МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

С.БАЛАКИН

Завершение Второй мировой войны и начало войны <холодной> поставило кораблестроителей ведущих стран мира в очень нелегкое положение. Каким будет флот ближайшего будущего? Вразумительно ответить на этот вопрос не мог никто. С одной стороны, военно-морские теоретики и инженеры получили колоссальный опыт боевых действий на море, который, казалось бы, заслуженно мог считаться критерием истины. С другой стороны, прогресс в военной технике был столь стремительным, что угнаться за ним не всегда представлялось возможным. Радиоэлектроника, реактивная авиация, управляемые ракеты, атомное оружие - все эти новации требовали осмысления, и самым разумным решением здесь было бы не спешить и <выдержать паузу>. Однако позволить себе такое могли разве что - Соединенные Штаты: к концу 1945 года они имели огромный флот и по праву считались бесспорным мировым лидером. Другие же страны, особенно те, чьи ВМС понесли серьезные потери, ждать не могли и приступили к постройке новых кораблей немедленно. Итог этой затеи стал вполне закономерным: первые послевоенные эсминцы, создававшиеся на базе предшествовавших проектов, к моменту вступления в строй оказались морально устаревшими и практически непригодными для решения боевых задач в новых условиях.
За восстановление флота взялся и Советский Союз. В октябре 1945 года Совнарком утвердил 10-летнюю судостроительную программу, по которой планировалось построить более трех тысяч боевых кораблей и катеров, в том числе 34 крейсера, 188 эсминцев и 367 подводных лодок. Причем в целях экономии времени решили максимально использовать готовые проекты с их минимальной доработкой. В частности, строительство серийных эсминцев предлагалось развернуть по чертежам <Огневого> (см. <Моделист-конструктор> №11 за 2001 г.). Тот факт, что корабль не вполне отвечал предъявляемым требованиям еще на момент утверждения проекта (1939 год!), почему-то никого не смутил.
Головной эсминец проекта 30-бис <Смелый> вошел в строй Советского ВМФ к 70-летию И.В.Сталина, в декабре 1949 года. По архитектуре и компоновке он повторял <Огневой>, отличаясь лишь несколько увеличенными размерениями и слегка усиленным зенитным вооружением. Торпедные аппараты стали пятитрубными (впрочем, по спецификации они такими же должны были быть и на <тридцатках> - их просто не успели изготовить). Рост водоизмещения пошел, главным образом, на усиление конструкции корпуса и увеличение запаса топлива. Большое внимание уделялось улучшению технологичности постройки, в частности, цельносварной корпус предусматривал возможность секционной сборки. Последнее сыграло важную роль: огромную серию кораблей (70 единиц) удалось построить всего за пять лет. А при сооружении одного из кораблей - <Способного> - был установлен непревзойденный рекорд: от закладки эсминца до подписания приемного акта прошло меньше десяти месяцев - случай для отечественной промышленности уникальный.
<Тридцатки-бис> вместе с крейсерами типа <Свердлов> стали своего рода <визитной карточкой> Советского ВМФ 50-х годов - в основном благодаря изящному <миноносному> силуэту. Правда, кроме эффектного внешнего вида, остальные достоинства этих кораблей были сомнительными. Эсминцы обладали плохой мореходностью, недостаточной дальностью плавания, старомодной энергетикой, слабыми средствами обнаружения, неэффективным зенитным и противолодочным вооружением... В целом они соответствовали стандартам 30-х годов, опоздав родиться лет на пятнадцать! Корабли проекта 30-бис оказались единственными в мире эсминцами послевоенной постройки с неуниверсальной артиллерией. Увы, но постройка самой большой в истории нашего флота серии эсминцев одновременно оказалась и самой непродуманной тратой денег.
Великобритания к моменту завершения Второй мировой войны морально еще не была готова распрощаться со званием <владычицы морей> и потому отказываться от постройки новых кораблей не желала. Как мы уже знаем, Королевский флот начал оснащаться более-менее современными эсминцами типа <Бэттл> (см. <Моделист-конструктор> №8 за 2001 г.) только к 1945 году. Причем большая часть <бэттлов> к окончанию боевых действий все еще пребывала в стадии постройки. Также на стапелях находились и корабли типа <Бэттлекс> (серия <Уэпон> - <Оружие>). Последние были меньше по размерам, несли скромное вооружение из спаренных 102-мм зениток в открытых палубных установках, но зато обладали повышенной живучестью энергетической установки за счет разнесения котельных и машинных отделений. Внешне <Бэттлекс> выделялся необычным силуэтом: впервые после знаменитых <трайблов> британский эсминец стал двухтрубным, но при этом тонкая носовая труба была спрятана внутрь решетчатой мачты.
На тот момент в Адмиралтействе уже имелись разработанные чертежи нового эсминца, который наконец был лишен явных недостатков своих предшественников. Проект утвердили еще в феврале 1945 года и до окончания войны успели выдать заказ на постройку 16 кораблей. Правда, головной <Дэринг> заложили только в сентябре 1945-го. Последовавший затем экономический кризис заставил пересмотреть судостроительные программы в сторону их резкого сокращения, но серию новых дестройеров удалось отстоять, хотя и сокращенной до восьми единиц.
<Дэринг> представлял собой увеличенный <Бэттл> с третьей 114-мм башней и архитектурой наподобие <Уэпона>. Это был довольно крупный корабль: штат его экипажа соответствовал рангу крейсера с кэптеном (капитаном 1 ранга) во главе. Корпус впервые для британского судостроения выполнялся цельносварным (что, кстати, вызвало много технологических проблем). Паротурбинная установка имела повышенные параметры пара и обладала хорошей живучестью за счет более удачной компоновки. Благодаря новым котлам и усовершенствованной редукторной приставке <Дэринг> на 590 тоннах нефти мог пройти 20-узловым ходом 4440 миль, в то время как меньшему по размерам <Бэттлу> для этой цели потребовалось бы не менее 700 т топлива. Применение двух рулей позволило улучшить маневренность - по сравнению с предшественником, диаметр циркуляции уменьшился с 608 до 480 м. На последних четырех кораблях серии применили еще одно новшество - электрооборудование на переменном токе напряжением 440 В.
Вооружение <Дэринга> включало в себя три новые полностью механизированные 114-мм башенные артустановки Mk-VI. Сами орудия остались прежними, но за счет более совершенной системы подачи боезапаса (на каждый ствол теперь работали два снарядных и один зарядный элеваторы) эффективность стрельбы заметно повысилась. Торпедное вооружение - два пятитрубных 533-мм аппарата - поначалу соответствовало <Бэттлу>, но впоследствии было полностью демонтировано. Собственно говоря, на <Дэринге> и заканчивается эволюция классических торпедных кораблей Ройял Нэйви.
Франция в рамках программы возрождения своего флота не обошла стороной и эсминцы. Корабли типа <Сюркуф> проектировались в конце 40-х годов на основе опыта Второй мировой войны. По схеме расположения вооружения они сильно напоминали довоенный <Ле Харди>, но были крупнее и оснащались артиллерией и торпедами нового поколения. Подходящей пушки у французов не было, и ее пришлось разрабатывать заново. Так появилось полуавтоматическое 127-мм 54-калиберное универсальное орудие, созданное с американской помощью и способное стрелять американскими же боеприпасами. <Сюркуф> был вооружен шестью такими пушками в трех спаренных башенных установках; их дополняли довольно мощные 57-мм автоматы, а также несколько <эрликонов>. Размещение торпедных аппаратов на палубе выглядело несколько старомодным: они устанавливались не в диаметральной плоскости, а парами у бортов. Причем назначение их было различным: кормовая пара стреляла обычными дальноходными торпедами против надводных кораблей, а носовая - самонаводящимися против подводных лодок. В этом отношении <Сюркуф> можно назвать переходной ступенью от классического эсминца к многоцелевому эскортному кораблю недалекого будущего. Здесь уместно заметить, что сразу после Второй мировой войны французский флот принял новую классификацию кораблей, из которой эсминцы (contre-torpilleur) формально были исключены.
О царившем тогда разброде в вопросах тактического использования надводного флота косвенно может свидетельствовать тот факт, что за шесть лет <Сюркуф> четыре раза переводили из одного класса в другой: в 1949 году он значился <быстроходным эскортером ПВО> (escorteur rapideanti-aerien), с 1952-го - <эскортером 1 класса> (escorteur de 1 classe), с 1953-го - <быстроходным эскортером> (escorteur rapide) и с 1955-го - <эскадренным эскортером> (escorteur d'escadre).
Всего в 50-е годы французы построили 12 кораблей типа <Сюркуф> и пять типа <Дюпрэ>. Последние выделяют в самостоятельный тип лишь из-за усиленного радиолокационного и противолодочного вооружения (противокорабельные торпедные аппараты заменили реактивным бомбометом <Бофорс>). В остальном обе серии эсминцев абсолютно идентичны.
Италия к созданию первых послевоенных эсминцев приступила сразу же после вступления в 1949 году в НАТО. Разумеется, о былых претензиях на господство на Mare Nostrum речь уже не шла, и новые корабли теперь строились лишь в единичных экземплярах. <Импетуозо> и <Индомито> разрабатывались на базе <дальних родственников> лидера <Ташкент> - легких крейсеров типа <Капитани Романи>, но имели меньшее водоизмещение. По составу вооружения и радиоэлектронного оборудования они почти в точности соответствовали американскому <Гирингу>, за исключением торпедных аппаратов (итальянцы ограничились одним трехтрубным). Кроме того, вместо бомбометов <Хеджехог> <Импетуозо> получил новый трехствольный противолодочный бомбомет - это был единственный в Италии образец морского оружия собственной разработки.
Подводя итог, можно утверждать, что хотя на Западе эсминцы первого послевоенного поколения в техническом отношении были впереди советских, устарели и те и другие практически одновременно. Начиналась эпоха ракетно-ядерного противостояния, и требования к надводному флоту радикально изменились.

Эсминец <Дэринг>, Англия, 1952 г. Строился фирмой <Суон Хантер>. Водоизмещение стандартное 2830 т, полное 3580 т. Длина наибольшая 118,8 м, ширина 13,1 м, осадка 4,1 м. Мощность двухвальной турбинной установки 54000 л.с., скорость 34,7 узла. Вооружение: шесть 114-мм универсальных орудий, шесть 40-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего построено 11 единиц: восемь в 1952-1954 годах в Англии и три в 1957-1958 годах в Австралии. Один из британских кораблей в 1964 году продан Австралии, а два других - Перу в 1970 году.

Эсминец <Смелый> (проект 30-бис), СССР, 1949 г. Строился на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде. Водоизмещение стандартное 2316 т, полное 3066 т. Длина наибольшая 120,5 м, ширина 12 м, осадка 3,9 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 36,5 узла. Вооружение: четыре 130-мм орудия, две 85-мм зенитные пушки, семь 37-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1949-1953 годах построено 70 единиц. Позже 16 кораблей переданы другим странам (два - Польше, шесть - Египту и восемь - Индонезии).

Эсминец <Сюркуф>, Франция, 1955 г. Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2750 т, полное 3740 т. Длина наибольшая 128,6 м, ширина 12,7 м, осадка 5,4 м. Мощность двухвальной турбинной установки 63000 л.с., скорость 34 узла. Вооружение: шесть 127-мм универсальных орудий, шесть 57-мм и четыре 20-мм автомата, четыре трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1955-1957 годах построено 12 единиц.

Эсминец <Импетуозо>, Италия, 1958 г. Строился на верфи в Рива Тригозо. Водоизмещение стандартное 2775 т, полное 3810 т. Длина наибольшая 127,6 м, ширина 13,2 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 65000 л.с., скорость 34 узла. Вооружение: четыре 127-мм универсальных орудия, шестнадцать 40-мм автоматов, один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат, один бомбомет. Всего построено две единицы: <Импетуозо> и <Индомито>.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz