МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
ЛИЛИПУТЫ ПРОТИВ ВЕЛИКАНОВ
С.БАЛАКИН
Среди морских офицеров - героев гражданской войны в США имя В.Кушинга занимает одно из самых почетных мест. И неудиви-тельно: осуществленная им дерзкая операция оказала огромное влияние на развитие военно-морского искусства и кораблестроения во всем мире, показав, что крошечный паровой катер может стать опасным противником для закованного в железо броненосца. Появление нового класса кораблей - представителей москитного флота - было предрешено.
...Темной ночью 27 октября 1864 года у побережья Северной Каролины появился небольшой паровой баркас и незаметно вошел в устье реки Роанок. На его борту находились 13 добровольцев под командованием лейтенанта Кушинга. Их целью был броненосец южан <Элбермарл>, находившийся на верфи города Плимут, в восьми милях от моря. Не так давно подводная лодка конфедератов пустила ко дну винтовой корвет северян <Хаусатоник>, поразив его шестовой миной. Теперь Кушинг намеревался применить против врага это же оружие, правда, установленное не на субмарине, а на обычном катере.
Северянам повезло: они оставались незамеченными до самого последнего момента, пока их не окликнули с <Элбермарла>. Минный баркас ринулся в атаку, но наткнулся на бон из бревен, окружавший броненосный корабль. Тем временем на последнем сыграли боевую тревогу, и вскоре по атакующим был открыт ураганный огонь из орудий и ружей. К счастью, катер находился слишком близко к борту, и снаряды пролетали высоко над головой; ущерб причиняли лишь пули и картечь, сразившие несколько человек. Под градом свинца Кушингу все же удалось расцепить бревна бона, опустить шестовую мину в воду и ударить ею в корпус броненосца. Раздался мощный взрыв, столб воды обрушился на минный катер и потопил его. Но и у южан дела были плохи: <Элбермарл> получил большую пробоину, ручные помпы с хлынувшей внутрь водой не справлялись, а паровые не действовали, так как котлы оставались холодными. <Все наши усилия оказались бесполезными, и через несколько минут судно затонуло, так что в настоящее время над водой видны только одни дымовые трубы>, - написал в своем рапорте на следующий день командир броненосца кэптен Уорлей.
Лейтенанту Кушингу и одному матросу удалось доплыть до противоположного берега реки и после долгих скитаний добраться до своих. Остальные члены экипажа катера погибли или попали в плен.
Успех нового оружия вызвал сильный резонанс во всем мире. Шестовые мины были приняты на вооружение в разных странах, причем зачастую ими оснащали мало подходящие для этого корабли. Так, в русском флоте применение шестовых мин отрабатывалось на броненосном фрегате <Адмирал Лазарев>, корвете <Богатырь> и даже на круглых броненосцах - поповках. В Германии в начале 1870-х годов построили целую серию так называемых <минных пароходов>. Среди них были, между прочим, колесные <Зефир> и <Риваль>. Остается загадкой, каким образом немцы хотели использовать в бою эти тихоходные колесники с высоченными дымовыми трубами: ни приблизиться незаметно к вражескому броненосцу, ни догнать последний в море у них не было никаких шансов.
Очень скоро стало ясно, что носителями шестовых и буксируемых (еще одна разновидность данного оружия, появившегося во время гражданской войны в США) мин должны стать не переоборудованные, а специально построенные суда - маленькие, незаметные и быстроходные. Первыми их попытались построить немцы. В 1871 году они заказали фирмам <Дервиент> в Данциге и <Вальтьен> в Бремене по три экспериментальные миноноски. В следующем году все шесть корабликов были готовы. Данцигские имели водоизмещение 34 т, длину 20,3 и ширину 3,3 м; бременские - соответственно 24 т, 14,6 и 3,22 м. Энергетическая установка - один цилиндрический котел и двухцилиндровая паровая машина простого расширения. Вооружение состояло из двух шестовых мин, несших по 17 кг пороха. Они могли стать родоначальниками класса миноносцев, если бы не их никудышная скорость: на испытаниях они развивали всего 7,7-8 узлов. Для атаки они не годились, поэтому после ряда опытов их переоборудовали в крепостные минные заградители № 1-6.
В результате первая полноценная миноноска появилась во флоте совсем другой страны. В 1872 году правительство Норвегии заказало британской фирме <Торникрофт> небольшое, но быстроходное суденышко - носитель шестовых и буксируемых мин. Англичане быстро разработали проект, взяв за основу паровой пассажирский катер. За счет увеличенного отношения длины к ширине, всемерного облегчения конструкции и применения паровой машины двойного расширения (компаунд) миноноска, получившая название <Мэлстрем>, на испытаниях в 1873 году показала невиданную скорость- 14,97 узла! По прибытии в Норвегию ее переименовали в <Рап> (что по-норвежски означает <быстрая>). Хотя на новом месте ей ни разу не удалось развить ход более 12,25 узла, она все равно оправдала свое имя, являясь самым быстроходным судном во всей Скандинавии.
Миноноска <Рап> прославилась не только тем, что была первой, но и своим долголетием. После ряда модернизаций она служила в качестве патрульного судна до 1920 года, после чего ее поставили на стенку на территории военно-морской базы в Хортене. В феврале 1945 года, находясь на берегу, миноноска получила свои первые и последние боевые повреждения, слегка пострадав от осколков во время бомбардировки базы союзной авиацией. <Рап> по сей день находится в экспозиции морского музея в Хортене, являясь единственным сохранившимся представителем своего класса судов.
Благодаря норвежскому заказу английская фирма <Торникрофт> стала <законодательницей мод> в новом виде морских вооружений. В 1874-1875 годах практически по чертежам <Рап> она построила по одной миноноске для Дании (№1) и Швеции (<Спринг>, позже переименована в <Глимт>), а также близкие к ним № 1 для Австро-Венгрии, № 5 и № 6 для Франции с увеличенной до 15-18 узлов скоростью. Одновременно четыре 11-тонные миноноски для Аргентины поставил главный конкурент <Торникрофта> - фирма <Ярроу>.
Шведы пытались скопировать английский проект: в 1878 году они построили по заказу Норвегии миноноску <Ульвен>, внешне точно повторявшую <Рап>, но сумевшую на испытаниях достичь лишь 10-узловой скорости. Для своего флота в Швеции были построены довольно крупные минные баркасы № 3-6 с двухвальной (!) паросиловой установкой, также оказавшиеся явными тихоходами.
В России эксперименты с шестовыми минами проводились с 1862 года. К середине 70-х годов во флоте имелось не менее десятка образцов этого оружия. Самой тяжелой была мина системы полковника В.Д.Петрушевского: ее вес без шеста составлял 182 кг, заряд - 57,5 кг артиллерийского пороха. Более легкие снаряжались пироксилином (от 3,2 до 24,6 кг). Кроме того, на вооружении состояли буксируемые мины - в нашем флоте их называли <крылатки>. Однако с носителями этого оружия - быстроходными и маневренными судами - дело обстояло хуже. Лишь в 1876 году фирме <Торникрофт> были заказаны две миноноски; к началу войны с Турцией они оказались единственными современными боевыми единицами.
Остальной миноносный флот пришлось собирать, как говорится, с бора по сосенке. Уже в январе 1877 года на Черном море и Дунае имелось 15 мобилизованных паровых катеров, позже к ним добавилось еще несколько. В этой разношерстной компании были пассажирские, портовые, промерные, разъездные катера; <Наварин> и <Минер> представляли собой паровые шлюпки с императорских яхт <Полярная Звезда> и <Держава>. Наиболее совершенными считались <Шутка> и <Мина> - они имели металлические корпуса и могли развивать скорость до 14-16 узлов. Большинство же остальных представляли собой обычные паровые деревянные шлюпки со скоростью порядка шести узлов. И тем не менее, вооруженные шестовыми минами, они в руках русских моряков превратились в грозную силу, способную противостоять значительно более мощному османскому флоту...
В ночь на 15 мая 1877 года в Мачинский рукав Нижнего Дуная вошли четыре минных катера под Андреевскими флагами: <Царевич>, <Царевна>, <Джигит> и <Ксения>. <Царевич> (его еще часто называли <Цесаревич>) представлял собой бывшую румынскую шлюпку <Риндуница> (<Ласточка>); командовал им лейтенант Ф.В.Дубасов - будущий вице-адмирал и московский генерал-губернатор. В 2 часа 30 минут впереди показались темные силуэты - это был отряд турецких кораблей, стоявших на якоре. Катера держались у берега и не были обнаружены неприятелем. Когда до цели оставалось чуть больше 100 м, они дали полный ход и устремились на врага. Лишь в этот момент турки спохватились и открыли ожесточенный ружейный и артиллерийский огонь.
Первым атаковал <Царевич>. Он приблизился к находившемуся посередине реки монитору <Сейфи> и ударил его шестовой миной в корму. Огромный столб воды обрушился на катер и почти полностью залил его. Монитор накренился, продолжая яростно отстреливаться, но в этот момент к нему прорвался катер <Ксения> под командованием лейтенанта А.Шестакова. Взрыв еще одной мины произошел вблизи миделя корабля - в воздух взлетели обломки, обрывки снастей... <Сейфи> затонул почти тотчас. Русские катера, несмотря на полученные повреждения, благополучно вернулись назад.
Кстати, отличившийся в эту ночь <Царевич> также оказался долгожителем. В 1878 году его возвратили Румынии, и он снова стал <Риндуницей>. В течение долгого времени служил гидрографическим судном, а с началом первой мировой войны был вновь мобилизован. 15 августа 1916 года вооружейная двумя торпедами <Риндуница> под командованием капитана А.Негулеску участвовала в атаке на австро-венгерский монитор <Бодрог>, находившийся на рейде порта Русе (Рущук). Монитор чудом избежал гибели: выпущенная торпеда угодила в стоявшую у борта баржу, которую не удалось разглядеть в темноте...
Во время русско-турецкой войны появился еще один оригинальный тип боевого корабля - носителя минного оружия. Им стал пароход <Великий князь Константин>, переоборудованный по инициативе лейтенанта С.О.Макарова. Пароход получил на вооружение шестовые, буксируемые, метательные (выстреливаемые из минных пушек и идущие к цели по инерции) мины, а также четыре минных катера, поднимавшиеся на борт шлюпбалками. Собственное оружие <Константин> не применял, но его катера, доставлявшиеся в любую точку Черного моря, немало попортили крови неприятелю. И именно с ними связано последующее эпохальное событие в эволюции морского оружия.
Минный катер "ЦАРЕВИЧ", Россия, 1877 г.
Бывший румынский катер <Риндуница>, построен в Англии в 1875 г. Длина наибольшая 15 м, ширина 3 м, осадка 0,75 м. Паровая машина мощностью 31 л.с., скорость 8 узлов. Вооружение - две шестовые мины. В 1878 г. возвращен Румынии, где служил под прежним названием.
Минный баркас лейтенанта Кушинга, США, 1863 г.
Характеристики судна неизвестны.
Миноносец № 1, Германия, 1872 г.
Водоизмещение полное 34 т, длина наибольшая 20,3 м, ширина 3,3 м, осадка 1,9 м. Паровая машина мощностью 250 л.с., скорость 8 узлов. Вооружение - две шестовые мины. Всего построено три единицы (фирмой <Дервиент>).
Большой минный катер № 3, Швеция, 1879 г.
Водоизмещение полное 24,3 т, длина наибольшая 17,07 м, ширина 3,2 м, осадка 1,2 м. Две паровые машины общей мощностью 80 л.с., скорость 9,5 узла. Вооружение - четыре шестовые мины. Всего построено четыре единицы: № 3-6, позже получили № 143, 145, 147, 149.
Миноноска "РАП", Норвегия, 1873 г.
Строилась в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение полное 15 т, длина наибольшая 17,34 м, ширина 2,28 м, осадка 0,9 м. Паровая машина мощностью 90 л.с., скорость 14,97 узла. Вооружение - две шестовые мины.
Миноноска № 1, Австро-Венгрия, 1875 г.
Строилась в Англии фирмой <Торникрофт>. Водоизмещение полное 15 т, длина наибольшая 20,37 м, ширина 2,6 м, осадка 0,9 м. Паровая машина мощностью 190 л.с., скорость 18 узлов. Вооружение: две шестовые мины. Всего построено три единицы: № 1 для Австро-Венгрии, № 5 и № 6 - для Франции.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI