МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
ВСЕ ЕЩЕ МИНОНОСЦЫ
И.Чернышев
После обобщения опыта второй мировой войны все страны пересмотрели свои военные и военно-морские доктрины. Были определены новые кораблестроительные программы.
Особых изменений в предназначении эсминцев по сравнению с концом второй мировой войны не произошло, если не считать, что на первое место для них выдвинулась задача борьбы с подводными лодками противнике, а охранение своих кораблей и транспортов в море переместилось на второе (для решения этой задачи создавались специальные эскортные корабли). Вместе с тем, эсминцы по-прежнему считались универсальными, многоцелевыми.
Создание новых кораблей всегда связано с преодолением больших трудностей, поскольку заказчики выдвигают проектировщикам подчас альтернативные требования. Так, усиление мощности вооружения и повышение эффективности его применения влечет увеличение водоизмещения и размеров кораблей, последнее отрицательно сказывается на скорости. Чтобы ее <держать> на прежнем уровне, приходится повышать мощность силовой установки, а это - опять увеличение размерений. И так одно цепляется за другое.
Советские конструкторы в процессе проектирования стремились создать принципиально новый тип эскадренного миноносца с качественными изменениями в вооружении и техническом оснащении. Ученым, инженерам и строителям пришлось столкнуться с рядом сложных проблем, требующих оригинальных решений. В их числе, кроме повышения мощности вооружения и эффективности его использования, были увеличение дальности плавания и улучшение мореходности.
Создатели нового эсминца успешно решили эти проблемы, и наша промышленность приступила к строительству кораблей типа <Пламенный> (39). Это были гладкопалубные, без полубака, но с поднимающейся к форштевню носовой частью корабли, что еще больше улучшало мореходность и позволяло им выходить на океанские просторы. Они имели высокопроизводительные котлы с повышенными параметрами и мощные турбоагрегаты, размещенные поэшелонно (друг за другом): турбины и котлы со своими вспомогательными механизмами каждого эшелона находились в одном машинно-котельном отделении. Автоматические устройства изменили принцип управления энергетической установкой и повысили ее быстродействие и экономичность.
Новые эсминцы имели стабилизированную (то есть не подверженную влиянию качки) универсальную артиллерию: четыре орудия <главного> калибра (они размещались попарно в автоматизированных башнях), 16 автоматов калибра 57 мм (счетверенные установки), два пятитрубных торпедных аппарата, а также реактивные многоствольные противолодочные бомбометы. Приборы управления стрельбой, электронавигационные приборы, радио- и гидролокаторы работали комплексно, что повышало надежность использования оружия в самых различных условиях. По характеру вооружения эсминцы типа <Пламенный> превосходили большинство иностранных кораблей этого класса, широкая автоматизация позволила значительно сократить численность экипажа, а мореходность и автономность позволяли им плавать в любых районах Мирового океана.
Примерно в этот же период появились и в зарубежных флотах эскадренные миноносцы новых типов, построенные с учетом опыта войны и последних достижений науки и техники. В странах НАТО при создании этих и других кораблей учитывалась еще и роль, отводимая флоту командованием агрессивного блока.
Характерным для новых эсминцев всех флотов стало дальнейшее усиление противолодочного вооружения за счет замены обычных торпед, предназначавшихся для поражения надводных кораблей глубоководными самонаводящимися торпедами.
Это поколение кораблей оказалось последним в роду <классических> эскадренных миноносцев, которые стали переходным типом применительно к новым эсминцам с новым вооружением и энергетикой. Научно-техническая революция в военном деле обусловила появление новых видов оружия (ядерное, ракетное) и технических средств (атомные и газотурбинные силовые установки, вертолеты, сверхзвуковые самолеты). Естественно, это потребовало создания и новых кораблей, в том числе в классе эскадренных миноносцев, способных решать свои задачи в новых условиях.
"ПЛАМЕННЫЙ", СССР
"ДЭРИНГ", Англия, 1952-1954
водоизмещение 3600 т, длина 118,9, ширина 13,1 осадка 5,5 м, мощность турбин 54 тыс. л. с., скорость до 30,5 узла и дальность плавания 20-узловым ходом 4400 миль. Их вооружение состояло из шести 114-мм универсальных орудий (по два в трех башнях), трех спаренных автоматических 40-мм зенитных установок, одного пятитрубного торпедного аппарата и одного многоствольного реактивного противолодочного бомбомета. Экипаж 297 человек.
"ФОРРЕСТ ШЕРМАН", США, 1955-1959
водоизмещение 4050 т, длина 127,6, ширина 13,7 осадка 6,7 м. Мощность главной силовой установки 70 тыс. л. с., наибольшая скорость 33 узла. Вооружение: три универсальные 127-мм пушки в трех башнях, две спаренные автоматические 76-мм зенитные установки, два трехтрубных торпедных противолодочных аппарата и два многоствольных реактивных противолодочных бомбомета. Экипаж 276 человек.
"ИМПЕТУОЗО", Италия, 1958
водоизмещение 3800 т, длина 127,6, ширина 13,2 осадка 5,3 м. Турбины развивали мощность 60 тыс.л.с. и сообщали кораблю скорость до 34 узлов, дальность плавания 20-узловым ходом равнялась 3460 милям. Их вооружение состояло из четырех 127-мм универсальных орудий (по два в башне), 16 автоматических 40-мм зенитных пушек, двух однотрубных аппаратов для противолодочных торпед, пяти противолодочных бомбометов и одного бомбосбрасывателя. Экипаж 350 человек.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI