ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - XX/XX
ЗАВОЕВАНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА В ВОЗДУХЕ
Полковник А. КРАСНОВ,
доктор военных наук, профессор
По мнению командования вооруженных сил США и других стран-участниц блока НАТО, завоевание и удержание господства в воздухе (по терминологии военных экспертов блока - превосходства) всегда было и будет непременным условием успешного ведения боевых действий, несмотря на то что достижение его связано со значительными трудностями. Основным способом решения данной задачи считается уничтожение авиации противоборствующей стороны на аэродромах и в воздухе.
На страницах западной печати по этому поводу идет широкая дискуссия. Полемизируют крупные военачальники и специалисты, публикуются труды военно-научных институтов, в которых подчеркивается чрезвычайная сложность и противоречивость проблемы. При оценке влияния различных факторов на способы борьбы за завоевание превосходства в воздухе и выбор наиболее целесообразного из них почти все военные эксперты обращаются к опыту прошлого.
В зарубежной прессе отмечается, что борьба за превосходство в воздухе велась на всех фронтах и театрах второй мировой войны, однако удельный вес способов борьбы был неодинаков. В первых операциях в основу действий гитлеровской авиации были положены внезапные массированные удары по аэродромам стран, подвергшихся агрессии, с которых самолеты, располагавшиеся, как правило, скученно, не успевали подняться в воздух для выхода из-под удара. Аналогичным образом действовала японская авиация при развязывании войны против США и Великобритании в бассейне Тихого океана. Позднее, в ходе войны, когда авиация сторон находилась в более высокой степени боевой готовности, на первый план выступили воздушные бои. Командования истребительной авиации ВВС США и Великобритании, по признанию американских военных историков, всегда стремились обеспечить численный перевес над противником. Их самолеты несли дежурство в воздухе большими группами (по 30-40 машин) и подолгу выжидали благоприятного момента для начала боя. Такая "осторожная" тактика, естественно, не способствовала высокой результативности воздушных боев.
В дальнейшем отсутствие прямой угрозы жизненно важным объектам США и Великобритании вновь привело к возрастанию роли ударов по аэродромам. Главными целями для англо-американской стратегической и тактической авиации, как сообщалось в иностранной печати, стали аэродромы люфтваффе, а также авиационные и нефтеперегонные заводы и другие промышленные предприятия, обеспечивающие боеспособность германских ВВС.
Последовавшая вскоре после окончания войны ядерная эра коренным образом изменила взгляды на способы достижения превосходства в воздухе. С помощью ракетно-ядерного оружия стало возможным в считанные минуты нанести удары огромной разрушительной силы по самым удаленным аэродромам и причинить авиации такие потери, которые могут, привести к немедленному и резкому изменению соотношения сил сторон. В связи с этим многие зарубежные специалисты считали, что борьба за превосходство в воздухе может вестись без активного участия истребительной авиации. В то время концепция боевого использования американских ВВС предусматривала преимущественно удары по аэродромам и уничтожение на них самолетов-носителей, а также складов ядерного оружия. Применение же истребительной авиации мыслилось ограниченно и только для поражения в воздушных боях самолетов, уцелевших от ядерных ударов по аэродромам.
Такие взгляды существовали довольно долго, их практическая проверка осуществлялась в ходе многочисленных локальных войн, которые велись с применением только обычного оружия. В западной печати довольно подробно прослеживается, как от войны к войне изменялись место и содержание способов борьбы за превосходство в воздухе и как они совершенствовались.
В агрессивных войнах, развязанных США в Корее и Вьетнаме, американское командование возлагало большие надежды на уничтожение авиации противника ва аэродромах. Ему удалось разрушить большинство аэродромов, находящихся на территории КНДР, но цель не была достигнута, так как корейские истребители перебазировались в Китай и продолжали активную боевую деятельность. Результаты действий по аэродромам ДРВ также оказались невысокими из-за хорошей маскировки и рассредоточенного базирования самолетов. И это произошло несмотря на то, что командование ВВС США, имея численное превосходство в авиации, не считалось с принципом экономного расходования сил, что, по мнению военных экспертов НАТО, недопустимо в войне широкого масштаба. По этим причинам главным способом борьбы за превосходство в воздухе стали воздушные бои, которые были активными и упорными.
Однако если в Корее они велись крупными силами, то во Вьетнаме из-за малочисленности истребительной авиации, противостоящей агрессору, не было массирования усилий и ввода в бой истребителей большими группами на решающих направлениях. Тактика вьетнамских летчиков строилась на быстрых и внезапных атаках наиболее уязвимых американских самолетов. В швейцарском журнале "Интеравиа" указывалось, что внезапные атаки малыми силами были основным фактором, обеспечившим эффективность боевого применения истребителей ДРВ. Большую роль в системе ПВО страны наряду с истребителями играли зенитные ракетные комплексы.
По-иному протекала борьба за превосходство в воздухе в арабо-израильских войнах. В 1967 году израильским ВВС удалось с самого начала войны нанести большой урон арабской авиации путем нанесения ударов по аэродромам. Исходя из этого, многие зарубежные теоретики пришли к выводу о решающей роли таких ударов. Однако этот печальный опыт повлек за собой другие, ранее не предсказанные последствия. На аэродромах многих стран появились прочные железобетонные укрытия для самолетов, началась организация мощного зенитного ракетного прикрытия мест дислокации авиации. В результате ее живучесть на земле существенно повысилась. Так, в войне 1973 года израильским ВВС не удалось уничтожить большое количество самолетов арабских стран на земле. Это произошло потому, что аэродромы были сильно защищены ЗРК, а самолеты находились в прочных укрытиях. Атакующая их израильская авиация понесла значительные потери.
Центр тяжести борьбы за превосходство в воздухе опять сместился на воздушные бои. По сравнению с прошлыми войнами они характеризовались широким применением ложных маневров и демонстративных действий, более рассредоточенными боевыми порядками, усилением тактического взаимодействия между подразделениями истребителей.
В войне в Ливане (1982), когда израильские ВВС пополнились более совершенными самолетами F-15 и F-16 американского производства, тактика истребительной авиации получила дальнейшее развитие. Управление истребителями начало осуществляться с воздушных командных пунктов, роль которых играли самолеты ДРЛО и управления Е-2С "Хокай". Последние выдавали данные целеуказания, осуществляли перенацеливание и наращивание усилий истребителей в воздушных боях, а также оказывали помощь летчикам в восстановлении боевых порядков в ходе боя. В интересах истребителей действовали и самолеты РЭБ.
Однако, тщательно исследовав ход воздушных боев в локальных войнах и сопоставив их результативность с ударами по аэродромам, некоторые западные специалисты пришли к выводу о том, что в современных условиях наиболее уязвимой авиация все-таки стала на земле. Объясняется это тем, что резко увеличилась мощь ударных сил, обладающих новыми системами высокоточного оружия, а современные самолеты находятся на ограниченной площади аэродромов и не могут обойтись без длинных взлетно-посадочных полос с прочным искусственным покрытием, которые хорошо заметны с воздуха, и сроки их восстановления после нанесения ударов достаточно велики. Касаясь этого вопроса, начальник штаба ВВС США генерал Ч. Габриэл утверждал, что только путем вывода из строя аэродромов противника можно будет сократить количество его самолето-вылетов и удерживать этот показатель на достаточно низком уровне.
По мнению других специалистов блока, застать авиацию противника на аэродромах, которые находятся в глубине его территории, становится все труднее. Они подчеркивают, что повышение боеготовности авиационных частей и подразделений, с одной стороны, и увеличение дальности обнаружения воздушного противника, особенно в связи с включением в системы ПВО самолетов ДРЛО и управления, с другой, привели к тому, что время подъема основных сил авиации с аэродромов стало соизмеримым и даже меньшим, чем время полета до целей ударных групп нападающей стороны после их обнаружения. То есть в определенных условиях самолеты противника могут взлететь со своих аэродромов и выйти из-под удара раньше, чем он состоится. Отмечается также, что труднее становится наносить потери авиации на земле, поскольку самолеты, как правило, находятся в довольно надежных укрытиях, а эффективность ПВО в целом, особенно зенитного ракетного прикрытия аэродромов, намного возросла. Прорваться через такой заслон становится все труднее. К тому же в воздушных боях уничтожаются не только самолеты, но и летный состав противника, деморализуется его воля к сопротивлению. Вот почему истребительная авиация должна вести упорные воздушные бои постоянно как над своей территорией, так и над территорией противника, иначе она не обеспечит завоевания и удержания превосходства в воздухе и не создаст тем самым благоприятных условий своей авиации и сухопутным войскам для успешного выполнения поставленных перед ними задач.
И наконец, как отмечает иностранная печать, необходимо учесть и то, что большая часть самолетов боевой авиации противника в случае вывода из строя стационарных аэродромов с бетонированными ВПП может базироваться на грунтовых полевых аэродромах. При этом ее летный состав не нуждается в какой-либо особой подготовке.
Из изложенного выше следует, что существуют разные мнения, каждое из которых имеет свои "за" и "против". Вопрос о том, как же должна быть организована борьба за превосходство в воздухе, чтобы она принесла наибольший успех, остается открытым, последнее слово в этом споре еще не сказано.
Большинство видных военных руководителей в странах НАТО, ссылаясь на противоречивость проблемы, считают, что нельзя требовать однозначного подхода к ее решению. Слишком много факторов влияет на выбор способа борьбы за господство в воздухе. Тут и базирование, и состав, и возможности авиации по достижению внезапности, выходу из-под удара, и соотношение сил сторон, и многое другое. Поэтому, по их мнению, удельный вес ударов по аэродромам и воздушных боев в различных условиях и в разные периоды боевых действий может меняться в довольно широких пределах. Они считают, что взаимосвязь и взаимообусловленность этих способов в современных условиях усиливаются. Так, удары по аэродромам, пунктам управления авиацией и ПВО создают благоприятные условия для действий истребителей над территорией противника и достижения превосходства в силах, а успешные воздушные бои оказывают непосредственное влияние на результаты ударов по аэродромам, поскольку ударной авиации предоставляется возможность действовать в условиях ослабленного противодействия противника.
Однако, как заявляют западные военные эксперты, в любом случае выбор целесообразного способа борьбы за господство в воздухе в значительной мере определяется состоянием ПВО противоборствующей стороны. Проблема преодоления авиацией противовоздушной обороны противника считается до сих пор неразрешенной. Одной ее частью, указывается в журнале "Интернэшнл дефенс ревью", является поиск путей пролета через перекрывающие друг друга зоны поражения огромного количества высокоточных зенитных ракетных комплексов, а другой - как прорваться через заслон мощной истребительной авиации, вооруженной дальнобойными ракетами класса "воздух - воздух" и способной действовать днем и ночью в любых метеорологических условиях. Поэтому даже большое численное превосходство в самолетах любой из сторон не позволит ей полностью выполнить ни одной боевой задачи, если не будет подавлена система ПВО противоборствующей стороны. При этом подчеркивается, что такого положения в прошлом не было. Тогда уничтожение наземных средств ПВО для авиации имело второстепенный и даже попутный характер, но это было потому, что не было такой мощной системы обороны.
По мнению зарубежных военных специалистов, при сильной ПВО предпочтение следует отдавать уничтожению самолетов противника в воздухе, а нанесение ударов по аэродромам имеет смысл только при недостаточно развитой системе его ПВО или в случае острой необходимости. Однако в последнем случае для этого потребуется большая затрата сил.
Неотъемлемой составной частью борьбы за превосходство в воздухе становится радиоэлектронная борьба. В последние годы в НАТО и других капиталистических странах вопросам ведения РЭБ уделяется очень большое внимание. В настоящее время во всех наставлениях и уставах, касающихся боевого использования всех видов вооруженных сил> в таяв числе и авиаций, вопросы РЭБ занимают одно из решающих мест.
Проанализировав опыт локальных войн, многочисленных учений и маневров, западные военные эксперты заявляют, что постановка интенсивных помех наземным РЛС, бортовым прицелам истребителей и средствам УКВ связи может полностью нарушить управление силами и средствами ПВО противника перед нанесением по нему ударов в ходе завоевания превосходства в воздухе, а также при решении других задач, В частности, они; считают, что применение даже простых радиолокационных отражателей серьезно затруднит выделение отметок воздушных целей на экранах РЛС зенитных ракетных средств, а постановка обычных шумовых помех может привести к нарушению связи между самолетами противника и к путанице в их боевых порядках, а также к усложнению управления ими с наземных командных пунктов.
Исходя из этого, в содержание воздушного боя наряду с маневром и огнем теперь должны входить и действия по радиоэлектронному подавлению соответствующих бортовых и наземных, средств противника. С этой целью на истребителях ВВС стран НАТО и других государств устанавливаются передатчики активных помех, автоматы сбрасывания дипольных отражателей, ИК ловушек и другая аппаратура, в том числе для защиты от помех своих радиоэлектронных средств. Кроме того, современные истребители должны быть вооружены противорадиолокационными ракетами класса "воздух-воздух", аналогичными по принципу действия ракетам, предназначенным для поражения наземных РЛС.
Следовательно, по мнению специалистов НАТО, завоевать превосходство в воздухе можно лишь при комплексном применении обоих способов. Причем для успешного его достижения необходимо решить две частные задачи: разгромить ПВО противостоящей стороны и непрерывно вести радиоэлектронную борьбу. Данные положения распространяются на завоевание превосходства в воздухе не только в стратегическом и оперативном масштабах, но и в небольших районах и на непродолжительное время.
В соответствии с такими взглядами на всех крупных учениях НАТО отрабатывается уничтожение авиации противника как на аэродромах, так и в воздухе. Однако в зависимости от обстановки, судя по опыту их проведения, это не исключает возможности превалирования ударов по аэродромам, равно как и воздушных боев.
При нанесении ударов по аэродромам основные усилия нападающей стороны направляются не на уничтожение самолетов в укрытиях, что требует большого расхода сил, а на вывод из строя ВПП, рулежных дорожек, органов управления, складов ГСМ и других, важных сооружений. Применяемые для ударов по аэродромам фугасные и бетонобойные бомбы планируется заменить высокоточным оружием - управляемыми авиационными бомбами и ракетами. При этом особое внимание специалисты уделяют разработке кассетного оружия для самолетов ударной авиации и крылатых ракет, которое может быть использовано для поражения различных площадных наземных целей, в том числе и аэродромов. Так, в ФРГ создана подвесная бомбовая кассета MW-1, а в Великобритании-JP-233 (рис. 2). Перед подвеской на самолет, готовящийся к налету на аэродром противника, такую кассету предполагается снаряжать главным образом бетонобойными авиационными бомбами и минами с различными способами подрыва и временем замедления. По расчетам западных экспертов, применение кассетного оружия позволит не только наносить серьезные повреждения объектам, но и минировать их. Последнее будет препятствовать движению на аэродроме и проведению восстановительных работ. Новые средства поражения, по мнению военных экспертов НАТО, дадут возможность более скрытно, внезапно и быстро поражать ВПП и малоразмерные объекты на аэродромах, сократят время нанесения ударов.
При наличии у противоборствующей стороны сильной ПВО, подавить которую не представляется возможным, и укрытий для самолетов высокой прочности решающее значение придается уничтожению авиации в групповых воздушных боях и сражениях с участием значительных сил истребительной авиации. Поэтому в ходе дальнейшего наращивания вооруженных сил НАТО в Европе наряду с ударными самолетами в объединенные ВВС блока поступает значительное количество истребителей, специально приспособленных для ведения воздушных боев, например F-15 "Игл" и F-16 "Файтинг Фалкон", "Мираж-20000" и "Торнадо-Р.З". Основным их оружием считаются управляемые ракеты класса <воздух- воздух> большой, средней и малой дальности стрельбы.
В последнее время, как отмечает зарубежная печать, военное руководство НАТО в понятие "завоевание превосходства в воздухе", кроме борьбы с боевой авиацией противника, включает задачи уничтожения воздушных командных пуцггов (ВКП), самолетов ДРЛО и управления, крылатых ракет, беспилотных и других летательных аппаратов. При этом подчеркивается, что каждый из них представляет собой воз, душную цель, которая имеет свои особенности. Различается также и тактика их боевого применения.
Например, крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты имеют небольшие размеры и обладают малой эффективной отражающей поверхностью, а для достижения скрытности полета к целям они выполняют его преимущественно на предельно малых высотах. Самолеты ДРЛО и управления, а также ВКП, напротив, по своим размерам значительно превосходят их, летают на больших высотах по замкнутым маршрутам в зонах, расположенных в глубине своей территории, на пределе досягаемости истребителей противника и под прикрытием собственных средств ПВО. Для поражения различных по типу и характеру действий воздушных целей истребители должны применять в бою разные тактические приемы. Поэтому в настоящее время борьбу с такими целями иностранные теоретики относят к самостоятельным задачам истребительной авиации.
Таким образом, по мнению западных военных специалистов, роль и место ударов по аэродромам и воздушных боев при завоевании и удержании превосходства в воздухе диктуются конкретной обстановкой и не могут определяться однозначно для всех условий вооруженной борьбы. Однако превосходство в воздухе всегда будет необходимым условием успешного ведения боевых действий.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI