МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

ОТ "КАЛЕК" АДМИРАЛА ЛАНСА ДО ПОСЛЕДНИХ ГИГАНТОВ

В.КОФМАН

Разбухавшие, как на дрожжах, в начале нашего века германские торпедные силы сразу же включались в процесс боевой подготовки флота Открытого моря, становясь год от года все более грозным оружием. Опыт плаваний, в свою очередь, влиял на линию развития военного судостроения. И здесь произошло неожиданное. Обычно адмиралы требовали корабли все большего и большего размера, полагая, что те смогут выполнять свои задачи в любую погоду в открытом море и к тому же будут иметь преимущества в индивидуальных стычках с судами противника. Однако немецкие флотоводцы полагали, что главными достоинствами их эскадренных миноносцев должны оставаться маневренность и малозаметность. Подросшие до 600 с лишним тонн водоизмещения (и имевшие постоянную тенденцию прибавлять по несколько десятков тонн и несколько метров длины в каждой последующей серии) <хохзееторпедоботы> уже не могли с прежней легкостью прорезать плотный строй броненосцев без риска попасть под таранный удар. Поэтому <флотское лобби>, возглавляемое адмиралом Лансом, настояло на том, чтобы 1 начиная с 1911 года в кораблестроительные программы включались только эсминцы меньшего размера.
Поворот в судостроительной стратеги оказался настолько значительным, что нашел отражение даже в обозначениях. Первая генерация <торпедоботов> замерла на 187-м номере; вместо 188-го миноносец новой серии фирмы <Вулкан> новь получил индекс V-1.
Идею эту вряд ли можно назвать удачной. Миноносец V-1 и пять его собратьев были меньше предшественников всего нa сотню тонн водоизмещения и короче нa 3,5 м, а их действительно более низкий корпус в бурном море полностью заливался водой. Не лучшим образом влияла на мореходность и унаследованная от предшественников <яма> между полубаком и рубкой с торчащими вперед торпедными аппаратами. Служить на <калеках Ланса> (как прозвали новый тип миноносцев) оказалось сущей пыткой: и койки, и пища - все насквозь пропитывалось соленой водой, навевая воспоминания о крохотных <жестянках> времен шестовых мин. Тем не менее, за первой шестеркой потянулась целая вереница <инвалидов>, всего 24 единицы, причем ни одной из знаменитых фирм, включая <Шихау>, не удалось добиться от своей продукции приемлемой мореходности. В общем, обновленный вариант стандартного эсминца возвращал ситуацию примерно на пять лет назад и не содержал сколь-нибудь заметных преимуществ - и это в то время, когда маленькие революции в кораблестроении происходили почти ежегодно!
На таком фоне тем более заметным стал возврат к естественному варианту развития, произошедший два года спустя. Осуществлять его снова пришлось <Вулкану>. Шесть единиц типа V-25 наивыгоднейшим образом отличались от предшественников. Вместо двух короткоствольных (30-калиберных) 88-миллиметровок они получили три таких же орудия, но с длиной ствола в 45 калибров, что позволило заметно повысить начальную скорость и массу снаряда. Четыре 450-мм торпедных аппарата уступили место шести новым, 500-мм; кроме того, в штатное вооружение вошли 24 мины. Поистине революционным стал переход к полностью нефтяному отоплению: немцы наконец-то смогли оценить преимущества небольшой машинной команды, легкость обслуживания котлов, скорость заправки, а также увеличенный радиус действия и 34-узловую скорость. Данный проект стал новым стандартом, на этот раз понастоящему удачным. Правда, до начала войны спустили на воду только 12 миноносцев постройки фирм <Вулкан> (V-25-V-30) и <Шихау> (S-31-S-36). Еще две шестерки (G-37-G-42 от верфи <Германия> и V-43-V-48 от <Вулкана>) пришлись уже на <мобилизационную> программу 1914 года.
Опыт первых же месяцев войны внес свои коррективы. Так, две последние единицы <германской> шестерки удлинили на 2,5 м, запас нефти увеличили на 27 т, что позволило эсминцам проходить почти 300 лишних миль экономичным ходом. <Вулкан> пошел еще дальше: удлинение корпуса на V-47 и V-48 составило 3,5 м.
Следующим шагом стало усиление артиллерийского вооружения по сравнению с английскими аналогами. Хотя 88-мм пушка имела тяжелый для своего калибра (почти 10-килограммовый) снаряд, британцы могли встретить противника более многочисленными четырехдюймовками с массой снаряда 11,4 кг. Тогда немцы начали устанавливать на свои, в общем-то, небольшие 900-тонные корабли по три 105-мм орудия с длиной ствола 45 калибров. Действие 17-кг <гостинцев> этих превосходных пушек могло оказаться сокрушительным для любого эскадренного миноносца тех времен. Начиная с 1916 года, такое вооружение получили все уцелевшие в сражениях корабли более ранних серий с водоизмещением свыше 800 т.
Между тем, водоизмещение эсминцев продолжало расти от серии к серии, теперь уже без особых ограничений: 925-тонные V-67 сменились 960-тонными V-85, а вершиной оригинальной германской линии развития эсминцев стал V-96, достигший 1000 т в нормальном грузу. Этот одиночный корабль программы 1916 года имел удлиненный полубак, хорошую мореходность и мог нести 40 мин вместо 24.
Однако к этому времени стратегия постройки немецких эсминцев вновь изменилась. Причиной тому, как ни странно, стала... русская кораблестроительная программа, принятая еще до войны и предусматривавшая постройку большой серии крупных эскадренных миноносцев по типу чрезвычайно удачного <Новика>. Часть наиболее сложных механизмов для заложенных кораблей, в частности, турбины мощностью в 40000 л.с., были заказаны немецкой фирме <Блом унд Фосс>. Разразившаяся война привела к немедленной конфискации практически готовых механизмов. Встал вопрос: что же делать с неожиданным <подарком>? Для собственных <торпедоботов> турбины не годились из-за их слишком большой мощности и размеров. Тогда фирма предложила неожиданный ход: построить <вокруг машин> новые корпуса по образу и подобию русского проекта, благо от времен недавнего сотрудничества осталось немало чертежей и других рабочих материалов. Минные специалисты резко воспротивились: водоизмещение в этом случае возрастало до 1350 т, длина на 15 м, да и вообще корабли <русско-немецкого> проекта никак не укладывались в рамки господствовавших тактических доктрин кайзеровского флота. И тут последовал грозный оклик со стороны Тирпица. Старый адмирал, создатель Хохзеефлотте, живая легенда, понял ситуацию куда лучше своих более молодых коллег. В <большой войне> эсминцам придется вести артиллерийские бои с хорошо вооруженным противником, а для этого <русский вариант> оказывался куда предпочтительнее. В результате <Блом унд Фосс> получила заказ не только на четыре единицы (по числу готовых турбин), но и еще на 12 аналогичных кораблей.
Так Германия заимела свои первые настоящие эсминцы, классифицированные как <церштореры> (немецкий аналог английскому слову <дестройер>), поскольку до этого даже 1000-тонные корабли официально именовались <хохзееторпедоботен> - миноносцы открытого моря. В них оказалось немало достоинств: высокая скорость, хорошая мореходнось, более мощное вооружение. Что касается последнего, то здесь немцы несколько просчитались. Они не успели установить вместо четырех 102-мм орудий по русскому варианту такое же количество своих мощных 105-миллиметровок, не отработанных окончательно к моменту утверждения проекта. Пришлось довольствоваться 88-мм пушками. Результат не замедлил сказаться: вскоре после ввода в строй в августе 1915 года новехонькие V-99 и V-100 вступили в бой на дальней дистанции со своим <прародителем> - <Новиком>. Итоги схватки хорошо известны: немцы потерпели сокрушительное поражение, не нанеся противнику никаких потерь - большинство их снарядов просто не долетало до цели. Поэтому с принятием на вооружение 105-мм орудий немецкие <новики> оказались в числе первых кандидатов на замену артиллерии. И после 1916 года они стали грозными противниками для любых эсминцев неприятеля.
Кстати сказать, немцам удалось поживиться не только за счет врага, но и за счет ни в чем не повинных нейтралов. Аргентина (между прочим, одна из немногих южноамериканских стран, имевшая намерение во время войны встать на сторону Германии) еще в 1912 году заказала четыре крупных турбинных эскадренных миноносца (<Сантьяго>, <Сан-Луис>, <Санта-Фе> и <Тукуман>), вооруженных каждый четырьмя 102-мм орудиями. Интересной особенностью проекта являлось наличие дизелей для крейсерского хода. <Аргентинцы> уже достраивались, когда грянула Первая мировая война. Конфискованные корабли срочно перевооружили по типу бывших русских <новиков> и ввели в строй кайзеровского флота под обозначением G-101-G-104. В дальнейшем ни одному из них так и не удалось добраться до первоначального заказчика: интернированные после заключения перемирия в Скапа-Флоу, они были затоплены экипажами, через некоторое время подняты и после опытов сданы на слом.
В укрепление мощи германского императорского флота внесла свою, пусть и более скромную лепту, еще одна нейтральная страна - Голландия, заказавшая четыре эсминца (Z1-Z4) перед самым началом военных действий. Небольшие (всего по 340 т) и нескоростные (28 узлов), они, тем не менее, были реквизированы в августе 1914-го и как попало вооружены пушками, имевшимися под рукой к моменту ввода кораблей в строй: V-105 и V-107 получили по два короткоствольных 88-мм орудия, V-106 досталась только пара 52-миллиметровок, V-108 - два длинноствольных 88-мм орудия. В любом случае артиллерия, как и торпедное вооружение бывших <голландцев>, совершенно не соответствовала германским стандартам, так что корабли пришлось использовать для вспомогательных целей. Правда, это не помешало им принять участие в боевых действиях. Эсминец V-107 подорвался на мине в мае 1915 года, a V-106 к концу войны полностью исчерпал свой ресурс и был сдан на слом. Оставшимся двум малым эсминцам серии после войны довелось еще поплавать под польским флагом - под названиями <Кажуб> и <Мазур> они служили до конца 1930-х годов.
Реквизированные корабли, конечно же, не делали погоду в торпедных силах флота кайзера. К концу войны их основу составляли <потомки> V-96, растиражированные в десятках экземпляров. Этот тип получил название <мобилизационный 1916 года>. Если бы не поражение Германии, он, несомненно, стал бы самым многочисленным в германских ВМС: к ноябрю 1918 года на воду спустили почти 50 единиц, из которых, правда, в строй вошло всего 18. Друг от друга они отличались в основном водоизмещением: если у первых <мобилизационников> серии V-125 оно составляло всего 925 т, то у последних (недостроенных Н-166 - Н-169) - 1060 т. Однако это никак не сказалось на их боевой мощи и весьма незначительно улучшило мореходность, тогда как скорость упала на 1,5 узла и одновременно несколько уменьшилась дальность плавания. Причина такого положения дел в том, что к концу войны Германия практически исчерпала все ресурсы - как материальные, так и людские. Не хватало высокопрочных сталей, а квалифицированные рабочие верфей в большинстве своем были отправлены на фронт. Снизилась дисциплина постройки; прежде нехарактерная для немецких верфей строительная перегрузка настолько вошла в норму, что ее стали закладывать в проекты.
И, тем не менее, если оценивать германские эскадренные миноносцы Первой мировой войны в целом, то следует признать, что они оказались вполне удачными. Оптимальные по размерам для действий на Северном и Балтийском морях, эти миноносцы имели вполне приличное артиллерийское и торпедное вооружение. Кроме того, их отличали высокая надежность и безотказность в работе механизмов. Недаром несколько трофейных кораблей, попавших во французский флот, прослужили в нем до середины 30-х годов - значительно дольше, чем их ровесники французской постройки.

Эскадренный миноносец V-25, Германия, 1914 г. Построен фирмой <Вулкан>. Водоизмещение нормальное 812 т, полное 975 т. Длина наибольшая 78,5 м, ширина 8,33 м, осадка 3,63 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 24000 л.с., скорость 34 узла. Вооружение: три 88-мм орудия и шесть 500-мм торпедных аппаратов. Всего в 1914 году построено шесть единиц: V-25-V-30. Из них V-26 и V-28 сданы на слом в 1920 году, остальные погибли в 1915-1918 годах.

Эскадренный миноносец В-97, Германия, 1915 г. Построен фирмой <Блом унд Фосс>. Водоизмещение нормальное 1374 т, полное 1843 т. Длина наибольшая 98 м, ширина 9,35 м, осадка 3,87 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 36727 л.с., скорость 35,5 узла. Вооружение: четыре 88-мм орудия (с 1916 г. - четыре 105-мм орудия) и шесть 500-мм торпедных аппаратов. Всего в 1915 году построено восемь единиц: В-97, В-98, V-99, V-100, В-109-В-112. Из них V-99 погиб 17 августа 1915 г. в бою с эсминцем <Новик>, остальные сданы на слом или затоплены в Скапа-Флоу вскоре после окончания Первой мировой войны.

Эскадренный миноносец V-125, Германия, 1917 г. Построен фирмой <Вулкан>. Водоизмещение нормальное 924 т, полное 1188 т. Длина наибольшая 82 м, ширина 8,32 м, осадка 4,12 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 23500 л.с., скорость 34 узла. Вооружение: три 105-мм орудия и шесть 500-мм торпедных аппаратов. Всего в 1917-1918 годах построено шесть единиц: V-125-V-130. Из них V-130 сдан на слом в 1920 году, остальные затоплены в Скапа-Флоу в 1919 году.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz