Служба пяти ПЛАРБ проекта 658М в составе Северного флота продолжалась до 1988-1991 гг. К-16, К-33, К-40 и К-149 списали в 1988-1990 гг. и они находились в отстое в Гремихе и Оленьей губе. Головная лодка проекта К-19 ("Хиросима") спустила военно-морской флаг последней, в 1991 году. До конца 90-х годов атомоходы находились в отстое в акватории СРЗ-10 (Полярный).
Характеристика ПЛАРБ проекта 658
Длина наибольшая .................. 114,0 м
Ширина наибольшая ................. 9,2 м
Средняя осадка .................... 7,5 м
Водоизмещение:
- нормальное ..................... 4030 м3
- полное ......................... 5300 м3
Предельная глубина погружения ..... 300 м
Рабочая глубина погружения ........ 240 м
Полная скорость подводного хода ... 26 уз.
Надводная скорость ................ 18 уз.
Автономность ...................... 50 сут.
Экипаж ............................ 104 чел.
В первой половине 60-х годов, когда в США развернулись крупномасштабные работы по созданию мощной, широко разветвленной системы освещения подводной обстановки, возникла опасность дальнейшего осложнения для советских подводных ракетоносцев задачи преодоления противолодочных рубежей потенциального противника. Ответом на эту угрозу могло быть создание нового поколения морских баллистических ракет, обла дающих увеличенной дальностью и способных стартовать из воды, с борта носителей, находящихся в непосредственной близости от советских берегов.
В 1963 году в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева развернулись работы по созданию первой в мире межконтинентальной (максимальная дальность - порядка 8000 км) баллистической ракеты с подводным стартом. В этом же году в ЦКБ-16 под руководством главных конструкторов А.С. Смирнова и Н.Ф. Шульженко был разработан аванпроект "701" лодки-носителя МБР (рассматривались варианты с ядерной и дизель-электрической силовой установкой, рассчитанные на различный боекомплект).
По аналогичной тематике работало и ОКБ-52, возглавляемое генеральным конструктором В.Н. Челомеем. Там предполагалось создать морской вариант "универсальной" межконтинентальной ракеты УР-100. Комплекс получил индекс Д-8. Для его размещения была проработана подводная лодка 702-го проекта. Кроме того, в ЦКБ-18 в 1964 году под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева разрабатывался вариант размещения ракет комплекса Д-8 на погружающейся стартовой платформе.
Хотя моряки одобрили проект СКБ-385, ряд специалистов высказывал сомнение в возможности достижения "макеевской" ракетой, даже в случае оснащения ее системой астрокоррекции требуемой дальности. В то же время УР-100 должна была иметь систему радиоуправления (с размещением пунктов наведения на берегу). К достоинствам системы В.Н. Челомея относилась и относительная дешевизна унифицированной ракеты, которую предполагалось использовать, кроме всего прочего, и в общенациональной системе противоракетной обороны "Таран".
Однако после рассмотрения альтернативных предложений предпочтение в 1964 году было все же отдано "макеевскому" проекту. Правитель ственное решение о разработке межконтинентального ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29 вышло 28 сентября 1964 г.
Первые испытания отдельных элементов новой ракеты были проведены на Черном море в 1968 году. В дальнейшем испытания перевели на Государственный центральный морской полигон в Неноксе, где в 1969-1971 гг. с наземного стенда было выполнено 20 пусков. Однако для окончательной отработки перспективного ракетного комплекса требовалось разместить его на реальной подводной лодке. Для этих целей в 1964 году было принято решение использовать один из атомоходов проекта 658, а также дизель-электрическую ПЛ пр.629, проведя их радикальную модернизацию.
Проект переоборудования лодки проекта 658 был разработан в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.Ф. Шульженко. В 1969-1970 гг. в Северодвинске были проведены работы по модернизации К-145 - шестого по счету корабля 658-го проекта, введенного в строй 19 декабря 1963 г. и требовавшего постановки на капитальный ремонт.
Корпус атомной подводной лодки (получившей проектный номер "701") был удлинен до 130 м за счет врезки дополнительной секции ракетного отсека. В огромной рубке ("самой длинной рубке в мире", - как с гордостью говорили о ней сами подводники) разместили шесть шахт с ракетами Р-29. На корабле установили и новое оборудование, обеспечивающее использование межконтинентального ракетного комплекса.
Первый пуск ракеты Р-29 с ПЛАРБ пр.701 был выполнен 15 декабря 1971 г. из акватории Белого моря. Испытания были продолжены в августе-ноябре 1972 г. Однако во второй половине мая 1972 г. во время одного из пусков произошла авария опытной ракеты: в процессе наддува баков при предстартовой подготовке не поступил сигнал о давлении горючего в баке первой ступени, что свидетельствовало о серьезной неисправности. Благодаря грамотным действиям экипажа лодка быстро всплыла в надводное положение с открытой крышкой шахты. Бак с горючим от "передува" разорвался, и верхняя часть ракеты была выброшена за борт лодки. Причиной аварии, едва не приведшей к трагическим последствиям, явилась неснятая на заводе технологическая заглушка...
В дальнейшем к участию в испытаниях привлекли и головной корабль проекта 667Б - К-279. Было проведено, в общей сложности, 19 пусков, 18 из которых признали успешными. При этом 13 ракет было запущено с борта К-145. Комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение 12 марта 1974 г.
В 1976 году подводная лодка К-145 проекта 701 начала нести боевую службу в составе СФ. Она была списана в 1989 году и в конце 90-х годов находилась на отстое в Мурманске, на судоремонтном заводе "Севморпуть".
Характеристика ПЛАРБ проекта 701
Длина наибольшая .................. 130,0 м
Ширина наибольшая ................. 9,2 м
Средняя осадка .................... 7,2 м
Водоизмещение:
- нормальное ..................... 5500 м3
- полное ......................... 6400 м3
Рабочая глубина погружения ........ 320 м
Полная скорость подводного хода ... 22 уз.
Надводная скорость ................ 18 уз.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI