МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
КОРАБЛИ ВОСТОЧНЫХ "ДРАКОНОВ"
С.БАЛАКИН
Начало 80-х годов XX века совпало с серьезными изменениями геополитической ситуации в мире, особенно на Дальнем Востоке. Такие <незаметные> в прошлом страны, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, переживали бурный экономический рост, из-за чего на Западе их стали обобщенно именовать <молодыми драконами>. Это уважительное прозвище наглядно свидетельствовало, что у традиционных <драконов> региона - Японии и Китая - появились достойные конкуренты.
Как это обычно бывает, подъем экономики спровоцировал и рост внешнеполитических амбиций. Дальневосточные страны приступили к интенсивной модернизации своих вооруженных сил вообще и флота в частности. Своего рода апогеем военно-морской экспансии стало появление в составе ВМС Таиланда авианосца. Еще десять лет назад никто из западных экспертов не мог себе такого даже представить! Однако факт остается фактом: иметь собственные крупные военные корабли для влиятельных стран Восточной Азии стало элементом престижа.
Конечно, авианосец - это крайность: его эксплуатация оказалась Таиланду не по карману, и большую часть времени <Чакри Нарьюбет> (<Честь династии Чакри>) ныне простаивает в резерве. Для большинства дальневосточных <драконов> наиболее внушительными боевыми единицами флота стали эсминцы. Причем, если не принимать в расчет СССР, кораблей данного класса за два последних десятилетия в Азии было построено значительно больше, чем во всех европейских странах вместе взятых.
Эскадренные миноносцы по традиции являются основой современного японского флота, официально именуемого Морскими силами самообороны. В 1960-е годы военное кораблестроение Страны восходящего солнца следовало в кильватере США - японские дестройеры того времени оснащались исключительно американским оружием и имели явно выраженную противолодочную направленность. Например, вступившие в строй в 1967-1970 годах четыре эсминца типа <Такацуки> по составу вооружения и радиоэлектронного оборудования сильно напоминали американские фрегаты типа <Нокс>, хотя были несколько крупнее и обладали чисто <миноносной> архитектурой.
В отличие от заокеанской <родни>, они несли усиленное артиллерийское вооружение и дополнительный шведский 375-мм реактивный бомбомет <Бофорс> (единственный не американский образец вооружения), однако вместо полноценного вертолета располагали лишь беспилотными аппаратами системы DASH (см. <Моделист-конструктор> № 8 за 2002 г.). Позже эту неудачную систему сняли с вооружения, а на освободившемся месте установили зенитный ракетный комплекс самообороны <Си Спэрроу>.
Параллельно с четверкой <Такацуки> японцы построили еще девять более дешевых противолодочных эсминцев типа <Ямагумо>, три из которых также имели систему DASH, а остальные вместо нее - комплекс ПЛУРО АСРОК. Правда, эти небольшие (стандартное водоизмещение - 2100 т) корабли с дизельной силовой установкой и скромной скоростью хода (27 узлов) по существу являлись типичными фрегатами, а никакими не эсминцами.
Как мы уже знаем, полный крах затеи с радиоуправляемыми вертолетами заставил японцев заняться созданием специальных <авианесущих> эсминцев (см. <Моделист-конструктор> № 12 за 2002 г.). Поскольку зенитные ракеты на последних отсутствовали, для их защиты были построены три корабля типа <Татикадзе>, а затем еще два типа <Хатакадзе>. Все они являлись прямыми потомками первого ракетного эсминца <Амацукадзе> (1965 г.) и его прототипа - американского <Чарльза Ф.Адамса>. Основа вооружения новых японских кораблей - ракетные комплексы <Тартар> и АСРОК - осталась без изменений. <Хатакадзе> отличается от тройки своих непосредственных предшественников увеличенными размерениями и новой газотурбинной энергетической установкой, что радикально изменило силуэт корабля. Попутно пусковую установку на <Хатакадзе> переместили из кормовой части в нос - подобно тому, как это было сделано на американских фрегатах типа <Оливер Х.Перри>.
В целом эсминцы семейства <Татикадзе> и <Хатакадзе> оцениваются специалистами как несколько устаревшие по концепции, но хорошо сбалансированные корабли с неплохой мореходностью, значительной дальностью плавания и мощным вооружением, кстати, позже усиленным противокорабельными ракетами <Гарпун> и зенитными артиллерийскими комплексами <Вулкан-Фаланкс>. Конечно, отсутствие на борту вертолета существенно снизило их противолодочные возможности, но японцы сознательно пошли на это, считая, что данный недостаток вполне компенсируется наличием в составе флота эсминцев-вертолетоносцев типа <Харуна> и <Сиранэ>. В то же время, весьма странно, что на <Хатакадзе> - внушительном корабле длиной 150 м и водоизмещением в 5600 т - не нашлось места под вертолетный ангар и взлетно-посадочную площадку, ведь для этого пришлось бы пожертвовать лишь кормовой 127-мм артустановкой. Почему японские конструкторы отказались от столь рационального решения, для большинства зарубежных военно-морских экспертов осталось загадкой.
Зато многоцелевые эсминцы меньшего водоизмещения, традиционно строившиеся крупными сериями, в 1980-е годы стали, наконец, <вертолетоносными>. Двенадцать кораблей типа <Хацуюки> и восемь типа <Асагири> имеют газотурбинную энергоустановку и несут стандартный комплект оружия американского образца, но японского производства. Особенность новых дестройеров - в отказе от 127-мм артиллерии в пользу 76-мм и в наличии тяжелого противолодочного вертолета SH-60J (выпускающийся по лицензии вариант популярного <Си Кинга>). Состав вооружения эсминцев обоих типов одинаков, но <Асагири> отличается от <Хацуюки> увеличенными размерениями, отсутствием конструкционных материалов на основе алюминиевых сплавов и повышенной живучестью боевых постов за счет их переноса внутрь корпуса - это было сделано с учетом опыта Фолклендского конфликта. Согласно расчетам, предполагается, что вероятность выхода из строя в результате попадания одной противокорабельной ракеты у <Асагири> в несколько раз меньше, чем у <Хацуюки>.
С 1996 года японский флот начал пополняться новыми эсминцами типа <Мурасамэ>. Они представляют собой увеличенный (стандартным водоизмещением в 4400 т) вариант <Асагири> с двумя установками вертикального пуска (УВП) ракет вместо применявшихся ранее <ящиков>: УВП противолодочных ракетоторпед АСРОК располагается в носу, позади 76-мм артустановки; УВП зенитных ракет <Си Спэрроу> - в районе миделя, между дымовыми трубами. Первую группу эсминцев из девяти единиц планировалось ввести в строй к концу 2002 года; в настоящее время ведется постройка второй группы с увеличенным на 300 т водоизмещением. Предполагается, что все семейство <Мурасамэ> будет насчитывать 17 кораблей.
В Китае к созданию нового поколения эсминцев приступили в 1980-е годы - до этого флот крупнейшей азиатской державы располагал лишь устаревшими кораблями типа <Цзинань>, по конструкции и технологии соответствовавшими уровню тридцатилетней давности. Чтобы наверстать упущенное, китайские кораблестроители решили максимально использовать иностранный опыт. В результате эскадренный миноносец <Харбин> воплотился в поистине <интернациональный> проект: газовые турбины на нем были американскими, дизельные двигатели - западногерманскими, зенитные ракеты, радиолокаторы и вычислительная техника-французскими, противокорабельные ракеты, реактивные бомбометы и артиллерия - китайскими. Впервые на вооружении появились буксируемая гидроакустическая станция, боевая информационно-управляющая система (БИУС) и современные средства радиоэлектронной борьбы. Поскольку попытка китайских инженеров создать собственные морские зенитные ракеты не увенчалась успехом, пришлось закупить французский комплекс <Наваль Кроталь> и на его базе наладить производство ракет HQ-7. Авиационное вооружение также было французским: и вертолет Z-9 (представляет собой выпускающийся по лицензии <Дофин>), и гарпунная палубная система посадки <Самах>.
<Харбин> должен был стать головным кораблем крупной серии эсминцев, однако расстрел демонстрации на площади Тяньаньмынь в 1989 году вызвал сильное похолодание в отношениях Китая с Западом. США, успевшие продать КНР только пять комплектов газовых турбин LM-2500, наложили эмбарго на все военные поставки. В итоге американскими двигателями китайцы смогли оснастить только два своих эсминца - <Харбин> и <Циндао>, а для последующих приобрели турбины на Украине. Попутно в проект внесли ряд изменений: увеличили размерения корпуса, усилили противокорабельное вооружение, усовершенствовали радиоэлектронное оборудование. Так что два эсминца типа <Яньтай>, вошедшие в строй в 1999-2001 годах, превратились в совершенно новый тип, существенно отличающийся от своих предшественников и по характеристикам, и по силуэту.
В настоящее время в состав китайского флота входят шесть современных эсминцев: четыре собственной постройки и два - российской, типа <Ханьчжоу> (проект 956). Все они активно используются для выполнения дипломатических миссий и так называемого <показа флага>. Примером тому может служить кругосветное плавание эсминца <Циндао>, совершенное в мае-сентябре 2002 года, в ходе которого китайский корабль впервые в истории посетил Севастополь.
Основу военно-морских сил Тайваня и Южной Кореи в течение долгого времени составляли многочисленные эсминцы типа <Аллен М.Самнер> и <Гиринг>, прошедшие капитальное переоборудование и вооруженные ракетами разных классов. Однако время брало свое, и к середине 1990-х годов все сроки эксплуатации этих кораблей окончательно вышли. Южнокорейское правительство решило заменить старых <американцев> эсминцами собственной постройки, благо, судостроительная промышленность этой страны была действительно передовой (по объему торгового судостроения Республика Корея к тому времени прочно занимала второе место в мире и даже претендовала на первое). Проект KDX-1 разрабатывался в кооперации с рядом европейских фирм и по уровню <интернационализма> значительно превосходил китайский <Харбин>. Внешне корейский эсминец напоминает слегка уменьшенный вариант западногерманского фрегата <Бранденбург>: ракетное оружие, газовые турбины и часть радиолокационных станций на нем - американские, артиллерия - итальянская и голландская, дизели и гидроакустическая аппаратура - немецкие, радиоэлектроника - английская и французская. Головной дестройер проекта KDX-1 вступил в строй в 1998 году. Ему присвоили имя <Квангэто-Дэван>, так в древние времена звали 19-го монарха династии Когурё. Любопытно, что на Востоке не было принято называть корабли в честь людей - корейцы первыми нарушили эту традицию.
Всего по проекту KDX-1 планировалось построить 17-20 эсминцев, но позже их число уменьшили до трех единиц. Следующие корабли решили строить по улучшенному проекту KDX-2. Если первую тройку по меркам солидных морских держав следовало все же отнести не к эсминцам, а к фрегатам, то проект KDX-2 уже по всем параметрам соответствовал дестройерам. Длина корабля увеличилась до 154,4 м, полное водоизмещение - до 5000 т. Вместо <Си Спэрроу> теперь установлена УВП с более мощными зенитными ракетами <Стандарт>; дополнительно предусматривается установка зенитных комплексов самообороны - американских RAM или израильских <Барак-1>. В настоящее время постройка трех кораблей проекта KDX-2 ведется на верфи <Хёндэ> в Ульсане.
Но на этом эволюция корейских эсминцев отнюдь не закончилась. В Сеуле вынашивают планы строительства еще более крупных кораблей типа KDX-3, оснащенных американской многофункциональной системой управления <Иджис>. Интерес к аналогичным эсминцам проявляет и Тайвань. Впрочем, это уже отдельная тема - о кораблях-носителях системы <Иджис> мы расскажем в следующем номере.
Эсминец "Хатакадзе", Япония, 1986 г.
Строился на верфи <Мицубиси>. Водоизмещение стандартное 4650 т, полное 5600 т. Длина наибольшая 150 м, ширина 16,4 м, осадка 4,8 м. Мощность газотурбинной установки 74100 л.с., скорость 32 узла. Вооружение: одна ПУ ЗРК <Тартар-Стандарт>, восемь ПКР <Гарпун>, комплекс ПЛУРО АСРОК, два 127-мм универсальных орудия и два шестиствольных 20-мм автомата <Вулкан-Фаланкс>, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Всего в 1986-1988 гг. построено две единицы: <Хатакадзе> и <Симакадзе>.
Эсминец "Татикадзе", Япония, 1976 г.
Строился на верфи <Мицубиси>. Водоизмещение стандартное 3950 т, полное 5200 т. Длина между перпендикулярами 143 м, ширина 14,3 м, осадка 4,7 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 60000 л.с., скорость 32 узла. Вооружение: одна ПУ ЗРК <Тартар-Стандарт>, комплекс ПЛУРО АСРОК, два 127-мм универсальных орудия, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Всего в 1976-1983 гг. построено три единицы: <Татикадзе>, <Асакадзе> и <Савакадзе>.
Эсминец "Хацуюки", Япония, 1982 г.
Строился на верфи <Сумитомо>. Водоизмещение стандартное 2950 т, полное 3700 т. Длина между перпендикулярами 131,7 м, ширина 13,7 м, осадка 4,1 м. Мощность газотурбинной установки 56800 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: восьмиствольная ПУ ЗРК <Си Спэрроу>, восемь ПКР <Гарпун>, комплекс ПЛУРО АСРОК, одна 76-мм универсальная артустановка и два шестиствольных 20-мм автомата <Вулкан-Фаланкс>, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, вертолет SH-60J. Всего в 1982-1987 гг. построено 12 единиц.
Эсминец "Дсагири", Япония, 1988 г.
Строился на верфи <Исикавадзима>. Водоизмещение стандартное 3500 т, полное 4300 т. Длина между перпендикулярами 136,5 м, ширина 14,6 м, осадка 4,5 м. Мощность газотурбинной установки 53900 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: как на <Хацуюки>. Всего в 1988-1991 гг. построено восемь единиц.
Эсминец "Харбин", Китай, 1993 г.
Строился на верфи в Шанхае. Водоизмещение стандартное 4800 т, полное 5700 т. Длина наибольшая 148 м, ширина 16 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 72200 л.с., скорость 31,5 узла. Вооружение: одна восьмиствольная ПУ ЗРК HQ-7 (<Наваль Кроталь>), восемь ПКР С-802, одна спаренная 100-мм артустановка и четыре спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета Z-9. Всего в 1993-1996 гг. построено две единицы: <Харбин> и <Циндао>.
Эсминец "Яньтай", Китай, 1999 г.
Строился на верфи в Даляне. Водоизмещение полное 6600 т. Длина наибольшая 153 м, ширина 16,5 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 72800 л.с., скорость 29 узлов. Вооружение: одна восьмиствольная ПУ ЗРК HQ-7 (<Наваль Кроталь>), 16 ПКР С-802, одна спаренная 100-мм артустановка и четыре спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета Z-9. Всего в 1999-2001 гг. построено две единицы: <Яньтай> и <Шэньчжень>.
Эсминец "Квангэто-Дэван", Южная Корея, 1998 г.
Строился на верфи <Дэу>. Водоизмещение стандартное 3200 т, полное 3855 т. Длина наибольшая 135 м, ширина 14,2 м, осадка 4,3 м. Мощность комбинированной дизель-газотурбинной установки 59000 л.с., скорость 33 узла. Вооружение: УВП ЗРК <Си Спэрроу>, восемь ПКР <Гарпун>, одна 127-мм универсальная артустановка и два 30-мм автомата <Голкипер>, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета <Супер Линкс>. Всего в 1998-2000 гг. построено три единицы: <Квангэто-Дэван>, <Ульчимундок> и <Ян-Манчун>.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI