"Зарубежное военное обозрение" 08'1984

АМЕРИКАНСКИЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ "ПЕЙВ ТАЙГЕР"

Полковник И. МИРОНОВ

Борьба с противовоздушной обороной противника, и в первую очередь с его зенитными средствами, является, по мнению западных военных специалистов, одной из важнейших задач авиации, способствующей завоеванию превосходства в воздухе и обеспечивающей в конечном итоге успешное ведение ею боевых действий. Решение этой задачи возлагается, как правило, на специальные самолеты, которые оснащаются аппаратурой радиоэлектронного подавлэния и несут на борту разнообразное оружие класса "воздух - земля", в том числе протизорадиолокационные управляемые ракеты. Вместе с тем считается целесообразным в целях снижения потерь пилотируемых самолетов привлекать для выполнения задач по подавлению системы ПВО и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), разработка которых в последние годы ведется в ряде зарубежных стран. Некоторые из созданных образцов, например израильские аппараты "Скаут" и "Мастиф" *, уже практически применялись в боевых условиях.
В США в интересах военно-воздушных сил фирма "Боинг" разработала малоразмерный БПЛА одноразового использования CGM-121А "Пейв Тайгер", предназначенный для поиска и уничтожения радиоэлектронных излучающих средств, главным образом радиолокационных станций, входящих в состав зенитных ракетных и артиллерийских комплексов противника (поэтому в иностранной прессе этот аппарат иногда называется противорадиолокационным).
"Пейв Тайгер" выполнен по схеме "утка" с низкорасположенным стреловидным крылом, концевые части консолей которого отогнуты вверх и играют роль килей, и с передними горизонтальными поверхностями управления (рис. 1). Такая аэродинамическая схема, по мнению разработчиков, обеспечила возможность изменять положение центра тяжести БПЛА в широких пределах, что позволяет ему в зависимости от возлагаемых задач нести большую полезную нагрузку или значительный запас топлива. Средства механизации крыла (рули направления на концах консолей и интерцепторы), а также передние горизонтальные поверхности управления имеют электрические приводы. Планер изготовлен в основном из композиционных материалов, что в дополнение к небольшим геометрическим размерам аппарата (длина 2,13 м, размах крыла 2,59 м, максимальный диаметр фюзеляжа 0,61 м) обеспечивает ему малую эффективную площадь рассеяния.
Силовая установка состоит из двухцилиндрового двухтактного поршневого двигателя с воздушным охлаждением мощностью 28 л. с., снабженного четырехлопастным толкающим винтом (скорость вращения 6500 об/мин). В западной печати отмечается, что при расходе топлива, равном 3,9 л/ч, его бортового запаса может хватить почти на 10 ч полета аппарата (при условии установки минимальной по весу полезной нагрузки). Сообщается также, что работа двигателя в воздухе вызывает повышенную шумность, что, однако, соответствует требованиям ВВС, поскольку, как считают американские военные специалисты, в этом случае БПЛА "Пейв Тайгер" вызывает дополнительный так называемый беспокоящий эффект, отвлекая внимание расчетов ЗРК и ЗА и заставляя вести по нему стрельбу из пушек или осуществлять пуски ракет.
Беспилотный аппарат оснащен простейшим навигационным оборудованием, обладающим невысокой стоимостью, но вместе С тем и малой точностью, что не считается недостатком, поскольку наведение на радиоизлучающие цели производится с помощью бортовой пассивной головки самонаведения (ГСН), а задачей навигационной системы является лишь вывод БПЛА в предполагаемый район расположения цели в соответствии с заложенной в него перед вылетом программой полета. Поскольку аппарат является полностью автономной системой и не связан линией передачи данных с землей, а его наведение осуществляется с помощью пассивной ГСН, считается, что, находясь в воздухе, он обладает практически абсолютной помехоустойчивостью.
Взлет БПЛА производится с земли. В наземный стартовый комплекс входит стандартный грузовой контейнер (его размеры 2,4Х2,4Х6,1 м). Он содержит 15 пусковых контейнеров, каждый из которых рассчитан на размещение одного летательного аппарата со сложенными консолями крыла (стартовый вес 115 кг), рельсовой направляющей и электрического стартера, а также передвижной электроагрегат и электронные блоки обеспечения пуска (рис. 2). В зарубежной печати приводится следующий порядок старта БПЛА "Пейв Тайгер". После подачи команды на пуск откидывается крышка пускового контейнера, выдвигается направляющая с установленным на ней беспилотным аппаратом (при этом консоли крыла разворачиваются в рабочее положение), начинает работать двигатель и включается пороховой стартовый ускоритель. Последний Б течение 1,7 с разгоняет аппарат до скорости около 130 км/ч, после чего он переходит на заданный режим полета (максимальная скорость 185 км/ч) по запрограммированному маршруту в предполагаемый район расположения цели. Там аппарат либо будет наводиться с помощью ГСН на радиоизлучающую цель, уничтожая ее зарядом взрывчатого вещества, размещенного на борту, либо станет барражировать над нею, вызывая огонь на себя со стороны наземных активных средств ПВО.
Командование американских ВВС возлагает большие надежды на "Пейв Тайгер", полагая, что их массированное применение в боевых действиях на Европейском театре войны позволит резко сократить количество как бортовых средств радиоэлектронной борьбы, устанавливаемых на ударных самолетах при прорыве ими системы ПВО противника, так и специальных самолетов РЭБ, обеспечивающих выполнение этой задачи. Кроме того, рассматривается возможность использования БПЛА в качества ложных целей, для загоризонтного целеуказания и ретрансляции радиосигналов.
Судя по сообщениям иностранной прессы, в конце 1983 года закончилась программа летных испытаний БПЛА "Пейв Тайгер", в которой участвовало 14 опытных образцов, построенных фирмой "Боинг". Стоимость одного серийного аппарата в случае изготовления партии в 2000 единиц составит около 50 тыс. долларов. По заявлению представителей фирмы "Боинг", вновь созданные производственные мощности позволят организовать на них выпуск до 6000 беспилотных аппаратов в год. Общие же расходы на разработку и производство БПЛА "Пейв Тайгер" оцениваются в 145 млн. долларов. Поступление этих аппаратов на вооружение строевых частей тактического авиационного командования и командования ВВС США в Европе ожидается в текущем году.
Поставки БПЛА в войска намечается осуществлять в заводской упаковке, в которой они смогут храниться без технического обслуживания в течение пяти - десяти лет. Сообщается также, что в настоящее время проводятся испытания на длительное хранение различных авиационных топлив для беспилотных аппаратов "Пейз Тайгер" с целью определения возможности их поставки полностью заправленными.
Создание подобных наступательных средств поражения и их внедрение в войска еще раз свидетельствуют о широкомасштабных мероприятиях империалистических кругов США, направленных на подготовку к развязыванию новой войны.


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz