному удорожанию работ и увеличению коррозии металла. Новое химически стойкое покрытие выполняется из двух слоев: внутреннего (краски на основе эпоксидной смолы) и наружного (на основе полиуретана). Благодаря такому двухслойному покрытию образуется наружная пленка, не впитывающая различные отравляющие химические вещества, что позволяет, в частности, упростить процесс специальной обработки техники в полевых условиях.
В других странах НАТО также ведутся работы по повышению эффективности маскировочного окрашивания техники. Так, в Великобритании разработаны рисунки деформирующего окрашивания для бронетанковой техники, состоящей на вооружении английских войск, дислоцированных в Западном Берлине. Они представляют собой чередующиеся пятна прямоугольной формы белого, светло-зеленого и черного цветов. Считается, что такая окраска наиболее подходит для маскировки танков при ведении боевых действий в населенных пунктах.
Другим широко распространенным способом скрытия военной техники и оружия на местности является использование маскировочных сетей, которые применяются в армиях многих капиталистических стран. Практически все современные сети выполнены из искусственных материалов и, по сравнению с хлопчатобумажными, имеют ряд преимуществ. У них лучшие спектральные характеристики, они легче, имеют больший срок службы, высокую стойкость к воздействию влаги и меньший объем при транспортировке. Типичный представитель такого маскировочного средства - американский облегченный комплект LCSS (Lightweight Camouflage Screen System), состоящий из двух масок (шестиугольной и ромбовидной), опорных стоек с оголовками, приколышей и соединительных шнуров. В качестве материала используются полиэстер (для основы масок) и нейлоновые ленты, покрытые поливинилхлоридом (для маскировочного заполнения). Общий вес комплекта около 50 кг, перекрываемая масками площадь 83 м2. С его помощью осуществляется маскировка отдельных образцов боевых машин и систем оружия (рис. 3).
В ФРГ производством и поставкой маскировочных сетей для бундесвера занимается фирма <ОГУС Нетце унд Виркварен>, которая продает свои изделия и другим странам НАТО. Специалистами фирмы разработаны также маты, поглощающие и рассеивающие тепло. Они применяются для защиты объектов от ИК средств разведки противника вместе с маскировочными сетями. Последние, как правило, имеют двустороннюю окраску, что значительно расширяет диапазон их применения.
Производство маскировочных сетей из синтетических материалов налажено и в других странах НАТО. Подобные средства, как отмечается в иностранной печати, имеют различные размеры и поставляются в разной комплектации, но все они отвечают единым требованиям, разработанным для маскировочных сетей. Дальнейшие усилия западных специалистов в этой области направлены на создание перспективных средств, обеспечивающих защиту объектов от ИК и радиолокационных средств разведки и наблюдения противника. Основные направления работ - комплексное применение маскировочных сетей с различными экранами, а также использование наполнителей и добавок в заполнение сетей для рассеивания радиолокационного сигнала.
К указанному типу средств пассивной защиты относятся и зонтичные маски, которые, как правило, служат для скрытия боевых позиций артиллерии и ЗРК. Они имеют окраску, соответствующую лесистой местности, и крепятся рядом с маскируемым объектом на специальных кронштейнах или стойках. Для каждой артиллерийской системы обычно требуются три маски: одна устанавливается над стволом орудия, а две другие помещаются с обеих сторон лафета и станин. Большее приспособление их к фону окружающей местности достигается за счет вплетения в зонтичные маски ветвей деревьев и кустарников. Считается, что наилучший маскировочный эффект обеспечивается при одновременном применении с масками табельных сетей и местных подручных материалов. Основными достоинствами данных средств являются достаточно высокая эффективность скрытия маскируемых объектов от приборов разведки противника и возможность обеспечения быстрого открытия огня.
Оснащение войск высокоэффективными оптическими средствами, тепловизионной техникой и лазерными системами наведения потребовало применения достаточно надежных способов защиты от них войсковых объектов (как подвижных, так и стационарных). Значительная роль при этом отводится дымовым средствам, получившим в последнее время дальнейшее развитие в армиях стран НАТО. Западные военные специалисты разрабатывают дымовые средства, которые могут использоваться в различных условиях боевой обстановки: дымогенераторы, авиационные бомбы, кассеты, дымовые снаряды, мины, гранаты, патроны и шашки, термодымовая аппаратура для боевых машин и другие устройства. Большое внимание уделяется поискам новых дымообразующих (аэрозольных) веществ, способных снижать эффективность современных систем оружия, оснащенных оптическими, инфракрасными и радиолокационными устройствами обнаружения и наведения на цель.
Для постановки дымовых завес на башнях зарубежных танков, а в последние годы также на БМП и БРМ используются так называемые дымовые гранатометы, устанавливаемые по бортам передней части башни. Наибольшее распространение получили английские образцы. Гранаты, снаряженные красным фосфором, выстреливаются на дальность до 50 м. На образование дымовой завесы требуется 2-3 с. Ее защитное действие сохраняется в зависимости от скорости ветра в течение 1-3 мин.
В США в начале 70-х годов для танков М60А1 была создана термодымовая аппаратура, принцип действия которой основывается на образовании искусственного тумана (дыма) при выброске распыленного дизельного топлива в поток отработавших газов двигателя. Получаемая при этом парогазовая смесь, соприкасаясь с воздухом, конденсируется в мельчайшие капли и образует туман. Американские специалисты отмечают такие достоинства этой аппаратуры, как простота, возможность регулирования и непрерывность дымообразования, а также многократность постановки дымовых завес.
По сообщениям иностранной печати, в Великобритании разработана дымовая гранатометная установка VIRSS (Visual and Infra-Red Smoke Screening System), предназначенная для маскировки и снижения уязвимости на поле боя бронеобъектов,- в первую очередь танков. С ее помощью создаются помехи в видимом и инфракрасном диапазонах различным средствам разведки и наведения, оружия противника. Опытный образец установки, прошедший испытания на танке <Челленджер>, состоит из 12 блоков кассет (в каждой 20 стволов), размещенных в передней части башни справа и слева от пушки. В комплект входят также пульт управления и электрогенератор (для питания цепей воспламенения вышибных зарядов гранат).
Эффективность дымовой завесы, по мнению английских специалистов, достигается за счет последовательных разрывов гранат в воздухе на расстоянии 25 м от танка. В результате создаются области высоких температур (тепловые помехи), снижающие действие инфракрасной аппаратуры противника. Одновременно под прикрытием дымовой завесы танк может совершать необходимый маневр на местности. Работы в области создания дымовых снарядов наиболее активно ведутся в США. Новый 155-мм гаубичный снаряд ХМ825 содержит до 140 дымовых элементов, выполненных в виде сегментов, которые уложены в уголковые направляющие. При разрыве снаряда эти элементы почти без дробления фосфора распределяются по площади. По мнению американских специалистов, конструкция данного боеприпаса позволяет лучше распределять дымовые элементы, увеличивать время дымообразования (4-6 мин) и повышать эффективность снаряда в целом, которая в 2-3 раза превышает соответствующий показатель существующих дымовых средств.
С целью введения противника в заблуждение в армиях стран НАТО больше внимания стало уделяться применению макетов различных образцов военной техники как промышленного изготовления, так и выполненных из подручных материалов (рис. 4). В последнее время широкое распространение получают надувные макеты, что объясняется простотой их эксплуатации, малым весом и высокой степенью сходства с имитируемыми образцами. В армии США, например, имеются макеты самоходных гаубиц, буксируемых артиллерийских орудий, транспортных машин и другой военной техники. Как правило, они состоят из надувного трубчатого каркаса, требуемая форма придается им за счет материала обшивки.
В ФРГ фирмой <Баллонфабрик> производятся надувные макеты танков, машин, самолетов и зенитных ракетных комплексов (рис. 5). Для них используются материалы, имеющие почти такие же отражательные характеристики в радиолокационном и ИК диапазонах, как и у реальных образцов. Для подачи воздуха служат воздуходувки с электроприводом, оборудованные устройствами автоматического включения и выключения при понижении давления ниже требуемого значения. Макеты крепятся к поверхности земли анкерными колышками с оттяжными шнурами. Для перевода макета в рабочее положение требуются только два человека, а, например, оборудование ложной позиции батареи ЗРК <Хок> (девять макетов пусковых установок) силами восьми человек осуществляется примерно за 60 мин.
Большое значение в армиях стран НАТО придается также выполнению маскировки с целью защиты стационарных объектов. При планировании таких мероприятий, сообщается в иностранной прессе, военные специалисты исходят из анализа возможных способов нападения противника, на основе которых разрабатывается общий замысел маскировки. Как правило, реализация замысла осуществляется поэтапно: маскировка всего объекта (искажение геометрической формы, распятнение), его наиболее уязвимых компонентов и ключевых сооружений (ориентиров). С учетом того, что удар по таким объектам может наноситься прежде всего авиацией, весьма важным моментом считается ухудшение условий визуального наблюдения для пилота. Поэтому основное внимание уделяется максимальному затруднению или исключению возможности наблюдать (опознавать) объект.
По мнению зарубежных экспертов, значение маскировки в процессе дальнейшего совершенствования средств разведки и поражения будет постоянно возрастать. Перспективные средства маскировки должны обеспечивать защиту объектов от систем разведки противника во всех диапазонах спектра электромагнитных волн в любых погодных условиях, быть компактными, простыми в эксплуатации и быстро переводиться в рабочее положение. Отмечается, что одновременно с разработкой новых средств и способов маскировки большое внимание уделяется вопросам снижения теплового излучения объектов бронетанковой техники за счет применения теплоизоляционных экранов, систем охлаждения и вентиляции.
В последние годы западные специалисты стали проявлять внимание к использованию различных пенообразующих химических веществ для скрытия войсковых объектов на местности. По их мнению, достоинством такого способа маскировни являются довольно высокая степень правдоподобия замаскированного объекта реальному образцу, быстрота нанесения защитного слоя и возможность скрытия больших площадей.
Пенообразующие вещества применяются для получения макетов образцов военной техники и ложных объектов. Ведутся также исследования по использованию таких химических материалов для маскировки стационарных объектов с целью защиты от оптических и И К средств разведки. Как считают иностранные специалисты, нанесение слоя пенообразующего вещества с соответствующей окраской на бетонную поверхность (ВПП, рулежные дорожки, подъездные пути) затруднит ее обнаружение и значительно ослабит тепловое излучение данной поверхности.
В целом мероприятия, проводимые в армиях стран НАТО по повышению эффективности маскировки, свидетельствуют о стремлении руководства агрессивного блока повысить живучесть войсковых объектов в различных условиях боевой обстановки.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI