МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
РОКОВАЯ ТОРПЕДА С "БЕЛОГО ОБЛАКА"
С.БАЛАКИН
Бой, разгоревшийся на подступах к Порт-Артуру в ночь на 26 февраля 1904 года, можно сравнить с шахматной партией. Во-первых, противники - японцы и русские - имели равное количество <фигур> - по четыре миноносца. Во-вторых, это было не так уж часто встречающееся классическое столкновение, в котором каждая из сторон не уклонялась от встречи с неприятелем, а наоборот, азартно стремилась ввязаться в драку.
Русские играли белыми: им удалось раньше обнаружить противника и первыми открыть огонь. Отряд под брейд-вымпелом капитана 1 ранга Н.А.Матусевича в составе эскадренных миноносцев <Выносливый>, <Властный>, <Внимательный> и <Бесстрашный> ринулся в атаку на аналогичный отряд японских <истребителей> под командованием капитана 1 ранга С.Асая (<Сиракумо>, <Асасиво>, <Касуми> и <Акацуки>). Разгорелась жаркая схватка. Вот как говорится о ней в официальном японском труде <Описание военных действий на море в 37-38 годах Мейдзи>: <Миноносец <Асасиво> в 4.37 заметил с кормы по правому борту три неприятельских судна, как будто бы миноносца; не успели оглянуться, как один из них был уже на расстоянии около 200 метров, нажимая на наш миноносец и ведя сильную пальбу. Затем неприятель, обойдя <Асасиво> с кормы, подошел к нему с левого борта почти вплотную, так, что можно было рукой бросить снаряд, и продолжал вести бой на параллельном курсе, стреляя в нас правым бортом. Тем временем наши снаряды не падали даром, там и сям раздавались звуки взрывов и поднимались всплески воды. В наш миноносец также попало восемь снарядов, которыми был убит один нижний чин и легко ранено три. Вдруг неприятель, по-видимому, получив повреждение в котлах, вышел под нос миноносца, сильно паря, и остановился. <Асасиво>, чтобы избежать столкновения, быстро повернул влево и в то же время из носовой пушки под углом снижения выпустил два снаряда по неприятелю. Видно было, что один из них, попав в цель, разорвался, подняв столб пламени и дыма...
<Касуми> был неожиданно обстрелян неприятелем в тот момент, когда он поворачивал. Но так как мы находились в невыгодном положении, будучи освещены луною, то не могли сразу обнаружить неприятеля, который оставался в темноте; поэтому, опасаясь стрелять, чтобы не подбить своих же миноносцев, <Касуми> некоторое время осматривался... Наконец, заметил у себя по левой раковине на расстоянии 200-300 метров два неприятельских миноносца и открыл по ним огонь... Неприятель, осыпаемый нашими снарядами, мужественно сражался, когда вдруг, после одного попавшего нашего снаряда, сразу уменьшил ход и отступил. Пройдя у него по носу и освещая его прожектором, увидели, что он полностью остановился, почему, вновь стреляя в него, пошли вперед вдогонку за <Сиракумо>. В этой перестрелке в <Касуми> попало более десяти снарядов. Был убит один нижний чин, тяжело ранены механик Минамидзава Ясуо и два нижних чина>.
Больше всех пострадал шедший замыкающим миноносец <Акацуки>. Русские снаряды повредили его машину и перебили главную паровую магистраль; корабль окутался клубами пара и потерял ход. Четыре человека из его экипажа погибли и два получили серьезные ранения. Командир миноносца лейтенант Н.Суецуги запросил помощи. На его счастье, рядом оказался <Касуми>; совместными усилиями им удалось повредить рулевое управление у обстреливавшего их <Властного>. Противники разошлись и растворились в темноте.
В этом бою японцы потеряли семь человек убитыми и десять ранеными, русские - соответственно три и двадцать один (в числе последних оказался и командующий отрядом Н.А.Матусевич). Два наших миноносца - <Выносливый> и <Властный> - получили серьезные повреждения. Таким образом, результат можно назвать ничейным. Но вот что характерно: несмотря на выгодное тактическое положение, решительные действия командующего отрядом (что во время той войны случалось нечасто) и несомненную отвагу экипажей, русские моряки смогли добиться лишь ничьей. И это вполне объяснимо, если учесть, что вес артиллерийского залпа у стандартного японского <истребителя> был примерно вдвое больше, чем у русского. Тут остается лишь признать, что при определении боевых качеств своих кораблей адмиралы Страны восходящего солнца оказались дальновиднее, чем их коллеги из Санкт-Петербурга...
Приступая к созданию мощного военно-морского флота, способного доминировать на Дальнем Востоке, японцы не смогли пройти мимо нового и весьма перспективного класса кораблей - <дестройеров>. Уже в судостроительной программе 1895 года значился заказ одиннадцати таких кораблей. В следующем году программу пересмотрели и число намеченных к постройке <истребителей> увеличили до 23 единиц. Доверяя своим друзьям-англичанам, японцы не стали заказывать экспериментальные суда, а сразу обратились к ведущим производителям миноносцев - фирмам <Торникрофт> и <Ярроу> - с предложением построить дюжину кораблей. Японцы не экономили и потребовали, чтобы их эсминцы превосходили лучшие из уже существующих в мире.
В 1897 году британские судостроители приступили к выполнению заказа. В принципе, предназначавшиеся для дальневосточного союзника корабли мало отличались от английских <30-узловых> эсминцев. Шесть четырехтрубных <истребителей> типа <Инадзума> внешне были очень похожи на русских собратьев типа <Буйный>. Они имели классическую английскую компоновку с линейным расположением главных механизмов: четыре паровых котла в двух отделениях и две паровые машины тройного расширения - в одном. На испытаниях все развили проектную скорость, а <Нидзи> в декабре 1899 года показал великолепный результат в 31,15 узла.
Шесть двухтрубных кораблей типа <Муракумо> отличались главным образом более эффективными паровыми котлами Торникрофта. Последние, несмотря на меньшие габариты, обладали повышенной производительностью, что позволило ограничиться тремя котлами вместо четырех. В результате удалось несколько снизить водоизмещение кораблей и при несколько меньшей мощности также успешно преодолеть 30-узловый рубеж скорости.
К 1900 году все двенадцать <истребителей> вошли в состав флота микадо. Но незадолго до этого японцы заказали тем же фирмам (<Торникрофт> и <Ярроу>) еще по два корабля с усовершенствованными котлами и контрактной скоростью в 31 узел. В 1902 году они прибыли в Японию. По результатам сравнительных испытаний <торникрофтовские> <Сиракумо> и <Асасиво> посчитали более удачными, чем <ярроуские> <Акацуки> и <Касуми>. Поэтому в качестве прототипа для серийного строительства эсминцев на отечественных заводах японцы выбрали проект <Торникрофта>. В 1902-1903 годах на государственных верфях в Йокосуке и Куре с английской помощью были заложены семь кораблей типа <Харусаме>, отличавшихся от своих предшественников лишь применением трехколлекторных котлов системы <Кампон> собственной разработки. А в 1904 году, уже после начала войны с Россией, на разных судостроительных предприятиях разместили экстренный заказ на 32 аналогичных <истребителя> типа <Асакадзе>. Но последние вошли в строй уже после Цусимы, в 1905-1909 годах.
Вооружение всех японских эскадренных миноносцев английской постройки было одинаковым: два палубных 450-мм торпедных аппарата, одно расположенное в кормовой части 76-мм орудие с длиной ствола в 40 калибров и пять 57-мм пушек. Незадолго до нападения на Россию установленную на крыше носовой рубки 57-миллиметровку заменили на второе 76-мм орудие. Корабли японской постройки типа <Харусаме> уже изначально вооружались двумя 76-мм пушками, а эсминцы типа <Асакадзе> вообще не имели 57-мм пушек и несли по шесть трехдюймовок. Правда, четыре из них были облегченными, с длиной ствола в 28 калибров.
Опыт войны показал, что эсминцам приходилось применять свою артиллерию чаще, чем торпеды. И поэтому внушительная огневая мощь японских кораблей данного класса давала им неоспоримые преимущества при встрече с русскими <истребителями>. Напомним, что последние вооружались лишь одной 75-мм и тремя-пятью 47-мм пушками. При этом масса русского 75-мм снаряда равнялась 4,9 кг, 47-мм - 1,5 кг. Японские же снаряды были заметно тяжелее: 76-мм - 5,7 кг, 57-мм - 2,7 кг. Сравнение торпедного оружия также было не в нашу пользу: японские (точнее английские) 450-мм торпеды явно превосходили российские 380-мм.
К январю 1904 года в составе Японского Императорского флота числилось 19 эскадренных миноносцев. Их отличительными чертами были высокая скорость (на испытаниях - более 30 узлов, в реальных боевых условиях- 26-28 узлов), самое мощное в мире артиллерийское вооружение и... непривычные для уха европейца поэтические названия: <Красная луна> (так переводится слово <Акацуки>), <Белое облако> (<Сиракумо>), <Быстрая птица> (<Хаятори>) и т. п.
...Внезапную атаку на русские корабли японцы предприняли в ночь на 27 января. Первая же торпеда, выпущенная головным <истребителем> первого отряда <Сиракумо>, поразила <Ретвизан> - лучший броненосец порт-артурской эскадры. Затем <Акацуки> и <Касуми> торпедировали броненосец <Цесаревич> и крейсер <Паллада>. Три русских корабля надолго вышли из строя, что позволило японскому флоту полностью завладеть инициативой. Таким образом, именно эсминцам довелось как бы задать тон в начавшейся войне и сыграть роковую роль в истории русского флота и даже в истории самой России.
Боевое использование японских <истребителей> отличалось очень высокой интенсивностью. Им доводилось решать самые разнообразные задачи, зачастую действуя на большом удалении от своих баз. Дважды эсминцы участвовали в массированных торпедных атаках главных сил русского флота - Первой Тихоокеанской эскадры у Порт-Артура и Второй Тихоокеанской эскадры при Цусиме. Они показали хорошую живучесть: несмотря на тяжелые повреждения от артиллерийского огня и подрывы на минах, им в большинстве случаев удавалось добраться до базы. Из боевых походов не вернулись только два - <Акацуки> и <Хаятори>, погибшие на минах вблизи Порт-Артура.
(3аметим, что единственной книгой, посвященной действиям японских <истребителей> в годы русско-японской войны, является изданная в 1905 году в Санкт-Петербурге брошюра <Акацуки> перед Порт-Артуром>, представляющая собой якобы перевод опубликованных в Германии дневников некого японского морского офицера Нирутака. Однако, судя по многочисленным фактическим ошибкам, данная книга - явная мистификация, принадлежащая перу немецкого или русского автора. К такому заключению пришли, в частности, составители вышедшей в 1911 году <Военной энциклопедии>. К сожалению, книга <Акацуки> перед Порт-Артуром> переиздана в 1995 году без каких-либо комментариев, поэтому мы рекомендуем нашим читателям осторожно относиться к содержащейся в ней информации.)
Парадоксально, но факт: в мирное время японские эскадренные миноносцы из-за различных аварий понесли больше потерь, чем в годы войны. <Инадзума> погиб в результате столкновения, <Икадзучи> - от взрыва котла, <Нидзи>, <Синономе>, <Харусаме>, <Асацую> и <Сиротае> стали жертвами тайфунов или штурманских ошибок. <Касуми> из-за проблем с паровыми котлами в 1913 году превратили в плавучую мишень. Остальные эсминцы первого поколения оставались в боевом строю до начала 1920-х годов, после чего началось их массовое списание. Дольше всех - до 1930 года - прослужили корабли, переоборудованные в тральщики.
Любопытно, что ближайшие <родственники> у японских <истребителей> появились на другом конце света - в Швеции. В 1900 году правительство этой скандинавской страны заказало фирме <Ярроу> первый <охотник> ( - шведский эквивалент понятию <дестройер>) для собственного флота, получивший название <Моде>. Он практически в точности повторял <Инадзуму>, отличаясь только более легким вооружением (шведы ограничились установкой лишь 57-мм пушек). На мерной миле <Моде> развил рекордную скорость - 32,385 узла! Правда, как это уже не раз бывало, по прибытии в Швецию повторить такой результат не удалось: сколько ни старались кочегары и механики, выжать из эсминца более 29 узлов они так и не смогли.
Второй <истребитель> - <Магне> - шведы заказали <Торникрофту>. Он представлял собой копию <Сиракумо>, но опять-таки нес более легкую артиллерию. Хотя на испытаниях <Магне> не добрал пол-узла до контрактой скорости (31 уз.), тем не менее, в целом его конструкцию признали весьма удачной, во всяком случае, его котлы оказались более надежными, чем у <Моде>. Поэтому, приступая к строительству эсминцев на собственных верфях, шведы пошли по пути японцев и выбрали в качестве прототипа <торникрофтовский> образец. В 1906-1910 годах они разместили заказ на постройку шести кораблей типа <Вале>. Они наконец-таки получили артиллерию, аналогичную японским эсминцам: две 75-мм и четыре 57-мм пушки. Торпедное вооружение позже было усилено вдвое за счет замены однотрубных палубных аппаратов на двухтрубные. Последние два корабля серии - <Хугин> и <Мунин> - вместо паровых машин оснастили турбинами Кертисса, а 57-мм пушки заменили на две дополнительные трехдюймовки.
В отличие от своих японских систершипов, скандинавским эсминцам не довелось участвовать в боях. Шведские <охотники> прожили долгую мирную жизнь: последние из них пошли на слом только в начале 1950-х годов.
Наконец, еще двое <братьев> у японских <истребителей> имелось в составе ВМС Сиама (Таиланда). В 1907-1912 годах японская верфь <Кавасаки> построила по заказу этой страны эсминцы <Суа Тхайян Чон> и <Суа Кхамрон Син>, практически не отличающиеся от кораблей типа <Харусаме>. Они находились в строю до конца 1930-х годов.
Эскадренный миноносец <Муракумо>, Япония,1899 г.
Построен в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 275 т, полное 361 т. Длина наибольшая 65,7 м, ширина 5,95 м, осадка 1,7 м, Мощность двухвальной паросиловой установки 5470 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего построено шесть единиц: <Муракумо>, <Синономе>, <Югири>, <Кагеро>, <Сирануи> и <Усугумо>. <Синономе> погиб во время тайфуна 20.7.1913, остальные списаны в 1921-1922 годах.
Эскадренный миноносец <Инадзума>, Япония, 1899 г.
Построен в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 306 т, полное 410 т. Длина наибольшая 68,4 м, ширина 6,27 м, осадка 1,6 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость 30 узлов, Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего построено восемь единиц: <Инадзума>, <Икадзучи>, <Акебоно>, <Сазанами>, <Оборо>, <Нидзи>, <Акацуки> и <Касуми>. Последние два отличались увеличенной мощностью механизмов (6500 л.с.) и скоростью (31 уз.). <Нидзи> погиб в результате навигационной аварии 29.7.1900, <Акацуки> - от взрыва на мине 17.5.1904, <Инадзума> - в результате столкновения в декабре 1909 года, <Икадзучи> - от взрыва котла 10.10.1913. <Касуми> в 1913 году переоборудован в плавучую мишень и сдан на слом в 1920 году, остальные списаны в 1921 году.
Эскадренный миноносец <Сиракумо>, Япония, 1902 г.
Построен в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 342 т, полное 428 т. Длина наибольшая 67,5 м, ширина 6,34 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 7000 л.с., скорость 31 узел. Вооружение: одно 76-мм и пять 57-мм орудий, два торпедных аппарата. Всего построено две единицы: <Сиракумо> и <Асасиво>. Списаны в 1922 году.
Эскадренный миноносец <Харусаме>, Япония,1903 г.
Построен в Японии на верфи в Йокосуке. Водоизмещение нормальное 375 т, полное 435 т. Длина наибольшая 71,4 м, ширина 6,57 м, осадка 1,83 м. Мощность двухвальной паросиловой установки бООО л.с., скорость 29 узлов, Вооружение: два 76-мм и четыре 57-мм орудия, два торпедных аппарата. Всего построено семь единиц: <Харусаме>, <Хаятори>, <Асагири>, <Мурасаме>, <Ариаке>, <Араре> и <Фубуки>. Первые четыре вошли в строй до начала русско-японской войны, остальные - в феврале - мае 1905 года. <Хаятори> погиб от подрыва на мине 3.9.1904, <Харусаме> затонул во время шторма 24.11.1911, остальные списаны в 1922-1925 годах. В 1905-1909 годах в Японии построено еще 32 аналогичных корабля типа <Асакадзе>.
Эскадренный миноносец <Моде>, Швеция, 1902 г.
Построен в Англии фирмой <Ярроу>. Водоизмещение нормальное 410 т, полное 453 т. Длина наибольшая 68,42 м, ширина 6,25 м, осадка 1,6 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6500 л.с., скорость 31 узел. Вооружение: шесть 57-мм орудий, два торпедных аппарата. В 1928 году превращен в плавучую мишень, потоплен на учениях в 1936 году.
Эскадренный миноносец <Магне>, Швеция, 1905 г.
Построен в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение нормальное 430 т, полное 460 т. Длина наибольшая 67,51 м, ширина 6,33 м, осадка 1,83 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 7200 л.с., скорость 30,5 узла. Вооружение: шесть 57-мм орудий, два торпедных аппарата. В 1936 году превращен в плавучую мишень, сдан на слом в 1944 году.
Эскадренный миноносец <Вале>, Швеция, 1908 г.
Построен в Швеции фирмой <Кокумс>. Водоизмещение нормальное 430 т, полное 461 т. Длина наибольшая 67,5 м, ширина 6,32 м, осадка 1,8 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 7200 л.с., скорость 30 узлов. Вооружение: два 75-мм и четыре 57-мм орудия, четыре торпедных аппарата. Всего построено шесть единиц: <Вале>, <Рагнар>, <Сигурд>, <Видар>, <Хугин> и <Мунин>. Последние два имели двухвальную паротурбинную установку мощностью 10000 л.с. и были вооружены четырьмя 75-мм пушками. Исключены из боевого состава флота в 1940-1947 годах.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI