МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
НАКАНУНЕ ПЕРЛ-ХАРБОРА
В.КОФМАН
К концу Первой мировой войны флот Соединенных Штатов Америки был большим, но весьма странным по составу: значительные линейные силы, практически полное отсутствие сколь-нибудь современных крейсеров и огромное количество стандартных <гладкопалубных> эсминцев, добрая сотня которых еще находилась в достройке. Все попытки руководителей ВМС перейти к созданию новых, более современных торпедных кораблей довольно долго наталкивались на недовольство конгрессменов, проповедовавших изоляционизм и <разумную достаточность>. Только спустя пятнадцать лет, когда отставание в классе эскадренных миноносцев настойчиво претендующего на первое место в мире флота стало совершенно очевидным, американским адмиралам удалось наконец преодолеть политические и финансовые препоны.
Практичные янки стремились использовать все новации, утвердившиеся к тому времени в кораблестроении, поэтому проектные требования оказались довольно жесткими. Предполагалось установить все пять орудий и двенадцать торпедных труб в диаметральной плоскости для ведения стрельбы на оба борта, и это в пределах отпущенных полутора тысяч тонн водоизмещения.
Опыт продолжительной эксплуатации <гладкопалубников> побудил руководство флота отказаться от этой формы корпуса в пользу традиционного высокого полубака, использовавшегося практически на всех современных эскадренных миноносцах мира. В результате новые эсминцы США оказались значительно более мореходными и <сухими>, чем их предшественники.
Оставалась самая принципиальная проблема - тип и расположение вооружения. Требование иметь двенадцать торпед в бортовом залпе означало необходимость установки трех четырехтрубных аппаратов, что никак не вписывалось в габариты 100-метрового корпуса. Вариант с использованием сложных шести-трубных конструкций, в которых по три трубы располагались друг над другом, был благоразумно отклонен, и пришлось ограничиться традиционным для того времени решением: два четырехтрубных аппарата в средней части корпуса.
Куда более удачно складывались дела с артиллерией. С середины 20-х годов, когда еще только велись разговоры о необходимости возобновления строительства торпедных кораблей, предполагалось использовать 127-мм орудия, но вопрос о том, какие именно, оставался открытым. На флоте применялись два типа пятидюймовок: длинноствольное орудие (длина ствола 51 калибр) с высокой начальной скоростью, устанавливавшееся на линкорах в качестве противоминного калибра, и 25-калиберная зенитка с клиновым затвором - скорострельная, но имевшая недостаточную начальную скорость и дальность. Выбор оказался сложным: длинноствольная пушка была слишком тяжелой и неповоротливой, но обладала настильной траекторией, и ее снаряды могли пробивать броню крейсеров даже на средних дистанциях. При этом она совершенно не подходила для стрельбы по самолетам. Зенитка же вполне удовлетворяла последнему требованию, но в бою с надводными кораблями выглядела <несерьезным> оружием.
Рано осознав роль авиации в грядущих боях, американцы скрепя сердце сделали выбор в пользу зенитки. И не ошиблись, тем более, что продолжительная пауза в постройке боевых кораблей позволила найти поистине соломоново решение: вооружить эсминцы новым 127-мм универсальным орудием с длиной ствола 38 калибров. По начальной скорости снаряда (790 м/с) оно лишь немного уступало, к примеру, английской <миноносной> артиллерии, но при этом сохраняло все достоинства зенитной пушки.
Ясное понимание того, что для отражения атак авиации мало обладать хорошей пушкой, заставило уделить особое внимание системам управления огнем. Это привело к созданию командно-дальномерного поста Мк-33, позволявшего вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям и выдававшего все данные для установки дистанционных взрывателей. Впоследствии, с появлением радаров, его возможности еще более возросли. С середины 30-х годов американцы прочно заняли лидирующее положение в области противовоздушной обороны на море, которое они успешно сохраняли в течение всей Второй мировой войны.
Еще одним новшеством стало введение паротурбинной установки с высокими характеристиками давления и температуры. И здесь заокеанским специалистам удалось обойти <острые углы>, на которые сплошь и рядом натыкались, например, германские инженеры и техники. Американцы повышали параметры пара постепенно, от серии к серии, лишь убедившись, что предыдущий вариант обеспечивает безаварийное обслуживание главных механизмов кораблей.
Инженеры и военно-морские специалисты США попробовали себя и на совершенно новом поприще - создании лидеров. Этот класс ранее не существовал в их флоте, так что начинать пришлось с нуля. Поскольку водоизмещение кораблей строго ограничивалось Лондонским морским договором (до 1850 т), задача выглядела непростой. Адмиралы настаивали на максимально возможном вооружении. С выбором модели орудия проблем не было, чего нельзя сказать об артиллерийских установках и их расположении. Конструкторы перепробовали массу вариантов, включая шесть орудий (по три в носу и корме), расположенных в трех ярусах, с возможностью вести огонь по диаметральной плоскости всей группой. Окончательный вариант оказался неожиданным: вместо одиночных орудий первый американский лидер <Портер> получил четыре спаренных 127-мил-лиметровки в закрытых башенках. Однако, приобретя мощь огня небольшого крейсера, новый корабль лишился не менее важного свойства - возможности стрелять по самолетам. Универсальные спаренные установки выходили слишком тяжелыми и никак не вписывались в заданное водоизмещение, поэтому пришлось ограничиться более легкими, с ограниченным углом возвышения стволов. Все же лидеры выглядели весьма внушительно: помимо могучей артиллерии они имели восемь торпедных аппаратов с таким же числом запасных торпед, высокую скорость и солидную дальность плавания.
В общем, новые эсминцы и лидеры в такой мере превосходили <гладкопалубников>, что заказы на них одобрялись Конгрессом США ежегодно. Впрочем, были и проблемы: первая серия из восьми единиц типа <Фаррагат> вышла настолько дорогой, что была прозвана на флоте <золотой>. Кроме того, решив проблему универсального главного калибра, американские конструкторы (как и их коллеги во всем мире) не смогли обеспечить эскадренным миноносцам эффективную ближнюю ПВО. Так, <Фаррагат> получил для самообороны всего четыре 12,7-мм пулемета. На лидерах, лишенных универсальных 127-миллиметровок, эта проблема стояла особенно остро. Четырехствольный 28-мм зенитный автомат, прозванный впоследствии <чикагским пианино> в память о чикагских гангстерах, обильно поливавших своих противников свинцом из скорострельных автоматов, разрабатывался долго и не особо успешно. Помимо прочего, он оказался слишком тяжелым для небольших кораблей. Забегая вперед, заметим, что обеспечить нормальную ПВО удалось только с появлением <бофорсов> и <эрликонов>.
Хотя практически все предвоенные эскадренные миноносцы Соединенных Штатов по формальным тактико-техническим характеристикам близки друг к другу, ясно прослеживается довольно извилистый путь к выбору оптимального сочетания их боевых элементов. Вторая серия (18 единиц типа <Мэхэн>) отличалась дополнительным торпедным аппаратом, хотя бортовой залп при этом не изменился (два кормовых аппарата располагались по бортам). Стремление иметь на эсминцах как можно больше готовых к действию труб (американцы не верили, что в боевых условиях удастся перезаряжать аппараты запасными торпедами, и не пошли по японскому пути) привело к появлению на следующих двенадцати единицах (типы <Гридли> и <Бэгли>) четырех довольно громоздких четырехтрубных аппаратов, установленных попарно по бортам. Масса их оказалась настолько велика, что пришлось поступиться одним 127-мм орудием. Затем чаша весов вновь качнулась в пользу <бога войны>: двенадцать единиц типа <Симе> по составу вооружения были идентичны <Фаррагату>. И это несмотря на то, что лондонские ограничения к тому моменту отпали, и стандартное водоизмещение возросло почти до 1800 т. Весь прирост пошел на усиление конструкции и увеличение мореходности. Специалисты постепенно усваивали непростую истину: ценность боевого корабля заключена не только в числе орудий и торпед, но и в возможности их эффективно использовать. Недолгий рецидив <торпедной болезни>, выразившийся в установке шестнадцати труб (по типу <Гридли>), коснулся только десяти кораблей типа <Бенхэм>, заложенных в 1936-1937 годах.
Линия развития лидеров оказалась куда более короткой. За <портерами> последовала только одна серия из пяти единиц типа <Сомерс>. Они отличались механической установкой с более высокими параметрами пара, что визуально проявилось в единственной дымовой трубе. Немногие освободившиеся метры палубы тут же были заняты третьим торпедным аппаратом. Но поскольку места для него все же не хватало, два кормовых аппарата получились <полутораэтажными>, частично перекрывавшими друг друга. Подобные <упражнения> с высоко расположенными грузами привели к тому, что остойчивость вплотную приблизилась к опасному пределу. Впрочем, вторая серия лидеров стала во флоте США и последней. Морские стратеги сочли более перспективной постройку вместо них настоящих крейсеров и обычных эсминцев.
К сентябрю 1939 года, когда в Европе разгорелся пожар Второй мировой войны, американцы успели построить шестьдесят современных эскадренных миноносцев и тринадцать лидеров с однородными тактико-техническими элементами и вооружением. В случае конфликта с Германией или Италией - немало, но все еще недостаточно для того, чтобы достойно противостоять главному потенциальному противнику - японцам. Как показала история, на реализацию этой задачи у Соединенных Штатов оставалось еще два с лишним года, и они не были потеряны даром.
Лидер эсминцев <Уинслоу>, США, 1936 г.
Строился фирмой <Нью-Йорк Шипбилдинг Компани>. Водоизмещение стандартное 1850 т, полное 2610 т. Длина наибольшая 116,15 м, ширина 11,28 м, осадка 3,95 м. Мощность двухзальной турбинной установки 50000 л.с., скорость 37 узлов. Вооружение: восемь 127-мм орудий, восемь 28-мм автоматов, два 12,7-мм пулемета, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1936-1937 годах построено восемь единиц. Головной <Портер> потоплен японской подлодкой в октябре 1942 года, остальные сданы на слом вскоре после окончания войны (за исключением <Уинслоу>, служившего до 1959 года в качестве опытового корабля).
Эскадренный миноносец <Фаррагат>, США, 1934 г.
Строился фирмой <Бетлехем>. Водоизмещение стандартное 1365 т, полное 2340 т. Длина наибольшая 104,1 м, ширина 10,45 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной турбинной установки 42800 л.с., скорость 36,5 узла. Вооружение: пять 127-мм орудий, четыре 12,7-мм пулемета, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1934-1935 годах построено восемь единиц. <Халл> и <Монэхен> погибли в центре тайфуна на Тихом океане 18 декабря 1944 года, <Уорден> наскочил на скалы при высадке американцев на Алеутские острова в январе 1943 года и больше не ремонтировался, остальные сданы на слом в 1947 году.
Эскадренный миноносец <Бэгли>, США, 1937 г.
Строился на верфи ВМФ в Норфолке. Водоизмещение стандартное 1650 т, полное 2260 т. Длина наибольшая 104,1 м, ширина 10,82 м, осадка 3,91 м. Мощность двухвальной турбинной установки 49000 л.с., скорость 38,5 узла. Вооружение: пять 127-мм орудий, четыре 12,7-мм пулемета, четыре четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1937 году построено восемь единиц. <Джервис>, <Бпю> и <Хенли> потоплены японцами в 1942-1943 годах. После войны <Мэгфорд> и <Ральф Тэлбот> затоплены в ходе атомных испытанияй у острова Бикини в марте 1948 года. Остальные корабли сданы на слом в 1947 году.
Эскадренный миноносец <Гливз>, США, 1940 г.
Строился фирмой <Бат Айрон Уоркс>. Водоизмещение стандартное 1850 т, полное 2410 т. Длина наибольшая 106,17 м, ширина 11,0 м, осадка 4,01 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50000 л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: пять 127-мм орудий, шесть 12,7-мм пулеметов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1940-1941 годах построено 24 единицы. <Ингрэм>, <Лэнсдейл>, <Монсен>, <Мередит> и <Гуин> погибли в ходе боевых действий. После войны по два эсминца передали Греции и Тайваню, один - Италии. Остальные сданы на слом между 1961 и 1971 годами.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI