МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

АМУРСКИЕ МОНИТОРЫ

Китайско-Восточная железная дорога, принадлежавшая Советскому Союзу, была захвачена 10 июля 1929 года. Исполнителями этих провокационных действий стали гоминьдановская военщина и русские белогвардейцы, осевшие на территории Китая, а также подстрекавшие их японские и американские империалисты. Одновременно с этим противник стал стягивать трехсоттысячную армию к границам Забайкалья, Приамурья и Приморья. В ответ на советскую ноту от 14 июля 1929 года белокитайцы стали обстреливать наши пароходы и прибрежные населенные пункты, совершать налеты на советские заставы, патрули и сторожевые охранения, пускать в Амур плавающие мины из его притока реки Сунгари. Конечно, эти вылазки получали немедленный отпор со стороны Особой Дальневосточной армии и Амурской флотилии, но провокации не прекращались. И тогда советское командование решило нанести удар по главным силам врага, сосредоточенным в устье Сунгари и у города Лахасусу.
Этот город и близлежащие деревни, в которых засела китайская морская пехота и части 9-й пехотной бригады, представляли собой сильно укрепленный район с мощными огневыми сооружениями: окопами, блиндажами, артиллерийскими батареями и бомбометными установками. На рейде Лахасусу стояли корабли Сунгарийской флотилии - крейсер "Киан-Хын", три канонерские лодки "Ли-Дзи", "Ли-Суй" и "Дзян-Пин", пять вооруженных пароходов "Дян-Пай", "Дян-Най", "Дян-Тай", "Дзянь-Тунь" и "Дзян-Ань", вооруженный транспорт "Ли-Чуань" и плавучая несамоходная батарея "Дун-И". В общей сложности на них находилось три 120-мм орудия, четырнадцать 76-мм пушек, восемь 47-мм и четырнадцать 20-мм автоматов, одна 40-мм зенитка и двадцать два бомбомета. Для защиты рейда китайцы выставили минное заграждение в устье Сунгари, а в двух протоках, соединяющих Амур и Сунгари, поставили минные банки и боновые заграждения. Кроме того, у входа в протоки стояли готовые к затоплению баржи, груженные камнями.
Этим силам командование Амурской флотилии противопоставило четырнадцать кораблей - мониторы "Ленин", "Свердлов", "Сунь-Ятсен" и "Красный Восток"; канонерские лодки "Пролетарий", "Красное знамя" и "Бурят", бронекатера "Пика", "Копье", "Барс" и другие. Перед ними была поставлена задача: уничтожить белокитайские корабли и обеспечить высадку и продвижение десанта. 9 октября 1929 года был подписан приказ - начать операцию 11 октября и провести ее в небывало короткий срок - в 24 часа!
В ночь на 12 октября советские корабли подошли к устью Сунгари и стали на якоря согласно диспозиции. В 6.12 с флагманского монитора "Ленин" прогремел первый залп, вслед за ним открыли огонь "Свердлов", "Сунь-Ятсен" и канонерские лодки. Тем временем "Красный Восток" обстреливал береговые укрепления и батареи противника. Китайская корабельная и береговая артиллерия тут же ответила довольно метким огнем: мониторы "Ленин" и "Сунь-Ятсен" вынуждены были сняться с якоря и продолжать бой на маневре.
Первым добился боевого успеха "Свердлов", который несколькими залпами накрыл и потопил канонерку "Ли-Дзи", потом "Ли-Суй". От его снарядов начался пожар на пароходе "Дян-Пай". От близких разрывов вражеских снарядов, а также от интенсивного огня собственных орудий на "Свердлове" вышло из строя электроснабжение. Недра корабля погрузились в темноту, остановились механизмы боевого питания. Но высокий боевой дух и выучка экипажа спасли положение: прислуга артиллерийских погребов быстро перешла на ручную подачу боеприпасов в башни, и стрельба не прекращалась ни на минуту.
Подавив за первые двадцать минут боя вражескую береговую батарею, монитор "Красный Восток" перенес огонь на китайскую канонерку "Дзян-Пин", на ней вскоре раздался сильнейший взрыв. Тем временем монитор "Сунь-Ятсен" двумя снарядами поразил пароход "Дян-Пай", на котором взорвался пороховой погреб. Охваченный пламенем корабль пошел ко дну, а артиллеристы "Сунь-Ятсена" перенесли огонь на плавучую батарею "Дун-И" и через несколько минут заставили замолчать ее орудия. Не выдержав накала боя, уцелевшие корабли противника обратились в бегство; стали уходить вверх по Сунгари, а с советских кораблей на вражеский берег хлынули волны десанта. Поддержанные огнем корабельной артиллерии, наши войска ворвались в Лахасусу. И вскоре на улицах города завязался бой.
Задание командования было выполнено в срок: к восьми часам утра - к моменту подъема флага - Сунгарийская флотилия была почти полностью уничтожена, а к 15 часам пали город и крепость Лахасусу.
Однако этот урок не пошел белокитайцам впрок. Отказавшись от предложения Советского правительства мирно решить конфликт, они стали накапливать силы в другом укрепленном районе, близ города Фугдин, где собрались остатки Сунгарийской флотилии, бежавшие из Лахасусу, - крейсер "Киан-Хын", три вооруженных парохода - "Дян-Най", "Дзян-Тунь" и "Дзян-Ань" и вооруженный транспорт "Ли-Чуань". Что касается сухопутных сил, то противник сосредоточил в Фугдине больше войск, чем было в Лахасусу, рассчитывая напасть на советские границы с наступлением холодов, когда Амур покроется льдом и наши корабли уйдут на зимовку в Хабаровск.
Разгадав этот замысел, советское командование решило разгромить Фугдинский укрепленный район до наступления ледостава. В течение трех дней корабли Амурской флотилии и войска Особой Дальневосточной армии должны были нанести удар по Фугдинской группировке и ликвидировать опасность нападения на Советский Союз. Для выполнения операции составили две группы кораблей.
29 октября тральщики очистили от мин вход в Сунгари, и на следующий день в 5.30 первая - ударная - группа медленно двинулась за тральщиками вверх по реке. Следом за ней шел "Ленин", который успешно высадил десант в Лахасусу.
Вторая группа начала движение в 8.45 К 15 часам 30 октября советские корабли остановились у заграждения из семи затопленных барж и двух пароходов, между которыми командир бронекатера "Барс" обнаружил, однако, проходы. Но в связи с быстро наступавшей темнотой флотилия стала на якорь. На рассвете следующего дня катера разведали, а тральщики расчистили проходы, и корабли двинулись вперед. Пока высаженные на берег войска вели ожесточенные бои за Фугдин, наши мониторы и канонерские лодки уничтожили последние остатки Сунгарийской флотилии и обрушили шквал огня на вражеские береговые укрепления. Огневые точки были подавлены, войска выбиты из окопов и обращены в бегство, а остатки капитулировали. К 20 часам советские войска заняли весь город, и корабли получили приказ немедленно возвратиться в Хабаровск.
Советское правительство высоко оценило боевые заслуги моряков-амурцев. Орденами боевого Красного Знамени были награждены 59 командиров и краснофлотцев, а 20 мая 1930 года за отличные действия по разгрому белокитайцев этой награды удостоили и всю Амурскую флотилию. Но славный боевой путь флотилии еще не был закончен: кораблям, построенным на отечественных верфях в начале XX века, предстояло еще участвовать в сражениях Великой Отечественной войны...
Русский военно-морской флаг на Амуре впервые был поднят 14 мая 1854 года на вооруженном пароходе "Аргунь". Это судно принадлежало морскому ведомству, которое занималось изучением реки и наблюдением за судоходством на ней. В 1897 году для охраны пограничной полосы Амурского бассейна создали Амурско-Уссурийскую казачью флотилию, состоявшую из пароходов "Атаман" и "Казак Уссурийский", парового катера "Дозорный" и барж "Булава" и "Лена". Лишь в 1903 году, незадолго до начала русско-японской войны, был положительно решен неоднократно поднимавшийся вопрос о постройке специально для Амура речных канонерских лодок. Выполнение этого заказа поручили Сормовскому заводу.
Однако уже в конце 1904 - в начале 1905 года возникла опасность, что японцы готовят десант в устье Амура- это могло создать угрозу русскому судоходству на реках Амурского бассейна, по которым снабжались русские армии в Маньчжурии. Было принято решение усилить оборону устья плавучими батареями - железными баржами Амурского общества пароходства и торговли, вооруженными 152-мм орудиями. 5 марта 1905 года десять таких орудий были отправлены из Петербурга в Сретенск, а 11 марта в Хабаровск прибыли из Владивостока специалисты для разработки проекта плавбатарей. Спустя еще пять дней в Уссурийской протоке на баржах "Беркут" и "Орел" начались работы: в корпусах барж со второго дна выводился вровень с комингсами грузовых люков деревянный сруб, и на нем устанавливалось 152-мм орудие. В апреле из Кронштадта прибыл отряд из тысячи моряков для укомплектования батарей, а 10 и 11 мая были наконец получены пушки со станками и боеприпасами. Моряки тут же включились в строительные работы, и к 31 мая шесть барж с буксирами были готовы к испытаниям - "Беркут", "Орел", "Сокол", "Лунгин", "Чибис" и "Гриф". На каждой из них установили по два 152-мм морских орудия с броневыми щитами и по шесть пулеметов. Палубы покрыли котельным железом, а по бортам постелили ящики с песком.
Пробная стрельба с баржи "Орел" дала удовлетворительные результаты, после чего необычная эскадра двинулась вниз по Амуру, производя по пути учебные пулеметно-артиллерийские стрельбы. Вскоре отряд занял боевую позицию у бухты Де-Кастри, где ожидалась высадка японского десанта, но в конце июня стало известно об окончании войны. В октябре плавбатареи разоружили, а на следующий год из Сормова в Сретенск стали прибывать в разобранном виде первые три канонерки типа "Орочанин" (51), "Монгол" и "Бурят". Это были винтовые речные корабли водоизмещением 193т, вооруженные двумя 75-мм пушками и четырьмя пулеметами.
Но уже в ходе их строительства стало ясно, что они не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к канонерским лодкам на Амуре. "Главный их недостаток, - писал инспектор судоходства Амурского водного управления В. Петрушевский, - это плохая зашита от неприятельских снарядов, которая делает их значение, безусловно, вспомогательным, так как даже против обыкновенной полевой артиллерии, поставленной на берегу, они бороться на реке не могут". В связи с этим проект переработали: сократили число надстроек, усилили артиллерийское вооружение одной 122-мм гаубицей, жизненно важные части защитили 25,4-мм палубной и бортовой броней. За счет этого водоизмещение возросло до 244 т, а скорость снизилась до 10 узлов. В 1908 году в строй вступили семь бронированных канонерок - "Корел", "Киргиз", "Калмык", "Вогул", "Вотяк", "Зырянин" и "Сибиряк", которые вместе с "Орочанином", "Монголом" и "Бурятом" составили отдельный отряд судов, Причисленных к Сибирской флотилии, образованной еще в декабре 1908 года.
Но на этом вооружение Амурской флотилии не завершилось. В 1506 году морское министерство приняло решение о постройке восьми новых канонерских лодок, спроектированных инженерами Н. Кутейниковым и П. Беляевым. Один из авторов проекта, Н. Кутейников, создал в Осиповском затоне неподалеку от Хабаровска судосборочную базу (корабли строились на Балтийском заводе в Петербурге и по частям перевозились железной дорогой на Дальний Восток), где собирались и испытывались канлодки "Шквал", "Ураган", "Гроза", "Вихрь", "Шторм", "Тайфун", "Смерч" и "Вьюга", впоследствии переклассифицированные в речные мониторы.
При водоизмещении 946 т они были вооружены двумя 152-мм и четырьмя 120-мм орудиями, размещенными в четырех башнях, и семью пулеметами. Броневая защита состояла из бортового пояса толщиной 114 мм. Но самой интересной особенностью этих кораблей была силовая установка: четыре дизеля суммарной мощностью 1000 л. с. приводили в действие четыре гребных винта. Все они вступили в строй в 1910 году, Таким образом, амурские мониторы стали первыми в мире дизельными речными боевыми кораблями. "Факт этот - величайшего значения, - писал в 1940 году журнал "Морской сборник", - так как в этом случае Россия опередила на много лет не только Европу, но и Америку..."
Большинству амурских мониторов этого выпуска выпала на долю славная судьба, хотя в первой мировой войне они оказались вне сферы боевых действий и большая их часть была фактически разоружена.
В 1917-1921 годах в судьбу кораблей Амурской флотилии властно вмешались события Октябрьской революции и гражданской войны. В декабре 1917 - январе 1918 года экипажи всех канонерок и мониторов перешли на сторону Советской власти. 7 сентября 1918 года в Хабаровске японцы захватили семь мониторов и девять канонерок. Спустя несколько дней в руки интервентов попал "Шквал", а "Орочанин" был взорван своим экипажем в районе Благовещенска. Осенью 1920-го японцы, отступая, увели на Сахалин монитор "Шквал" и канонерки "Бурят", "Монгол" и "Вотяк", а остальные корабли вывели из строя, причем четыре из них полностью - "Зырянина", "Калмыка", "Киргиза" и "Корела". Позднее, в мае 1925 года, японцы вернули Советской Республике уведенные на Сахалин корабли, которые после реконструкции вновь стали в строй.
Восстановление Амурской флотилии началось весной 1921 года, когда закончились восстановительные работы на канонерках "Вогул" и "Сибиряк", мониторах "Шторм" и "Ураган", к которым летом того же года присоединились переоборудованные в плавучие батареи "Вьюга" и "Тайфун". В конце 1921 года ввиду угрозы захвата Хабаровска японскими интервентами были взорваны своими экипажами мониторы "Вихрь", "Смерч" и "Гроза", причем последний затонул и в строй больше не вводился. Что же касается оставшихся семи мониторов и пяти канонерок, то им повезло больше.
Так, "Вогул", "Сибиряк", "Бурят" (введены в строй в 1929 году) и "Монгол" (в строю с 1932 года) прошли капитальный ремонт и вместе с "Вотяком", введенным в строй в 1927 году, участвовали в сражениях Великой Отечественной войны. За боевые заслуги "Вогул" был награжден орденом Красного Знамени, а "Вотяк" удостоен гвардейского звания.
Амурские мониторы "Шторм" (с 1922 года "Ленин"), "Вьюга" (с 1922 года "Свердлов"), "Шквал" (с1927 года "Сунь-Ятсен",а с 1949 -"Сучан") и "Ураган" (с 1927 года "Красный Восток") тоже прошли капитальный ремонт и модернизацию соответственно в 1927-1928, 1934-1935-м и участвовали в боевых действиях на Сунгари в 1929 году, а также в сражениях Великой Отечественной войны, причем "Сунь-Ятсен" и "Свердлов" были удостоены гвардейского звания.
Интересно сложилась судьба монитора "Вихрь". Взорванный своим экипажем в декабре 1921 года, он был восстановлен в 1928 году как плавучая несамоходная база гидроавиации "Амур" и в таком качестве участвовал в действиях против белокитайцев в 1929 году. А позднее, пройдя в 1933-1939 годах капитальный ремонт и модернизацию, монитор, получивший название "Дальневосточный комсомолец", участвовал в Великой Отечественной войне. Два последних монитора - "Смерч" (с 1932 года "Триандафилов", а с 1938 года - "Киров"), и "Тайфун" (с 1932 года "Вострецов", а с 1939-го "Дзержинец") - были введены в строй в 1932 году и прошли капитальный ремонт в 1936-1937 годах. Участия в Великой Отечественной войне они не принимали. Все эти корабли пошли на слом в 1958 году, прослужив в строю русского и советского флотов почти полстолетия.

Плавучая несамоходная батарея "БЕРКУТ", Россия, 1905 г. Переоборудована из железной баржи Амурского общества пароходства и торговли веской 1905 года. Водоизмещение около 500 т. Длина наибольшая 78 м. ширина 8, среднее углубление 1,1 м. Защита - листы котельного железа на палубе и мешки с песком. Вооружение: два 152-мм орудия и шесть пулеметов. Всего построено 6 единиц.

Речная канонерская лодка "ОРОЧАНИН", Россия, 1907 г. Водоизмещение 193 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 400 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольшая 54,5 м, ширина 8,2, среднее углубление 0,6-0,8 м. Вооружение: два 75-11-м орудия и четыре пулемета. Всего построило 3 единицы.

Речной монитор "ЛЕНИН" ("ШТОРМ"), Россия,1910 г. Разборная конструкция корпуса изготовлена на Балтийском заводе в Петербурге, собран в Осиповском затоне на Амуре в нюне 1909 года, в строй вступил 15 августа 1910 года. Первоначальное название "Шторм". Водоизмещение 946 т, мощность четырех дизелей 1 тыс. л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольшая 70,9 м, ширина 12,8, среднее углубление 1,4 м. Бронирование: борт и башни - 114 мм. Вооружение: два 152-мм орудия в одноорудийных башнях, четыре 120-мм орудия в двухорудийных башнях, семь пулемётов. Всего построено 8 единиц.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz