"Зарубежное военное обозрение" 08'1984

СООБЩЕНИЯ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

ВМС стран НАТО на учении "Брайт хорайзн-84"

Капитан 2 ранга В. Хомяков

С 8 по 16 мая 1984 года в восточной части Северного моря и проливе Скагеррак было проведено учение ОВС НАТО под условный наименованием "Брайт хорайзн". Его цель - проверка планов использования флота и ВВС при решении задач защиты морских коммуникаций и проводки конвоев в зоне Балтийских проливов. В нем принимали участие командования и штабы национальных и объединенных вооруженных сил в зоне Балтийских проливов и Южной Норвегии, до 15 боевых кораблей в вспомогательных судов ВМС ФРГ, Дании, Норвегии и Великобритании, а также самолеты базовой патрульной ("Атлантик", "Орион") и тактической ("Торнадо", "Буканир", "Дракен", F-104G) авиации этих стран.
Общее руководство учением осуществлял главнокомандующий ОВС НАТО на Ссверо-Европейском ТВД, непосредствен. нов управление - командующий ВМС ФРГ на Северном море.
На нем отрабатывались следующие вопросы: формирование оперативных соединений и групп различного целевого назначения, их развертывание в районах боевого предназначения (в юго-восточной части Северного моря и проливе Скагеррак), поиск и уничтожение подводных лодок маневренными противолодочными силами (подводные лодки, надводные корабли и самолеты базовой патрульной авиации), нанесение кораблями и самолетами тактической авиации совместных ударов по корабельным соединениям "противника", обеспечение проводки конвоев с войсками усиления и предметами материально-технического снабжения в зону Балтийских проливов.
Особое внимание обращалось на создание и поддержание благоприятного оперативного режима в районах, где проходят основные морские коммуникации: в юго-восточной части Северного моря и проливе Скагеррак. Это достигалось путем проведения операций по поиску и уничтожению заблаговременно развернутых в Северном море подводных лодок "противника", воспрещения их наращивания за счет организации блокады проливной зоны с западного направления. Основными маршрутами проводки конвоев были центральная часть Северного моря и Гельголаидская бухта - пролив Скагеррак. Переход осуществлялся в условиях активных действий ударных группировок надводных сил "противника". Противолодочную оборону конвоев обеспечивали корабли охранения, находившиеся, как правило, на удалении до 70 каб от охраняемых сил, и самолеты базовой патрульной авиации. Периодически на угрожаемые направления, где могли появиться подводные лодки "противника", выделялись корабельные поисково-ударные группы. Поиск лодок вели также вертолеты "Си Кинг", использовавшие для этого опускаемые ГАС и радиогидроакустические буи.
На учении отрабатывались, кроме того, вопросы организации управления, связи и взаимодействия между ВМС и ВВС, ведения разведки, обороны корабельных соединений и конвоев на переходе морем, МТО кораблей в районах боевых действий, ВМБ и портах.

Аэромобильная противотанковая дивизия Франции

Подполковник М. Сёмин

Как сообщает иностранная печать, одним из компонентов создаваемых во Франции "сил быстрого развертывания" будет 4-я аэромобильная противотанковая дивизия, предназначенная для ведения боевых действий на Центрально-Европейском ТВД в составе группировки войск НАТО (прежде всего для борьбы с танками и другими бронированными целями). Предполагается, что она войдет в состав этих сил к 1988 году.
В дивизию предусматривается включить семь полков (один управления и обеспечения, четыре армейской авиации, два пехотных) и две инженерные роты. Всего в ней будет насчитываться 7000 человек личного состава, около 250 вертолетов (120 противотанковых, 40 огневой поддержки, примерно 80 транспортно-десантных и десять легких), более 90 ПУ ПТУР "Милан", другое оружие и боевая техника.
Полк управления и обеспечения будет состоять из эскадрильи легких вертолетов (десять единиц), двух эскадрилий снабжения (четыре транспортно-десантных вертолета "Пума"), зенитной батареи, подразделений связи и обеспечения.
В полк армейской авиации намечается включить семь эскадрилий: одну управления и обеспечения, одну огневой поддержки (десять вертолетов), три противотанковые (по десять), две транспортно-десантные (по десять), всего 60 вертолетов.
В каждом пехотном полку будет семь рот; управления и обеспечения (два взвода управления и два минометных), две мотопехотные и четыре противотанковые (по 12 ПУ ПТУР).
Окончательный боевой состав, вооружение и способы боевого применения дивизии планируется определить после завершения испытаний аэромобильной бригады
"Форс аклер" (штаб в Нанси), сформированной в 1-м армейском корпусе в составе двух полков армейской авиации и одного пехотного (более 140 вертолетов, в том числе 60 противотанковых).
Французские военные специалисты полагают, что аэромобильная дивизия будет способна действовать в полосе армейского корпуса на глубину до 250 км, а при соответствующей авиационной поддержке в тыловом обеспечении - на 300 - 600 км.

Английский переносной ЗРК "Джавелин"

Полковник В. Викторов

Английский переносной ЗРК Джавелин

Командование супохутных войск Великобритании, учитывая опыт боевого применения переносного ЗРК "Влоупайп" во время англо-аргентинского конфликта (с его помощью было сбито девять и повреждено два самодета ВВС Аргентины), приняло решение о разработке на его базе нового образца, получившего наименование "Джавелин" (см. рисунок).
По сообщениям иностранной прессы, основными недостатками комплекса "Блоупайп", выявленными во время боевых действий, были малая дальность стрельбы и сложность работы оператора при наведении ракеты на воздушную цель. Это учли при разработке нового ЗРК. Для повышения дальности стрельбы в ракете "Джавелин" применена новая двигательная установка, что позволило увеличить дальнюю границу зоны поражения с 3 до 5 км. Кроме того, ближняя граница уменьшена до 300 м. Фугасная боевая часть заменена осколочно-фугасной.
В отличие от ЗРК "Блоупайп", имеющего ручной способ наведения ЗУР ва цель (оператор с помощью оптического устройства блока наведения сопровождает одновременно цель и ракету), для комплекса "Джавелин" выбрана полуавтоматическая радиокомандная система наведения. При этом способе оператор следит только за воздушной целью, удерживая ее в центре поля зрения оптического устройства, а ракета автоматически сопровождается телевизионным устройством. Мини-ЭВМ блока наведения вычисляет ошибку между линиями визирования на цель и на ракету и вырабатывает необходимые команды, которые автоматически передаются на борт последней. Такой метод, по мнению английских специалистов, значительно упрощает работу оператора ЗРК.
Поступление нового английского комплекса в войска ожидается в текущем году.

155-мм артиллерийский снаряд - постановщик радиопомех

Полковник Н. Гришин, кандидат технических наук

Американский 155-мм снаряд, содержащий передатчики радиопомех

По сообщениям иностранной печати, в США на Юмском испытательном полигоне во время стрельбы из 155-мм гаубиц проведены испытания специального артиллерийского снаряда, предназначенного для создания помех работе различных средств радиосвязи противника и нарушения тем самым управления его войсками и огневыми средствами.
В артснаряде (см. рисунок) помещены шесть передатчиков радиопомех, имеющих форму цидиндра небольшой высоты.
После выстрела от размещенного в передней части снаряда временного механизма подаются команды на отстрел днища снаряда в выталкивание из его корпуса через заранее установленные промежутки времени передатчиков помех. Под действием центробежной силы у передатчиков раскрывается оперение и освобождается ленточный парашют, которые уменьшают скорость их вращения, обеспечивают нужную ориентацию и торможение. В результате они падают на землю со скоростью около 40 м/с, погружаясь в грунт на 3-6 см. Затем раскрывается антенна, и через несколько секунд передатчики автоматический начинают работать, создавая помехи.
Во время испытаний снаряда им стреляли на различные дальности. По данным зарубежной прессы, передатчики успешно выдержали перегрузки, возникающие при выстреле и при падении на грунт. Американские специалисты считают, что по сравнению с состоящими ныне на вооружении новые передатчики помех и способ доставки на территорию противника будут значительно дешевле, к тому же их будет труднее обнаружить на местности.
В следующей серии стрельб предполагается испытать около 1000 передатчиков, а войсковые испытания могут быть проведены уже в конце 1984 финансового года.

Режимы сопровождения РЛС "Паркс"

Полковник В. Таманский, кандидат технических наук

Радиолокационная станция "Паркс", развернутая на авиабазе Гранд Форкс (штат Северная Дакота), входит в состав американской системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе. Местоположение станции (при секторе обзора до 140°), как отмечается в зарубежной печати, наилучшим образом соответствует решению задачи сопровождения целей для выявления момента разделения многозарядных головных частей баллистических ракет, летящих в направлении США с севера.
Процесс сопровождения этой РЛС обнаруженных целей подразделяется на несколько этапов. На первом осуществляется так называемая первичная классификация целей, при этом все они в зависимости от траектории полета (баллистической или орбитальной) делятся на два класса - баллистические цели и космические объекты. Классификация выполняется ЭВМ автоматически на основе сравнения имеющегося в ее памяти общего каталога параметров баллистических целей и космических объектов с параметрами обнаруженных. Если это космический объект, то после определения параметров орбиты в идентификации сопровождение прекращается, а если баллистическая цель, станция переходит на второй этап сопровождения. Он связан с определением принадлежности головной части баллистической ракеты к классу моноблочных или разделяющихся.
Эта задача также решается автоматически на основе сравнения информации, полученной с помощью РЛС, и расчетных данных, формируемых ЭВМ, с хранящимися в памяти машины параметрами специального каталога, характеризующими специфические особенности моноблочных и разделяющихся головных частей ракет. Если сопровождаемая головная часть окажется моноблочной, то по ней сразу рассчитываются координаты места и время падения, и затем цель снимается с сопровождения, а если разделяющейся, то процесс сопровождения продолжается.
На заключительном этапе определяются момент разделения головной части и параметры траектории каждой боеголовки, а также рассчитываются место и время их падения. Судя по сообщениям западной прессы, достаточно высокая точность определения мест падения (несколько километров) позволяет установить, для поражения какого объекта предназначена каждая боеголовка. При этом все объекты подразделяются на четыре класса: административно-промышленные центры, стартовые позиции ракет, аэродромы базирования стратегических бомбардировщиков и самолетов-заправщиков, пункты управления. В качестве особого объекта выделен г. Вашингтон.

Новая шведская корабельная артустановка

Капитан 1 ранга В. Мочалов

Шведская корабельная башенная 57-мм арт установка Мк2

Фирма "Бофорс" на базе универсальной одноствольной башенной 57-мм артустановки разработала новую артустановку, получившую обозначение Мк2. Ею планируется вооружить строящиеся ракетные катера типа "Стокгольм". Основные тактико-технические характеристики артустановки приведены ниже.
Орудие защищено от осадков и волн легкой пластмассовой башней обтекаемой формы (см. рисунок). Процесс стрельбы в перезаряжания магазинов полностью автоматизирован. Две кассеты, снаряженные 20 выстрелами каждая, подаются из подбашенного отделения в башню, при-стыковываются к магазину и автоматически его снаряжают. Время на эту операцию сократилось до 10 с. Автоматизирован также процесс выбора кассеты с необходимым для стрельбы типом снарядов.
Для новой артустановки создан специальный осколочно-фугасный проникающий снаряд (дальность стрельбы 17 км), оснащенный взрывателем с временной задержкой, который срабатывает после того, как снаряд пробьет корпус и окажется во внутренних помещениях. Для стрельбы по воздушным целям будут использоваться осколочные снаряды с полуготовыми осколками, оснащенные неконтактными взрывателями.
Общий вес (без боезапаса), т ......... 6
Длина ствола, клб .................... 70
Скорострельность, выстр./мин ......... 220
Дальность стрельбы, км ............... 14-17
Углы наведения, град.:
 - горизонтального ................... 360
 - вертикального ..................... от -10 до +75
Время снаряжения магазина, с ......... 10
Готовый к стрельбе боезапас, выстр. .. 40

Индонезийские фрегаты УРО

Капитан 1 ранга В. Афанасьев

Наиболее современными кораблями ВМС Индонезии являются фрегаты УРО типа "Фатахиллах" (361 "Фатахиллах", 362 "Малахаяти" и 363 "Нала"), построенные в Нидерландах в 1979-1980 годах. Их стандартное водоизмещение 1200 т, полное 1450 т, длина 84 м, ширина 11,1 м, осадка 3,3 м, энергетическая установка включает газотурбинный двигатель (ГТД) мощностью 28 000 л. с. (используется для обеспечения полного хода) в два дизеля суммарной мощностью 6000 л. с. (для движения экономическим ходом), наибольшая скорость при работе ГТД до 30 уз, под дизелями 16 уз, дальность плавания при скорости 16 уз составляет 4500 миль. Вооружение: на "Фатахиллах" и "Малахаяти" - четыре одноконтейнерные пусковые установки для ПКР "Экзосет", 120-мм одноорудийная артустановка, одна 40-мм и две 20-мм артустановки, два трехтрубных торпедных аппарата для противолодочных торпед, 875-мм двухствольный реактивный бомбомет "Бофорс"; на "Нала" (см. цветную вклейку) - четыре одноконтейнерные пусковые установки для ПКР "Экзосет", 120-мм одноорудийная артустановка, две 40-мм в две 20-мм артустановки, 375-мм двухствольный реактивный бомбомет "Бофорс", вертолет. Экипаж 89 человек.
Радиоэлектронное оборудование кораблей представлено РЛС обнаружения воздушных и надводных целей DA05, обнаружения целей и управления оружием WM20, навигационной АС 1229, а также ГАС PHS32.
Как подчеркивается в иностранной печати, данные фрегаты могут участвовать в выполнении следующих задач, возлагаемых на флот: вести борьбу с надводными кораблями в подводными лодками противника, нарушать его морские коммуникации, оказывать огневую поддержку силам десанта и сухопутным войскам на приморских направлениях, защищать свои пути сообщения, осуществлять разведку и нести патрульную службу.

* * *

В США на Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, штат Калифорния) продолжается строительство стартового комплекса для запусков пилотируемого космического корабля многократного применения "Шаттл". В зарубежной печати подчеркивается, что этот комплекс предназначен исключительно для обеспечения запусков в интересах министерства обороны и позволит выводить полезные нагрузки военного назначения на полярные орбиты. Первый полет корабля "Шаттл" с Западного ракетного полигона запланирован на октябрь 1985 года.

В вооруженные силы Египта поступает колесный (4х4) бронетранспортер "Фахд". Его боевой вес 10,9 т, вместимость 12 человек (включая двух членов экипажа), длина 6 м, ширина 2,45 м, высота 2,1 м, мощность дизельного двигателя 168 л. с., максимальная скорость движения но шоссе 86 км/ч. запас хода 800 км. Преодолеваемые препятствия: ров шириной 0,8 м, стенка высотой 0,45 м, брод глубиной 0.7 м. БТР вооружен двумя пулеметами, но может быть установлена 20-мм пушка или пусковая установка ПТУР. На его базе планируется производить семейство колесных машин различного назначения, в том числе разведывательные, командно-штабные, санитарные и ремонтные.

В Великобритании осуществляется строительство серии атомных подводных лодок типа ,,Трафальгар" (пять единиц). Головная лодка S107 ..Трафальгар" вошла в строй в 1983 году, вторая - S110 ,,Тур-булент" - должна быть передана флоту в текущем году. Подводное водоизмещение ПЛА 4500 т, длина 85,4 м, мощность ЯЭУ 15 000 л. с., наибольшая скорость хода 32 уз, вооружение - пять 533-мм торпедных аппаратов (торпеды, противокорабельные ракеты "Гарпун").

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz