"Зарубежное военное обозрение" 08'1984
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ САМОЛЕТОВ "ТОРНАДО" И "АЛЬФА ДЖЕТ" В ВВС ФРГ
Подполковник Л. КОНСТАНТИНОВ
В последние годы страны - участницы империалистического Североатлантического блока расширяют мероприятия по модернизации своих вооруженных сил. Следуя примеру Вашингтона, некоторые западноевропейские правительства пытаются компенсировать неудачи в решении сложнейших экономических и социальных проблем усилением гонки вооружений, проведением недальновидной и опасной внешней политики, направленной на конфронтацию с Советским Союзом и другими странами социалистического содружества. Рьяными последователями авантюристического курса нынешней американской администрации являются западногерманские правящие круги, в том числе и командование бундесвера, которому в рамках объединенных вооруженных сил НАТО в Европе отводится роль ударной силы и предоставляется сомнительное право участия в авантюре против СССР и других стран социалистического содружества, так сказать, в первом эшелоне.
Именно поэтому перевооружению, модернизации и поддержанию в наивысшей степени готовности как бундесвера в целом, так и всех входящих в него видов вооруженных сил уделяется первостепенное внимание. Так, в люфтваффе (западногерманские ВВС) уже в течение ряда лет устаревшая авиационная техника, в частности истребители-бомбардировщики F-104 и G.91, заменяется новой (самолетами "Торнадо" и "Альфа Джет" соответственно). По мнению специалистов ВВС ФРГ, в процессе эксплуатации этих самолетов возникали различные проблемы, при решении которых был накоплен определенный опыт в достижении и поддержании высокой боеготовности материальной части. Считается, например, что постоянный рост стоимости оружия вызывает необходимость в целях экономии максимально сократить текущие расходы на их обслуживание. Как признал журнал "Зольдат унд техник", в условиях, когда завершена разработка новых самолетов, выданы заказы на их производство и осуществляется перевооружение частей и подразделений ВВС, единственным резервом экономии является сфера эксплуатации, и прежде всего за счет более продуманного, четкого и квалифицированного технического обслуживания и материально-технического обеспечения.
Ниже приводятся составленные по материалам иностранной печати сведения о некоторых итогах опыта эксплуатации в строевых частях ВВС ФРГ новых самолетов "Торнадо" и "Альфа Джет".
// Рис. 1. Многоцелевой тактический истребитель "Торнадо"
Многоцелевой тактический истребитель "Торнадо" разработан совместно самолетостроительными фирмами Великобритании, ФРГ и Италии. Он предназначается для завоевания превосходства в воздухе путем нанесения ударов по аэродромам, пунктам управления, РЛС и другим объектам против-. лика, для изоляции района боевых действий, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, ведения воздушной разведки. Всего для трех вышеуказанных стран намечается построить 809 самолетов "Торнадо" (в настоящее время выпущено более 300), в том числе 212 для люфтваффе и 112 для авиации ВМС ФРГ.
Истребитель представляет собой моноплан с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором (рис. 1). Его силовая установка состоит из двух трехзальных турбовентиляторных двигателей RB.199-34R максимальной тягой на форсажном режиме по 7650 кг. Основные характеристики самолета: экипаж два человека, максимальный взлетный вес 26 300 кг, максимальная скорость полета М = 2,2 на высоте 11 000 м, практический потолок свыше 15 000 м, радиус действия 550-1200 км (в зависимости от профиля полета), перегоночная дальность 3900 км. Длина истребителя 16,7 м, высота 5,7 м, размах крыла 13,9 м (при минимальной стреловидности) и 8,6 м (при максимальной), площадь крыла 30 м2. Вооружение: две встроенные 27-мм пушки "Маузер" (боекомплект по 125 патронов) и разнообразное подвесное оружие, размещаемое на десяти внешних узлах (максимальный вес боевой нагрузки 7250 кг).
Судя по сообщениям западной прессы, в тактико-техническом задании на проектирование самолета "Торнадо", которое было сформулировано западногерманскими военными специалистами на основе имевшегося опыта эксплуатации истребителя-бомбардировщика F-104 "Старфайтер", содержался ряд требований к надежности будущего летательного аппарата. Основными из них были следующие.
Ресурс планера должен составлять 4000 ч в условиях выполнения полетов на предельно малых высотах с высокой скоростью, а все узлы и детали необходимо монтировать таким образом, чтобы обеспечивался их осмотр визуально либо<с использованием контрольной аппаратуры без демонтажа.
Планировалось иметь двигатель модульной конструкции, что позволит производить его ремонт путем замены неисправных модулей. В промежутках между профилактическими и ремонтными работами осмотр предусматривалось осуществлять с помощью бороскопа без демонтажа двигателя через имеющиеся в фюзеляже технологические отверстия. Кроме того, текущий контроль за состоянием двигателя должен постоянно вестись посредством специального автоматического устройства, записывающего показания соответствующих датчиков, установленных на различных узлах и агрегатах.
Бортовое радиоэлектронное оборудование предписывалось сконструировать по модульному принципу с обеспечением возможности замены отдельных блоков в аэродромных условиях без дополнительной проверки или юстировки. Помимо этого, самолет требовалось оснащать встроенной аппаратурой для контроля за состоянием различных систем и их компонентов.
Такие высокие требования к надежности истребителя "Торнадо" обусловили необходимость многократного резервирования ряда систем, что усложнило его конструкцию и привело к увеличению расходов на техническое обслуживание. (ТО) и ремонт. Выход из этого положения западногерманские эксперты видят в резком сокращении количества периодических профилактических осмотров и даже в полном отказе от них, а в перспективе они намерены перейти к принципу так называемого технического обслуживания по состоянию. Было выдвинуто также требование, чтобы трудозатраты на обслуживание самолета и поддержание его в боеготовом состоянии в условиях строевой части не превышали 33 человеко-часов на 1 ч налета.
В процессе создания самолета и при его летных испытаниях особое внимание уделялось вопросам ТО. В частности, разрабатывались инструкции и наставления по действиям в условиях отказа той или иной системы или прибора, порядку устранения неисправностей, прогнозировались вероятная частота возникновения неисправностей и время, затрачиваемое на их устранение в полевых и боевых условиях, требуемая квалификация наземного технического персонала, необходимое количество и вид контрольно-проверочной аппаратуры, специальных инструментов и запасных частей.
Как отмечается в иностранной печати, была разработана программа мероприятий по поддержанию истребителей "Торнадо" в высокой степени боеготовности. Однако в ряде случаев она оказалась оторванной от повседневной реальности, и на практике в нее регулярно вносятся изменения. В связи с этим большое внимание уделяется сбору различных статистических данных и их анализу, постоянно сравнивается количество запланированных и проведенных операций и работ с реальной потребностью в них.
Многие компоненты бортового оборудования и систем имеют ограничения по сроку службы. На начальном этапе эксплуатации истребителя их планировалось заменять через относительно короткие интервалы времени, дабы не подвергаться ненужному риску. Чаще, чем было действительно необходимо, проводились и многочисленные профилактические осмотры. В западной прессе отмечается, что перед специалистами ВВС ФРГ и промышленностью в настоящее время поставлена задача: на основе опыта эксплуатации самолета "Торнадо" разработать обоснованные программы мероприятий по удлинению срока службы отдельных компонентов бортового оборудования и увеличению интервалов между плановыми профилактическими и ремонтными работами, чтобы постепенно перейти к техническому обслуживанию по состоянию.
Вместе с тем отмечается, что функционирование ряда бортовых систем и некоторых видов оборудования не совпадает с предсказанным, поскольку показатели зачастую остаются ниже запланированного уровня. Поэтому одновременно встает вопрос о повышении надежности и совершенствовании их работоспособности, причем решение возлагается как на разработчиков, так и на технический состав строевых частей. Особое внимание в деле сохранения материальной части и повышения срока ее службы обращается на максимальное использование современной контрольно-проверочной аппаратуры (бортовой и наземной).
В западногерманской военной печати приводятся итоги первого года эксплуатации истребителей "Торнадо". Указывается, в частности, что количество отказов и неисправностей, без устранения которых самолет не выпускался в полет, в 2-3 раза превышает уровень, считавшийся допустимым в предъявленных промышленности технических требованиях. Из этого факта делается двоякий вывод. Во-первых, истребитель в целом еще нуждается в совершенствовании. Во-вторых, поскольку 30-50 проц. предполагаемых неисправностей при проверке не подтверждаются, это означает, что еще не завершен процесс переучивания технического состава и освоения им новой материальной части. Сообщается также, что больше всего неисправностей (свыше 50 проц.) регистрировалось в шасси, гидравлической и топливной системах, электронной системе управления двигателем, системе управления самолетом, приборном и радиолокационном оборудовании.
Отмечается, что все виды подготовки и осмотров истребителя "Торнадо" требуют пока значительно больше трудозатрат и времени, чем предусматривалось. Это объясняется главным образом наличием дополнительных контрольных мероприятий, которые были введены на начальной стадии эксплуатации. В то же время считается, что первые плановые контрольные осмотры после 300 ч налета потребовали относительно мало трудозатрат и времени.
Специалисты ВВС ФРГ высказывают неудовлетворенность тем, что работа многих отдельных систем электронного оборудования, созданных различными фирмами, не была во время испытаний в достаточной степени согласована друг с другом. Поэтому в ходе эксплуатации возникали немалые трудности при их объединении и подключении к центральной бортовой ЭВМ. Кроме того, неожиданно выяснилось, что программа последней несовершенна и должна быть разработана заново, хотя несогласованность ряда электронных систем друг с другом делает эту задачу чрезвычайно трудной. Тем не менее, как считают западногерманские эксперты, итоги первого года эксплуатации истребителей "Торнадо" в строевых частях свидетельствуют о том, что самолет довольно легко переносит столкновения с птицами, хорошо реагирует на некоторые повреждения и отказы, а также на ошибки в пилотировании, допускаемые летчиками.
В иностранной прессе отмечается, что в деле организации технического обслуживания самолетов "Торнадо" имеются значительные трудности. Так, в эскадрах пока отсутствует необходимое количество наземного контрольно-проверочного оборудования, специальных инструментов, отдельных компонентов автоматизированного контрольно-испытательного комплекса, нет тестовых программ и многих видов технической документации. ВВС зачастую вынуждены брать у промышленности во временное пользование нужные приборы, инструменты и запчасти. Некоторые виды бортового оборудования все еще ремонтируются на предприятиях фирм-изготовителей, а не в авиачастях. Практика показала, что имеющаяся в ВВС центральная АСУ с оконечными устройствами в эскадрах в своем нынешнем виде не справляется с задачей по управлению материально-техническим снабжением, поэтому в каждой эскадре намечается создать свои собственные АСУ.
Предусматривается возложить на авиаремонтные предприятия ВВС значительную часть сложных ремонтных работ, например контрольные осмотры планеров, замену двигателей и ремонт их модулей, а также различного электронного оборудования (рис. 2 и 3). Однако из-за того что материально-техническое обеспечение (МТО) не налажено в должном объеме, многие ремонтные работы (особенно по приборам и оборудованию) осуществляются в настоящее время на предприятиях промышленности, а это сказывается на сроках их проведения.
Перед централизованной системой управления МТО ВВС в перспективе ставятся задачи по планированию и руководству ремонтом около 13 тыс. модульных узлов двигателей и 450 тыс. заменяемых частей и деталей, усовершенствованию отдельных систем самолетов (несколько сот ежегодно), установке, обслуживанию и калибровке почти 2,5 тыс. наземных контрольно-проверочных приборов, профилактическим осмотрам и ремонту в заводских условиях 322 самолетов после налета каждым 900 ч, а также по повседневному текущему контролю за МТО.
В целом, как считают военные специалисты ФРГ, трудности, имеющиеся в организации технического обслуживания самолетов "Торнадо", носят временный характер, освоение истребителей в строевых частях происходит планомерно, практически полностью достигнут запланированный налет, На должном уровне обеспечивается боеготовность самолетов.
// Рис. 4. Легкий штурмовик "Альфа Джет"
Легкий штурмовик "Альфа Джет" разработан совместно французской фирмой "Дассо- Бреге" и западногерманской "Дор-нье". Для ВВС ФРГ было заказано 175 самолетов (с правом дополнительного заказа еще 25 машин). Их поставки в строевые части завершились в конце 1982 года. Штурмовик представляет собой цельнометаллический моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и трехстоечным шасси с носовой опорой (рис. 4). Силовая установка состоит из двух турбовентиляторных двигателей "Ларзак" 04-С5 статической тягой по 1350 кг. Основные характеристики самолета; экипаж два человека, максимальный взлетный вес 7500 кг, максимальная скорость полета 915 км/ч на высоте 10 000 м, практический потолок 14000 м, радиус действия (в зависимости от профиля полета) 520-910 км, перегоночная дальность 2700 км. Размеры: длина 13,23 м, высота 4,19 м, размах крыла 9,11 м, площадь крыла 17,5 м2. Вооружение штурмовика зависит от решаемых задач. Боевая нагрузка (максимальный ее вес 2500 кг) размещается на пяти внешних узлах подвески (один подфюзеляжный и по два под консолями крыла) и может включать установки с 27-мм пушкой "Маузер" или 30-мм "Дефа", бомбы и бомбовые кассеты калибра до 400 кг, пусковые установки с 68-мм неуправляемыми ракетами, а также УР "Мейверик" класса "воздух - земля" и "Мажик" класса "воздух -воздух".
В зарубежной печати отмечается, что поскольку технология производства штурмовика "Альфа Джет" в основном обычная, если не считать двигателей, сконструированных по модульному принципу, и тормозных щитков, выполненных из композиционных материалов, то видимых причин для каких-либо коренных изменений в существующей системе МТО нет. Однако стремление к повышению количества постоянно боеготовых самолетов и их надежности, а также к снижению расходов на техническое обслуживание заставило специалистов ВВС ФРГ предпринять различные меры.
В частности, намечалось повысить надежность штурмовиков за счет совершенствования технологии их производства, дублирования основных систем, изготовления Планера с прочностным и функциональным запасом, превышающим запланированный для'самолета ресурс в 5 тыс. летных часов (при этом подразумевается, что работы по предотвращению или замедлению процесса старения планера даже не планируются). Улучшить условия для ТО предполагалось путем упрощения доступа к основным системам и агрегатам и их удобного размещения на самолете. Намечалось также постепенно сократить до минимума профилактические ремонтные работы с одновременным увеличением количества контрольных проверок функционирования бортового оборудования и систем, а затем перейти на принцип обслуживания по состоянию.
В 1978 году, когда штурмовиков "Альфа Джет" в строевых частях еще не было, планировалось с 1986 года отправлять на капитальный ремонт по 40 машин ежегодно (трудозатраты около 8 тыс. человеко-часов на каждый самолет). Практически это означало бы, что независимо от действительной степени износа отдельных систем и самолета в целом он на сравнительно длительный срок изымался бы из боевой части. После изучения опыта двухлетней эксплуатации в войсках было принято решение заменить капитальный ремонт так называемым осмотром в заводских условиях, а затем по его результатам осуществлять лишь действительно необходимый ремонт (трудозатраты около 3 тыс. человеко-часов на самолет).
Кроме того, с 1983 года ВВС совместно с промышленностью намерены ежегодно в течение семи лет подвергать два-три штурмовика аналитическим инспекциям, представляющим собой углубленный осмотр с целью выявления слабых мест в конструкции самолета, его отдельных систем и узлов. При этом должны учитываться все поступившие из частей жалобы и данные об отказах и неисправностях. На ремонтный завод фирмы <Дорнье" и одно из авиаремонтных предприятий ВВС возложена задача по обмену информацией, полученной при таких инспекциях. После ее тщательного изучения вносятся необходимые изменения в инструкции, выдаются рекомендации по техническому обслуживанию и устанавливаются сроки проведения тех или иных работ. Могут быть выдвинуты и требования о внесении изменений в конструкцию, если возникнет необходимость.
Судя по сообщениям западной прессы, к первым результатам аналитических инспекций относится удлинение интервалов между некоторыми регламентными работами по планеру, двигательной установке, ряду систем. Например, контрольные осмотры катапультных сидений теперь проводятся через 18, 36 и 72 месяца вместо предписывавшихся ранее осмотров через 15, 30 и 60 месяцев соответственно. Ресурс гидравлических насосов увеличен с 500 до 600 летных часов.
В западной печати отмечается стремление технического обслуживающего персонала тщательно планировать все ремонтные и профилактические работы, чтобы избежать длительного вынужденного бездействия самолетов "Альфа Джет" и их неравномерной эксплуатации. Однако, по мнению специалистов ВВС ФРГ, процесс обслуживания весьма сильно осложняется наличием большого количества узлов и элементов оборудования с ограниченным сроком службы, которые необходимо пере-одически заменять. Так, на "Альфа Джет" имеется 100 таких узлов (на G.91 их было 82), причем 61 приходится на аварийно-спасательную систему. Считается, что 60 проц. узлов могут заменяться в мастерских, имеющихся в эскадрильях, а 40 проц. -в эскадрах.
Работы по их замене заметно снижают процент боеготовности самолетов. Раньше они проводились в ходе регулярных проверок состояния планера, при этом во многих случаях срок службы узлов не был исчерпан. Теперь же инструкциями и наставлениями предписывается максимально использовать сроки их службы, хотя при необходимости они могут быть заменены и раньше. Добиваться полной выработки ресурсов приходится и по той причине, что существует Дефицит многих из них (например, узел заголовника на катапультируемом сиденье). Западногерманские специалисты подчеркивают, что пока не будет полностью налажено нормальное снабжение, не смогут четко работать и технические службы. Из-за нехватки запчастей, некоторых видов инструментов и приборов, а также вследствие недостатка опыта и квалификации у наземного персонала нормативы трудозатрат при техническом обслуживании самолетов "Альфа Джет", разработанные в 1978 году, пока не выполняются.
"Альфа Джет" был первым в ВВС ФРГ самолетом, оснащенным двигателем модульной конструкции. Считается, что он имеет некоторые преимущества по сравнению с другими двигателями, поскольку на нем упрощаются поиск неисправностей (ведется до блока, а не до отдельной детали) и ремонт. Но на практике, по свидетельству журнала "Зольдат унд техник", все обстоит не так просто. Например, для двигателя все еще планируется капитальный ремонт и только два из восьми модулей не имеют ограничений по сроку службы. Вместе с тем отмечается, что за время эксплуатации "Альфа Джет" в строевых частях в обслуживании двигателя удалось достичь некоторых положительных результатов. В частности, сроки между профилактическими ремонтами удлинились вдвое, на замену одного двигателя сейчас требуется около 1 ч, некоторые виды работ технический состав научился проводить без демонтажа двигателя с самолета. Накопленный опыт позволил выяснить действительные ресурсы модулей, а также установить реальную потребность в запчастях. В тех случаях когда эти данные сильно отличались от плановых, в номенклатуру заказов фирмам вносились изменения.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что вопросам технического обслуживания авиационной техники в ВВС ФРГ уделяется большое внимание, поскольку, как считают западногерманские эксперты, это существенно влияет на боеготовность. самолетного парка.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI