МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
БАЛТИЙСКИЕ ЭСМИНЦЫ
И.Чернышев
<Новик> может стать еще лучше! К такому выводу пришли военно-морские специалисты вскоре после вступления корабля в строй. В проект внесли изменения, и в результате появились семь модификаций миноносца.
Для Балтийского флота на отечественных верфях было заложено 37 кораблей этого типа, имевших четыре разновидности. К первой относился сам прототип - <Новик>. Вторая модификация (головной корабль - эсминец <Лейтенант Ильин> (14), строившаяся самой большой серией, включала 22 корабля; третья, с головным эсминцем <Изяслав> (15), насчитывала пять, и четвертая (<Гогланд>) - девять эсминцев.
Строительство большинства из них завершилось уже в ходе войны. Постройка же 17 кораблей (6 второй, 2 третьей и все 9 четвертой модификаций) так и не была завершена.
Новые эсминцы принимали активное участие в боевых действиях в Рижском заливе, в постановке минных заграждений в южной и центральной Балтике и в набеговых операциях. <Гром>, <Победитель>, <Забияка>, <Константин>, <Изяслав> и <Самсон> совместно с канонерской лодкой <Храбрый> и броненосцами <Слава> и <Гражданин> в начале октября 1917 года у Моонзунда участвовали в тяжелых боях с превосходящими силами германского флота, пытавшимися прорваться в Финский залив. Все попытки противника были сорваны с большими для него потерями. 1(14) октября <Гром> повторил бессмертный подвиг <Стерегущего>.
В тот день на Кассарском плесе в дозоре находились четыре русских эсминца типа <Новик> и канонерская лодка <Храбрый>. Примерно в полдень они обнаружили большой отряд германских кораблей, намеревавшихся прорваться в пролив Соэло-зунд, и вступили в бой. В <Гром> попал снаряд немецкого линкора, и он потерял ход. Когда <Храбрый> взял его на буксир, появилось еще 13 вражеских миноносцев. Наши корабли артиллерийским огнем нанесли тяжелые повреждения двум германским миноносцам и вынудили врага отступить. Но несколько неприятельских снарядов попало и в <Гром>, корабль загорелся. На <Громе> кончились боезапасы, и <Храброму> пришлось снять с наполовину затонувшего эсминца экипаж. В последний момент минный старшина Ф. Е. Семенчук прыгнул назад на свой корабль. Когда один из германских миноносцев типа (16) стал подходить к <Грому>, чтобы взять его на буксир, старшина выстрелил последней торпедой и потопил вражеский корабль. Затем, опасаясь захвата <Грома> противником, Семенчук взорвал корабль. Федор Евдокимович Семенчук чудом остался в живых и позднее за мужество и героизм, проявленные в бою с превосходящими силами кайзеровского флота, Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Красного Знамени.
Экипажи эсминцев Балтийского флота принимали активное участие в Октябрьском вооруженном восстании и в защите завоеваний революции. Так, <Самсон> и <Забияка> вечером 25 октября (7 ноября) 1917 года вошли в Неву и высадили в помощь восставшим десант революционных моряков. Посланцы экипажей обоих кораблей находились в рядах штурмовавших Зимний дворец.
18 мая 1919 года эсминец <Гавриил>, которым командовал молодой офицер, перешедший на сторону революции, Владимир Владимирович Севастьянов, прикрывал тральщики, производившие минную разведку в Каперской губе. Неожиданно появились четыре английских эсминца типа <Виттори> (17), рассчитывавшие на легкую и быструю победу. Искусно маневрируя, командир <Гавриила> в течение часа отвлекал огонь противника на себя, а комендоры вели успешную стрельбу по кораблям интервентов.
4 июня 1919 года эсминец <Азард> под командованием Николая Николаевича Несвицкого, уклонившись от торпед английской подводной лодки, сам атаковал ее. Снаряд, выпущенный из носового орудия комендором С. Боговым, попал в рубку лодки, на мгновение показавшуюся над водой. Как потом выяснилось, <Азард> потопил новейшую английскую подводную лодку .
Эсминцы типа <Новик> участвовали и в Великой Отечественной войне. Верткие, быстроходные, получившие дополнительное зенитное вооружение, они приводили в ярость фашистских летчиков. <Азард>, переименованный в 20-х годах в <Артем>, поддерживал огнем наши сухопутные части при обороне Моонзундского архипелага. Противник сбросил на него более 250 бомб, но безрезультатно. Зато зенитчики корабля сбили два самолета.
Все балтийские модификации в отличие от <Новика> имели вместо трех две турбины общей мощностью: 30000 л. с. - <Лейтенант Ильин>, 32 700 л. с. - <Изяслав>, позволявшие кораблям развивать скорость до 35 узлов. Увеличение запасов топлива (за счет отказа от одной турбины и обеспечивающих ее котлов) дало возможность резко увеличить дальность плавания: к примеру, вместо 1764 миль у <Новика> она у <Лейтенанта Ильина> равнялась 2800 милям.
Водоизмещение у эсминцев второй модификации, как и у <Новика>, составляло 1260 т, а у третьей и четвертой - 1350 т. Отличались и основные размерения. Так, если у <Новика> длина равнялась 102,4 и ширина 9,5 м, то у <Лейтенанта Ильина> - 98,0 и 9,3 м, у <Изяслава> - 107,1 и 9,4 м, а у <Гогланда> - 99,1 и 9,4 м соответственно.
Артиллерийское вооружение всех эсминцев балтийской модификации было одинаковым. А вот в торпедном имелись различия: на <Новике> стояли четыре двухтрубных палубных наводящихся торпедных аппарата, на остальных же - три трехтрубных аппарата, трубы которых можно было устанавливать под углом друг к другу, образуя веер. На <Изяславе> вместо третьего торпедного аппарата имелась пятая пушка (на полубаке).
Экипажи всех кораблей были одинаковыми - по 150 человек (у <Новика>--130),
Германские эсминцы типа , спущенные на воду в 1911 году, имели следующие данные: водоизмещение 760 т, длина 75,5 м, ширина 7,5, осадка 3,2 м, скорость 30,5 узла, вооружение - две 105-мм пушки, два пулемета, один однотрубный и один двухтрубный палубные торпедные аппараты, экипаж 84 человека.
Эсминцы типа <Виттори> сходили со стапелей в 1917-1918 годах. Они имели следующие данные: водоизмещение 1107 т, длина 95,0 м, ширина 8,9, осадка 3,5 м, скорость до 34 узлов, вооружение - четыре 102-мм пушки, одна 76-мм (зенитная) пушка, пять пулеметов, два трехтрубных торпедных аппарата, могли нести до 20 мин заграждения, экипаж 110 человек.
Эскадренный миноносец "ЛЕЙТЕНАНТ ИЛЬИН", Россия, 1914 г
Длина 98 м, ширина 9,3, осадка 1,0 м.
"ИЗЯСЛАВ", Россия, 1914 г
G-7, Германия, 1911 г
"ВИТТОРИ", Англия, 1918 г
HTTP://ATTEND.TO/COMMI