МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"

"ЭСКАДРЕННЫЙ КРЕЙСЕР": БОРЬБА МНЕНИЙ

Г.Смирнов
В.Смирнов

"В истории флотов нет примера, чтобы один корабль сыграл роль, подобную той, какая выпала на долю "Гебена", - писал в 1923 году советский морской историк А. Шталь. - Все разрушения, причиненные знаменитыми крейсерами, вроде "Алабамы", бледнеют пред теми бедствиями, причиной которых был "Гебен".
С такой оценкой действительно можно согласиться при внимательном изучении событий, вошедших в историю как прорыв "Гебена" и "Бреслау" в Дарданеллы. А если говорить точнее, при изучении событий, предшествовавших этому прорыву...
Гонка морских вооружений, начавшаяся после спуска "Дредноута" в 1906 году, захватила не только главных соперников - Англию и Германию и сильные морские державы - США, Японию, Россию, Францию, Италию, но и три крупнейших латиноамериканских государства. Для Аргентины на американских верфях были заложены кили дредноутов "Ривадавия" и "Морено", для Чили и Бразилии на английских строились "Альмиранте Кохрен" и "Альмиранте Латорре", "Мирас Вераес" и "Сан-Паулу".
Позже Бразилия заказала в Англии третий линкор - "Рио-де-Жанейро" - "всем дредноутам дредноут", вооруженный четырнадцатью 305-мм орудиями. Когда финансовые затруднения заставили Бразилию отказаться от заказа, на сцену выступила Турция. Она не только перекупила находившийся на стапеле бразильский линкор, но и заказала Англии еще один корабль того же класса.
К началу лета 1914 года оба дредноута - "Султан Осман I" и "Ришадие" - были близки к завершению. Однако английские фирмы под всеми предлогами затягивали сдачу кораблей: близилась осень 1914 года - время, по прогнозам английских политиков, наиболее вероятное для возникновения англо-германского вооруженного конфликта. К такому выводу британское адмиралтейство пришло еще в 1909 году, взяв в расчет, что именно осенью 1914 года будет закончено расширение Кильского канала и что для Германии наступит наиболее выгодное соотношение сил на море.
Ход событий подтвердил этот прогноз, и англичане, все время бывшие начеку, не упустили момента. Как только 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Англия поспешила реквизировать оба турецких дредноута и включила их в состав своего флота под названием "Эджинкорт" и "Эрин". Это вызвало негодование турок, рассчитывавших реформировать свой флот этими линкорами, часть средств на постройку которых была собрана по общественной подписке. Реквизицией воспользовался кайзер Вильгельм II, давно мечтавший втянуть Турцию в войну на стороне Тройственного союза. Он не замедлил предложить турецкому правительству два новейших боевых корабля, находившихся с 1912 года в Средиземном море. То были линейный крейсер "Гебен" и легкий крейсер "Бреслау". Турция с восторгом приняла "королевский" дар немцев, и адмирал Сушон, командовавший этой маленькой эскадрой, 3 августа 1914 года получил приказ морского генерального штаба следовать в Константинополь. Но не так-то легко было выполнить этот приказ...
Франция уже находилась в состоянии войны с Германией и перебрасывала свои войска из Северной Африки в Тулон. Англия сохраняла официальный нейтралитет до 5 августа. Ожидалось, что вот-вот в войну вступит Австро-Венгрия, но официального объявления войны еще не было. Никто не знал, какую позицию займет Италия. Наконец, Турция склонялась на немецкие уговоры, но не спешила объявить об этом во всеуслышание, так что ее действительная позиция оставалась для стран Антанты полной загадкой.
Тайное соглашение Германии с Турцией открыло перед немецкими крейсерами возможность уйти в восточную часть Средиземного моря, свободную от английских кораблей. Тем не менее положение адмирала Сушона было не из легких, поскольку посылаемые ему директивы менялись буквально каждый час. Сначала поступил приказ идти в Константинополь, но турки запротестовали, так как не желали сбросить маску нейтралитета до завершения всеобщей мобилизации. В связи с этим Сушону велели следовать в австрийский порт Пола. Однако тут воспротивились австрийцы, ссылаясь на свою неподготовленность к войне. В конце концов выбор решения предоставили самому Сушону. Тот направился в восточную часть Средиземного моря, 8 августа у острова Денуза принял уголь и 10 августа вошел в Дарданеллы.
И тут-то 13 августа Турция объявила, что она купила у Германии "Гебен" и "Бреслау", которые вошли в состав турецкого флота под названием "Султан Джавус Селим" и "Мидилли", хотя команды на этих кораблях остались немецкие.
29 октября 1914 года адмирал Сушон, принявший должность главнокомандующего турецкого флота, 6ез согласования с турецким правительством предпринял нападение на российские порты Черного моря. 31 октября 1914 года Россия в ответ на это разбойное нападение объявила Тройственному союзу войну, союзники заблокировали Дарданеллы, и Турция вопреки собственному желанию оказалась втянутой в первую мировую войну.
Как ни скрывали англичане тактико-технические данные своего первого линейного крейсера "Инвинсибл", кое-какая информация о нем все же просочилась в Германию. Выяснилось, что "Инвинсибл" станет подобием "Дредноута", только вместо 305-мм орудий будет нести такое же количество 234-мм пушек. Не раздумывая долго, немцы решили сделать так же, как англичане: заложенный ими крейсер "Блюхер" (103) был облегченным подобием строившегося в это же время первого германского дредноута "Нассау", вооруженным не 280-мм, а 210-мм орудиями. Увы, просочившаяся из Англии информация на деле оказалась дезинформацией. Вот почему "Блюхер" получился настолько слабее "Инвинсибла", что у немцев язык не повернулся назвать его линейным крейсером. Он получил необычное для тех лет название "тяжелого крейсера" и рассматривался как переходный тип между прежними броненосными и новыми линейными крейсерами.
Зато в конструкции следующего корабля - "Фон дер Танн" (104) - в полной мере проявились те особенности, которые отличали все немецкие линейные крейсеры от английских. В прошлом номере мы писали, что в германских линейных крейсерах эскадренные требования преобладали над крейсерскими, и теперь настало время уточнить, в чем именно это проявлялось. Считая целью и центром тяжести всей тактики флота генеральный бой, Тирпиц оценил значение высокой живучести корабля, созданного для эскадренного сражения. "Высшим качеством корабля, - писал он, - следует считать его способность сохранять плавучесть в вертикальной плоскости и продолжать бой".
Для выполнения этого требования немецкие кораблестроители исследовали остойчивость и плавучесть судов на сотнях моделей. В результате были установлены наилучшие марки броневой стали, выявлены наивыгоднейшие способы расположения брони, оценено свойство угля поглощать энергию подводных взрывов и значение цельных водонепроницаемых переборок ниже уровня ватерлинии. Одновременно разрабатывались новые принципы организации службы по борьбе за живучесть корабля в бою. Параллельно велась отработка снарядов, взрывателей и другой артиллерийской техники. Все это позволило немцам создать орудия, которые могли конкурировать с английскими при меньшем калибре. Так, на первых трех типах немецких линейных крейсеров устанавливались 280-мм орудия против 305-мм английских. Когда англичане перешли на 343-мм, немцы применили 305-мм. Почему же немцам удавалось обходиться более легкими орудиями? Оказывается, боевой корабль представляет собой такой симбиоз брони и вооружения, в котором мощь нападения тесно связана со стойкостью защиты. Последние немецкие линейные крейсеры несли орудия всего по 305-мм по сравнению с английскими 343-мм, зато толщина брони у них была 300-мм против 229-мм английских. В итоге получалось: 305-мм немецкий снаряд пробивал тонкую английскую броню с дистанции 11 700 м, а 343-мм английский снаряд поражал толстую броню немецких крейсеров лишь с 7880 м!
В числе недостатков немецких линейных крейсеров морские специалисты называли установку орудий среднего калибра - 150-мм - и большого количества торпедных аппаратов, которые, как явствовал опыт, оказались ненужным балластом на крупных кораблях.
При сравнении первых английских и немецких линейных крейсеров нетрудно заметить, что "Фон дер Танн" был на 1000 т тяжелее "Инвинсибла", нес броню на 75 мм толще и развивал скорость на один узел больше. Недостатки "Фон дер Танна" были устранены в крейсерах следующей серии - "Мольтке" (см. первую страницу) и "Гебен".
Утолщение барбетов башен, два дополнительные броневые палубы, броневая защита оконечностей корабля, дымоходов и дымовых труб, пятая кормовая башня главного калибра, стреляющая поверх другой, - все это потребовало увеличения водоизмещения на 3600 т, по сравнению с "Фон дер Танном". Для повышения живучести в бою на "Мольтке" и "Гебене" установили два руля (один за другим), приводимые в действие из разных отсеков. Это должно было свести к минимуму возможность их одновременного выхода из строя.
Из четырех линейных крейсеров, упомянутых в этой статье и вступивших в строй до начала войны, наиболее драматичной оказалась судьба "Блюхера". В январе 1915 года кайзер санкционировал выход немецкого флота в Северное море, с тем чтобы выманить британский флот из баз и разбить его по частям. В процессе подготовки к этой операции немецкое командование послало эскадру линейных крейсеров, в которую входил "Блюхер", к Доггер-банке в Северном море, чтобы очистить этот район от британских легких сил. Захваченные русскими моряками на "Магдебурге" шифры и на сей раз помогли англичанам вовремя узнать об этом выходе и заранее к нему подготовиться. Поэтому адмирал Хиппер, командовавший немецкими кораблями, сам того не подозревая, шел прямо в поставленную ему ловушку.
Отряды английских и немецких линейных кораблей вошли в соприкосновение 24 января в 8.52, и на "Блюхере", шедшем концевым в германской колонне, сосредоточился огонь таких мощных кораблей, как "Лайон", "Тайгер" и "Принцесс Ройал". 343-мм снаряд пробил броневую палубу между двумя средними 210-мм башнями и поджег несколько десятков зарядов в коридоре для подачи боеприпасов. Огонь перебросился в башни и уничтожил всех, кто в них находился. Охваченный пламенем, "Блюхер" потерял ход, получая все новые и новые попадания, но продолжал вести ответный огонь. Он замолчал лишь после трехчасового боя, получив 7 торпедных и около сотни артиллерийских попаданий.
Более удачливым оказался "Гебен": он уцелел, хотя и получил серьезные повреждения. Уже 29 октября 1914 года во время нападения на Севастополь в него попало три тяжелых снаряда русские крепостных орудий. Спустя три недели у мыса Сарыч русский броненосец "Евстафий" с первого залпа поразил "Гебен" и в течение 14 минут "угостил" его тремя 305-, одиннадцатью 203- и 152-мм снарядами. Эта встреча обернулась для "Гебена" выходом из строя на две недели, 115 убитыми и 57 ранеными. Наконец, 26 декабря, возвращаясь из Черного моря в Босфор, "Гебен" подорвался на двух русских минах и выбыл из строя еще на четыре месяца. Появление русских дредноутов "Императрица Екатерина II" и "Императрица Мария" осенью 19!5 года окончательно вытеснило "Гебен" из Черного моря.
Однотипный с "Гебеном" "Мольтке" пользовался в немецком флоте репутацией злосчастного корабля. В 1915 году взрыв в машинном отделении погубил девять кочегаров и чуть было не стал причиной гибели самого корабля. Спустя несколько месяцев во время шторма в Атлантике волна смыла за борт четверых моряков. Потом во время пожара на камбузе погибло еще четыре матроса. Все это настолько укрепило суеверие, что простое участие "Мольтке" в какой-либо операции стало считаться достаточным, чтобы обречь ее на неудачу.
Именно так и получилось во время последнего выхода германского флота в апреле 1918 года. Командующий флотом адмирал Шеер решил вывести значительные немецкие силы для нападения на корабли Антанты, сопровождавшие скандинавский конвой. Однако, по молчаливому убеждению многих моряков, эта операция была обречена на провал с самого начала, ибо в отряд из пяти линейных крейсеров был включен "Мольтке". И, как назло, это нелепое пророчество оправдалось!
Успех похода был невозможен без соблюдения строжайшей секретности, поэтому командирам кораблей запретили пользоваться радио. Но получилось так, что радиомолчание оказалось нарушенным, и нарушил его именно "Мольтке". 28 апреля, на второй день после начала операции, на корабле поломалась турбина и был потерян один из гребных винтов. "Приняв" 2 тыс. т воды, "Мольтке" не мог идти дальше. Но как известить об этом адмирала? После некоторых колебаний командир решил воспользоваться радио...
Англичане, бывшие все время начеку, изменили курс конвоя и отдали подводной лодке Е-42, находившейся в этом квадрате, приказ атаковать противника. В результате Шеер проскочил мимо конвоя, а виновник провала "Мольтке" во время буксировки в порт был атакован Е-42 и получил торпеду в самую середину корпуса. Правда, живучесть, которой славились германские линейные корабли, спасла положение: "Мольтке" остался на плаву, но лишь для того, чтобы несколько месяцев спустя разделить бесславную капитуляцию с другими уцелевшими кораблями немецкого флота.

Линейный крейсер "МОЛЬТКЕ", Германия, 1910 г. спущен на воду в 1910 году, в строй вступил в 1911 году. Водоизмещение 22640 т, мощность паровых турбин 70-86 тыс. л. с., скорость хода 27-29 узл. Длина наибольшая 186,5 м, ширина 29,5, среднее углубление 8.77 м. Блокирование: пояс 270 мм, палуба 50 мм башни 230 мм, боевые рубки 200-350 мм, каземат 150 мм. Вооружение: 10-280 мм, 12-150-мм, 12-88-мм орудий, 4-88-мм зенитные пушки, 4 торпедных аппарата. Всего построено 2 - "Мольтке" и "Гебен".
Практически вытесненный из Черного моря русским флотом, "Гебен", действуя вместе с "Бреслау", потопил в январе 1918 года в Эгейском море два английских монитора. Однако был вынужден прервать операцию по нападению на порт Мудрос, поскольку "Бреслау" подорвался на мине. Пытаясь взять пострадавший крейсер на буксир, "Гебен" сам подорвался на мине. В конце концов "Бреслау" затонул, а "Ге6ен" сел на грунт и в течение недели подвергался атакам с воздуха, пока туркам не удалось отбуксировать его в базу флота. После заключения перемирия между Турцией н союзниками немецкая команда сошла с корабля и девять лет судьба сильно поврежденного "Ге6ена" оставалась неопределенной. В 1930 году французы капитально отремонтировали корабль, и под названием "Джавус Селим" он снова вступил в строй турецкого флота. В 1936 году название было изменено на "Явуз", и под ним "Гебен" прослужил до 1960 года, продемонстрировав рекордный для корабля срок службы - 48 лет!
"Мольтке" участвовал в ряде сражений первой мировой войны, капитулировал в 1918 году и вместе со всем германским флотом был приведен в Англию, в бухту Скапа-Флоу.

Тяжелый крейсер "БЛЮХЕР", Германия, 1908 г. Водоизмещение 15 500 т, мощность паровых машин тройного расширения 32-44 тыс. л. с., скорость хода 24,5-26 узл. Длина наибольшая 163 м, ширина 24,5 м. Бронирование: пояс 170 мм, башни 170 мм. Вооружение: 12- 210-мм, 8-150-мм, 16-88-мм орудий, 4-88-мм зенитные пушки, 4 торпедных аппарата. Погиб в бою при Доггер-банке в январе 1915 года.

Линейный крейсер "ФОН ДЕР ТАНН", Германия, 1909 г. Водоизмещение 19100-21000 т, мощность паровых турбин 43600-79800 л. с., скорость хода 25-28 узл. Длина наибольшая 171,7 м, ширина 26,6 , средняя углубление 8.91 м. Бронирование: пояс 250 мм, палуба 50 мм, башни 230 мм, боевые рубки 200-250 мм, казематы 150 мм. Вооружение: 8-280-мм, 10-150-мм, 12-16 - 88-мм орудий, 4 - 88-мм зенитные пушки, 4 торпедных аппарата. Участвовал во многих сражениях первой мировой войны. в 1918 году капитулировал и вместе со всей германским флотом был приведен в бухту Скапа-Флоу в Англии, где и был затоплен своим экипажем в 1919 году. В 1930-1934 годах был поднят и продан на слом.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz