МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
ЭКОНОМИЧНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ
В.КОФМАН
Северное море в тот июньский день было непривычно спокойным. Британский авианосец <Глориес> шел противолодочным зигзагом, меняя курс каждые три минуты. Его командир опасался германских подводных лодок - опасался настолько, что настоял на отделении своего корабля от солидных сил прикрытия конвоев, вывозивших англо-французские войска из Норвегии после неудачных попыток противостоять немецкому вторжению. Теперь <Глориес> сопровождали только два эсминца - <Ардент> и <Экаста>. Все три корабля поддерживали 17-узловую скорость; эсминцы, шедшие на расстоянии 400 метров с обоих бортов авианосца, также следовали зигзагом: считалось, что это не позволит противнику сделать из-под воды прицельный торпедный залп.
Однако беда пришла вовсе не оттуда, откуда ее ожидали. Когда на западной части горизонта появились два каких-то судна, <Ардент> направился им навстречу. Англичане почти не сомневались, что это свои корабли, возвращающиеся из Норвегии домой. И лишь приблизившись на дальность прямого выстрела, они поняли, что заблуждались. Им навстречу шел грозный противник - германские быстроходные линкоры <Шарнхорст> и <Гнейзенау>.
Немцы открыли огонь по <Арденту> с дистанции в 80 кабельтовых, быстро добившись накрытия цели. Тем не менее, эсминец отвернул только после того, как поставил дымовую завесу и выпустил все торпеды, одна из которых прошла чуть впереди <Шарнхорста>. Противники сближались очень быстро, и англичане начали стрелять по неприятелю из своих 120-мм орудий. Им удалось даже попасть в головной линкор, но силы были слишком неравными. Как только дымовая завеса рассеялась, засыпанный снарядами английский корабль пошел ко дну.
Теперь настала очередь <Экасты>. Умело маневрируя, эскадренный миноносец пересек курс неприятеля по носу и дал залп из обоих торпедных аппаратов. Атака была проведена настолько решительно, что не ожидавшие ее немцы не успели уклониться от смертоносных подводных снарядов, хотя сделать это мчавшимся с 30-узловой скоростью линкорам было не так уж трудно. В результате одна из торпед поразила <Шарнхорст> в районе кормовой башни главного калибра. Это попадание, возможно, сохранило жизни многим сотням английских моряков и солдат, поскольку германским линкорам пришлось прекратить рейдерство и вернуться в Тронхейм. Однако непосредственных участников боя с немцами отважная атака <Экасты> не спасла: и эсминец, и авианосец были уничтожены германской артиллерией. Причем немцы не сделали даже попытки подобрать хоть кого-нибудь из полутора тысяч человек, находившихся на борту погибших кораблей.
Этот примечательный во многих отношениях бой произошел в 1940 году в ходе операции <Алфавит> (эвакуация сил союзников из Норвегии). А его героями стали эсминцы, открывшие новую <алфавитную> серию кораблей данного класса, заложенную после Первой мировой войны.
История нового <алфавита> началась в 1924 году, когда после восьмилетнего перерыва британские конструкторы и инженеры вновь получили возможность приступить к разработке и постройке эсминцев. Столь значительный перерыв объяснялся и тяжелым экономическим положением Великобритании после Первой мировой войны, и наличием в строю большого числа достаточно современных дестройеров, и тем, что представители последних серий ( и ) после крушения Германской империи являлись самыми сильными в мире.
Однако в начале 20-х годов стало ясно, что преимущества британских эсминцев скоро могут сойти на нет. Ведь многие из них в годы войны эксплуатировались настолько интенсивно, что даже добротная британская постройка не спасла корабли от значительного износа, а скорость большинства из них стала в среднем на пять узлов меньше проектной. Да и техника (особенно в области механических установок) не стояла на месте. Поэтому Адмиралтейство приняло решение выдать заказ на постройку двух экспериментальных эсминцев. Зная историю развития торпедных судов, неудивительно, что заказ достался двум наиболее опытным и титулованным <миноносным> фирмам <Торникрофт> и <Ярроу>. Конструкторов фирм ограничили лишь проектными характеристиками, а в остальном им предоставили полную свободу действий: и в отношении типа механизмов, и в их расположении, и в общей компоновке корабля.
Сами спецификации казались на удивление скромными. По сути дела, руководство флота как бы признавало, что тип по-прежнему практически полностью удовлетворяет нужды британских ВМС. Предполагалось иметь корабль со скоростью 37 узлов и вооружением из четырех 120-мм орудий, семи зенитных автоматов и шести торпедных аппаратов. Важным, хотя и второстепенным на первый взгляд нововведением стали солидные надстройки, составляющие единое целое с конструкцией корпуса. (До этого мостики представляли собой простые платформы с легким листовым перекрытием.) Предъявлялись особые требования к бытовым условиям размещения экипажа - измученные четырехлетней войной англичане рассчитывали на долгий мир.
Интересно, что несмотря на предоставленную конструкторам свободу в разработке проекта оба экспериментальных эскадренных миноносца - торникрофтовский <Эмазон> и ярроуский <Эмбускейд> - оказались очень похожими по внешнему виду, хотя <Эмазон> был тяжелее на 150 т. <Начинка> различалась более значительно. Инженеры <Ярроу> предложили более оригинальные решения для котельной установки и рулевого устройства, имевшего электрогидравлический привод. Хотя их <Эмбускейд> показал более высокую скорость и лучшую экономичность, в качестве прототипа был выбран более традиционный, тяжелый и прочный <Эмазон> - как и в большинстве аналогичных ситуаций, победил британский консерватизм. Правда, ободренному выбором <Торникрофту> пришлось изрядно постараться, чтобы <подтянуть> максимальную скорость своего корабля до приемлемой величины. В итоге несколько обескураживающий результат в 34,5 узла, достигнутый на первых испытаниях, через шесть месяцев вырос до 38,7 узла, что вполне удовлетворило представителей Адмиралтейства.
Определившись с выбором типа, англичане начали планомерное производство эсминцев нового поколения. Раз в год закладывалась флотилия из восьми единиц и дополнительно один лидер. Шли годы, но в проекты каждой последующей серии вносился лишь минимум изменений. Наиболее важными усовершенствованиями стали введение системы центральной наводки орудий (с серии <С>), а также замена четырехтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные (на последней стандартной серии "I").
Что касается зенитного вооружения, то средства ПВО кораблей немного усиливались, но в целом оставались очень слабыми: они состояли либо из одного 76-мм орудия, либо из пары 40-мм <пом-помов>, либо из нескольких крупнокалиберных пулеметов. К середине 30-х годов этого было явно недостаточно. Вместо полотняных <этажерок>, скорость которых всего в два раза превышала полный ход эсминцев, в небе появились скоростные самолеты и в их числе самый страшный враг маневренных кораблей - пикирующие бомбардировщики. Тот факт, что массовые британские эсминцы были практически беззащитны перед атакой с воздуха, англичане осознали с большим опозданием.
Любопытно, что и в Японии, и в США, и в Германии, и во Франции в то время строились крупные торпедные корабли, оставлявшие <стандартные> британские дестройеры далеко позади практически по всем боевым элементам. У англичан же требования времени наталкивались на одно весьма ощутимое препятствие - недостаток средств. Финансовый кризис, из которого Великобритания медленно выбиралась в течение всех 30-х годов, оставлял мало возможностей для маневра. Выбор стоял между количеством и качеством, и Адмиралтейство предпочло первое.
Соображения экономии сказались и на характеристиках лидеров флотилий. Если лидер серии <А> <Кодрингтон> (1540 т) имел дополнительное орудие и более высокую скорость, чем рядовые единицы, то лидеры серий <В>, <С> и представляли собой обычные эсминцы с несколько увеличенными жилыми и рабочими помещениями.
Все попытки ввести технические новшества наталкивались на финансовый вопрос: разрабатывать универсальные орудия вместо когда-то неплохих 120-миллиметровок - дорого; заменять простейшие станки на закрытые башни - тоже дорого; снабжать эскадренные миноносцы сколь-нибудь пригодной системой управления артиллерийским и торпедным огнем - нерационально. Такими резолюциями пестрят бумаги Адмиралтейства того времени. Интересно, что в каждом случае речь шла о совсем небольших суммах, составляющих лишь несколько процентов от общей стоимости корабля.
В результате новым <буквам алфавита> первых серий пришлось очень и очень несладко в боях. Почти полная беспомощность перед вражеской авиацией привела к тому, что один из торпедных аппаратов спешно заменялся на всего лишь одно (!) 76-мм зенитное орудие, тоже, кстати, устаревшее и не имевшее какой-либо системы управления огнем. Бортовой залп при этом уменьшался до 3-5 торпед (запасных торпед на английских дестройерах 20-30-х годов не было), но особых результатов столь крайняя мера не дала. <Англичане> по-прежнему имели крайне слабую защиту от воздушных атак. Корабли жестоко страдали от налетов германской авиации в первые месяцы войны (например, при эвакуации войск из Дюнкерка), из-за чего командование флота впоследствии предпочитало держать их подальше от мест, где немцы господствовали в воздухе, скажем, в 1940-1941 годах значительная часть <алфавитных> эсминцев была сосредоточена на Средиземном море.
Не удалось англичанам и внедрить механическую установку с более высокими рабочими параметрами. Хотя еще во флотилии <А> один из эсминцев (<Экерон>) был оборудован опытной силовой установкой с высоким давлением пара и высокой температурой, серийные единицы продолжали строить с котлами, обладавшими весьма скромными характеристиками. И это при том, что <Экерон> имел на 20 процентов меньший расход топлива, а дальность плавания признавалась англичанами одним из главных достоинств эскадренных миноносцев. Еще раз возобладала тенденция к дешевизне и надежности - несмотря на то, что <консервативные> котлы весили намного больше современных.
Только начиная с флотилии <Е>, англичане вернулись к концепции относительно крупного лидера по типу <Кодрингтона>.
Следует ли из всего сказанного, что британские эсминцы 20-х-30-х годов были неудачными? Ответ не столь однозначен, как кажется на первый взгляд. Отличные традиции судостроителей Соединенного Королевства позволяли строить не только дешевые, но и прочные корабли. Не испортил их и переход на новую технологию постройки. Так, начиная с типа <Н>, частично отказались от повсеместной клепки корпуса, заменив ее кое-где электросваркой. Именно принадлежавший к этой серии <Хантер> сумел перенести взрыв на франкистской мине в мае 1937 года, когда он в составе международных сил следил за <невмешательством> в гражданскую войну в Испании. Корпус корабля получил пробоину в 60 квадратных метров в районе мостика и был чуть ли не разрезан пополам. <Хантер> принял 900 т воды, но его благополучно привели в порт, отремонтировали и вновь ввели в строй. Корпус не имел серьезных деформаций, хотя делился всего на девять отсеков.
В годы Второй мировой войны британские эсминцы межвоенных серий активно сражались на всех морских театрах и зарекомендовали себя с лучшей стороны. Конечно, во многом их успехи следует отнести на счет доблестных экипажей, а не на техническое совершенство кораблей (которого в действительности не было). Англичане нередка ухитрялись сражаться даже с гораздо более сильным противником. В Норвежской операции отличилась не только <Экаста>. Пять единиц флотилии <Н> (<Хэвок>, <Хостайл>, <Хотспур>, <Хантер> и <Харди>) под командой коммодора Уорбертона-Ли ворвались в Нарвик-фиорд и сумели потопить два немецких эсминца и повредить еще три, что в значительной степени обеспечило полное уничтожение находившихся там сил кригсмарине. В тех же водах одинокий <Глоууорм>, оказавшийся на опасном расстоянии от тяжелого крейсера <Адмирал Хиппер>, смело пошел на сближение и таранил своего грозного противника. Да и практически все корабли серий "А" - "I" участвовали в боях от Арктики до Тихого океана, часто меряясь силами с крейсерами и более мощными вражескими эскадренными миноносцами; именно они во многом вынесли на себе тяготы первых двух лет войны на море.
Тем не менее, время их быстро истекло. С 1942 года началось переоборудование уцелевших эсминцев в эскортные корабли. При этом снимались носовое и кормовое орудия, которые заменялись на реактивный бомбомет <Хеджехог> и обычные бомбосбрасыватели. Устанавливались современная радио- и гидролокационная аппаратура, дополнительные 20-мм автоматы <Эрликон>. В таком виде некоторые переоборудованные корабли дослужили до конца Второй мировой войны, уступив свое место более совершенным и сильным эскадренным миноносцам, построенным уже по новым стандартам. Но о них - в следующих выпусках.
Эскадренный миноносец <Интрепид>, Англия, 1937 г.
Строился фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение стандартное 1370 т, полное 1900 т. Длина наибольшая 98,45 м, ширина 10,05 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной турбинной установки 34000 л.с., скорость 36 узлов. Вооружение: четыре 120-мм орудия, восемь 12,7-мм пулеметов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Последняя серия стандартных <алфавитных> эсминцев межвоенного периода. Всего в 1937 г. построено восемь единиц: <Интрепид>, <Икарус>, <Айлекс>, <Имоджен>, <Империел>, <Импальсив>, <Айзис>, <Айвенхо>. <Империел>, <Интрепид>, <Айзис> и <Айвенхо> погибли в годы войны, остальные исключены из списков в 1946-1947 годах.
Эскадренный миноносец <Эмазон>, Англия, 1927 г.
Строился фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение стандартное 1352 т, полное 1812 т. Длина наибольшая 98,5 м, ширина 9,6 м, осадка 3,4 м. Мощность двухвальной турбинной установки 42000 л.с., скорость 37 узлов. Вооружение: четыре 120-мм орудия, два 40-мм автомата <пом-пом>, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1931 г. построено две несколько различающиеся единицы: <Эмазон> и <Эмбускейд>. В 1943-1944 годах оба корабля переоборудованы в плавучие мишени, в 1947-1949 годах - сданы на слом.
Эскадренный миноносец <Бигл>, Англия, 1931 г.
Строился фирмой <Джон Браун>. Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 1800 т. Длина наибольшая 98,4 м, ширина 9,83 м, осадка 3,7 м. Мощность двухвальной турбинной установки 34000 л.с., скорость 35,5 узла. Вооружение: четыре 120-мм орудия, два 40-мм автомата <пом-пом>, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1931 г. построено восемь единиц: <Бигл>, <Базилиск>, <Бланш>, <Бодишия>, <Бореас>, <Брейзн>, <Бриллиант>, <Буллдог>. <Базилиск>, <Бланш> и <Брейзн> потоплены в начале войны, <Бореас> передан Греции в апреле 1944 г., остальные сданы на слом в 1946-1947 годах.
Лидер <Фолкнор>. Англия, 1935 г.
Строился фирмой <Ярроу>. Водоизмещение стандартное 1500 т, полное 2050 т. Длина наибольшая 104,50 м, ширина 10,3 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной турбинной установки 38000 л.с., скорость 36,5 узла. Вооружение: пять 120-мм орудий, восемь 12,7-мм пулеметов, два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего построено две единицы: <Эксмут> и <Фолкнор>. Первый погиб в январе 1940 г. <Фолкнор> неоднократно модернизировался, воевал у берегов Норвегии, Северной Африки, Камеруна и Дакара, в Атлантике, арктических водах. Принимал участие в операциях против Сицилии и Додеканесских островов, а также в высадке в Нормандии. Сдан на слом в 1946 г.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI