МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
КРЕЙСЕРА МАЛЫХ ГОСУДАРСТВ
Г.Смирнов
В.Смирнов
Период 1890-1905 годов вошел в историю кораблестроения как эпоха отработки прототипов. Его характерной особенностью было то, что все морские державы главное внимание сосредоточили на кораблях, составлявших костяк боевых эскадр, - на эскадренных броненосцах и броненосных крейсерах. Поэтому во флотах таких государств малые и средние бронепалубные крейсеры были весьма немногочисленны. Особенно мал был процент таких крейсеров во флотах Австро-Венгрии и Италии, соперничавших на Средиземном море.
В 1890-1905 годах в строй австро-венгерского флота вступило всего пять легких бронепалубных крейсеров: однотипные "Кайзерина Елизавета" и "Кайзер Франц-Иосиф I" (4064 т, 20 узл., 2 - 240-мм и 6 - 150-мм орудий) и три крейсера типа "Зента". Что касается Италии, то она успешно развивала тип малого минного и артиллерийского крейсера, предназначенного для действия на ограниченных морских театрах, - "Триполи", "Монтебелло", "Ириде", "Партенопи", "Урания", "Аретуза", "Минерва" и "Капрера". При водоизмещении около 850 т они развивали 19-21 узл. и несли одно-два 120-мм и по нескольку 37-57-мм орудий и торпедных аппаратов. В 1899 году на базе этих кораблей создали более крупные "Агордат" и "Коатит" (1313 т, 22-23 узл., 12 - 76-мм орудий). Но наиболее значительной серией легких бронепалубных крейсеров, созданных на основе эльзвикского "Пьемонта", стали крейсеры типа "Ломбардия" - "Ломбардия", "Этрурия", "Умбрия", "Лигурия", "Эльба", "Калабрия" и "Пулья".
Самостоятельный тип легкого крейсера был разработан в Голландии. Создав в 1892 году крейсер "Кенигин Вильгельмина дер Нидерланден" (4700 т, 16 узл., 1 - 280-мм, 1 - 208-мм, 2 - 173-мм и несколько 75-37-мм орудий), голландцы разработали серию из шести бронепалубных крейсеров типа "Зеландия". После заказанного в Англии крейсера "Реина Регенте" приступила к их самостоятельной постройке Испания. В 1892 году на воду спустили "Лепанто" (5000 т, 20 узл., 4 - 200-мм, 6 - 119-мм и несколько 37-57-мм орудий), а в 1900-м - "Эстремадура" (2030 т, 20 узл., 8 - 102-мм и несколько 37-57- и 75-мм орудий). Самым совершенным из бронепалубных крейсеров, построенных в этот период на испанских верфях, стал крейсер "Реина Регенте" II . Большинство же второстепенных флотов Европы, Азии и Латинской Америки продолжали заказывать бронепалубные крейсеры фирмам Германии, Франции и Англии. Особенно большое количество заказов получала фирма Армстронга, имевшая благодаря этому возможность совершенствовать эльзвикские крейсеры, продаваемые ею в Португалию, Чили, Бразилию и Аргентину. Все три аргентинских бронепалубных крейсера - "Винтецинко ди мэйо", "Нуэве де Джулио" и "Буэнос-Айрес" были построены именно в Эльзвике.
Бронепалубный крейсер "ЗЕНТА", Австро-Венгрия, 1897 г.
Водоизмещение 2300 т, мощность 7 тыс. л. с., скорость хода 20 узл. Длина между перпендикулярами 92,5 м, ширина 12, среднее углубление 4,32 м.
Бронирование: палуба 44,5-51 мм, боевая рубка 51 мм.
Вооружение: 8 - 119-мм, 8 - 47-мм пушек, 1 пулемет, 2 торпедных аппарата.
Всего построено 3, причем "Жигетвар" и "Асперн" имеют водоизмещение 2437 т и длину 95,5 м.
Бронепалубный крейсер "ЛОМБАРДИЯ", Италия, 1890 г.
Водоизмещение 2389 т, мощность 7441 л. с., скорость хода 17 узл. Длина между перпендикулярами 80 м, ширина 12, среднее углубление 4,9 м.
Бронирование: палуба 25-51 мм.
Вооружение: 6 - 119-мм, 8 - 57-мм, 2 - 37-мм орудия.
Всего построено шесть (?) различного водоизмещения и с разным вооружением ("Ломбардия", "Этрурия", "Умбрия", "Лигурия", "Эльба", "Калабрия" и "Пулья")
Бронепалубный крейсер "ЗЕЛАНДИЯ", Голландия, 1896 г.
Водоизмещение 3900 т, мощность 10 583 л. с., скорость хода 19,4 уэл. Длина между перпендикулярами 90 м, ширина 14,8, среднее углубление 5,35 м. Дальность плавания 2200 миль.
Бронирование: палуба 51 мм, башни 152 мм, казематы и боевая рубка 102 мм.
Вооружение: 2 - 150-мм, 4 - 47-мм. 4 - 75-мм, 8 - 37-мм орудий, 4 пулемета, 4 торпедных аппарата.
Всего построено шесть: "Зеландия", "Голландия" и "Фрисландия" - 3900 т и "Утрехт", "Гельдерланд" и "Ноорд Брабанти" - 4033 т.
Бронепалубный крейсер "РЕИНА РЕГЕНТЕ" II, Испания, 1906 г.
Водоизмещение 5872 т, мощность 6500 л. с., скорость хода 20 узл. Длина между перпендикулярами 103 м, ширина 16, среднее углубление 6,1 м.
Бронирование: палуба 82,5 мм.
Вооружение: 10 - 140-мм, 12 - 57-мм, 2 - 37-мм пушки, 3 торпедных аппарата.
Бронепалубный крейсер "БУЭНОС-АЙРЕС", Аргентина, 1895 г.
Строился в Англии.
Водоизмещение 4500 т, мощность 18000 л. с; скорость хода 24 узл., дальность плавания 10 тыс. миль.
Бронирование: палуба 37-51 мм, боевая рубка - 152 мм.
Вооружение: 2 - 203-мм, 4 - 152-мм, 6 - 119-мм, 4 - 57-мм, 16 - 47-мм орудий, 6 пулеметов, 5 торпедных аппаратов.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI