МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ АДМИРАЛА ЯМАМОТО
Г.Смирнов
Япония пристально изучала опыт первой мировой войны и в 1919 году, начиная осуществление послевоенных кораблестроительных программ, взяла за основу разработок наиболее совершенные европейские образцы. Так, первые океанские большие лодки I-51 и I-52 создавались на базе английского и германского прототипов, средняя лодка типа RO-57 - на базе английской лодки типа L (49).
На протяжении последующих 20 лет японцы обращали внимание на четыре основных класса подводных лодок: большие, средние, патрульные и минные заградители. Главный упор делался на крупные подводные лодки с мощным вооружением и большой дальностью плавания. К моменту вступления Японии во вторую мировую войну из 63 находящихся в строю лодок на долю крупных подводных кораблей приходилось 43.
Первые месяцы войны, казалось, подтвердили правильность предвоенной доктрины: в 1942 году крупные японские лодки потопили или тяжело повредили 9 крупных американских кораблей (линкоров, авианосцев и крейсеров) и пустили на дно 70 торговых судов.
За 25 лет было создано множество больших лодок различного назначения. Здесь многочисленные так называемые патрульные лодки (для дальней разведки у берегов Америки), ударные подводные лодки, высокоспециализированные разведывательные и штабные.
Уже в ходе боевых действий, когда выявилась потребность в транспортном подводном флоте, на базе все тех же прототипов были построены лодки для снабжения разбросанных в океане подводных сил, а также для снабжения разведывательной авиации и островных гарнизонов (I-361). Кроме того, японцы предприняли отчаянную попытку создать универсальную подводную лодку (I-400).
Наиболее результативными оказались три субмарины: I-15, I-40, I-46. Созданные как разведывательные, они применялись, однако, в действиях против боевых кораблей и были переведены в разряд ударных. Характерный представитель лодок этого типа I-15 (73) - крупный подводный корабль водоизмещением 1950/2480 т, вооруженный одним 140-мм орудием, двумя 25-мм автоматами и 6 торпедными аппаратами. Особенность лодки - наличие ангара и катапульты для разведывательного гидросамолета.
Кстати сказать, японцы уделяли наибольшее внимание подводным лодкам, несущим на борту самолеты. Эта идея, проповедником которой был адмирал Ямамото, достигла апогея в последних и самых крупных японских лодках, какой была I-400 (74). Первоначально она должна была нести на борту два бомбардировщика, затем ангар перепроектировали на три самолета, и подводное водоизмещение возросло с 4550 до 5223 т. Автономность и радиус действия этих лодок (90 дней и 30 тыс. миль при скорости хода 16 узлов) были самыми большими в мире. На I-400 устанавливались шноркели, они были единственными японскими субмаринами с четырьмя дизелями, работавшими на два вала. До окончания боевых действий удалось построить всего две лодки такого типа (1-400 и 1-401), которые летом 1945 года сдались в плен американцам и были затоплены.
Война показала: средние лодки, над которыми японцы работали с 1921 года, не достигли серьезных успехов. Зато лодки прибрежного действия типа RO-100 (75) оказались неплохими. Одержимые наступательной доктриной, японские адмиралы не помышляли о том, что флот другой страны когда-нибудь сможет угрожать японским берегам. Поэтому малые лодки прибрежного действия водоизмещением 525 т начали поспешно строить уже во время войны. Их действия показали, что они могли бы доставить немало неприятностей.
Война вскрыла целый ряд просчётов, допущенных японским военно-морским командованием. Но, пожалуй, самым неожиданным оказалось полное отсутствие транспортных подводных лодок. Впервые потребность в них возникла в 1942 году, когда резко возросли потери в эсминцах, снабжавших островные гарнизоны в районе Соломоновых островов и Филиппин. Тогда-то и был выдан заказ на первые транспортные лодки I-361 (76). Они имели подводное водоизмещение 1440 т без торпедного вооружения, но несли одно 140-мм орудие и два 25-мм автомата. На палубе крепилось два десантных бота с 20 т груза, способных выдержать давление воды на глубине 60 м. Кроме того, 60 т груза и две надувные шлюпки размещались внутри корпуса. У I-361 была самая большая в японском флоте дальность подводного плавания (120 миль при ходе 3 узла). Почти все они были потоплены.
Однако по мере приближения американских войск к Японии нужда в транспортных подводных лодках неуклонно возрастала. И уже в 1943 году Япония сосредоточила свои усилия только на их постройке, оставив на стапелях патрульные лодки, которые при водоизмещении 370 т могли нести 20 т полезного груза. Интересно, что к 1943 году трения между японской армией и флотом достигли таких размеров, что армия была вынуждена сама начать строить транспортные лодки для снабжения островных гарнизонов.
Карликовые подводные лодки во время второй мировой войны разрабатывали многие воюющие державы, но, пожалуй, наибольшую известность получили именно японские мини-лодки. Работы над карликовыми лодками, вооруженными двумя торпедами, были начаты еще в 1938 году разработкой лодки типа А, водоизмещением 46 т и со скоростью хода 27/19 узлов. Такие лодки доставлялись к месту операции на надводном корабле-матке или самолете и приводились в действие от электроаккумуляторов. Несколько из них участвовало в нападении на Пирл-Харбор.
Наконец, в конце войны появились "Кайтен-1, 2, 3 и 4", предназначенные специально для смертников, но это, по сути дела, были уже не лодки, а человеко-торпеды. Они, как и летчики-смертники (камикадзе), даже ценой своей жизни, конечно, не могли уже спасти Страну восходящего солнца от сокрушительного разгрома.
I-15, Япония
I-400, Япония
RO-100, Япония
I-361, Япония
HTTP://ATTEND.TO/COMMI