МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"СИНОП"

Г.Смирнов

На стрельбах 2 января 1879 года осколки 38-тонного орудия, разорвавшегося в башне английского броненосца "Тандерер", уложили на месте двух офицеров и восьмерых матросов. Забыв, что пушка уже заряжена, артиллеристы этого броненосца зарядили ее вторично и загубили свои жизни. Заряжайся их орудие с казны - такая трагедия была бы невозможна в принципе. В 1880-х годах англичане, вынужденные воспользоваться французским опытом, приступили к постройке броненосцев класса "Адмирал" с орудиями в барбетных башнях.
Этот тип артиллерийской установки французские кораблестроители начали отрабатывать еще в начале 1870-х годов. Барбет представляет собой открытый сверху броневой бруствер высотой около двух метров, внутри которого вращается платформа с установленным на ней орудием, причем его ствол возвышается над верхней гранью барбета. В таких башнях устанавливались лишь казнозарядные пушки, которым можно было придавать углы возвышения гораздо большие, чем в закрытых башнях тех лет. Но установить всю артиллерию главного калибра в барбетах французы не решались довольно долго. Раньше всех сделал этот шаг русский кораблестроитель адмирал А. Попов на своих знаменитых "поповках" - круглых броненосцах береговой обороны.
Об этих кораблях как до постройки, так и после нее было высказано немало критических замечаний. Но если учесть те жесткие требования, которые были поставлены перед Поповым, то нужно признать, что он справился с задачей успешно.
В июне 1873 года был спущен первый русский броненосец на Черном море - "поповка" "Новгород". Два 280-мм нарезных орудия в барбетной башне, 263-мм бортовая броня, броневая палуба делали этот корабль грозным противником для любого иностранного броненосца тех лет. Вторая "поповка", спущенная в 1875 году. - "Вице-адмирал Попов" - была больше по водоизмещению, несла два броневых пояса толщиной 229 мм и 178 мм и два 305-мм нарезных орудия.
До 1879 года ни одна страна не решилась повторить опыт Попова в деле постройки чисто барбетных броненосцев. Корабли, строящиеся в этот период на французских, английских и германских верфях, можно было бы назвать казематно-барбетными, так как на них часть орудий главного калибра размещалась в каземате, а часть в барбетной башне. Таковы французские "Оцеан", "Маренго". "Фридланд", "Ришелье" и английский "Темерер". К этому типу принадлежал и "Захсен" - первый германский броненосец, построенный на немецкой верфи в 1877 году. Из его 254-мм орудий два размещены в носовом барбете, а четыре - в среднем каземате с продольным обстрелом.
В преддверии всех этих новых веяний и строился первый французский барбетный броненосец "Адмираль Дюпре", спущенный на воду в 1879 году. На нем впервые применяются все средства противоминной защиты: число отсеков более 200, дно и борт до броневой палубы двойные, над броневой палубой в носовой части - пояс отсеков, заполненных целлюлозой. Высокий борт бронировался лишь узкой полосой 550-мм брони по всей ватерлинии. Четыре 340-мм орудия главного калибра размещались в четырех броневых барбетах с толщиной стенок 300 мм. От них в боевые погреба вели колодцы для подачи снарядов, защищенные 100-мм броней, Броневая 60-мм палуба, настланная по верхней кромке броневого пояса, защищала сверху две машины, 12 котлов и другие жизненные центры корабля. "Адмираль Дюпре" послужил прототипом для ряда французских броненосцев: "Адмираль Бодэн", "Формидабль", "Марсо", "Нептун", "Маджента".
Приступив к проектированию своих барбетных броненосцев, англичане тоже воспользовались французской схемой. Правда, в противоположность французам, всегда стремившимся защитить броней всю ватерлинию, англичане следовали своей традиции защищать орудийную прислугу. Четыре 305-мм казнозарядных орудия "Коллингвуда" - головного корабля класса "Адмирал", - установленные попарно в двух барбетных башнях в носу и в корме, были надежно прикрыты броней сверху и снабжены гидравлическим подъемным механизмом. Зато 456-мм броня "компаунд" закрывала лишь центральную часть корпуса, оставляя незащищенными носовую и кормовую части корабля. Последний броненосец класса "Адмирал" - "Бенбоу" нес лишь два 413-мм орудия.
Но, несмотря на все-усовершенствования, англичанам не удалось устранить недостатки французской схемы бронирования: орудийная прислуга на этих кораблях была, по сути дела, беззащитной против снарядов, разорвавшихся в межпалубном пространстве под барбетной башней.
В то время как англичане и французы разрабатывали противоположные схемы бронирования, итальянский кораблестроитель Б. Брин придумал третью систему. Он отказался вообще от бортовой брони, ограничившись 76-мм броневой палубой, идущей ниже ватерлинии от носа до кормы по всей длине корпуса. Над ней - множество водонепроницаемых отсеков. Бронированный колодец для подачи снарядов выходит в эллипсовидный барбет, расположенный по диагонали в средней части корабля. Рубка и комингсы вокруг машинных люков и оснований труб - вот и вся броневая защита корабля по схеме Брина. В течение нескольких лет броненосцы "Италия" и "Лепанто", построенные по проекту Брина, считались самыми крупными (14-15 тыс. т) и самыми быстроходными (18 узлов) боевыми кораблями, вооруженными самыми тяжелыми орудиями (четыре 430-мм казнозарядных орудия). Но поскольку эти эпитеты достались ценой отказа от серьезной броневой защиты, эскадренных броненосцев по схеме "Италия" не строил никто, кроме самого Брина.
Россия усвоила уроки русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В 1882 году. приступая к строительству нового Черноморского флота, "русское морское ведомство, - по словам английского морского историка Кларка, - выказало как оригинальность, так и инициативу. В барбетах грушевидной формы на трех броненосцах типа "Синоп" размещались 6 тяжелых орудий, соединенных попарно, - схема, характерная только для русского флота. В эти годы в России не было построено ни одного корабля крупнее 13 тыс. тонн, а временное повальное увлечение сверхтяжелыми орудиями-монстрами, пошедшее в Европе из Италии, не достигло России. Здесь самым крупным калибром по-прежнему оставался калибр 305 мм".
В 1886 и 1887 годах со стапелей севастопольской верфи РОПИТ сошли два броненосца новой серии "Чесма" и "Синоп", а в Николаеве спустили на воду однотипный с ними броненосец "Екатерина II". Построенные под руководством корабельных инженеров Арцеулова, Корнилова, Мордвинова и Торопова, эти двухвинтовые броненосцы водоизмещением около 11 тыс. т со скоростью хода 15-16 узлов, несущие 6 305-мм орудий и 8 152-мм, были свободны от недостатков французских барбетных броненосцев. Став основой Черноморского флота, эти корабли несли службу в течение нескольких десятилетий.
А на Балтийском море в это время строились корабли другого типа...

"СИНОП", Россия

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz