МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
ПЕРВЫЙ В СВОЕМ РОДЕ
И.Чернышев
Русско-японская война 1904-1905 годов убедительно показала, что корабли с торпедным вооружением представляют грозную силу. Однако для действий в составе эскадры в открытом море миноносцы оказались малопригодными из-за недостаточной мореходности, небольших скоростей и дальности плавания. Это учли все морские державы: в конце первого десятилетия XX века началось строительство кораблей с. торпедным вооружением, водоизмещение которых в два-три раза превышало тоннаж старых эсминцев. Резкое возрастание размеров существенно улучшило их мореходность и заметно увеличило дальность плавания, а применение турбин позволило <перешагнуть> рубеж скорости в 30 узлов.
Были улучшены и боевые качества самих торпед. В артиллерийском вооружении наметилась тенденция к уменьшению числа пушек за счет возрастания их калибра.
Германские эсминцы, вступившие в строй к началу первой мировой войны, имели водоизмещение от 570 до 650 т и могли развить скорость до 32 узлов. Их вооружение состояло из двух 88-мм пушек и двух двухтрубных торпедных аппаратов для торпед калибра 500 мм.
Серия эсминцев типа <Трайбл> (11) была построена в Англии перед первой мировой войной. Они имели водоизмещение 870 т, длину 82,5 м, ширину 7,9, осадку 2,5 м и обладали скоростью 33 узла. Вооружены они были пятью 76-мм орудиями и двумя однотрубными торпедными аппаратами для торпед калибра 533 мм.
В отличие от зарубежных строителей русские инженеры и моряки не ограничились увеличением тоннажа и некоторым усилением вооружения, а создали принципиально новый тип эсминцев. В разработке проекта участвовали выдающиеся ученые-кораблестроители - А. Н. Крылов (впоследствии академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии), И. Г. Бубнов и другие.
При проектировании были учтены последние достижения науки и техники. Так, для улучшения мореходности корабль снабдили полубаком - высокой надстройкой борта в носовой части, обеспечивающей хорошую всхожесть на волну. Для уменьшения сопротивления воды движению корабля отношение длины корпуса к его ширине увеличили до 10, прежде оно равнялось 7-8. Котлы работали на нефти (на большинстве зарубежных эсминцев стояли угольные или смешанные котлы).
Проектом предусматривалось оснащение корабля приборами управления артиллерийской и торпедной стрельбой (в других флотах таких приборов на эсминцах не было). Кроме того, решили оборудовать корабль устройствами для размещения и постановки мин заграждения; на иностранных эсминцах они появились только в середине первой мировой войны.
В августе 1910 года на стапеле Путиловского завода в Петербурге был заложен первый эскадренный миноносец нового типа - <Новик> (12).
Русские заводы в тот период еще не имели опыта изготовления турбин. Поэтому чертежи, созданные отечественными инженерами, были переданы в Германию. Там машины изготовили с отступлениями от нормативов и, как полагают, не без умысла, что, естественно, несколько снизило их характеристики.
В июле 1911 г. эскадренный миноносец <Новик> был спущен на воду, а в сентябре 1913 г. он вошел в состав Балтийского флота. На ходовых испытаниях он развил (несмотря на то, что турбины отличались от проекта) скорость 37,3 узла. Так быстро в то время не плавал, ни один корабль в мире!
Эсминец имел три винта, приводившиеся в движение тремя турбинами общей мощностью 40 000 л. с. (немцы впоследствии сделали турбины для себя точно по чертежам и получили общую мощность 42 475 л. с.). Дальность плавания экономическим ходом 1764 мили.
Главные размерения <Новика> были следующие: водоизмещение 1260 т, длина 102,4, ширина 9,5, осадка 3,0 м. Экипаж - 130 человек.
Вооружение (в тот период): четыре 102-мм пушки, четыре пулемета и четыре двухтрубных палубных наводящихся торпедных аппарата. Кроме того, он мог принять на палубу 50 мин заграждения.
Эскадренный миноносец <Новин> к началу первой мировой войны был не только самым быстроходным, но и самым мощным кораблем своего класса.
Военно-морское ведомство России, стремясь быстрее построить серию эсминцев типа <Новик>, часть заказов разместило на заводах Германии. К началу войны их не успели выполнить, и, достроенные позднее, эти эсминцы вошли в состав германского флота, получив обозначения В-97, В-98, V-99 (13), V-100, В-109, В-110, В-111 и В-112. Это были лучшие немецкие корабли своего класса. Из-за того, что эсминцы строились на разных заводах, тактико-технические данные имеют незначительные расхождения. Для V-99 и V-100 они следующие: водоизмещение 1313 т, длина 99 м, ширина 9.36, осадка 2,81 м, общая мощность турбин 42 475 л. с, наибольшая скорость 35,5 узла, дальность плавания 2250 миль, вооружение - четыре 105-мм пушки, восемь пулеметов, два двухтрубных и два однотрубных торпедных аппарата для торпед калибра 500 мм.
17 августа 1915 года <Новик>, находившийся в дозоре в Рижском заливе на подходах к Ирбенскому проливу, встретил эсминцы V-99 и V-100. В коротком бою артиллерийским огнем ом нанес тяжелые повреждения эсминцу V-99, вынудил его отойти на русское минное поле, где тот подорвался и затем выбросился на берег. Значительные повреждения получил и эсминец V-100.
В ночь на 18 мая 1916 года <Новик> и однотипные с ним <Гром> и <Победитель> атаковали в Норчепингской бухте германский конвой и, впервые в истории применив залповую стрельбу торпедами по площади, потопили вспомогательный крейсер <Герман> водоизмещением 4000 т и два сторожевых корабля.
Эскадренный миноносец <Новик>, переименованный в 1920 году в <Яков Свердлов>, в Великую Отечественную войну принимал активное участие в боевых действиях на Балтике, сопровождая транспорты, ставя мины и поддерживая огнем наши сухопутные части.
"НОВИК", Россия, 1911 г
"ТРАЙБЛ", Англия, 1909 г
"V-99", Германия, 1915 г
HTTP://ATTEND.TO/COMMI