МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

КОРАБЛИ "ДИВИЗИОННОЙ" ЛИНИИ

В.КОФМАН

События в первом крупном морском бою Первой мировой войны для англичан складывались весьма удачно. Ворвавшись рано утром 28 августа 1914 года в Гельголандскую бухту, крейсера <Аретуза>, <Фирлесс> и 33 новейших эсминца застали дозорные германские миноносцы врасплох. Правда, те избежали гибели и сумели скрыться в тумане. И вот тогда на пути британских кораблей появилось несколько небольших суденышек - бывших миноносцев, безнадежно устаревших и использовавшихся для траления. Казалось, что под огнем почти сотни современнейших скорострельных четырехдюймовок им оставалось существовать считанные минуты. На ближайший D-8 обрушился град снарядов: свыше 600 штук! Хотя волнения первого боя отрицательно сказались на меткости стрельбы, все равно немецкий корабль получил более десятка попаданий. Английский отряд устремился вперед в твердой уверенности, что их противник в считанные минуты пойдет ко дну. Однако D-8 удержался на плаву и добрался до порта собственным ходом. На нем насчитали 13 убитых и 20 раненых - две трети всего экипажа. Так продемонстрировал свою феноменальную живучесть один из первенцев немецких торпедных кораблей <открытого моря>.
Любопытно, что Германия приступила к серийной постройке эскадренных миноносцев раньше <владычицы морей>, но при этом ее адмиралы исходили из совершенно других соображений. В середине 80-х годов XIX века, разворачивая массовое производство миноносцев, немецкие морские теоретики предложили придавать каждому дивизиону один дополнительный корабль, заметно более крупный и мореходный, способный принять на борт штаб и выполнять роль лидера в походе и атаке. Новый тип получил название <дивизионного миноносца>. Первые четыре <дивизионника> (D-1 - D-4), в сущности, представляли собой увеличенный в размерах стандартный миноносец фирмы <Шихау> с более высоким бортом. Они имели водоизмещение около 300 т, скорость чуть более 20 узлов и несли три 350-мм торпедных аппарата и шесть малокалиберных скорострелок. Для того чтобы выступать в роли <истребителей>, этого было явно маловато.
Следующая четверка, включавшая и героя Гельголанда D-8, была больше на 100 т и быстроходнее на 2 узла. Вооружение же осталось неизменным, разве что на последней паре, D-7 и D-8, калибр торпед возрос до 450 мм. Неудивительно, что в большинстве книг по истории кораблестроения эти довольно крупные носители минного оружия не признаются настоящими <дестройерами>; ни скорость, ни вооружение не позволяли им рассчитывать на безусловную победу над более многочисленными миноносцами неприятеля. Но двумя необходимыми качествами они уже обладали: неплохой мореходностью и отличной живучестью.
Можно сказать, что <дивизионные миноносцы> как бы задавали общее направление развития эсминцев кайзеровского флота, всегда имевших, по сравнению с их английскими <коллегами>, более слабое артиллерийское вооружение и несколько меньшую скорость, но не уступавшие им в мореходности и числе торпедных труб. Последний из представителей этой любопытной ветви, D-9, получил к тому же прямой форштевень и приподнятый полубак, что еще более улучшило его поведение на волне. Но артиллерия этого 450-тонного корабля по-прежнему не впечатляла - всего три 50-мм пушки против, к примеру, двух 76-мм и четырех 57-мм на чуть более поздних японских <истребителях> английской постройки, имевших к тому же в полтора раза меньшее водоизмещение и превосходивших <немца> в скорости на 7 узлов.
Однако прочность и мореходность германских кораблей в глазах кайзеровских адмиралов перевешивали сомнительные, на их взгляд, преимущества более мощной артиллерии, которую было непросто задействовать в свежую погоду. Купив у англичан классический 30-узловый <дестройер> Торникрофта (получивший обозначение D-10), германские конструкторы переняли для своего проекта только двухвальную механическую установку. В остальном серийные эскадренные миноносцы, к постройке которых Германия приступила в 1898 году, несли все отличительные черты <дивизионных> кораблей.
За шесть лет в строй вошло 32 единицы, внешне практически неразличимые, хотя первые из них (S-90 - S-101) имели водоизмещение 390 т, тогда как последние - почти на 90 т больше. Приподнятый короткий полубак, две широко расставленные трубы и палубный торпедный аппарат, располагавшийся между полубаком и мостиком (последний из-за этого заметно <съехал> к середине корабля), стали отличительными признаками последующих немецких эсминцев, строившихся вплоть до начала Первой мировой войны.
Интересно отметить, что сами немцы упорно продолжали считать свои новые торпедные корабли всего лишь <большими миноносцами>. По-прежнему их артиллерия состояла из трех 50-миллиметровок, а скорость составляла только 26,5-28,5 узла. Последнее неудивительно, поскольку германские кораблестроители продолжали применять в качестве топлива для котлов уголь, а в качестве главных механизмов - тяжелые паровые машины тройного расширения. Исключением стал турбинный S-125, вошедший в строй в 1904 году. Но инженеры <Шихау> (а три из четырех новых судов строились на верфях именно этой фирмы) не спешили с массовым введением английского новшества. Несмотря на слабое вооружение и не слишком высокую скорость, <большие миноносцы> первого поколения в составе флота оказались весьма полезными кораблями. Об их активном участии в войне 1914-1918 годов говорят и потери: треть из 32 единиц погибла в ходе <мировой мясорубки>, причем первый из серийных кораблей, S-90, нашел свой конец на другом конце света, в Китае, при осаде германской базы Циндао японцами и англичанами. В артиллерийских боях германским корабликам приходилось плохо: несмотря на то что на некоторых из них вместо 50-мм установили 88-мм орудия, противник явно превосходил их.
В то же время конструкторов фирмы <Шихау> никак нельзя упрекнуть в том, что они могут создавать только <тихоходы>. Вскоре после сокрушительного поражения Китая в войне с Японией, приведшего почти к полному уничтожению китайского флота, из <Поднебесной империи> поступил заказ на строительство четырех миноносцев. Одним из условий стало достижение ими 30-узловой скорости. Германские инженеры разработали проект легкого, удлиненного корабля (соотношение длины к ширине приближалось к 10, тогда как на <дивизионных> миноносцах оно составляло около 8,5), без проблем превысившего на испытаниях контрактную скорость на три с лишним узла. Головной <Хай-Хоа> достиг ЗЗ,6 узла, став в 1898 году одним из наиболее быстроходных кораблей мира. При этом водоизмещение новых единиц китайского флота равнялось всего 280 т, а на вооружении они имели шесть 47-мм скорострельных орудий и два палубных торпедных аппарата. Интересно, что разработчики почти полностью сохранили общую компоновку германских <истребителей> с двумя широко расставленными трубами.
Вероятнее всего, китайские миноносцы должна была покрыть завеса забвения - такова общая судьба технически совершенных боевых судов, попадавших во флоты отсталых стран с неумелым персоналом, где через несколько лет они теряли свои отличные свойства. Однако история распорядилась иначе. Еще не прошло двух лет с момента передачи кораблей Китаю, как им пришлось сменить своего хозяина. В ходе <боксерского> восстания 1900 года соединенная эскадра всех ведущих европейских стран блокировала базу китайского флота в Таку (Дагу), а британский десант под командованием будущего адмирала Роджера Кийза прямо со шлюпок взял на абордаж быстроходнейшие корабли мира. Победители разделили миноносцы между собой: по миноносцу досталось Англии, Франции, России и авторам проекта - немцам. Не обошлось и без своеобразного конфуза: в спешке дележа англичане, французы и немцы даже не запомнили экзотические китайские наименования (до настоящего времени так и не установлено, кому именно отошел конкретный корабль), и все трофейные единицы во всех флотах назвали одинаково - <Таку>, по имени китайского порта.
Английский и французский трофеи после тщательного обследования быстро перевели в резерв; их дальнейшая судьба не представляет особого интереса. Германский <Таку> дожил до осады Циндао и был уничтожен своей командой перед сдачей крепости. Попавший же в русский флот <Хай-Хоа>, переименованный в <Лейтенант Бураков>, ждала короткая, но яркая служба. Оказавшись к началу русско-японской войны в Порт-Артуре, <Бураков> стал самым быстроходным кораблем этой войны. Он неоднократно прорывал блокаду и доставлял важные депеши русского командования. Его <карьера> завершилась в июле 1904 года, когда севший на мель и оставленный командой миноносец прикончили японские минные катера.
К сожалению, китайский вариант творчества <Шихау> попал в руки наших моряков слишком поздно; возможно, произойди это на пару лет раньше, его ходовые свойства могли бы повлиять на выбор спецификации для новых русских эскадренных миноносцев. Но в апреле 1898 года Морской технический комитет принял для них весьма умеренные характеристики. При большом водоизмещении (350 т) контрактная скорость равнялась 27 узлам, а вооружение состояло из одной 75-мм и пяти 47-мм пушек. Неудивительно, что германские заводчики первыми стали в очередь на получение выгодного заказа. В течение года <Шихау> построила четыре корабля типа <Дельфин>, без проблем достигших на испытаниях требуемых 27 узлов. В октябре 1901 года доверху нагруженные разнообразными запасами эскадренные миноносцы отправились в <полукругосветку> на Дальний Восток и без особых приключений прибыли в Порт-Артур. Переименованные в 1902 году в <Бесстрашный>, <Беспощадный>, <Бдительный> и <Бесшумный> они хорошо проявили себя в ходе осады Порт-Артура. <Бдительный> получил повреждения от взрыва мины и его пришлось взорвать при сдаче крепости. Остальные три корабля благополучно прорвали блокаду и достигли Киао-Чао (Циндао), где они были интернированы, поскольку достичь отечественных портов без надлежащего снабжения и обеспечения в пути они не могли.
На российское Морское ведомство старая добрая компоновка германских <дивизионников> с их возвышенным полубаком произвела хорошее впечатление. Поэтому, когда с началом войны остро встал вопрос о необходимости быстро построить большое число мореходных эскадренных миноносцев, фирма <Шихау> вновь оказалась в первых рядах подрядчиков.
Экстренный заказ, заключенный в обстановке большой секретности в ноябре 1904 года, предусматривал быструю постройку десяти единиц по типу <Дельфина>. Оговаривалось, что немцы будут доставлять готовый комплект деталей и блоков в упакованном виде в Россию. <Пакеты> предполагалось везти через всю страну во Владивосток, где представители фирмы должны были руководить сборкой. Первый корабль планировалось получить в марте 1905 года - всего через полгода после заключения контракта. Немцы выполнили условия, но единственная железная дорога до Владивостока оказалась настолько загруженной, что первые два комплекта миноносцев отправились туда только в августе. К тому же Морское министерство резонно предположило, что сборка кораблей на необорудованном берегу бухты Улисс может оказаться небыстрой и некачественной, и потому решило не торопиться. Действительно, оба миноносца владивостокской сборки, <Капитан Юрасовский> и <Лейтенант Сергеев>, вступили в строй после окончания войны и на испытаниях либо не достигали проектной скорости, либо развивали ее с большим трудом.
Значительно меньше проблем оказалось с оставшимися восемью кораблями типа <Инженер-механик Зверев>, которые по измененному контракту достраивались на <родном> заводе <Шихау>. Все они без труда достигли 27,5-28 узлов; кроме того, полугодовая задержка благотворно сказалась на их вооружении. По опыту боевых действий, на них решили установить вторую 75-мм пушку вместо одной 47-мм. Все <шихаусские> <истребители> вошли в состав Балтийского флота, но, увы, спустя год после завершения войны.
К удачному германскому опыту в постройке потомков <дивизионных> миноносцев обратилась не только Россия. Италия, давно сотрудничавшая с <Шихау>, заключила в начале 1899 года контракт на постройку шести кораблей. Сравнивая проект <Лампо> с русским <Дельфином>, легко заметить, насколько не дотянул со своими требованиями наш Морской технический комитет. Итальянцы постарались выжать из поставщика максимум возможного. В результате их <истребители> имели на 10 процентов меньшее водоизмещение, при этом развивали свыше 31 узла, а артиллерия, помимо традиционной трехдюймовки в носу, включала пять 57-мм пушек вместо 47-мм.
Тем не менее, все эскадренные миноносцы <Шихау> первого поколения показали себя прочными, живучими, и, как следствие, стали довольно долговечными. Те из них, кому удалось пережить сражения Первой мировой войны, благополучно досуществовали до 1920-х годов, активно выполняя различные боевые и учебные задачи.

Эскадренный миноносец "Бесшумный", Россия, 1900 г. Строился в Германии фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 350 т. Длина наибольшая 63,52 м. ширина 5,9 м, осадка 2,7 м. Мощность двухвальной паросиловой установки 6000 л.с., скорость на испытаниях 27,4 узла. Вооружение: три палубных 450-мм торпедных аппарата, одно 75-мм и пять 47-мм орудий. Всего построено четыре единицы: <Дельфин>, <Кит>, <Скат> и <Касатка> (в 1902 году переименованы соответственно в <Бесстрашный>, <Бдительный>, <Беспощадный> и <Бесшумный>). Все участвовали в русско-японской войне; <Бдительный> взорван командой 2.1.1905 г. Остальные корабли серии приняли участие в боевых действиях в ходе Первой мировой и гражданской войн и сданы на слом в 1922-1924 годах.

"Дивизионный" миноносец D-1, Германия, 1887 г. Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 295 т. Длина наибольшая 56,15 м, ширина 6,6 м, осадка 3,2 м. Мощность одновальной паросиловой установки 2000 л.с., скорость на испытаниях 20,3 узла. Вооружение: три 350-мм торпедных аппарата. шесть 37-мм скорострельных орудий. Всего в 1886-1887 годах построено две единицы: D-1 и D-2. В 1893-1894 годах артиллерия заменена на три 50-мм пушки. В 1902-1904 годах прошли капитальный ремонт с заменой котлов, после чего переклассифицированы в яхты-стационеры <Кармен> и <Алиса Рузвельт> соответственно для Балтийского и Северного морей. В 1914 году вновь вооружены и в ходе войны использовались для патрулирования и траления. Сданы на слом в 1920-1921 годах.

"Дивизионный" миноносец D-9, Германия, 1894 г. Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 450 т. Длина наибольшая 63.1 м, ширина 7,73 м, осадка 3,73 м. Мощность одновальной паросиловой установки 4200 л.с., скорость на испытаниях 23,4 узла. Вооружение: три 450-мм торпедных аппарата, три 50-мм скорострельных орудия. Последний из <дивизионных> миноносцев, послуживший прототипом для стандартных эскадренных миноносцев Германии. В 1905 году прошел капитальный ремонт с заменой котлов. Участвовал в Первой мировой войне, после которой сдан на слом.

Эскадренный миноносец S-90, Германия, 1898 г. Строился фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 390 т. Длина наибольшая 63,07 м. ширина 7,02 м, осадка 2,32 м. Мощность двухвальной паросиловой устаовки 3900 л.с., скорость на испытаниях 27,2 узла. Вооружение: три 450-мм торпедных аппарата, три 50-мм скорострельных орудия. Всего в 1898-1901 годах построено 12 единиц: S-90-S-101. S-97 еще до ввода в строй переклассифицирован в тендер при императорской яхте <Гогенцоллерн> и переименован в <Сляйпнер>; в 1914 году вновь вооружен; его вместе с остальными тогда же переименовали в Т-91-Т-101 (кроме находившегося в Китае S-90, погибшего при осаде крепости Циндао). Т-100 затонул в 1915 году в результате столкновения; остальные сданы на слом после войны.

Эскадренный миноносец "Лампо", Италия, 1899 г. Строился в Германии фирмой <Шихау>. Водоизмещение нормальное 315 т. Длина наибольшая 62,05 м, ширина 6,51 м, осадка 2,55 м. Мощность двухеальной паросиловой установки 5400 л.с., скорость на испытаниях 31,3 узла. Вооружение: два 356-мм торпедных аппарата, одно 76-мм и пять 57-мм скорострельных орудий. Всего в 1899-1902 годах построено шесть единиц: <Лампо>, <Фречча>, <Дардо>, <Страле>, <Эуро>, <Остро>. <Фречча> поврежден в ходе итало-турецкой войны и выбросился на берег в бухте Триполи 12.10.1911 г., остальные сданы на слом в 1920-1924 годах.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz