МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

С ОГЛЯДКОЙ НА "ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ МОДЫ"

С.БАЛАКИН

В странах, которые принято называть <морскими державами второго эшелона>, можно заметить два диаметрально противоположных подхода к созданию собственных торпедных кораблей. Одни пытались построить самые мощные в мире суперэсминцы, остававшиеся, как правило, в единственном экземпляре; к их числу принадлежали Югославия и Польша (о чем мы уже рассказывали в предыдущем номере журнала). Другие страны, наоборот, отдавали предпочтение недорогим дестройерам со скромными боевыми возможностями, но которые можно было строить пусть небольшими, но все же сериями.
В качестве исходного образца для копирования идеально выглядели британские эсминцы <алфавитной> серии (см. <Моделист-конструктор> № 2 за 2001 г.). Несмотря на свои вполне заурядные характеристики, они отличались надежностью, неприхотливостью в эксплуатации, хорошей мореходностью и, что немаловажно, невысокой стоимостью. Не последнюю роль здесь сыграл и все еще высокий авторитет Великобритании как <владычицы морей>. Так или иначе, но в межвоенный период английские верфи были вне конкуренции. В 1928-1939 годах oни построили на экспорт 20 дестройеров: десять для Аргентины (три типа <Мендоса> и семь типа <Буэнос-Айрес>), шесть для Чили (типа <Серрано>), два для Греции (типа <Василеос Георгиос>) и два для Португалии (типа <Вога>). Еще десять кораблей - шесть для Бразилии и четыре для Турции - были заказаны накануне войны; позже их реквизировали для Ройял Нэйви (за исключением двух турецких типа <Демирхиссар>, которые в 1942 году все же достались заказчику). Кроме того, пять эсминцев строились по английским чертежам и с английской же помощью в Португалии, причем два из них уже на стапеле были проданы Колумбии.
Все эти корабли и внешне, и по характеристикам в основном повторяли английские эсминцы <алфавитной> серии. Полное водоизмещение большинства из них находилось в диапазоне от 1600 до 2000 т, скорость составляла 35-36 узлов, вооружение включало в себя четыре 120-мм пушки, одну-две зенитки и два трехтрубных (реже четырехтрубных) 533-мм торпедных аппарата. Несколько отличались лишь аргентинские типа <Мендоса> (они были крупнее и несли по пять 120-мм орудий) и чилийские типа <Серрано> (имевшие, напротив, уменьшенные размеры и вооруженные лишь тремя 120-миллиметровками). Кроме того, на греческих эсминцах устанавливались не английские, а немецкие 127-мм пушки.
Ближайшими родственниками британского <алфавита> были и все голландские эсминцы межвоенного периода. Приступая в 20-е годы к модернизации своего флота, морское командование Нидерландов решило не <изобретать велосипед> и не пытаться создать собственный проект, а обратиться к ведущему разработчику торпедных кораблей - фирме <Ярроу>. Четыре эсминца типа <Ван Гент> были заложены на голландских верфях в 1925 году. По конструкции они повторяли английский <Эмбаскейд>, отличаясь лишь артиллерией (на них устанавливались 50-калиберные 120-миллиметровки <Бофорс>) и системой управления огнем. Кроме того, необычной чертой этих кораблей стало наличие гидросамолета <Фоккер>, установленного на специальной площадке позади грот-мачты. По мнению голландских адмиралов, самолет-разведчик мог оказаться очень полезным на морском театре в Ост-Индии, с его огромными акваториями и множеством островов.
Вслед за первой четверкой эсминцев последовала вторая - типа <Ван Гален>. Они почти в точности повторяли своих предшественников, но оснащались более современными котлами с повышенными параметрами пара и увеличенным на 30 т запасом топлива. Внешне голландские эсминцы отличались от <англичан> несколько смещенной в корму носовой трубой и щитами 120-мм орудий (из-за того, что <бофорсовские> пушки были тяжелее британских, щиты пришлось сделать более легкими, и к тому же они монтировались только на двух артустановках - первой и четвертой).
Последней серией голландских эскадренных миноносцев довоенной постройки стали четыре корабля типа <Герард Калленбург>, заложенные в 1938-1939 годах. Их проект разрабатывался опять-таки с помощью фирмы <Ярроу> и во многом повторял своих предшественников. Вместе с тем, новые корабли были крупнее и несли другой состав вооружения. Торпедные аппараты стали четырехтрубными, число стволов 120-мм пушек увеличилось до пяти, причем две установки были спаренными, а третья - возвышенная - одноорудийной. Длину ствола пушек уменьшили до 40 калибров, зато увеличили угол возвышения, что позволяло использовать их в качестве зенитных. Важной новинкой стало и появление на корабле спаренных 40-мм автоматов <Бофорс> - самого эффективного средства ПВО того времени. Правда, реально штатный состав вооружения получил лишь головной эсминец <Герард Калленбург>, который, так и не вступив в строй, был затоплен экипажем после германского вторжения в Нидерланды. Позже его подняли немцы и ввели в состав Кригсмарине под обозначением ZH-1. В июне 1944 года он был потоплен торпедами британских эсминцев <Тартар> и <Ашанти>.
Второй однотипный корабль, <Исаак Свеерс>, в мае 1940 года удалось отбуксировать в недостроенном виде в Англию. Через год он вошел в строй, но с вооружением из трех британских спаренных 102-мм зенитных установок и комплектом радаров. Эсминец активно действовал бок о бок с Ройял Нэйви и был потоплен в феврале 1942 года на Средиземном море германской подводной лодкой U-431. Остальные два корабля серии на стапелях достались немцам, но их так и не достроили.
Весьма интересна <родословная> румынских эсминцев типа <Реджеле Фердинанд> - самых мощных боевых кораблей флота этой страны. Когда в середине 20-х годов правительство Румынии выделило средства на постройку двух современных эскадренных миноносцев, контракт заключили с давним подрядчиком - итальянской фирмой <Паттисон>, поскольку в румынском флоте уже имелись два эсминца типа <Мэрэшти>, построенные на этой верфи в годы Первой мировой войны. Как частную компанию, <Паттисон> не слишком баловали заказами для итальянского флота, и потому эта фирма продолжала разрабатывать проекты кораблей в кооперации с британскими коллегами (ведущие итальянские кораблестроители от такого партнерства уже давно отказались). В данном случае в качестве прототипа румынского эсминца выбрали английский лидер <Шекспир>, построенный в 1918 году. Правда, в проект внесли ряд существенных изменений: перекомпоновали машинно-котельные отделения, среднюю 120-мм пушку перенесли за вторую трубу, установили треногие мачты. Артиллерию приняли такую же, что и на голландских эсминцах - шведские 120-мм орудия <Бофорс> с длиной ствола в 50 калибров. Дальномеры и систему управления огнем поставила немецкая компания <Сименс>. В целом для своего времени <Реджеле Фердинанд> выглядел вполне современной боевой единицей и за счет <интернациональной> доработки существенно превосходил свой английский прототип.
Британские корни легко угадываются и в конструкции всех эсминцев испанского флота, строившихся на Пиренейском полуострове вплоть до начала 50-х годов. Эскадренные миноносцы типа <Чуррука> представляли собой практически копию английского лидера <Скотт> - аналога и современника <Шекспира>. Первые две серии испанских потомков отличались от своего <предка> лишь некоторыми деталями - увеличенной на 5 процентов мощностью да повышенным запасом топлива. Любопытно, что строившиеся на верфи в Картахене первые два корабля - <Чуррука> и <Алькала Гальяно> - сразу же после спуска на воду были перекуплены Аргентиной, и для их замены заложили новую пару под теми же названиями.
За первой серией из семи эсминцев типа <Чуррука> последовала вторая, также из семи единиц. Корабли зарекомендовали себя как весьма удачные, и в 1936 году приняли решение строить третью серию, однако осуществить эти планы помешала гражданская война. Постройка последних двух кораблей семейства затянулась, и в конце концов <Алава> и <Линьерс> вошли в строй только в 1951 году! Внесенные в их конструкцию изменения выглядели крайне незначительными: треногая мачта и слегка усиленное зенитное вооружение, установленное вместо одного из 120-мм орудий, не могли скрыть очевидной древности проекта. Фактически корабли представляли собой все тот же английский <Скотт> периода Первой мировой войны и к моменту вступления в строй выглядели настолько архаично, что почти сразу же были вновь отправлены на верфь для капитального переоборудования в противолодочные фрегаты.
Вторым после Великобритании европейским <законодателем мод> в классе эскадренных миноносцев в межвоенные годы считалась Италия, и поэтому неудивительно, что продукция кораблестроения этой страны на внешнем рынке пользовалась определенной популярностью. Помимо Румынии, эсминцы на итальянских верфях заказывали Греция и Турция. Контракт на постройку четырех кораблей типа <Кондуриотис> был заключен с Грецией в октябре 1929 года. Проект разрабатывался на основе новейшего итальянского эсминца <Фречча>, но по пожеланию заказчика артиллерийское вооружение состояло из четырех 120-мм пушек в одиночных, а не спаренных установках (из-за этого по силуэту <Кондуриотис> очень напоминает советские <семерки>). Правда, за счет большего веса артиллерии пришлось отказаться от тяжелых командно-дальномерных постов, ограничившись легким открытым дальномером на носовой надстройке.
Две пары турецких эсминцев строились одновременно с греческими, а их проект базировался на том же прототипе. Два корабля типа <Зафер> несли 120-мм артиллерию аналогично <итальянцам> - в двух спаренных установках, а эсминцы типа <Коджатепе> - в четырех одноорудийных. Корабли оснащались вполне современной системой управления огнем, но отличались от <Фреччи> несколько меньшей мощностью механизмов. Кроме того, они обладали более традиционным двухтрубным силуэтом - однотрубный эсминец в то время выглядел слишком экстравагантно.
Помимо постройки эсминцев на заказ, итальянцы продали еще шесть кораблей из состава своего флота. Два эсминца постройки 20-х годов типа <Квинтино Селла> в 1940 году приобрела Швеция, а четыре еще более старых <эсплоратори> в 1937 году перешли под флаг Испании. Впрочем, это был <сэкондхэнд>, уже не представлявший особой ценности.
Судьба многих эсминцев стран третьего мира сложилась трагично. Испанские корабли типа <Чуррука> приняли активное участие в гражданской войне. Поначалу все они были на стороне республиканцев, но постепенно один за другим - чаще всего в поврежденном виде - попадали в руки франкистов. <Альмиранте Феррандис> в сентябре 1936 года был уничтожен артиллерией тяжелого крейсера <Канариас>. Зато полтора года спустя республиканский флот сполна отомстил своим противникам: эсминцы <Санчес Баркайстеги>, <Альмиранте Антекера> и <Лепанто> сумели выйти в классическую торпедную атаку и отправить на дно тяжелый крейсер <Балеареас>. В марте 1939-го <Санчес Баркайстеги> был потоплен в гавани Картахены франкистской авиацией, но впоследствии его подняли и восстановили.
Самые большие потери понес голландский флот: все десять входивших в его состав эсминцев погибли в ходе Второй мировой войны. В основном они стали жертвами японского флота во время боев в голландской Ост-Индии. Реализовать свои наступательные возможности в качестве торпедных кораблей им не удалось, зато <Кортенаер> сам был потоплен торпедой с тяжелого крейсера <Хагуро>. Один затопленный эсминец, <Банкерт>, японцы смогли поднять и формально включить в состав своего флота, однако капитуляция застала его во все еще небоеспособном состоянии. Его возвратили Голландии, но единственное применение, которое ему нашлось, - послужить несколько лет в роли плавучей мишени...
Пожалуй, не менее драматичным было участие в войне и греческих ВМС. Из четырех эсминцев типа <Кондуриотис> два - <Гидра> и <Псара> - погибли в апреле 1941 года под бомбами немецких <юнкерсов>. Остальные после оккупации Греции прорвались в Александрию и до осени 1943 года несли службу вместе с британским флотом в восточном Средиземноморье. Но затем из-за сильного износа механизмов и отсутствия запчастей их поставили на прикол, а сразу после окончания войны сдали на слом.
Два греческих эсминца английской постройки волею судеб оказались <по разные стороны баррикад>. Поврежденный самолетами Люфтваффе <Василеос Георгиос> был захвачен в Саламисе немецкими войсками. Его отремонтировали и включили в состав Кригсмарине под обозначением ZG-3, а в августе 1942 года переименовали в <Гермес>. Артиллерия германского производства облегчала снабжение боеприпасами, и корабль использовался в боях весьма интенсивно. Он потопил английскую подводную лодку <Сплендид> 21 апреля 1943 года, но через десять дней сам получил тяжелейшие повреждения в результате авианалета. Восстанавливать его не стали и вскоре затопили.
Однотипная <Василисса Ольга> в апреле 1941 года эвакуировала из Афин греческое правительство и военно-морское командование. Эсминец действовал совместно с британским флотом на Средиземном море и в Индийском океане, но в сентябре 1943-го его потопила германская авиация.
А вот румынские эсминцы благополучно пережили войну, и в 1944 году они вошли в состав советского Черноморского флота. <Реджеле Фердинанд> стал <Лихим>, <Реджина Мария> - <Летучим>. В 1951 году их вернули Румынии, где они еще несколько лет служили в роли учебных кораблей.

274. Эскадренный миноносец <Чуррука>, Испания, 1932 г. Второй корабль с таким названием, заложенный вместо проданного Аргентине. Строился в Испании на верфи в Картахене. Водоизмещение стандартное 1536 т, полное 2087 т. Длина наибольшая 101,5 м, ширина 9,68 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 42000 л.с., скорость 36 узлов. Вооружение: пять 120-мм орудий, одна 76-мм зенитная пушка, четыре пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1927-1951 годах построено 18 несколько различающихся кораблей, в том числе два для Аргентины.

275. Эскадренный миноносец <Ван Гален>, Голландия, 1929 г. Головной корабль второй серии эсминцев типа <Ван Гент>. Строился в Голландии на верфи <Фиенорд>. Водоизмещение стандартное 1316 т, полное 1650 т. Длина наибольшая 98,15 м, ширина 9,53 м, осадка 2,97 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 31000 л.с., скорость 36 узлов. Вооружение: четыре 120-мм орудия, одна 75-мм зенитная пушка, четыре 40-мм автомата, четыре пулемета, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1928-1931 годах построено восемь единиц в двух несколько различающихся сериях.

276. Эскадренный миноносец <Реджеле Фердинанд>, Румыния, 1930 г. Строился в Италии на верфи <Паттисон>. Водоизмещение стандартное 1400 т, полное 1850 т. Длина наибольшая 101,9 м, ширина 9,6 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 52000 л.с., скорость 37 узлов. Вооружение: пять 120-мм орудий, одна 76-мм зенитная пушка, два 40-мм автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего построено две единицы.

277. Эскадренный миноносец <Кондуриотис>, Греция, 1932 г. Строился в Италии на верфи <Одеро>. Водоизмещение стандартное 1389 т, полное 2050 т. Длина наибольшая 96 м, ширина 9,75 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 44000 л.с., скорость 38 узлов. Вооружение; четыре 120-мм орудия, три 40-мм автомата, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1932-1933 годах построено четыре единицы.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz