МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
ЦАРСТВО ДОЛГОСТРОЯ
В.КОФМАН
Практически все морские державы второго ранга, пытавшиеся создать или кардинально обновить торпедные силы в период между мировыми войнами, сталкивались с дилеммой: либо покупать корабли <на стороне>, попадая в политическую и материальную зависимость от поставщика, либо пытаться строить их самим, развивая собственную промышленность, создавая рабочие места, но зачастую рискуя отсрочкой выполнения главной задачи на несколько лет.
Шведы выбрали второй вариант и не спеша приступили к модернизации своего довольно многочисленного, но мало боеспособного в зимнее время минного флота. Торопиться было некуда: ситуация на Балтике после завершения Первой мировой войны оказалась благоприятной для северных нейтралов, вечно опасавшихся, что кто-либо из могущественных соседей попытается их <скушать>. На время если и не исчезли совсем, то кардинально ослабли флоты двух самых сильных балтийских государств, Германии и России. Поэтому головные эсминцы нового типа <Эреншилд> и <Норденшилд> проектировались с 1919 по 1924 год, а затем еще три года строились. Но в итоге получились вполне современные корабли, заметно меньшие по размерам, чем стандартные эскадренные миноносцы Англии и США, но быстроходные и хорошо вооруженные. Хотя они несли на одно орудие меньше англо-саксонского стандарта, сами пушки и их установки, разработанные на отечественных заводах концерна <Бофорс>, имели отличные технические характеристики. Также своими и вполне качественными были 533-мм торпеды. Шведы сделали ставку на собственные силы - и выиграли. Единственным <заморским> компонентом вооружения остались зенитки: два британских 40-мм <пом-пома>, для которых использовалась матерчатая патронная лента, постоянно заедавшая и делавшая и без того плохое по баллистике оружие крайне неэффективным. Пришлось выдать заказ фирме <Бофорс> на разработку нового 40-мм автомата, которым вскоре заменили английский <раритет>. Впоследствии этот образец стал самым распространенным видом легкого зенитного оружия и воспроизводился в тысячах экземпляров не только в Швеции, но и в других странах, причем воевавших по обе стороны фронта. Конструкция оказалась настолько удачной, что 40-мм <бофорс> оставался на вооружении главных морских держав до 80-х годов XX века. Да и в настоящее время в строю находится еще немало боевых кораблей, несущих это оружие.
Через три года после вступления в строй первой пары состоялась закладка еще двух практически однотипных эсминцев - <Клас Угла> и <Клас Хорн>. Еще через три года они вошли в строй, но в отличие от безмятежной службы предшественников их ждала странная и трагическая участь: 17 сентября 1941 года оба корабля стояли бок о бок у стенки военно-морской базы Хаарсфярден вблизи Стокгольма, когда сильнейший взрыв буквально разорвал на части первого из них. Возникший пожар быстро прикончил и систершип. Как и в большинстве подобных загадочных случаев, расследование не дало четкого ответа на причины катастрофы. Впоследствии оба корабля удалось поднять. <Клас Угла> пришлось разобрать на месте, а находившийся в лучшем состоянии <Клас Хорн> вновь ввели в строй. Но активная служба оказалась ему непосильной, и бывший эсминец провел остаток жизни в качестве вспомогательного учебного судна, фактически - плавучей казармы для гардемаринов. В 1958 году его исключили из списков флота, а десятилетие спустя сдали на слом.
Однако к моменту трагедии шведский флот уже имел в строю восемь эскадренных миноносцев собственной постройки. Они также закладывались парами и представляли собой все тот же минимально усовершенствованный <Эреншилд>. Водоизмещение увеличилось примерно на 80 т, причем добавленный вес пошел в основном на изменение конструкции рубки (окончательно приобретшей характерный для всех последующих эсминцев Швеции простой и солидный <квадратный> вид) и установки более совершенного КДП. Усилилось и легкое зенитное вооружение (три спаренных 25-мм автомата). Самым интересным фактом стало значительное увеличение скорости. Хотя номинальная мощность турбинно-котельной установки оставалась примерно на том же уровне, что и на прототипе, проектная скорость составила 39 узлов. И она не стала пределом: самый быстрый из серии, <Мальмё>, развил 42 узла в полном грузу - рекорд, вполне сравнимый с достижениями французов и итальянцев. Причем этот результат стал неожиданностью для самих кораблестроителей, поскольку прагматичные шведы отнюдь не стремились к его достижению!
Несмотря на очевидный успех конструкторов небольшой северной страны, проект времен конца Первой мировой войны к концу 30-х годов явно устарел. Поэтому четыре последних единицы типа <Висбю>, заложенные в 1942 году, уже никак нельзя было назвать передовыми. Небольшие <косметические> изменения - такие как увеличение водоизмещения до 1135 т, перенос среднего орудия в корму и установка восьми зенитных автоматов (по четыре 40- и 20-мм) - не могли скрыть фиаско самой концепции малого эсминца. Бушевавшая по всему земному шару морская война свидетельствовала о том, что лучшие шансы выжить и нанести максимальный ущерб противнику имеют крупные универсальные корабли с мощным артиллерийским вооружением. Шведы внимательно наблюдали и анализировали боевой и эксплуатационный опыт как стран <оси>, так и союзников, постепенно формируя собственное техническое решение. В результате в том же 1942 году на чертежных столах конструкторов появился принципиально новый проект большого эскадренного миноносца.
И вновь скандинавам удалось сказать свое слово в развитии кораблестроительной мысли. Прежде всего, новая пара <Эланд> и <Упланд> имела отличное зенитное вооружение. Полуавтоматические 120-миллиметровки располагались в механизированных закрытых башнях с максимальными углами обстрела. 40-мм <бофорсы> прикрывались щитами и обеспечивали круговой обстрел, как минимум, из четырех стволов - важный фактор, если вспомнить, как сильно страдали английские корабли от атак пикирующих бомбардировщиков, старавшихся выходить на цель строго по диаметральной плоскости с носа или кормы. Сильные изменения претерпела и механическая установка, состоявшая теперь всего из двух мощных котлов и такого же числа отечественных турбин Лаваля. Единственным сомнительным решением стала установка одного из автоматов на открытой площадке в самом носу. Невозможность его использования на волнении и при стрельбе главного калибра привела к тому, что эту 40-миллиметровку то снимали, то ставили обратно.
<Эланд> смело мог бы претендовать на роль одного из лучших эсминцев Второй мировой войны, если бы его действительно удалось построить в срок. Однако тяжелые военные годы сказались на и без того неспешной работе кораблестроительной промышленности нейтральной Швеции резко отрицательно. Продолжительность постройки превысила все разумные пределы, и эсминцы вошли в строй уже после войны, когда в морской стратегии началась уже совсем другая эпоха...
Вернемся, однако, к началу самой большой войны в истории человечества. К этому времени шведские ВМС имели в строю только шесть современных торпедных кораблей. Слишком малые темпы работы отечественных верфей не позволяли быстро нарастить число кораблей, поэтому правительство и руководство флота обратили свой взор за границу. Подавляющему большинству воюющих стран было просто не до скандинавов, которые в межвоенные годы стали бы желанными клиентами. Отклик неожиданно возник со стороны Италии. Средиземноморская держава согласилась поставить четыре корабля: два старых эсминца 20-х годов и два миноносца типа <Спика>. Четверка покинула Неаполь 18 апреля 1940 года, когда Италия еще не вступила в войну, но едва корабли достигли Фарерских островов, Муссолини уже втянул свою страну в мировой конфликт. Англичане тут же решили прибрать <товар> к рукам, перехватили корабли и отправили их в свою гавань. Два месяца дипломаты улаживали имущественные отношения, после чего шведы наконец получили свое приобретение.
Если стандартные (и устаревшие) итальянские эсминцы, переименованные в <Пуке> и <Псиландер>, на новых владельцев не произвели особого впечатления, то миноносцы, в честь своих <родителей> получившие имена легендарных основателей Рима (<Ромулус> и <Ремус>), показались интересной альтернативой. За полгода шведам удалось подготовить измененный и улучшенный проект, и в сентябре 1941 года они заложили четыре очень похожих корабля: <Моде>, <Магне>, <Мёльнер> и <Мунин>. Итальянские 100-миллиметровки уступили место бофорсовским 105-мм орудиям, причем в увеличенном количестве; отечественными стали также зенитные автоматы и торпедные аппараты. И прототипы, и построенные по их образцу миноносцы ожидала долгая служба. В 50-х их переклассифицировали в противолодочные корабли, а окончательное исключение из списков пришлось на 60-е и даже 70-е годы.
По пути создания современных миноносцев собственной постройки пошел и <младший сосед> Швеции - Норвегия. Компактные 600-тонные кораблики типа <Слейпнер> имели неплохую скорость хода, а их артиллерия состояла из короткоствольных, но скорострельных орудий британского производства с патронным заряжанием. Два из них (<Слейпнер> и <Эгир>) заложили в 1936 году, еще один, <Гиллер>, с двумя торпедными аппаратами вместо одного - в 1938-м. Вторжение немцев в Норвегию покончило с дальнейшими планами, но и то немногое, что удалось довершить, оправдало себя. При обороне Ставангера <Эгир> сумел потопить один из германских транспортов до того, как самолеты неприятеля поразили миноносец бомбой в машинное отделение, завершив его краткую боевую карьеру. Оставшиеся два корабля оказались по разные стороны фронта: <Слейпнер> ушел вместе с кораблями союзников в Англию, а <Гиллер> попал в руки немцев. И те и другие использовали свои приобретения не слишком активно. <Слейпнер> большую часть войны простоял на приколе, а <Лёве> - бывший <Гиллер> - с декабря 1940 года до конца боевых действий применялся лишь в качестве штабного судна и торпедолова при учебных стрельбах подводных лодок.
Еще одной жертвой долгостроя стали корабли <Нимфен> и <Наяден> - в то время единственные современные миноносцы Дании. В соответствии с проектом, законченным в 1939 году, они имели неплохие характеристики, заметно превосходя своих норвежских собратьев по всем параметрам, кроме числа орудий. Но германское вторжение заставило перенести срок закладки на июль 1942 года, а постройка велась черепашьими темпами до середины 1947 года. Перед вступлением в строй они получили новые имена - <Виллемоэс> и <Витфельд>, а также более мощные 533-мм торпедные аппараты. Но это уже не могло спасти довоенный проект: миноносцы окончательно устарели и по составу вооружения, и по концепции.
Завершая обзор стран, мужественно боровшихся за создание собственных торпедных сил, нельзя не упомянуть еще об одном мученике долгостроя - Бразилии. Заказанные в Британии и заложенные в 1938 году шесть стандартных четырехорудийных <алфавитных> эсминцев были реквизированы англичанами до спуска на воду. Правда, еще три единицы предполагалось построить по тем же чертежам на верфи, расположенной на змеином острове Кобр в Рио-де-Жанейро. Но с началом войны англичане быстро забыли о данных далекой стране обещаниях, и их место постепенно заняли вездесущие американцы. В результате вносимых в проект изменений исконно английский эсминец постепенно чудесным образом преображался в подобие североамериканских <Мэхена> или <Гливза>. Из США поступали и турбины, и орудия, и все электронное и гидроакустическое обрудование. Однако до вступления Бразилии в мировую войну 22 августа 1942 года дело шло ни шатко ни валко: за три-четыре года удалось только спустить на воду корпуса и приступить к частичной достройке на плаву. Затем специалисты из Соединенных Штатов довели дело до конца, и 29 ноября 1943 года <Гринхольг>, <Марсилиу Диаш> и <Марис-э-Барруш> одновременно вошли в строй. Они довольно активно участвовали в действиях своего флота и даже добрались вместе с бразильским экспедиционным корпусом до берегов Италии.
Конфискация британской шестерки подвигла заморских политиков и адмиралов на смелый шаг. На том же острове Кобр рядом с находившимися на стапелях кораблями первой тройки в 1940 году заложили еще шесть, опять же по проекту британского типа <Н>. Судьба их оказалась похожей: полное забвение со стороны англичан и все возраставший интерес со стороны янки. В итоге эсминцы типа <Амазонас> претерпели аналогичные метаморфозы и отличались от предшественников лишь однотрубным силуэтом и несколько измененным составом вооружения. Правда, закончить их удалось лишь спустя несколько лет после завершения Второй мировой войны. Унифицированное американское вооружение и оборудование заметно облегчали дальнейшую эксплуатацию всех девяти эскадренных миноносцев, которые в большинстве своем благополучно дожили до 70-х годов.
Эскадренный миноносец <Эланд>, Швеция,1947 г.
Строился фирмой <Кокумс>. Водоизмещение стандартное 1900 т, полное 2400 т. Длина наибольшая 112,0 м, ширина 11,2 м, осадка 3,4 м. Мощность двухзальной паротурбинной установки 44000 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: четыре 120-мм универсальных орудия, шесть 40-мм и восемь 25-мм зенитных автоматов, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1947-1949 гг. построено две единицы: <Эланд> и <Упланд>. В 1974 г. переклассифицированы во фрегаты. Оба исключены из списков в 1978 г.
Эскадренный миноносец <Эреншилд>, Швеция, 1927 г.
Строился фирмой <Кокумс>. Водоизмещение стандартное 980 т, полное 1180 т. Длина наибольшая 92,8 м, ширина 8,88 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 34000 л.с., скорость 36 узлов. Вооружение: три 120-мм орудия, два 40-мм зенитных автомата и два трехрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1927 г. построено две единицы: <Эреншилд> и <Норденшилд>. После Второй мировой войны переклассифицированы в противолодочные фрегаты. Оба исключены из списков в 1963 г.
Миноносец <Гиллер>, Норвегия, 1940 г.
Строился на верфи а Хортене. Водоизмещение стандартное 600 т, полное 710 т. Длина наибольшая 74,3 м, ширина 7,80 м, осадка 2,15 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 12500 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: три 102-мм орудия, один 40-мм автомат и два пулемета, два спаренных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1939-1940 гг. построено три единицы: <Слейпнер>, <Эгир> и <Гиллер>. <Гиллер> захвачен немцами в 1940 г. и служил в Кригсмарине под названием <Лёве>.
Эскадренный миноносец <Амазонас>, Бразилия, 1949 г.
Строился на верфи <Илья-дас-Кобрас> в Рио-де-Жанейро. Водоизмещение стандартное 1350 т, полное 1820 т. Длина наибольшая 98,45 м, ширина 10,67 м, осадка 2,59 м. Мощность двухвапьной паротурбинной установки 34000 л.с., скорость 35,5 узла. Вооружение: четыре 127-мм универсальных орудия, два 40-мм и четыре 20-мм зенитных автомата, два трехрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1949-1951 гг. построено шесть единиц: <Амазонас>, <Арагуайя>, <Арагуари>, <Акре>, <Аджурикаба> и <Апе>. Два последних исключены в 1964 г., остальные в 1973-1974 гг.
Миноносец <Моде>, Швеция, 1942 г.
Строился фирмой <Гетаверкен>. Водоизмещение стандартное 750 т, полное 970 т. Длина наибольшая 78,0 м, ширина 8,12 м, осадка 2,75 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 16000 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: три 105-мм орудия, два 40-мм и два 20-мм зенитных автомата, один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат. Всего в 1942-1943 гг. построено четыре единицы: <Магне>, <Моде>, <Мёльнер> и <Мунин>. В 1953 году модернизированы и переклассифицированы во фрегаты ПЛО. Исключены из списков в 1966-1970 гг.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI