МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
ЛУЧШИЕ В СВОЕМ КЛАССЕ
В.КОФМАН
Атаки на эсминец <Хэдли>, находившийся в радиолокационном дозоре у японского острова Окинава, где высаживалась американская морская пехота, начались рано утром. Самолеты налетали в одиночку и группами, сбрасывая бомбы и ведя огонь из бортового оружия. Некоторые из них, управляемые пилотами-смертниками, пытались таранить одинокий корабль. Американцы яростно сопротивлялись. Орудия и автоматы эсминца поливали противника сталью; к концу этого рокового дня моряки претендовали на двадцать сбитых самолетов! Но и <Хэдли> получил свое сполна: 250-кг бомба поразила его носовую часть, управляемая реактивная бомба <Бака> (по сути, небольшой самолет) попала в среднюю часть, а самолет-камикадзе врезался в корму. Такую <дозу> взрывчатки вряд ли смог бы выдержать и крейсер. На эсминце вышли из строя все орудия и механизмы, вода медленно заполняла корпус, однако корабль все же удалось спасти и отремонтировать. Так <Хэдли> подтвердил отличную репутацию американских эсминцев военной постройки, по праву считавшихся лучшими в своем классе.
В 1938 году командование флотом Соединенных Штатов стояло на распутье: ему предстояло выбрать тип эсминца для массового строительства к будущей войне, которая вот-вот могла разразиться. В качестве прототипа определили <Гливз>, несший пять 127-мм орудий и два пятитрубных торпедных аппарата. Всего заложили 24 корабля этого типа, но все они вступили в строй уже после начала войны в Европе. И первый же боевой опыт ясно указывал на необходимость усиления зенитного вооружения, в особенности, увеличения числа автоматов, ставших основной надеждой торпедных кораблей при отражении атак авиации. И тут выяснилось, что совсем не маленький (1850 т) корабль <упакован> слишком плотно. Чтобы установить всего шесть - восемь 20-мм <эрликонов>, пришлось сделать серьезную модернизацию - снять с него одну 127-мм пушку и торпедный аппарат.
И тут надо отдать должное предусмотрительности американских специалистов. Поскольку договорные ограничения водоизмещения торпедных кораблей уже не являлись барьером, возникал соблазн создать еще более сильно вооруженный и скоростной корабль. Требовалась определенная сила воли для того, чтобы не поддаться искушению и не увеличить число орудий и торпедных труб на эсминце, водоизмещение которого выросло более чем на 600 т. <Лишним> тоннам удалось найти гораздо более полезное применение. <Флетчер>, ставший головным в самой большой в мире серии эскадренных миноносцев, имел очень прочный корпус, состоявший в районе турбин и котлов из листов броневой стали толщиной 19 мм. Легкое бронирование имела и палуба. Живучесть заметно повысилась и за счет выноса в нос и корму дополнительных дизель-генераторов, что позволяло бороться с огнем и водой даже в случае полного выхода из строя главных механизмов. В котельной установке использовались высокие параметры пара, причем, в отличие от многострадальных <немцев>, корабельная энергетика получилась вполне надежной и неприхотливой. Более длинный и тщательно разделенный на отсеки корпус по расчетам давал один шанс из трех на выживание в случае попадания одной торпеды и один из десяти даже в случае попадания двух - прекрасный результат для эскадренного миноносца! Опыт войны на Тихом океане подтвердил эти прогнозы, несмотря на то, что японцы использовали 610-мм торпеды - <длинные копья>, несшие вдвое больший заряд взрывчатки, чем предполагали американцы за год до начала военных действий.
Увеличенная площадь палубы давала возможность установить дополнительные зенитные автоматы, чем американцы не преминули воспользоваться. В ходе боевых действий ПВО <Флетчера> неоднократно усиливалось: сначала до шести 40-мм <бофорсов> и десяти 20-мм <эрликонов>, затем добавили еще две спарки <бофорсов> и, наконец, все спаренные автоматы заменили четырехствольными, доведя общее число 40-мм стволов до 20. Правда, по последнему, так называемому <окончательному> варианту переоборудовали всего несколько единиц. Излишне говорить, что системы управления огнем как по надводным, так и по воздушным целям - <любимый конек> американских конструкторов - находились на высоте. С самого начала в состав оборудования включили поисковый и артиллерийский радиолокаторы. Сразу при проектировании предусматривался также боевой информационный пост, расположенный глубоко в корпусе. Теперь командир мог вести бой не с мостика, где его ослепляли залпы собственных орудий и заливали брызги от волн и всплесков вражеских снарядов, а из недр <мозгового центра>.
Но даже столь совершенные корабли не вполне удовлетворяли американских адмиралов. В конце 1941 года, совсем незадолго до Пёрл-Харбора, началось проектирование нового эсминца <Аллен М.Самнер>. Основной идеей являлась замена одиночных 127-мм установок на спаренные в трех настоящих башнях, что еще больше увеличивало свободную поверхность палубы. Разумеется, пустым место не осталось - его заняли два десятка автоматов, бомбометы и бомбосбрасыватели. Но в результате корабли оказались заметно перегруженными, и проект потребовалось изменять еще раз.
Быстрое и оригинальное решение состояло в том, что в середину корпуса вставили дополнительную 5-метровую секцию. Так родился последний военный проект эскадренного миноносца США, первоначально так и названный - <длиннокорпусный <Самнер>. Впоследствии общеупотребительным стало обозначение типа по имени головного корабля - <Гиринг>. На обеих шестиорудийных сериях сохранили ту же мощность энергетической установки, что и на <Флетчере>, а потерю скорости в 1,5-2 узла посчитали вполне допустимой.
Поступление эсминцев новых серий в соединения, действовавшие на Тихом океане, очень быстро изменило соотношение сил в пользу американцев. Уже в конце 1942 года головной <Флетчер> в крайне позорном для флота США бою у мыса Тассафаронга оказался единственным, вовремя обнаружившим и атаковавшим неприятеля (правда, безрезультатно). А с начала следующего года большинство многочисленных стычек у берегов Соломоновых островов заканчивались уже не в пользу японцев - тут, в первую очередь, сказывались преимущества современного радиолокационного оборудования новых американских кораблей. В дальнейшем эсминцам отводилась все более важная роль: трудно представить, как бы удалось отбивать массированные атаки авиации, если бы в состав всех оперативных групп не входили десятки сильно вооруженных, быстроходных и трудноуязвимых дестройеров.
Между тем, на обширных просторах Атлантики разгорелась совершенно другая война. Здесь редко возникала угроза со стороны авиации, зато работы по конвоированию торговых судов, поиску подводных лодок и охранению боевых эскадр было предостаточно. Для решения этих задач <Флетчер> был слишком дорогим даже для самой богатой в мире державы. Но нужда в эскадренных миноносцах оставалась высокой, причем требования к их численности доминировали над мощью каждой единицы. Поэтому американцы одновременно с <флетчерами> продолжали строить проверенные и непритязательные корабли типа <Гливз>. С них сняли одно из 127-мм орудий. Оставшихся четырех вполне хватало и для борьбы с подводными лодками, и для отражения авианалетов, и, в случае необходимости, для обстрела береговых или надводных целей. Сэкономленный вес пошел на усиление легкого зенитного и противолодочного вооружения. Впоследствии, при модернизациях, пожертвовали одним из торпедных аппаратов. Необходимость в таком изменении вооружения стала еще более очевидной, как только союзники приступили к десантным операциям в Европе, где им пришлось столкнуться почти с теми же проблемами, что и на Тихом океане. Воздействие немецкой авиации усилилось, а вот вероятность вступить в бой на море с сильным противником практически свелась к нулю. Ну а на экстренный случай должно было хватить и одного пятитрубного аппарата.
К 1945 году в войне с японцами обозначились новые проблемы. Когда действия камикадзе приобрели массовый характер, выяснилось, что предпочтителен более крупный калибр зенитного оружия самообороны. Против стремительно пикирующего самолета с пилотом-самоубийцей 20-мм автоматы оказались почти бесполезны, да и 40-мм имели явно недостаточную эффективную дальность. В итоге приняли решение перевооружить все корабли основных классов, в том числе эскадренные миноносцы, 76-мм автоматическими зенитками. В те времена трудно было отыскать в какой-нибудь другой стране мира торпедные корабли, которые смогли бы легко принять шесть 76-мм пушек без потери прочих качеств, однако американцам это удалось осуществить и на <флетчерах>, и на <гирингах>, и на <самнерах>.
Подводя итоги, можно сказать, что конструкторам и кораблестроителям Соединенных Штатов удалось справиться с задачей создания торпедных сил гораздо лучше, чем четверть века назад, в годы Первой мировой войны. Постройка кораблей велась быстро и качественно; к началу генерального наступления на обоих океанах у американцев недостатка в эсминцах не ощущалось, хотя и на этот раз заметная часть боевых единиц флота вошла в строй только к завершению военных действий или уже после заключения мира. Сами проекты оказались настолько удачными, что допускали модернизацию и использование <флетчеров>, <самнеров> и <гирингов> в течение многих послевоенных лет. Часть из них перекочевала во флоты наиболее доверенных союзников. Остававшиеся в ВМС США прошли обширную модернизацию по программам FRAM-1 и FRAM-2, превратившись в универсальные корабли 60-х и 70-х годов, пришедшие на смену <настоящим> эскадренным миноносцам.
Эскадренный миноносец <Флетчер>, США, 1942 г.
Строился фирмой <Федерал Шипбилдинг Компани>. Водоизмещение стандартное 2350 т, полное 2960 т. Длина наибольшая 114,73 м, ширина 12,07 м, осадка 4,21 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 38 узлов. Вооружение: пять 127-мм орудий, четыре 40-мм и четыре 20-мм автомата, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб. Всего в 1942-1944 годах построено 183 единицы, из них 18 погибли в годы Второй мировой войны.
Эскадренный миноносец <Аллен М.Самнер>, США, 1944 г.
Строился фирмой <Федерал Шипбилдинг Компани>. Водоизмещение стандартное 2620 т, полное 3240 т. Длина наибольшая 114,76 м, ширина 12,45 м, осадка 4,33 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 36,5 узла. Вооружение: шесть 127-мм орудий, двенадцать 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб. Всего в 1944-1946 годах построено 55 единиц, из них четыре погибли в годы Второй мировой войны. Еще 12 единиц закончены как быстроходные минные заградители. Они не имели торпедных аппаратов и могли принимать 80-100 мин.
Эскадренный миноносец <Гиринг>, США, 1945 г.
Строился фирмой <Федерал Шипбилдинг Компани>. Водоизмещение стандартное 2640 т, полное 3510 т. Длина наибольшая 119,03 м, ширина 12,45 м, осадка 4,37 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 36,5 узла. Вооружение: шесть 127-мм орудий, двенадцать 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб. Всего в 1945-1946 годах построено 97 единиц. Из них 24 в самом конце войны перестроены в корабли дальнего радиолокационного дозора для обеспечения предполагавшегося десанта на Японские острова.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI