"Зарубежное военное обозрение" 12'1983
ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНОГО ИСКУССТВА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ США
Подполковник Г.ВАСИЛЬЕВ
Вoehho-политическое руководство США, стремясь к мировому господству и диктату в международных отношениях, открыто взяло курс на разжигание милитаристского психоза, на взвинчивание беспрецедентной гонки вооружений. Своими нынешними действиями администрация Рейгана преследует главную цель - добиться военного превосходства над Советским Союзом. При этом широкомасштабные агрессивные приготовления лицемерно прикрываются разглагольствованиями о якобы <оборонительном> характере проводимых мероприятий.
На деле, как свидетельствует иностранная печать, Пентагон активно реализует программу наращивания стратегических наступательных сил путем модернизации существующих и создания новых комплексов межконтинентальных баллистических ракет, стратегических бомбардировщиков и атомных ракетных подводных лодок. В конце 1983 года на территориях ФРГ, Великобритании и Италии началось размещение американских ракет средней дальности. Этот шаг, предпринятый милитаристами США и НАТО, направлен на достижение военного превосходства над СССР и государствами Варшавского Договора, на значительное повышение возможностей Соединенных Штатов по нанесению первого ядерного удара.
В последние годы американское командование проводило и проводит ряд крупных мероприятий по усилению сил общего назначения. В частности, пополняется их арсенал ядерных и химических средств массового уничтожения, которые предусматривается применять непосредственно в зоне боевых действий, обновляется парк тактической и армейской авиации, повышаются противотанковые возможности войск, модернизируются средства ПВО. Особое внимание уделяется созданию разведывательно-ударных комплексов, высокоточного управляемого оружия и кассетных боеприпасов с самонаводящимися элементами для уничтожения групповых подвижных целей и стационарных объектов, рассредоточенных на значительных площадях и находящихся на больших дальностях. Осуществляется реорганизация частей, соединений и объединений, намечается создать ряд новых высокомобильных дивизий, в результате чего повысятся возможности войск по ведению длительных боевых действий на различных ТВД с применением обычных средств и оружия массового поражения.
Качественное совершенствование вооружения и организационно-штатной структуры соединений и частей сопровождается поиском наиболее оптимальных способов использования их возрастающих боевых возможностей, что находит отражение в доработке американских уставов и наставлений. Наглядным примером этого служат принятие в конце 1982 года основополагающего полевого устава армии США FM 100-5 <Ведение боевых действий> и появление в зарубежной прессе серии статей, в которых обсуждается новый подход как к общим вопросам военного искусства, так и к отдельным проблемам подготовки, ведения и всестороннего обеспечения боевых действий американских сухопутных войск и других видов вооруженных сил. В частности, качественно новым моментом является деление военного искусства на три (а не на две, как раньше) части: стратегия, оперативное искусство и тактика, каждая из которых представляет собой обширную сферу военной деятельности.
Как подчеркивается в американской печати, военная стратегия разрабатывает и определяет основы подготовки и ведения объединенных, совместных и самостоятельных операций видов вооруженных сил и войны в целом. Вооруженные силы, по замыслу военно-политического руководства США, должны использоваться для достижения целей политики правящих классов путем применения силы или угрозы силой.
Оперативное искусство (официально американскими специалистами рассматривается впервые) представляет собой теорию и практику подготовки и ведения операций крупными формированиями (соединениями и объединениями), а также предусматривает планирование и проведение кампаний на ТВД и на театре войны. Оно охватывает вопросы использования всех имеющихся в распоряжении командования ресурсов для решения стратегических задач путем одновременного или последовательного разгрома войск противника в определенной пространственной сфере в заданные сроки.
Тактика включает специфические приемы и способы действий, применяемые подразделениями, частями и соединениями для достижения поставленных задач. Здесь рассматриваются также вопросы и тылового обеспечения. По мнению американских специалистов, в основу боевых действий корпуса и дивизии заложены одинаковые принципы и поэтому нельзя четко разделить оперативные и тактические понятия.
Характерной чертой взглядов любого командования (стратегического, оперативного и тактического звена) при подготовке и ведении войны является стремление готовить свои войска к высокоманевренным, напряженным и прежде всего наступательным боевым действиям против технически оснащенного и превосходящего в силах противника на любых ТВД и против хорошо вооруженных повстанческих сил. При этом сухопутные войска рассматриваются как основной вид вооруженных сил, способный совместно с ВВС, а на приморских направлениях с ВМС вести активные продолжительные по времени боевые действия днем и ночью с использованием различных средств поражения, включая и ядерное оружие. Перед ними будут поставлены решительные цели - разгром противостоящего противника, захват его территории и достижение быстрой победы на выгодных для США условиях.
Характер современных военных действий и глобальность устремлений американского империализма, как подчеркивают зарубежные специалисты, в качестве обязательного условия требуют использования сухопутных войск в тесном взаимодействии с тактической авиацией, морской пехотой и флотом.
Важным элементом оперативного искусства, отмечается в иностранной печати, является концепция <воздушно-наземной операции (сражения)>, которая отражает качественно новые взгляды американского командования на содержание и характер будущих боевых действий с учетом технического переоснащения армии США в течение 80-х годов перспективными образцами оружия и военной техники. В соответствии с ее основными положениями выделяются оперативный (ведение операций крупными соединениями) и тактический уровни боевых действий, повышается роль не поддающихся количественной оценке составляющих боевой мощи, например маневра, который по своей эффективности и значимости не уступает огневой мощи.
<Воздушно-наземная операция (сражение)> определяется как способ боевого применения соединений и объединений сухопутных войск и военно-воздушных сил, тесно взаимодействующих между собой. Достижение ее целей предусматривается обеспечить путем совершения оперативных маневров и проведения серии взаимосвязанных операций (боев) и сражений. Считается, что такие операции будут наиболее характерны для начального периода войны на ТВД, где уже развернуты глубоко эшелонированные танковые и механизированные группировки противника. Сущность <воздушно-наземной операции (сражения)> сводится к четко спланированным по месту, времени, силам и средствам и согласованно проводимым маневренным боевым действиям наземных войск, воздушных десантов и ВВС с использованием различных видов оружия, боевой техники и средств РЭБ в целях разгрома противостоящего противника на всю глубину его оперативного построения. Реализация этих положений предполагает строго скоординированное применение всех составляющих боевой мощи - от психологических операций до нанесения ядерных ударов - с распространением сферы боевых действий на каждый район местности и любое соединение (объединение) противника, что может значительно повлиять на исход операции (сражения).
В настоящее время в США ведутся разработки и всесторонние исследования способов согласованного использования разнородных сил и средств сухопутных войск и ВВС в так называемой <воздушно-наземной операции (сражении)-2000>, представляющей собой дальнейшее развитие взглядов американского командования на применение различных видов вооруженных сил и родов войск в совместных операциях. Ее основополагающими принципами являются инициатива, глубина, быстрота и согласованность действий.
Инициатива заключается в упреждении противника, навязывании ему условий ведения боя (операции), использовании всех имеющихся средств и возможностей для нанесения стремительных ударов с неожиданных направлений и в постоянном стремлении изменить соотношение сил и средств в свою пользу. По взглядам американских специалистов, в будущей войне, отличающейся высокой маневренностью, скоротечностью и очаговым характером боевых действий, быстрыми и резкими изменениями тактической обстановки, частыми случаями потери управления и нарушения связи, особую значимость приобретает находчивость, инициативность, решительность и оправданный риск командиров среднего и низшего звеньев наряду со способностью войск вести самостоятельные боевые действия в отрыве от главных сил.
Глубина <воздушно-наземной операции (сражения)> характеризуется пространственными и временными показателями, а также привлекаемыми силами и средствами. Как следует из положений уставов армии США, район предстоящих боев должен подразделяться на две взаимосвязанные зоны.
Зона боевого воздействия - это полоса местности, простирающаяся от переднего края на определенную глубину в сторону противника (в зависимости от уровня командной инстанции). В ее пределах планируется вести разведку и осуществлять непосредственное огневое поражение противника всеми имеющимися в распоряжении данного командования силами и средствами. Предполагается, что здесь будет находиться такой противник, который способен существенно повлиять на боевые действия соединения, части, подразделения. Глубина таких зон для бригады может составлять 15 км, дивизии - 70, армейского корпуса - 150 и командования сухопутных войск на ТВД (группы армий) - свыше 150 км.
Зона потенциальной угрозы - это полоса местности за зоной боевого воздействия. В ее пределах находится противник, способный значительно повлиять на последующие боевые действия соответствующей командной инстанции. Она может иметь произвольную конфигурацию и перекрывать полосы (участки) действий соседних объединений, соединений (частей). Глубина такой зоны для бригад может составлять 70 км, дивизии - 150, армейского корпуса - 300, командования сухопутных войск на ТВД (группы армий) - более 300 км.
Быстрота действий предусматривает гибкость организации войск и боевого состава группировок применительно к конкретно поставленной задаче и оперативность мышления командующих (командиров) всех степеней. Она заключается в следующем: способности командиров предвидеть решающие моменты в бою и быстро реагировать на изменения обстановки, упреждать противника в действиях и предпринимать соответствующие ответные меры по уклонению от его превосходящих сил с одновременным нанесением ударов по уязвимым местам; в своевременном маневре с целью сосредоточения огня, имеющихся сил и средств против слабых сторон противника; в более совершенном искусстве (тактике) действий, дополняющих эффективность систем оружия и военной техники. Особое значение придается также хорошей организации разведки, гибкому планированию и умелому выбору способов действий войск в зависимости от складывающейся обстановки.
Согласованность действий предполагает полное объединение и подчинение усилий соединений и частей различных родов войск и видов вооруженных сил единому замыслу командира (командующего) в интересах успешного решения поставленных боевых задач. Применение этого принципа в ходе <воздушно-наземной операции (сражения)>, по мнению западных специалистов, позволит наиболее эффективно использовать боевые возможности войск в целом и каждой части в отдельности. Важная роль в <воздушно-наземной операции (сражении)> отводится огневому (ядерному) воздействию на всю глубину боевых порядков (оперативного построения) противостоящего противника путем одновременного уничтожения его первых эшелонов штатными (приданными) огневыми средствами и нанесения ударов по вторым эшелонам, и прежде всего тактической авиацией. Ударами в глубине предусматривается задержать, дезорганизовать или изолировать незадействованные силы и средства противника с целью их последующего разгрома.
Поэтому, если в предыдущий период в оперативном звене главные усилия войск, как считает американское командование, сосредоточивались на разгроме непосредственно противостоящего противника, то в настоящее время их задачи по глубине значительно возросли и существенно повысилась необходимость взаимодействия с тактической авиацией на всех этапах.
В последнее время в иностранной военной печати большое внимание уделяется рассмотрению основных видов боевых действий американских войск (наступления и обороны) с учетом разрабатываемых положений <воздушно-наземной операции (сражения)>.
Наступление предусматривается вести в высоком темпе (в отдельных случаях 50 км в сутки и более) и с решительной целью - обеспечить полный разгром противостоящего противника или вынудить его капитулировать на выгодных для себя условиях. При этом к числу вспомогательных задач относится захват ключевых объектов (участков местности), сковывание противника на занимаемых рубежах (позициях), введение его в заблуждение относительно реальных замыслов и т. д. Наступление с ограниченными целями и разведка боем будут проводиться значительно реже, чем в прошлом, и явятся дополнением к работе электронных систем разведки по сбору данных о противнике.
Глубоким поражением в ходе наступательных действий первоначально достигается изоляция, снижение мобильности и ослабление обороняющегося противника на всю глубину его оперативного построения. В дальнейшем оно будет направлено на поддержание высоких темпов наступления путем воспрещения перегруппировки сил и средств противника для восстановления целостности его обороны, а также недопущения подхода резервов из глубины.
Основными принципами наступательных действий, как трактуется в зарубежных военных изданиях, являются следующие:
- внезапность, исключающая шаблонный подход к организации и ведению наступления и предусматривающая нанесение ударов по противнику там, где он менее всего их ожидает, и в неблагоприятное для него время;
- сосредоточение сил и средств, особенно в звене <дивизия - армейский корпус>, на избранных направлениях (первостепенная роль при этом отводится тесному взаимодействию соединений и объединений различных родов войск и видов вооруженных сил, мобильности, быстроте, скрытности и введению противника в заблуждение);
- стремительность, способствующая достижению внезапности, сковыванию противника, снижению эффективности его контрмер, поддержанию высоких темпов наступления и закреплению достигнутого успеха;
- гибкость, заключающаяся в тщательном перспективном планировании и выборе различных вариантов боевых действий применительно к складывающейся обстановке;
- решительность, предусматривающая постоянную борьбу за захват и удержание инициативы, ведение действий на всю глубину боевых порядков (оперативного построения) противника, максимальное применение имеющихся боевых возможностей в четко скоординированных общевойсковых действиях.
Оборона характеризуется как вынужденный вид боевых действий, которые предусматривается подготавливать и вести с целью срыва наступления противника, его дезорганизации, нанесения максимально возможного поражения, перехвата инициативы и создания благоприятных условий для последующего перехода в наступление.
По взглядам американских военных специалистов, оборона может подразделяться на мобильную (подвижную) и позиционную. Их выбор будет определяться в зависимости от полученной боевой задачи, состава и характера действий противостоящего противника, возможностей собственных сил и средств, условий местности и наличия времени.
Мобильная оборона представляет собой динамичный вид боевых действий, которые предусматривают осуществление решительного маневра в сочетании е огнем, а также непосредственное противоборство с противником. Главный способ ее организации и ведения - маневр с целью нарушения боевых порядков наступающих войск противника и уничтожения его основных сил.
Позиционная оборона, которая может вестись в интересах удержания важных районов (участков местности), основывается на максимальном использовании всех имеющихся огневых средств в сочетании с маневром. Она обладает значительно меньшей гибкостью.
Считается, что чисто оборонительные способы действий будут присущи только тактическому звену. Оборонительные действия крупных соединений могут сочетать в себе элементы как позиционной обороны (остановить противника или вынудить его наступать по определенным направлениям), так и мобильной (совершение маневра и нанесение ударов по уязвимым местам противника). Оборона, независимо от избранных способов ее ведения, как отмечается в иностранной прессе, предполагает активные маневренные действия, глубокое поражение, захват инициативы, нанесение контрударов (контратак) и переход к решительному наступлению.
К главным средствам глубокого поражения американские военные специалисты относят тактическую авиацию, полевую артиллерию, тактическое ядерное оружие (если оно применяется), воздушно-десантные части и подразделения специального назначения. В ходе оборонительных действий такое поражение позволит не допустить сосредоточения и создания превосходства в силах и средствах противника на избранных направлениях, а также задержать подход сил его очередного эшелона. Основные задачи огневого воздействия по противнику в обороне будут сводиться к следующему: рассечение и дезорганизация оперативного построения (боевых порядков) его наступающих войск; прикрытие маневра, проводимого своими соединениями и объединениями; снижение эффективности огневых средств, систем управления и связи, боевого и тылового обеспечения противника.
В соответствии с качественным переоснащением вооруженных сил перспективными системами оружия и военной техники, а также совершенствованием организационно-штатной структуры войск военно-политическое руководство США, судя по сообщениям иностранной печати, пересматривает взгляды на возможный характер современных боевых действий и войны в целом. Разработка основ <воздушно-наземной операции (сражения)> свидетельствует о дальнейшем развитии теоретических взглядов с учетом возрастающих боевых возможностей разнородных сил и средств, прежде всего сухопутных войск и тактической авиации, и означает официальное признание американскими специалистами третьей (наряду со стратегией и тактикой) составной части теории военного искусства - оперативного.
Следовательно, возросшая агрессивность империализма, курс администрации Рейгана на безудержную гонку ракетно-ядерных вооружений и нагнетание международной напряженности отражают ряд новых тенденций и в военном искусстве. Все варианты ведения боевых действий создаются в надежде выиграть войну. <Занятие это, - подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Ю. В. Андропов, - не просто безответственное, но безумное>. Американским милитаристам следует напомнить, что, какое бы оружие они ни изобретали и какие бы способы развязывания и ведения агрессивной войны ни разрабатывали, им не удастся застать Советский Союз врасплох. Вооруженные Силы СССР вместе с братскими армиями никогда не окажутся безоружными перед лицом любой угрозы,
HTTP://ATTEND.TO/COMMI