"Техника и вооружение" 5-6'2000

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
Проект 667АТ

В.ИЛЬИН,
А.КОЛЕСНИКОВ

Фотогалерея: Click to init

В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000-2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами балланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от советской стороны поиска "адекватного" ответа.
Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа "Томагавк". Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились: многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета.
В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.
В результате руководство СССР в 1976 году приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ.
Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк"), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А.С. Абрамов).
Первыми кораблями, которые были оснащены КР "Гранат", стали подводные крейсера проекта 667АТ (шифр "Груша"), созданные на базе подводных лодок 667-го проекта.
В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533-мм торпедных аппаратов, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под углом к ДП корабля, в средней его части.
В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс "Тобол-667АТ" и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Основное вооружение корабля составили стратегические КР РК-55 "Гранат", выстреливаемые из восьми 533-мм ТА, расположенных в 5-м отсеке (боекомплект - 32 КР и или дальноходных торпед).
Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность - 3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Было сохранено и торпедное вооружение 667-го проекта - четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73).
По проекту 667АТ были модернизированы три РПКСН проекта 667 - К-253 (вступила в строй в 1969 году), К-395 и К-423. Модернизация лодок была завершена, соответственно, в 1988, 1991 и 1986 гг. Корабли несли службу на СФ. К 2000 году в составе флота осталась К-395.

Характеристика ПЛАРК проекта 667АТ

Длина наибольшая .................. 141,7 м
Ширина наибольшая ................. 12,8 м
Средняя осадка .................... 7,8 м
Водоизмещение:
 - нормальное ..................... 8880 м3
 - полное ......................... 9684 м3
Рабочая глубина погружения ........ 320 м
Предельная глубина погружения ..... 400 м
Полная скорость подводного хода ... 26 уз.
Надводная скорость ................ 16 уз.
Экипаж ............................ 121 чел.
Автономность ...................... 70 сут.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz