МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
НОСИТЕЛИ "ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СКАТОВ"
С.БАЛАКИН
Война с Россией складывалась для турок не лучшим образом. И в то же время Османская империя, терпевшая поражения на суше, все еще обладала очень мощным флотом и могла рассчитывать на реванш. Адмирал Гобарт-паша сосредоточил свои силы на Черном море. Одной из его главных баз была крепость Ба-тум. Там в ночь на 14 января 1878 года находилась эскадра из восьми вымпелов. Броненосцы стояли на рейде под защитой береговых батарей, со стороны моря их охраняла канонерская лодка <Интибах>. Казалось, ничто не предвещало тревоги.
Тем временем к Батуму приблизился российский пароход <Великий князь Константин>. В 23.20 его командир - только что произведенный в капитаны 2 ранга С.О.Макаров - приказал застопорить машины и спустить на воду два минных катера. Через 10 минут катера <Чесма> и <Синоп> под командованием лейтенантов Зацаренного и Щешинского отошли от борта судна-базы. Им предстояло применить новейшее оружие - самодвижущиеся мины Уайтхеда, совсем недавно закупленные для русского флота.
В начале третьего ночи катера незаметно подкрались к дозорному <Интибаху>. У <Чесмы> торпеда находилась в пусковой трубе под килем, у <Синопа> - на буксируемом плотике. <Я дал самый малый ход и с расстояния 40 или 30 сажен выстрелил миной Уайтхеда, в то же время и лейтенант Щешинский пустил свою мину. Последовали одновременно два взрыва в правый борт, мой - по направлению грот-мачты, а Щешинского правее, поднялся высокий и широкий черный столб воды в полмачты, послышался страшный треск, и пароход, накренившись на правую сторону, через минуту совершенно скрылся под водой, а затем мачт не стало видно, и только большой круг обломков указывал место его гибели; дружное <ура> катеров известило неприятельскую эскадру о потоплении ее сторожевого парохода> - так сообщал в своем рапорте об атаке командир <Чесмы> И.М.Зацаренный.
<Интибах> - деревянная винтовая канонерка водоизмещением в 163 т, построенная в Стамбуле в 1867 году и вооруженная двумя 100-мм пушками, - вошла в историю как первый корабль, уничтоженный в бою торпедным оружием. Из 35 человек ее экипажа 23 погибли.
Любопытно, что словом <торпедо>, происходившим от латинского названия одной из разновидностей электрического ската (torpedo), поначалу называли любой заряд, взрывающийся под водой, то есть это был просто синоним понятия <морская мина>. Американцы изобретенную ими шестовую мину называли , здесь имеет место игра слов: по-английски spar означает одновременно и существительное <рангоутное дерево>, и глагол <боксировать>, <бить кулаком>. Англичане поначалу применяли термин (rod - палка, удочка). Прошло немало времени, пока торпедой стали называть только один вид морского оружия - самодвижущуюся мину...
Приоритет в создании торпеды принадлежит двум изобретателям - австрийскому морскому офицеру Джованни (Иоганну) Луппису и английскому инженеру Роберту Уайтхе-ду. Луппис в течение нескольких лет безуспешно пытался сконструировать запускаемый с берега плавучий снаряд с пружинным приводом наподобие часового механизма. В 1864 году он познакомился с Уайтхедом, занимавшим пост директора механического завода в Фиуме (ныне хорватской Риеке). Последний, отталкиваясь от идеи Лупписа, создал собственный проект подводной самоходной мины с пневматическим двигателем. В 1866 году ему удалось построить опытный образец нового оружия, правда, при первом же пробном пуске в октябре следующего года мина была утеряна. Затем последовала серия экспериментов, в результате чего торпеда приобрела классический вид: она стала двухвинтовой, на глубине ее удерживал специальный прибор - гидростат с маятником. В качестве двигателя использовался мощный трехцилиндровый пневматический мотор, выпускавшийся в США по патенту английского инженера П.Брозерхуда. С 1876 года в Фиуме началось серийное производство мин Уайтхеда для австрийского, английского, русского и других флотов. Стандартный образец 380-мм торпеды к тому времени мог пройти 183 м. 20-узловым ходом или 1830 м. 9-узловым.
Параллельно с Уайтхедом над созданием аналогичного оружия работали русский изобретатель И.Ф.Александровский, американцы Эриксон, Хоуэлл, знаменитые оружейники Бердан, Максим и другие конструкторы, но все их разработки существенно уступали продукции завода в Фиуме.
В результате фирма Уайтхеда фактически стала монополистом в производстве и проектировании торпед. К 1891 году она выпустила более 1000 самодвижущихся мин, а также продала лицензии на их производство Англии, Франции, Германии и России.
Впервые попытались применить новое оружие в бою англичане. В мае 1877 года во время конфликта с Перу британский фрегат <Шах> выпустил торпеду в перуанский монитор <Уаскар>, но промахнулся. 16 декабря того же года свою первую, но так же неудачную торпедную атаку провели минные катера <Чесма> и <Синоп>: одна из мин, выпущенная в броненосец <Махмудие>, угодила в якорную цепь, а вторая прошла мимо. Успех ждал русских моряков через месяц: эта попытка закончилась, как мы уже знаем, потоплением <Интибаха>.
Конечно же, торпедное оружие в то время было еще очень дорогим и весьма далеким от совершенства. На маневрах, состоявшихся в Англии в ноябре 1877 года, ни одна из мин Уайтхеда не попала в цель, а броненосец <Темерер> даже получил удар в борт собственной торпедой, к счастью, та была без боевого заряда. Неудивительно, что торпеды поначалу рассматривались как дополнение к шестовым минам, а не как их замена. Тогдашние тактические взгляды хорошо иллюстрирует красочное сравнение, опубликованное в журнале <Морской сборник> за 1879 год: <Шестовая мина есть кинжал, который решительный человек вонзает в сердце врага, мина же Уайтхеда есть усовершенствованный снаряд, который легко бросается издалека и убивает стоящего на пути неприятеля, но который очень часто пролетает мимо цели>.
В наибольшем почете шестовые мины были у русских моряков. В то время как один шведский офицер в опубликованной им статье пренебрежительно назвал их <оружием бедных>, адмирал С.О.Макаров в своем знаменитом труде <Рассуждения по вопросам морской тактики> писал: <Минная война походит на войну партизанскую, а таковая в духе русского человека... Во время франко-германской войны французский флот стоял продолжительное время неподалеку от германских портов, и тем не менее даже мысль о минной войне не зародилась. Говорят, будто в то время в германском флоте не было мин, но у нас при объявлении войны Турции также не было мин; их стали изобретать, и первые мины состояли из бочонков из-под солонины, наполненных порохом. Также в Германии не было недостатка в паровых катерах, а между тем мы в войне с Турцией брали, что было под рукой. Один из катеров, носивший громкое название <Наварин> и участвовавший во всех морских атаках, по размеру соответствовал 8-весельной шлюпке и имел один крошечный паровой цилиндр... Объяснение этому надо искать в разности национального характера нашего соседа и нас>.
Тактика применения миноносок, вооруженных как шестовыми, так и самодвижущимися минами, была одинаковой: атакующей стороне требовалось приблизиться к неприятелю практически вплотную. Считалось, что такое возможно только ночью, в условиях плохой видимости. А гарантом успеха становились отвага экипажа и скорость судна, все остальное имело второстепенное значение.
В 1876 году британское Адмиралтейство заказало верфи Дж. Торникрофта ставший вскоре знаменитым <Лайтнинг> (<Молния>), первый в мире специальный корабль - носитель торпедного оружия. Он был крупнее прежних <торникрофтовских> миноносок и официально именовался миноносцем 1-го класса. Его прототипом стала паровая яхта <Житана>, построенная ранее для Женевского озера, - об этом напоминал <пассажирский> салон-надстройка в кормовой части. На испытаниях <Лайтнинг> развил ход в 18,75 узла, что для того времени считалось великолепным результатом. Вооружение первоначально состояло из двух опускавшихся в воду бортовых торпедных рам; в 1879 году их заменили одним носовым трубчатым аппаратом.
По образцу и подобию <Лайтнинга> фирма <Торникрофт> в 1878-1879 годах построила еще 11 судов (№ 2- 12) для Ройял Нэйви, 12 для Франции (№ 8-19), шесть для Голландии (№ IV-IX), по одному для Австро-Венгрии (№ II) и Дании (<Хайен>). От своего прототипа они отличались выпуклой палубой, отсутствием кормовой надстройки-салона; некоторые из них оснащались таранным форштевнем. На испытаниях самым быстроходным оказался английский миноносец № 10, показавший скорость 21,75 узла.
Еще пять <вариаций на тему> <Лайтнинга> Адмиралтейство заказало небольшим судостроительным предприятиям и один (№ 14) - фирме <Ярроу>. Последняя справилась с заданием отлично: ее миноносец в 1879 году установил рекорд скорости - 21,93 узла. Британские адмиралы не очень-то баловали эту фирму заказами, и та охотно предлагала свою продукцию на экспорт. В 1878-1881 годах с ее стапелей сошли на воду миноносцы № III, IV для Австро-Венгрии, <Поллукс> для Испании, <Эспадарте> для Португалии, <Авволтойо> для Италии, № 31 и 32 для Франции. Два аналогичных судна заказала Россия, но симпатизирующее Турции английское правительство перекупило их для своего флота (получили № 17 и 18).
Перечисленные суда по британской классификации считались миноносцами 1-го класса, но фактически все они еще являлись миноносками. Их огромная по тогдашним понятиям скорость достигалась прежде всего за счет чрезмерного облегчения корпуса. Толщина листов обшивки составляла лишь 1,5 - 3 мм, палуба и борта <дышали> во время работы машин, на волнах судно сильно изгибалось, из-за чего в заклепочных швах часто возникала течь. Известный конструктор броненосцев Э.Рид, посетив в первый раз миноносцы, вспоминал, что он опасался, как бы под собственной тяжестью не провалиться сквозь палубу в трюм! Облегчались и машины, в частности, высверливались шатуны и поршни. В результате удельная мощность (число лошадиных сил, приходящихся на 1 т водоизмещения) того же <Лайтнинга> была в 23 раза выше, чем у броненосца <Петр Великий>.
Автор всех этих нововведений Дж. Торникрофт недолго считался лидером в области проектирования скоростных судов. Продукция его главного конкурента - фирмы <Ярроу> - довольно быстро достигла не менее впечатляющих результатов: ее миноноски не уступали <торникрофтовским> в скорости и существенно превосходили их в маневренности. В 1879 году глава фирмы Э.Ярроу лично провел показательный эксперимент: на Темзе перед зданием парламента управляемая им паровая шлюпка лихо выписывала восьмерки на 16-узловой скорости. При этом циркуляция 84-футового судна составляла всего 240 футов, то есть менее трех длин корпуса. Достигалось это благодаря дополнительному выдвижному рулю, установленному в носовой части под днищем. Торникрофту пришлось срочно догонять конкурента. Он отказался от запатентованной им схемы рулевого устройства (сдвоенный руль позади гребного винта, и с 1880 года его миноносцы оснащались новыми рулями, наподобие шлюпочных, вынесенными за винт.
Хорошо разрекламированные характеристики английских миноносцев вызвали интерес у русского морского ведомства. Уже в 1876 году фирма <Торникрофт> получила заказ от России на поставку двух миноносок водоизмещением по 24,5 т. Они прибыли на Черное море буквально накануне войны с Турцией и под обозначениями № 1 и № 2 участвовали в обороне Одессы и атаке турецкой эскадры на Сулинском рейде. Миноноска № 1 погибла в бою, а № 2 после войны переименовали в <Сулин>. Позже она послужила прототипом миноносок типа <Ящерица>, строившихся в Севастополе (три единицы).
Миноноски от фирмы <Ярроу> так и не были получены, зато в Россию прислали их чертежи, по которым развернулось массовое строительство аналогичных судов сразу на восьми заводах в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Ижоре и Або. К концу 1878 года вошли в строй 83 миноноски этого типа. Они переняли от своих английских предшественников предельную тесноту и <хлипкость> корпусов, однако скорость их оказалась гораздо ниже проектной и в среднем составляла около 13 узлов.
Правда, не лучше дело обстояло и с миноносками, построенными в России по собственным чертежам. Начало им положили <Бычок> и <Черепаха>, спущенные на воду на заводе Берда в Санкт-Петербурге в 1877 году. Они оказались несколько прочнее, чем большинство их собратьев, но вместо контрактной 15-узловой скорости могли развивать всего 11,5 узла. Не помогла и обмазка подводной части корпуса графитом, что по идее способствовало уменьшению сопротивления. Низкая мореходность, неудовлетворительная живучесть (наличие всего одной водонепроницаемой поперечной переборки), ненадежный локомотивный котел - все это было следствием отсутствия опыта в создании подобных судов. Что, впрочем, неудивительно: строительство малого быстроходного корабля зачастую требует более высокого уровня технологии и культуры производства, чем, скажем, строительство броненосца или крейсера.
К 1 января 1879 года Россия обладала самым большим флотом миноносок - 19 различных типов численностью в 111 единиц. Вооружались они преимущественно шестовыми минами, так как из-за малой остойчивости размещать торпедное оружие на некоторых из них было просто опасно. Самые быстроходные из миноносок (типа <Бомба>) строились в Германии на верфи <Шихау> и развивали 16,5-17 узлов; остальные же, включая и поставленные немецким заводом <Вулкан>, - от 11,5 до 13 узлов. Но, несмотря на свои более чем скромные боевые возможности, миноноски довольно долго находились в строю нашего флота. Большинство их осталось на Балтике, где они служили до 1895-1908 годов. 14 единиц базировалось на Черном море, девять перевезли на Дальний Восток. Кстати, наибольшими долгожителями оказались первые и не самые удачные миноноски <Бычок> и <Черепаха>. В 1884 году их подарили Болгарии, где они получили названия <Христо Ботев> и <Васил Левски> соответственно. Обе служили на Дунае, участвовали в Первой мировой войне, действуя совместно с австро-венгерскими кораблями. В 20-е годы они находились в ведении Дунайской полицейской службы, причем бывшую <Черепаху> капитально перестроили, паровую машину заменили на бензиновый двигатель мощностью в 60 л.с. Их сдали на слом только в 1936-1938 годах.
Миноносец "Лайтнинг", Англия, 1877 г.
Построен фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 27 т, полное 32,5 т. Длина наибольшая 26,52 м, ширина 3,3 м, осадка 1,57 м. Мощность одновальной паросиловой установки 390 л.с., скорость 18,75 узла. Вооружение: один носовой торпедный аппарат (с 1879 г.). Служил преимущественно в качестве опытового судна. В 1896 г. миноносец сдан на слом, но его паровая машина была установлена на берегу и в течение долгого времени использовалась для привода механизмов на верфи в Портсмуте.
Миноносец № 10, Англия, 1879 г.
Построен фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 28 т. Длина наибольшая 27,58 м, ширина 3,32 м, осадка 1,6 м. Мощность одновальной паросиловой установки 469 л.с., скорость 21,75 узла. Вооружение: один носовой торпедный аппарат. Десять почти однотипных кораблей (№ 2-9, 11, 12) имели прямой форштевень, длину 26,52 м и скорость 20 узлов. Служили в водах Метрополии, в Кейптауне (№ 6), Гибралтаре (№ 7), Гонконге (№ 8-11). Все сданы на слом в 1894-1906 rr.
Миноносец № 14, Англия, 1879 г.
Построен фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 27,6 т, полное 33 т. Длина наибольшая 26,5 м, ширина 3,35 м, осадка 1,5 м. Мощность одновальной паросиловой установки 550 л.с., скорость 21,93 узла. Вооружение: один носовой торпедный аппарат. Сдан на слом в 1904 г.
Миноносец № 17, Англия, 1878 г.
Сроился фирмой <Ярроу> по заказу России. Водоизмещение нормальное 33 т. Длина наибольшая 25,91 м, ширина 3,35 м, осадка 1,4 м. Мощность одновальной паросиловой установки 460 л.с., скорость 21 узел. Вооружение: один носовой торпедный аппарат. Всего построено две единицы: № 17 и № 18, сданы на слом в 1907 г.
Миноноска "Эшерон", Австралия, 1879 г.
Построена в Сиднее по заказу местной администрации. Водоизмещение нормальное 16 т. Длина наибольшая 23,77 м, ширина 3,1 м. Мощность одновальной паросиловой установки 300 л.с., скорость 16 узлов. Вооружение: две шестовые мины. Всего построено две единицы: <Эшерон> и <Авернус>, служили в системе обороны порта Сидней.
Миноносец № ХIII, Голландия, 1879 г.
Построен по проекту фирмы <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 29 т. Длина наибольшая 24,6 м, ширина 3,15 м, осадка 1,6 м. Мощность одновальной паросиловой установки 250 л.с., скорость 17 узлов. Вооружение: две шестовые мины. Всего в 1878-1881 гг. построено 17 единиц: шесть в Англии (№ IV-IX) и 11 в Голландии (№ Х-ХХ).
Миноноска "Бычок", Россия, 1877 г.
Построена в Санкт-Петербурге. Водоизмещение нормальное 16 т. Длина наибольшая 18,3 м, ширина 2,3 м, осадка 1,1 м. Мощность одновальной паросиловой установки 220 л.с., скорость 11,5 узла. Вооружение: две шестовые мины. Всего построено две единицы: <Бычок> и <Черепаха>, в 1884 г. переданы Болгарии, сданы на слом в 1936 - 1938 гг.
Миноноска "Дракон", Россия, 1878 г.
Построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по проекту фирмы <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 28,3 т. Длина наибольшая 21,8 м, ширина 2,7 м, осадка 1,7 м. Мощность одновальной паросиловой установки 220 л.с., скорость 13 узлов. Вооружение: один носовой торпедный аппарат. Всего в 1877-1878 гг. для Российского флота построено 83 аналогичные миноноски.
Миноноска "Бомба", Россия, 1878 г.
Построена в Германии фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 23 т. Длина наибольшая 21,7 м, ширина 2,5 м, осадка 1,4 м. Мощность одновальной паросиловой установки 220 л.с., скорость 17,3 узла. Вооружение: две шестовые мины. Всего построено десять единиц: <Бомба>, <Булава>, <Копье>, <Лук>, <Меч>, <Палица>, <Пращ>, <Стрела>, <Штык> и <Ядро>. Исключены из состава флота в 1895-1900 гг.
Миноноска "Кастор", Испания, 1878 г.
Построена во Франции. Водоизмещение нормальное 23 т. Длина наибольшая 23,22 м, ширина 3 м, осадка 1,4 м. Мощность одновальной паросиловой установки 265 л.с., скорость 18,4 узла. Вооружение: две шестовые мины. Практически однотипна с французкой миноноской № 24.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI