МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

СЮРПРИЗЫ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ

Г.Смирнов

Действия 57 фашистских подводных лодок, которые в первые четыре месяца второй мировой войны потопили 420 тысяч тонн английского торгового тоннажа, произвели ошеломляющее впечатление на общественное мнение Британии.
Как? Величайший военный флот оказался не в силах противодействовать немецким лодкам? Здесь есть какой-то секрет...
Тогда-то и пошли в Англии слухи о необычайно высоком техническом совершенстве германских лодок, доставившие немало горьких переживаний британским кораблестроителям. А между тем английские лодки типов Т и U, строившиеся накануне войны, мало в чем уступали немецким. Причина успехов, выпавших на долю фашистских подводников у английских берегов, крылась отнюдь не в технических особенностях.
Если сравнить вклад различных стран в тоннаж мирового торгового флота накануне войны, то окажется, что львиная его доля, 31,8%, приходилась на Англию. Германия же имела торговый флот в 5-6 раз меньше - 6,8%. Главной целью немецких лодок были многочисленные английские торговые суда, а главной целью английских - сравнительно немногочисленные боевые корабли немецкого и итальянского флотов. Поэтому немецкие подводные лодки предназначались главным образом для действий на торговых коммуникациях противника, а английские - для противолодочной обороны и морской блокады. "Разным был и удельный вес подводных флотов. Так, численно подводные лодки составляли 44% (57 из 130), а по тоннажу - 9% крупных боевых кораблей германского флота. Причем практически все фашистские лодки были построены в 1936-1939 годах.
В английском же флоте положение было совсем иным. Англия вступила во вторую мировую войну с подводным флотом, который по числу боевых единиц составлял, казалось бы, значительную силу: из 359 крупных боевых кораблей на долю подводных лодок приходилось 69 - около 19%. Однако при внимательном рассмотрении картина оказывалась менее радужной. Так, суммарное водоизмещение подводных лодок составляло лишь 3,3% от общего водоизмещения британских боевых кораблей. Да и эти малые проценты не представляли однородного в боевом отношении целого. Самыми современными лодками, которые строились серийно накануне войны, были большие лодки типа Т (15 штук), средние типа S (12 штук) и малые типа U (3 штуки).
В основном эти субмарины строились в течение всей войны. Правда, в конце 1941 года вместо лодок типа Т были заложены более совершенные - типа А. Всего успели ввести в строй 165 лодок указанных типов X, ХЕ и <Чериот>.
Самыми многочисленными накануне войны оставались лодки типа Т (69), завершившие длинный ряд больших лодок, которые начали разрабатываться еще в двадцатые годы. Первые в этом ряду - девять лодок типа О. При водоизмещении 1475/2030 т они были вооружены 102-мм орудием, двумя пулеметами и 8 торпедными аппаратами. За ними последовали 9 усовершенствованных лодок такого же водоизмещения. В 1935 году английские моряки решили создать субмарину общего назначения, и по программе 1935 года была заложена головная лодка новой серии - <Тритон>. При уменьшенном водоизмещении - 1320 /1400 т - эти корабли несли мощное торпедное вооружение.
Лодки типа Т показали отличные боевые качества. Две из них - <Тайгрес> и <Трайдент> - сражались в одном боевом строю с советскими подводниками в Заполярье и заслужили высокую оценку советского командования. На Средиземном море большую активность проявили <Труант> (потопила 20 транспортов), <Трэшер> (10 транспортов), <Тербьюлент> (крейсер, подводную лодку, эсминец, 28 транспортов общим тоннажем около 100 тыс. т).
Средние лодки типа S (70) были спроектированы для патрулирования в прибрежных водах. Их строили небольшими сериями на протяжении 1929-1935 годов. Вооруженные 7 торпедными аппаратами и одним 76-мм орудием, они оказались весьма ценными боевыми кораблями для действия в Северном море. От серии к серии увеличивалось их водоизмещение (с 640/935 до 814/990 т) и дальность плавания (с 3610 до 7700 миль).
Когда разразилась война, в составе английского флота было всего три лодки типа U (71) - типа, который, как показал боевой опыт, оказался чрезвычайно удачным и нужным. Предназначенные для несения прибрежной патрульной службы, эти субмарины при водоизмещении 658/740 т были вооружены 4 торпедными аппаратами и одним 76-мм орудием. Простые по конструкции, дешевые в постройке, они сходили со стапелей в больших количествах на протяжении всей войны. Удачнее других действовали в Средиземном море <Амбра> (16 транспортов), <Апхолдер> (2 подводные лодки, 2 эсминца и 94,9 тыс. торгового тоннажа), <Апрайт> (6 транспортов и подводная лодка).
Если война в какой-то степени подтвердила прогнозы английских моряков, то американцам она преподнесла неожиданный сюрприз. В промежутке между войнами США беспрерывно готовили свой подводный флот к участию в эскадренных сражениях. Главной целью подводных лодок считались вражеские боевые корабли - линкоры, авианосцы, крейсеры, эсминцы.
А получилось все несколько иначе. И хотя атаки американских лодок на японские боевые корабли привели к гибели 1/3 тоннажа японского флота, главной целью их оказались торговые суда. Две трети торгового тоннажа уничтожили американские лодки - больше, чем все надводные силы, вместе взятые.
Неудивительно, что такое изменение целей потребовало серьезного пересмотра судостроительных программ, и за годы войны американцам пришлось построить 203 подводные лодки - вдвое больше того, что числилось на 1 сентября 1939 года.
Как и многие другие морские державы, США разрабатывали малые, средние и большие лодки. Но если создание малых лодок типов О и Р было завершено сразу после первой мировой войны, то конструирование средних и особенно больших лодок протекало весьма мучительно.
Так, после средних лодок типа S (55) в 1932 году был построен <Долфин>. За ним последовали две субмарины типа <Кашалот>. Они дали толчок разработке прекрасных средних лодок типа Р (10 штук) и модернизированных лодок типа S (16 штук).
Однако главные усилия американского кораблестроения были направлены на создание больших эскадренных лодок. После ряда неудач в 1924-1925 годах появились три лодки типа <Барракуда>. За ними последовал огромный минный заградитель <Аргонавт> и две лодки типа <Нарвал>. Наконец, накануне войны была спроектирована лодка типа <Тэмбор>, весьма удачный корабль с мощным торпедным вооружением (10 торпедных аппаратов), 102-мм орудием и двумя 20-мм автоматами. Уже в ходе войны была разработана самая массовая американская лодка типа <Балао> (72). При водоизмещении 1850/2425 т она несла 10 торпедных аппаратов, 127-мм орудие и два 20-мм автомата и развивала скорость 21/10 узлов. Всего была построена 121 лодка этого типа.

Большая лодка типа Т, Великобритания

Средняя лодка типа S, Великобритания

Малая лодка типа U, Великобритания

Подводная лодка "БАЛАО", США

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz