МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ТОРПЕДА И СКОРОСТЬ - ОРУЖИЕ ПОДЛОДКИ

Гражданская война в Америке пробудила интерес к подводным лодкам не только у морских департаментов северных и южных штатов, но и у морских ведомств ряда европейских стран. И этим обстоятельством, быть может, объясняется тот факт, что пневматическая лодка Александровского в России и аналогичная лодка Буржуа и Брюна во Франции начали строиться почти одновременно.
У <Плонже> (11) - так назывался подводный корабль, спроектированный морским инженером Брюном и капитаном 1-го ранга Буржуа, - было водоизмещение 453 т. Его корпус был битком набит стальными баллонами со сжатым до 12 атм. воздухом. Сработав в двухцилиндровом двигателе, воздух поступал во внутренние помещения лодки, а потом постепенно стравливался за борт через автоматически открывающийся клапан в верхней части корпуса.
Конструкторы немало поработали над системами погружения и всплытия, которые состояли из цистерн, опорожняемых сжатым воздухом, и двух цилиндров с поршнями. Выдвигая или вдвигая винтами эти поршни, можно было менять объем и достигать точного регулирования плавучести лодки. Для удержания заданной глубины во время подводного хода в кормовой части были установлены приводимые вручную горизонтальные рули.
<Плонже> сошел на воду в Рошфоре в апреле 1863 года, и его испытания дали результаты, очень близкие к результатам испытаний лодки Александровского. Сказалось, что давление в баллонах быстро падает с 12 до 1,5 атм. и мощность двигателя в соответствии с этим снижается с 68 до 5 л. с.; что скорость при этом еле-еле превышает 3 узла; что на такой скорости горизонтальные рули действуют плохо, и <Плонже> держится на заданной глубине так же неудовлетворительно, как и лодка Александровского.
К 1865 году гражданская война в США кончилась, интерес к подводным лодкам быстро упал, и следующая конструкция появилась во Франции лишь 20 лет спустя. Ее автором был инженер Губе.
Даже при первом взгляде в глаза бросается поразительное сходство лодки Губе (12) с лодкой Джевецкого. Та же форма корпуса, то же размещение механизмов и экипажа, те же примерно тактико-технические данные и то же оружие нападения - плавучая мина, подводимая под корпус вражеского корабля. Впрочем, вскоре лодку модернизировали, приспособив ее для стрельбы торпедами.
В 1889 году новый образец был построен. Теперь лодка развивала скорость 5,5 узла, могла пройти 25 миль и несла две 45-см торпеды Уайтхеда. Но испытания показали: несмотря на ряд достоинств, новая лодка Губе страдает тем же серьезным пороком, что и многие ее предшественницы, - она плохо держала глубину подводного хода. Требовались нововведения, и усилиями ряда конструкторов они были найдены.
Дюпюи де Лом - тот самый, который в 1859 году спроектировал первый броненосец <Ла Глуар> (см. <Моделист-конструктор>, 1971, № 9), - сделал первые варианты подводной лодки <Жимнот> еще в 1885 году. После смерти де Лома за дальнейшую разработку проекта взялся инженер Густав Зеде.
Заложенный в апреле 1887 года <Жимнот> (13) был построен уже на следующий год, и его испытания дали удовлетворительные результаты. В корпусе подводного корабля удалось разместить достаточно мощную батарею электрических аккумуляторов, благодаря чему скорость надводного хода составила 10 узлов, а подводного 7-8.
Вскоре после испытаний <Жимнот> был переведен в разряд учебных кораблей, а Густав Зеде получил заказ на проектирование новой подводной лодки - <Сирены>. Зеде не достроил эту лодку: во время испытаний пороховых торпед он погиб при взрыве в лаборатории. Его заменил инженер Ромазотти, который завершил проектирование и построил <Сирену>, переименованную в <Густав Зеде> (14).
Эта лодка занимает выдающееся место в истории подводного кораблестроения, ибо главная задача, поставленная перед конструкторами, заключалась в том, чтобы отработать всю технику стрельбы торпедами из подводного положения. Вооружение <Густава Зеде> состояло из одного носового торпедного аппарата, закрывавшегося конической крышкой, и 3 торпед O45 см.
В декабре 1898 года этот корабль на Тулонском рейде произвел атаку на линейные корабли.
<Густав Зеде> выпустил две мины в <Мадженту>, - писал очевидец. - Одну, когда броненосец стоял на якоре, и вторую - в броненосец, идущий со скоростью 8-10 узлов. В обоих случаях выстрелы попали в цель. Этот опыт... доказал возможность успешной стрельбы минами с подводного миноносца под водой без нарушения его равновесия>.
Через несколько дней <Густав Зеде> совершил переход из Тулона в Марсель и обратно в позиционном положении, а летом 1901 года испытания этого подводного корабля достигли кульминационного момента. 3 июля <Густав Зеде> скрытно проник на рейд Аяччо на Корсике и, всплыв в 100 саженях от броненосца <Шарль Мартель>, выпустил в него торпеду.
Внезапная атака произвела огромное впечатление на всю эскадру.
<Волосы стали у меня дыбом на голове при виде вынырнувшей лодки, - вспоминал один адмирал, который был до того принципиальным противником подводного корабля. - Ничего подобного я себе не мог даже вообразить, и теперь вполне понимаю, что броненосцы уже не единственные господа моря>.
Следующей значительной вехой подводного кораблестроения явился <Нарвал> (15) морского инженера Лобефа, спущенный на воду в Шербуре 26 октября 1898 года. Если все предшествующие ему подводные лодки погружались за счет затопления цистерн, находившихся внутри прочного корпуса, то у <Нарвала> система погружения была устроена иначе. Его прочный цилиндро-конический корпус охватывался вторым легким корпусом, которому была придана форма, выгодная для движения на поверхности моря. Пространство между двумя корпусами и служило цистернами для погружения.
На поверхности воды <Нарвал> приводился в движение паровой машиной мощностью в 250 л. с. Перед погружением все отверстия и люки автоматически закрывались, дымовая труба убиралась внутрь корпуса, и лодка переходила на электроаккумуляторы. Вооружение <Нарвала> составляли два поворотных решетчатых торпедных аппарата системы Джевецкого.
Новаторские идеи Лобефа привели к тому, что дальность плавания <Нарвала> при скорости надводного хода 8 узлов сразу достигла 624 миль по сравнению с 80 милями у <Густава Зеде>. Увеличилась и скорость лодки - 12 узлов на поверхности и 8 узлов под водой.

"ДЕЛЬФИН", Россия, 1902 г. Водоизмещение, т - 113/124. Тип двигателя - бензиновый/электрический. Мощность, л. с. - 1X300/1X120. Скорость в узлах - 10/5.Основные размерения, м: Длина - 19,6. Ширина - 3,4. Высота - 2,9. Вооружение - 2 торпедных аппарата. Дальность плавания в милях - 240/25. (В числителе - данные для надводного хода, в знаменателе - для подводного.)

"ПЛОНЖЕ" БУРЖУА И БРЮНА, Франция, 1863 г.

ПЕРВАЯ ЛОДКА ГУБЕ, Франция, 1885 г.

"ЖИМНОТ", Франция, 1888 г.

"ГУСТАВ ЗЕДЕ", Франция, 1893 г.

"НАРВАЛ", Франция, 1898 г.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz