МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
"РАЗОРИТЕЛИ" И "УНИЧТОЖИТЕЛИ"
С.БАЛАКИН
Завершение Первой мировой войны и последовавшее затем Вашингтонское соглашение заметно изменили ситуацию в мировом кораблестроении. Мораторий на создание новых <капитальных> кораблей привел к тому, что в иерархии военных флотов место линкоров в какой-то мере заняли тяжелые крейсера, а место крейсеров - эсминцы. Этому способствовавал и объективный процесс эволюции класса торпедных кораблей. Эскадренные миноносцы и особенно лидеры к тому времени вполне доросли - и по размерам, и по кругу решаемых задач - до бронепалубных крейсеров двадцатилетней давности. И для многих стран <второго эшелона> именно эсминцы стали самыми большими и мощными боевыми единицами их флотов.
Разумеется, тактическое применение торпедных кораблей адмиралам второстепенных морских держав виделось иначе, нежели их коллегам из Великобритании или, скажем, США. О массированных атаках эскадр неприятеля не могло быть и речи. Эсминец рассматривался ими как универсальный артиллерийско-торпедный корабль, способный настичь и уничтожить более слабого противника и уйти от более сильного. Идея эта была отнюдь не нова, но для многих она по-прежнему выглядела привлекательной. И поэтому неудивительно, что наиболее мощными эскадренными миноносцами зачастую обладали страны, чьи флоты традиционно числились чуть ли не на последних местах...
В начале 20-х годов у английского слова destroyer появились еще два аналога, на сей раз славянских. Только что созданные независимые государства - Польша и Югославия (поначалу она официально именовалась Королевством сербов, хорватов и словенцев)- взялись за создание собственных военно-морских сил. Особое место в их составе должны были занять эсминцы. Последних поляки называли <уничтожителями> (niszczycieli), а югославы - <разорителями> (razaraci). Причем, несмотря на удаленность этих стран друг от друга и совершенно разные морские театры, их кораблестроительные программы причудливым образом переплелись, по крайней мере, в отношении эскадренных миноносцев.
Первым эсминцы для своего флота заказало правительство Польши. Не мудрствуя лукаво, поляки остановили свой выбор на французских кораблях типа <Бурраск> (см. <Моделист-конструктор> №3 за 2001 год): для своего времени эти <торпийеры> со 130-мм артиллерией выглядели чуть ли не крейсерами. В проект внесли лишь незначительные изменения - французские 37-мм зенитки заменили 40-мм шведскими <бофорсами>, палубу оснастили минными рельсами. Но по некоторым мотивам (прежде всего, политическим) контракт заключили с малоизвестной верфью в Блэнвиле, не имевшей достаточного опыта в постройке кораблей данного класса. В результате сроки строительства сильно затянулись. Особенно не повезло головному эсминцу <Бужа> (<Буря>): он вошел в строй почти через шесть лет после закладки - в августе 1932 года. Работы на однотипном <Вихере> (<Вихре>) удалось завершить вдвое быстрее, и он был принят флотом на два года раньше - в июле 1930-го.
Стремительный прогресс в развитии класса быстроходных кораблей-носителей торпедного оружия привел к тому, что спроектированные в начале 20-х <бурраски>, претендовавшие на звание <суперэсминцев>, через десять лет (то есть к моменту ввода в строй их польских <сородичей>) уже выглядели вполне заурядными кораблями. Поэтому, предвидя такой исход, югославы пошли другим путем: они решили создать <разоритель> заведомо более мощный, чем любой из существовавших на тот момент его собратьев. Артиллерию для корабля предлагала поставить Чехословакия, считавшаяся важным политическим союзником Белграда. К тому же завод <Шкода> был давним партнером австро-венгерского флота - прародителя флота югославского.
В конкурсе на проектирование эсминца участвовало несколько английских и французских фирм, из которых в финал вышли британские <Уайт> и <Ярроу>. В конце концов, югославы остановили свой выбор на последней, В августе 1929 года состоялось подписание контракта на постройку эсминца, получившего имя <Дубровник>. Таким образом было положено начало традиции называть эскадренные миноносцы югославского флота в честь крупных городов; ранее подобные наименования полагались кораблям рангом не ниже крейсера.
Главная особенность <Дубровника> - необычайно мощная артиллерия. Этот корабль оказался первым и единственным эсминцем, вооруженным 140-мм <шкодовскими> пушками с длиной ствола в 56 калибров, способными стрелять снарядами массой 39,9 кг на дальность 23,4 км. В течение последующего десятилетия он нес самую крупнокалиберную артиллерию в своем классе - вплоть до появления немецких <церштёреров> со 150-мм пушками. Из-за этого, а также из-за своего статуса флагмана югославского флота <Дубровник> обычно называют лидером, хотя формально он числился <разарачем>, то есть обычным эсминцем.
В целом специалисты оценивали <Дубровник> как весьма удачный корабль. Помимо мощной артиллерии он имел совершенную энергетическую установку, обеспечившую на испытаниях ход в 40,3 узла - на 3,3 узла больше, чем предусматривалось по проекту. Дальность плавания была поистине рекордной: 15-узловым ходом лидер мог пройти 7000 миль. Это достигалось за счет внушительной емкости топливных цистерн (590 т) и специального новшества - низкооборотной турбины экономического хода.
По количеству внедренных образцов передовой техники <Дубровник> представлял собой пример настоящего <интернационализма>: механизмы, торпедные аппараты и вспомогательное оборудование на нем были английскими, дальномеры и системы управления огнем - голландскими, средства связи - бельгийскими, артиллерия (в том числе и зенитная) - чешской. Любопытно, что по проекту лидер должен был нести и гидросамолет, но от его установки отказались уже в стадии постройки.
<Дубровник> произвел сильное впечатление на военно-морских специалистов разных стран. И когда польское правительство профинансировало постройку следующей пары эсминцев, их характеристики выбирались с оглядкой на югославский <разоритель>. И тут подсуетилась британская фирма <Уайт>, предложив полякам тот самый проект, от которого отказался Белград. После недолгих переговоров контракт на постройку эсминцев <Гром> и <Блискавица> (<Гром> и <Молния>) был подписан. Еще два корабля позже планировалось построить на верфи в Гдыне, но по финансовым причинам их закладка неоднократно откладывалась и в конце концов так и не состоялась.
По размерениям и водоизмещению <Гром> был самым большим эсминцем британской постройки 30-х годов - он превосходил и <Дубровник>, и строившиеся позже корабли типа <Трайбл>. Главная артиллерия польского <уничтожителя> - семь 120-мм пушек шведской фирмы <Бофорс>, расположенных в четырех установках. Три из них были спаренными; носовую в целях недопущения перевеса корабля на нос пришлось сделать одноорудийной. Эти пушки с длиной ствола в 50 калибров могли стрелять 24-кг снарядами на дальность 19,5 км. В целом артиллерийская мощь <Грома> и <Блискавицы> примерно соответствовала <трайблам>, но, в отличие от последних, <поляки> несли и полноценое торпедное вооружение. Да и скоростью они превосходили всех своих английских собратьев. Наконец, эти корабли отличались необычной для своего времени архитектурой, став первыми однотрубными эсминцами британской постройки.
Польские и югославские суперэсминцы при всех их достоинствах обладали одним важным недостатком - они были слишком дорогими и потому не могли быть многочисленными. Когда югославы поняли, что развернуть серийную постройку кораблей по чертежам <Дубровника> на своих верфях им не удастся, они приступили к поиску более дешевого проекта. Причем в качестве прототипа они выбрали... все тот же <Бурраск>, который при своих скромных для 30-х годов характеристиках привлекал простотой, надежностью и невысокой стоимостью.
Головной эсминец новой серии, получивший имя <Београд>, был заказан фирме <Ателье э Шантье де ла Луар> в Нанте; два других - <Любляна> и <Загреб> - строились по французской документации на верфи в Сплите. Проект этих кораблей представлял собой уменьшенный, но значительно усовершенствованный вариант <Бурраска>. По сравнению с прототипом <Београд> обладал рядом принципиальных отличий. Во-первых, он, как и <Дубровник>, имел типично английскую котлотурбинную установку, поставленную фирмой <Ярроу>. Во-вторых, артиллерия эсминца опять-таки была чешского производства: 120-мм пушка фирмы <Шкода> с длиной ствола в 46 калибров могла стрелять 24-кг снарядами на максимальную дальность 20,8 км. Хотя она, конечно, была слабее, чем главный калибр <Дубровника>, масса одной палубной установки составляла всего 9 т по сравнению с 15,6 т на лидере.
Торпедное вооружение <Београда> - типично французское, аналогичное установленному на <Бурраске>. Любопытный, хотя и труднообъяснимый факт: и Югославия, и Польша не унифицировали калибр своих торпед и, имея к началу Второй мировой войны по четыре эсминца, располагали двумя типами самодвижущихся мин - 533-мм английскими и 550-мм французскими.
На ходовых испытаниях <Београд> показал ход в 39 узлов - на узел больше проектного. Напомним, что <Бурраск> (равно как и <Вихер> с <Бужей>) мог развивать лишь 33 узла - в этом отношении замена энергетики на более современную пошла явно на пользу. Правда, запас топлива, по сравнению с <Дубровником>, пришлось резко уменьшить (до 120 т), и дальность плавания составила лишь 1200 миль. Впрочем, для Адриатики такую величину посчитали приемлемой.
Буквально накануне войны, в июле 1939-го, на верфи в Сплите состоялась закладка последнего боевого корабля королевской Югославии. По проекту, разработанному совместно с французами, лидер <Сплит> представлял собой увеличенный <Дубровник> с пятью 140-мм орудиями, десятью 40-мм автоматами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Однако последовавшие события спутали все планы.
Нападение Германии застало командование польских ВМС врасплох. Уже на третий день войны <юнкерсы> потопили находившийся в Хеле <Вихер>. Три оставшихся эсминца сумели уйти с Балтики в Англию и в дальнейшем действовали совместно с британским флотом. У берегов Норвегии 3 мая 1940 года погиб <Гром> - прямое попадание немецкой авиабомбы разломило корабль на две части. В том же месяце чуть было не разделила его участь и <Бужа>, попав под авианалет в Кале. Правда, эсминец все же удалось спасти и отремонтировать, и он до конца войны участвовал в сопровождении атлантических конвоев. Еще более активно действовала <Блискавица>. В декабре 1941 года ее перевооружили, установив четыре спаренных 102-мм универсальных артустановки и несколько <эрликонов>; позже на ней появились современные радары. <Блискавица> сражалась на всех европейских театрах - от Средиземного моря до Арктики. Во время высадки союзников в Нормандии она вместе с английскими кораблями участвовала в бою, завершившемся уничтожением германских эсминцев Z-32 и ZH-1.
После войны <Бужа> и <Блискавица> довольно долго стояли на приколе в Англии, но затем были возвращены Польше. Из них <Блискавица> сохраняется по сей день в качестве корабля-музея в Гдыне.
Судьба югославских эсминцев оказалась более печальной. Белграду недолго удавалось сохранять нейтралитет в войне. В начале 1940 года в стране разразился глубочайший политический кризис; вскоре Хорватия объявила о своей независимости. Германия, воспользовавшись расколом в обществе, вторглась в Сербию. Флот оказался между двух огней, не зная, какому из правительств следует подчиняться. В итоге почти все югославские корабли без боя были сданы итальянцам. Избежал позорной участи лишь эсминец <Загреб> - его взорвали в Которе офицеры собственного экипажа, отказавшись выполнять приказ о сдаче.
В итальянском флоте <Дубровник>, <Београд> и <Любляна> получили новые имена - соответственно <Премуда>, <Себенико> и <Любиана>. Они были перевооружены и использовались преимущественно для охраны конвоев. В апреле 1943 года <Любиана> потерпела крушение у берегов Туниса. Два других корабля в том же году достались немцам. Новые хозяева вновь перевооружили их, переклассифицировали в миноносцы и переименовали в ТА-32 и ТА-43. Примечательно, что в роли ТА-32 бывший <Дубровник> в качестве главного калибра нес всего четыре 105-мм зенитки, что в какой-то степени оправдывало его новый статус миноносца. Перед капитуляцией Германии оба бывших <югослава> были затоплены экипажами.
Недостроенный лидер <Сплит> тоже попал в руки итальянцев, а затем - немцев. В конце войны его затопили, но, тем не менее, югославам удалось поднять свой корабль. В конце концов <Сплит> был достроен по совершенно иному проекту. Его артиллерийское вооружение состояло из четырех американских 127-мм универсальных орудий, американским было и радиолокационное оборудование. Все это делало <Сплит> весьма похожим на модернизированный в 50-е годы <Флетчер>. Впрочем, к моменту своего вступления в строй (1958 год) <Сплит> безнадежно устарел и по техническим средствам, и по концепции, поэтому в течение своей недолгой службы в составе флота СФРЮ он использовался в роли учебного корабля.
Эскадренный миноносец <Београд>, Югославия, 1939 г.
Строился во Франции фирмой <Ателье э Шантье де ла Луар>. Водоизмещение стандартное 1210 т, полное 1655 т. Длина наибольшая 98 м, ширина 9,45 м, осадка 3,18 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 40000 л.с., скорость 38 узлов. Вооружение: четыре 120-мм орудия, четыре 40-мм зенитных автомата, два 15-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего построено три единицы: <Београд>, <Любляна> и <Загреб> (последние две - на верфи в Сплите, Югославия).
Лидер <Дубровник>, Югославия, 1932 г.
Строился в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение стандартное 1880 т, полное 2884 т. Длина наибольшая 113,2 м, ширина 10,66 м, осадка 3,6 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 42000 л.с., скорость 37 узлов. Вооружение: четыре 140-мм орудия, две 83-мм зенитные пушки, шесть 40-мм зенитных автоматов, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Эскадренный миноносец <Гром>, Польша, 1937 г.
Строился в Англии фирмой <Уайт>. Водоизмещение стандартное 2144 т, полное 3383 т. Длина наибольшая 114 м, ширина 11,3 м, осадка 3,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 54000 л.с., скорость 39 узлов. Вооружение: семь 120-мм орудий, четыре 40-мм зенитных автомата, восемь 13,2-мм пулеметов, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего построено две единицы: <Гром> и <Блискавица>.
Эскадренный миноносец <Сплит>, Югославия, 1958 г.
Строился в Югославии на верфи в Сплите. Водоизмещение стандартное 2400 т, полное 3000 т. Длина наибольшая 114,8 м, ширина 11,1 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 50000 л.с., скорость 38 узлов. Вооружение: четыре 127-мм орудия, двенадцать 40-мм зенитных автоматов, один пятитрубный 533-мм торпедный аппарат. Построена одна единица.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI