TARGET
СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ СССР
1945-1991
Frigates & Corvettes USSR
Сторожевые корабли "Ястреб" (проект 29)
Водоизмещение полное 1266,2 т, нормальное 1091 т, стандартное 916,7 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2x13 000 л.с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3 100-мм АУ Б-34, 4 37-мм автомата 70-К, 3x2 12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, принимал 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.
Проект СКР "Ястреб" разработан в 1938 - 1939 гг.; к июню 1941 г. были заложены 14 таких кораблей, однако до окончания Великой Отечественной войны вступил в строй лишь один. Последующие 5 единиц достраивались в послевоенные годы по откорректированному проекту 29К. Позже до уровня проекта 29К был модернизирован и головной "Ястреб" (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГАС). Тем не менее, к моменту ввода в строй все СКР уже заметно устарели.
Всего построено 6 единиц: "Ястреб", "Орел", "Коршун", "Зоркий", "Альбатрос", "Буревестник"
Сторожевые корабли "Сокол" (проект 42)
Водоизмещение полное 1679 г, нормальное 1509 т, стандартное 1339 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2x13910л.с.; скорость полного хода 29,65уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания2810 миль. Вооружение: 4x1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2x2 37-мм АУ В-11М, 1x3 533-мм ТА, 2x16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.
Проект разработан в 1947 - 1949 гг. По сравнению с прототипом - СКР "Ястреб" - новый корабль имел ббльшие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус и усиленное вооружение. Обладал хорошей мореходностью. Однако правительственная комиссия посчитала водоизмещение СКР неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказались.
Всего в 1952-1953 г.г. построено 8 единиц:
"Сокол", "Беркут", "Кондор", "Гриф" (с 29.9.1965 - "Советский Азербайджан"), "Кречет" (с 28.7.1970 - "Советский Дагестан"), "Орлан" (с 15.12.1966 - "Советский Туркменистан"), "Лев", "Тигр"
Сторожевые корабли "Горностай" (проект 50)
Водоизмещение наибольшее 1337 т, полное 1182 т, нормальное 1116 т, стандартное 1050 г; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2x10 015 л.с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3 100-мм АУБ-34УСМ-А и 2x2 37-мм АУВ-11М, 1x2 533-мм ТА, 1x6 РБУ-200 и 4x1 БМБ-1, принимал до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.
Удачный тип СКР, создававшийся как альтернатива кораблям проекта 42.
Водоизмещение было уменьшено за счет применения линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной на предшественниках) и отказа от четвертой 100-мм артустановки.
Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959 - 1960 гг. все корабли проекта 50 оснастили трехтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500.
Всего в 1954-1959 г.г. было построено 68 единиц, в том числе:
На СФ: "Росомаха", "Леопард", "Барс", "Кугуар", СКР-63, СКР-60, СКР-70, СКР-71, СКР-72, СКР-73, СКР-80, СКР-81
На БФ: "Барсук", "Кобчик", СКР-64 (с 12.10.1962-"Комсомолец Литвы"), СКР-65, СКР-68, СКР-14, СКР-15, СКР-5, СКР-8,
"Филин", СКР-69 (последние два в 1964 году были проданы Финляндии)
На ЧФ: "Ягуар", "Пантера", "Рысь", "Горностай", "Волк", "Куница", "Норка", "Ворон", СКР-51, СКР-57, СКР-66,
"Пума", "Сарыч", "Корсак", "Гризон" (последние четыре в 1963-1965 г.г. были проданы Индонезии)
На ТОФ: "Ласка", "Лунь", "Пингвин", "Гепард", "Лось", СКР-54, СКР-55, СКР-50, СКР-59, СКР-61, СКР-62 (с 27.10.1969 -"Иркутский комсомолец"), СКР-74, СКР-75, СКР-76 (с 25.10.1968 - "Архангельский комсомолец"), СКР-4, СКР-10,
"Зубр", "Бизон", "Аист", "Пеликан" (последние четыре в 1963-1965 г.г. были проданы Индонезии)
СКР-77 начинал службу на СФ, но в 1969 году был переведен в состав Каспийской флотилии, а в 1979 году был переименован в "Советский Дагестан".
Другой "северный" СКР-56 в 1963 году был переведен на Балтику, а в 1977 на Каспий, в том же году он был переименован в "Советский Азербайджан".
И наоборот черноморские "Туман" и СКР-58 в 1960 году были отправлены служить на СФ, но "Туман" там не прижился и в 1964 году был переведен на Балтику.
Кроме этого в 1956-1959 г.г. проданы ГДР из состава БФ - "Соболь", "Енот", "Тур", "Олень",
а в 1957-1958 г.г. проданы Болгарии из состава ЧФ СКР-53, СКР-67.
Еще 4 корабля (сверх 68-ми) были построены по нашей документации в Китае.
В конце 80-х годов все корабли были пущены на слом.
Сторожевые корабли "проект 159"
Водоизмещение полное 1077 г, стандартное 938 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15 000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2x2 76-мм АУ АК-726, 1x5 400-мм ТА, 4x16 РБУ-2500. Экипаж 168 человек
Создавались как малые противолодочные корабли, но фактически по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения - почти такой же, как на ВПК проекта 61. Особенность сторожевиков 159-го проекта- применение комбинированной дизель-газотурбинной ГЭУ, в которой дизели работали на средний вал, а ГТУ- на бортовые. Последние 29 кораблей строились по усовершенствованному проекту 159А: на них РБУ-2500 заменили на более мощные РБУ-бООО, установили второй ТА и модернизировали системы РЛС. Аналогичный состав вооружения имели и экспортные СКР проекта 159АЭ, но на них были сохранены бомбометы РБУ-2500.
Всего в 1961-1978 г.г. построено 49 единиц.
Сторожевые корабли "проект 35"
Водоизмещение полное 1140 т, нормальное 960 т; длина 82,4 м, ширина 9,1 м, осадка 3 м (с обтекателем ГАС - 5,84 м). Мощность ГТУ 2x18 000 л.с., дизелей 2x6000 л.с.; скорость полного хода 32 уз. (под турбинами) и20уз. (поддизелями), экономическая 14уз.^дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2x2 76-мм АУ АК-726, 2x5 400-мм ТА, 2x12 РБУ-6000 (120 РГБ-60). Экипаж 96 человек.
Cоздавались на базе СКР проекта 159. Отличались более мощной ГЭУ и оригинальным гидротурбинным движителем (аналогичным примененному на МПК проекта 204). По архитектуре и компоновке представляли собой увеличенный МПК проекта 204 с вооружением, идентичным кораблям проекта 159А.
Всего в 1964-1967 г.г. построено 18 единиц:
Малые противолодочные корабли "Альбатрос" (проекты 1124, 1124М и 1124К)
(ТТЭ МПК проекта 1124М:) водоизмещение полное 1055 т, нормальное 987т, стандартное 910 т; длина 71,07 м, шири-на 10,15 м, осадка 3,71 м. Мощность дизелей 3x1100л.с.; скорость полного хода 31,67 уз., экономическая 14,56 уз,; дальность плавания 2727 миль. Вооружение: 1ПУ ЗИФ-122 ЗРК <Оса-МА> (2ОЗУР), 1 76-мм АУ АК-176М, 1х6 30-мм АУ АК-630М, 2x2 533-мм ТА, 1 РБУ-6000 (48 РГБ-60), 2 бсбр (12 ББ-1). Экипаж 41 человек, в том числе 5 офицеров.
Самые массовые и наиболее удачные МПК отечественного флота. Обладали улучшенными противолодочными возможно-стями за счет применения двух ГАС - подкильной (<Аргунь>) и опускаемой (<Шелонь>); последняя работала только при оста-новленных двигателях. Кодовое наименование проекта - <Альбатрос>. Первые корабли серии вооружались одной 57-мм АУ АК-725; затем дополнительно установили 30-мм автомат АК-630. С 1982 г. начали вступать в строй МПК проекта 1124М (отмечены знаком*): на них 57-мм АУ заменили на 76-мм АК-176, модернизировали радиоэлектронное оборудование, до-полнительно установили ПЗРК <Стрела-3>. Для компенсации перегрузки пришлось снять одну РБУ-6000. Один корабль (МПК-104, отмечен знаком**) достроили по проекту 1124К специально для испытаний ЗРК <Кинжал>. Еще один корабль про-екта 1124М (зав. № 012) после распада СССР был построен в Киеве для ВМС Украины и получил название <Луцьк> (заложен 26.12.1992, спущен на воду 22.5.1993, вступил в строй 12.2.1994).
Всего построено 69 единиц.
Пограничные сторожевые корабли "Альбатрос" (проекты 1124 и 1124ПМ)
(ТТЭ ПСКР проекта 1124П:) водоизмещение полное 960 г, стандартное 880 т; длина 71,2 м, ширина 10,1 м, осадка 3,8 м. Мощность ГТУ18 000 п.с., дизелей 2x10 000 л.с.; скорость полного хода 35 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2700 миль; автономность 9 суток. Вооружение: 2x2 57-мм АУАК-725, 2x2 533-мм ТА, 1x12 РВУ-6000 (48 РГБ-60), 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 70 человек, а том числе 5 офицеров.
С начала 70-х гг. специально для Морских частей пограничных войск велось строительство ПСКР проектов 1124П и 1124ПМ, представлявших собой незначительные модификации МПК <Альбатрос> (вместо ЗРК <Оса-М> установлена вторая АУ АК-725, демонтирована одна РБУ). Кроме них для МЧПВ строились ПСКР по <чистому> проекту 1124 (ниже отмечены знаком *), практически не отличавшиеся от аналогичных МПК ВМФ.
Всего построено 20 единиц.
Сторожевые корабли "Бдительный" (проект 1135 и 1135М)
Водоизмещение наибольшее 3436 т, полное 3191 г, нормальное 3013 т, стандартное 2835 т; длина 122,9 м, ширина 14,19 м, осадка 7,21 м. Мощность ГТУ 2x26 000 л.с.; скорость полного хода 32 уз., экономическая 20 уз.; дальность плавания 4600 миль. Вооружение: 1x4 ПУПЛРК (4 ракето-торпеды "Метель"), 2x2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2x2 76-мм АУАК-726 (на СКР проекта 1135М*:2х1 100-ммАУ АК-100), 2x12 РБУ-6000 (на СКР "Легкий", "Летучий" и "Пылкий" вместо РБУ-6000 установлены 2x4 ПУ ПКРК "Уран"), 2x4 533-мм ТА, мины заграждения. Экипаж 180 человек, в том числе 22 офицера.
Удачный проект газотурбинного СКР, способного действовать в морской зоне. Кодовое название - "Буревестник". До 28.6.1977 все строившиеся и вступившие в строй корабли относились к классу БПК. Впервые на отечественном корабле относительно небольшого водоизмещения удалось разместить мощное противолодочное вооружение, включая ПЛРК "Метель".
11 кораблей (в перечне отмечены знаком *) строились по усовершенствованному проекту 1135: на них 76-мм АУ заменили на одноствольные 100-мм, а также установили более мощную ГАС, что привело к увеличению водоизмещения на 140 т.
В конце 1980-х гг. СКР "Легкий", "Летучий" и "Пылкий" прошли модернизацию по проекту 11352: на них установили новые РЛС "Фрегат", а вместо РБУ-6000 - рамы под счетверенные пакеты ПКР "Уран". Правда, из-за недостаточного финансирования последние так и не были получены, и оба корабля по сей день плавают без ракет.
Всего построено 32:
"Бдительный" (БФ, 1970-1996),
"Бодрый" (БФ, 1971-1997),
"Достойный" (СФ, 1971-1993),
"Свирепый" (БФ, 1972-1993),
"Сильный" (БФ, 1973-1994),
"Доблестный" (СФ, 1973-1993),
"Сторожевой" (БФ 1973, ТОФ 1976),
"Разумный" (ТОФ, 1974-1998),
"Разящий" (ТОФ, 19974-1992),
"Дружный" (БФ, 1975),
"Деятельный" (ЧФ, 1975-1995),
"Резвый" * (СФ, 1975),
"Жаркий" (СФ, 1976),
"Резкий" (ТОФ, 1976-1995),
"Ретивый" (ТОФ, 1976-1995),
"Разительный" * (1976-1997, передан Украине),
"Ленинградский комсомолец" (СФ, 1977, с 15.2.1992 - "Лёгкий"),
"Грозящий" * (ТОФ, 1977-1995),
"Неукротимый" (БФ, 1977),
"Беззаветный" (ЧФ, 1977-1997, передан Украине),
"Летучий" (ТОФ, 1978),
"Громкий" * (СФ, 1978-1998),
"Бессменный" * (СФ, 1978-1998),
"Пылкий" (ЧФ 1978, БФ 1987 после модернизации 1135-2),
"Задорный" (СФ, 1979),
"Горделивый" * (ТОФ, 1979-1994),
"Безукоризненный" (ЧФ, 1979-1997, передан Украине),
"Рьяный" * (ТОФ, 1979-1997),
"Ладный" (ЧФ, 1980),
"Ревностный" * (ТОФ, 1980),
"Пытливый" * (ЧФ, 1981),
"Порывистый" (ТОФ, 1981-1994)
Сторожевые корабли "проект 1313M"
Водоизмещение полное 935 т, стандартное 885 т; дли-на 75,2 м, ширина 9,78 м, осадка 2,8 м. Мощность дизе-лей 3x4750 л.с.; скорость полного хода 24,5 уз., эконо-мическая 12 уз.; дальность плавания 2200 мили. Воору-жение: 1ПУ ЗРК <Стрела 2М> (16 ЗУР), 1x1 76-мы АУ АК-176М и 1x6 30-мм АУ AK-630M, 2x2 533-мм ТА и 2x12 РБУ-6000, 2 бсбр.
Разработаны в ГДР на базе МПК проекта 1124, строились для собственных ВМС (тип ) и по заказу СССР. По своим ТТЭ уступают прототипу (отсутствует ЗРК <Оса-М>), но отличаются исключительно высоким качеством постройки.
Всего в 1986-1990 г.г. построено 12 единиц.
Пограничные сторожевые корабли "Менжинский" (проект 1135-1)
Водоизмещение наибольшее 3774 г, полное 3642 т, нормальное 3458 т, стандартное 3274 т; длина 122,98 м, ширина 14,2 м, осадка 4,8 м. Мощность ГГЗА 2x20 000 и 2x6000 л.с.; скорость полного хода 31,04 уз., экономическая 14,05 уз.; дальность плавания 3636 миль; автономность 30 суток. Вооружение: 1x2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-МА2" (20 ЗУР), 1x1 100-мм АУАК-100 и 2x6 30-мм АУАК-630М, 2x4 533-мм ТА, 2x12 РБУ-6000 (96 РГБ-60); 1 вертолет Ка-27ПС.
Пограничные сторожевые корабли, созданные для охраны 200-мильной экономической зоны. Кодовое название проекта - "Нерей". Спроектированы на базе СКР проекта 1135. За счет отказа от ПЛРК на корабле удалось разместить ангар с постоянным базированием вертолета Ка-27ПС. Всего до 1991 г. в состав МПЧ КГБ вошли 6 кораблей, еще 2 отошли Украине, но последний так и не был достроен.
На ТОФ: "Менжинский" (1983), "Дзержинский" (1984), "Орёл" (1986), "Имени 70-летия погранвойск" (1988), "Кедров" (1989), "Боровский" (1990),
На Украине: "Гетьман Сагайдачний" (1993)
Сторожевые корабли "Неустрашимый" (проект 1154-0)
Водоизмещение полное 4350 т, стандартное 3590 т; длина 129,8 м, ширина 15,6 м, осадка 8,35 м. Мощность ГТУ 2x20 000 л.с. (маршевые) и 2x37 000 л.с. (форсажные); скорость полного хода 29 уз., экономическая 18 уз.; дальность плавания 2900 миль. Вооружение: 4x8 ПУЗРК "Кинжал" (32 ЗУР), 6x1 ПУ ПЛРК "Водопад" (6 ракето-торпёд), 2 ЗРАК "Кортик" (32 ЗУР "Игла-М" и 3000 выстрелов), 1 100-мм АУ АК-100 и 2x6 30-мм АУ АК-630, 1x12 РБУ-6000, до 20 мин заграждения. Экипаж 210 человек, в том числе 35 офицеров.
Самые крупные и наиболее совершенные СКР отечественного флота. Кодовое название проекта - "Ястреб". По совокупности характеристик не уступают лучшим зарубежным аналогичным кораблям -фрегатам морской зоны, а по ряду показателей превосходят их. Однако крупносерийное строительство СКР проекта 11540 так и не было развернуто.
Ныне в строю находится лишь один корабль данного типа - "Неустрашимый" (БФ, 1990).
Еще один корабль - "Неприступный" - был спущен на воду в 1990 г.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI