МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
"ДЮНКЕРК"
Г.Смирнов
22 июня 1940 года капитулировала перед Германией союзница Англии Франция, и "владычица морей" оказалась в критическом положении. Опасаясь, что французский флот - пятый флот мира - попадет в руки немцев и итальянцев, британское адмиралтейство лихорадочно разрабатывало операцию "Катапульта", направленную против кораблей недавнего союзника. 3 июля эскадра вице-адмирала Соммервилла подошла к Орану, и адмиралу Жансулю, командующему французской эскадрой, базировавшейся на этот североафриканский порт, было предложено выбрать любое из трех решений: продолжать сражаться против Германии и Италии; перевести корабли в английские порты; перевести корабли в нейтральные порты и разоружиться. Жансуль отверг ультиматум, и англичане открыли огонь по своим бывшим союзникам.
Через десять минут все было кончено. Сел на грунт флагманский корабль Жансуля "Дюнкерк". Взорвался дредноут "Бретань", другой - "Прованс" - выбросился на мель. Один лишь "Страсбург" с пятью эсминцами и несколькими подводными лодками с боем прорвался в Тулон. Через несколько дней в Дакаре был выведен из строя новейший французский линкор "Ришелье", а в Касабланке поврежден недостроенный "Жан Бар". Британское адмиралтейство могло быть довольно: все новейшие линкоры Франции были выведены из строя.
В отличие от большинства морских держав, которые затратили немало средств и сил на перестройку дредноутов эпохи первой мировой войны, Франция не занималась модернизацией старых кораблей и в начале 30-х годов сразу начала проектировать совершенно новые линкоры типа "Дюнкерк". Большая скорость - 29,5 узла - и сравнительно легкое бортовое бронирование - 175 мм - давали некоторым специалистам основания относить этот корабль к классу линейных крейсеров, но в действительности это был один из сильнейших линкоров своего времени. При полном водоизмещении 32 260 т он, кроме орудий главного калибра, нес 16 130-мм пушек в трех четырехорудийных и двух двухорудийных башнях, восемь 37-мм зенитных пушек и четыре самолета. Ватерлинию защищал броневой пояс толщиной 280 мм, толщина брони на башнях и боевой рубке - 356 мм. Создаваемые как противовес немецким "Шарнхорсту" и "Гнейзенау", "Дюнкерк" и "Страсбург" отдаленно напоминали английские линкоры "Нельсон" и "Родней". Так же как на этих кораблях, все орудия главного калибра на "Дюнкерках" были сконструированы в носовой части. Но если 406-мм пушки "Нельсона" размещались в трех трехорудийных башнях, то на французском линкоре 330-мм орудия впервые в мировой практике были установлены в двух четырехорудийных башнях.
Завершенный постройкой в апреле 1937 года, "Дюнкерк" представлял Францию на коронационных торжествах в бухте Спитхед. Спустя 20 месяцев - в декабре 1938 года - был готов "Страсбург", и во вторую мировую войну Франция вступила, имея в строю только два новых линкора. Три более крупных линейных корабля такого же типа начали строиться. Из них в ходе войны был достроен лишь один - "Ришелье". Другой - "Клемансо" - был уничтожен на стапеле, третий - "Жан Бар" - достроен после войны.
К концу 1940 года французы ухитрились прибуксировать поврежденный "Дюнкерк" в Тулон и приступить к ремонту. Но как будто злой рок висел над французскими линкорами: 27 ноября 1942 года, после того как немцы полностью оккупировали Францию, французские моряки затопили свои корабли, чтобы они не достались врагу.
По любопытному стечению обстоятельств с судьбой французских линкоров оказалось немало общего у линкоров итальянских: они тоже больше пострадали от бывших союзников, чем от противников. После того как 8 сентября 1943 года Италия капитулировала и вышла из войны, часть итальянского флота под командованием адмирала Бергамини полным ходом шла сдаваться в плен на остров Мальта. Когда в полдень 9 сентября на горизонте появились самолеты, итальянские моряки, считая, по-видимому, что для них война уже кончилась, не сыграли на своих кораблях боевую тревогу. И немецкие самолеты получили прекрасную возможность испытать новое оружие - планирующие бомбы, управляемые по радио, - на кораблях своих недавних союзников. Испытание прошло успешно: одна из планирующих бомб угодила в пороховой погреб флагманского корабля адмирала Бергамини, мгновенно уничтожив новейший линкор "Рома".
Если французы, вообще отказываясь модернизировать старые дредноуты, являли собой одну крайность, то итальянцы ударились в другую. В 1937-1940 годах они произвели самую кардинальную модернизацию, какой когда-либо подвергались корабли. Модернизированные дредноуты "Андреа Дориа", "Кай Дуилио", "Конте ди Кавур" и "Кай Юлий Цезарь" ничего общего не имели с тем, что они собой представляли до переделки. Их водоизмещение при полной нагрузке увеличилось с 25 200 до 29 000 т, мощность машин с 32000 до 85000 л. с., скорость возросла с 21,5 до 27 узлов. Позже было заменено вооружение: вместо тринадцати 305-мм, шестнадцати 152-мм и восемнадцати 76-мм пушек на модернизированных итальянских линкорх установили десять 320-мм, двенадцать 132-мм и десять 88-мм орудий. Существенно были переделаны корпус, трубы и надстройки.
Последними самыми крупными итальянскими линкорами стали линкоры "Витторио Венето", "Литторио", "Рома" и "Имперо". Последний был спущен на воду, но так и не вошел в строй. Этим линкорам были свойственны особенности, всегда отличавшие итальянскую кораблестроительную школу: высокая скорость хода за счет ослабления бронирования. При полной нагрузке водоизмещение "Витторио Венето" составляло 45752 т. Турбинная установка в 140 000 л.с. позволяла развивать скорость в 30 узлов. Артиллерийское вооружение - девять 380-мм орудий в башнях, двенадцать 152-мм в четырех башнях, двенадцать 88-мм, четыре 120-мм, двадцать 37-мм и от двадцати восьми до тридцати двух 20-мм.
Хотя новым итальянским линкорам повезло больше, чем французским (они уцелели и пошли на слом после войны), англичанам практически всегда удавалось исключить их из игры. 12 ноября 1940 года во время налета английской авиации на Торонто "Литторио", получив три торпеды в борт, сел на грунт. 28 марта 1941 года английская авиационная торпеда, угодившая в "Витторио Венето", вывела из строя оба левых винта. В середине декабря 1941 года, только выйдя после ремонта, "Витторио Венето" получил торпеду, выпущенную подлодкой, и снова вышел на полгода из строя. Лишь в июне 1942 года оба линкора смогли вместе выйти в море. А 5 июня 1943 года во время налета на Специю английская авиация снова поражает "Витторио Венето", и его приходится отправить на ремонт в Геную.
Какова же судьба семи итальянских линкоров? "Рома" погиб от немецкой планирующей бомбы. "Литторио" (переименованный в "Италию"), "Витторио Венето", "Андреа Дориа" и "Кай Дуилио" 11 сентября 1943 года пришли на Мальту и сдались союзникам. Позднее из Венеции ускользнул от немцев и сдался "Кай Юлий Цезарь". Лишь "Конте ди Кавур" достался немцам и был уничтожен авиацией союзников в начале 1945 года.
"ДЮНКЕРК", Франция
HTTP://ATTEND.TO/COMMI